На службе Отечеству. Глава 1. Российская наука побеждать

Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет

Переломной в жизни России стала эпоха Петра I (1672-1725). Он провел реформы практически всех сторон государственной жизни России, форсировал экономическое развитие страны, заложив ряд новых мануфактур, верфей. Перевооружив армию и создав мощный военный флот, Петр I овладел турецкой крепостью Азов (1695), получив выход к Азовскому морю. Затем он начал Северную войну 1700-1721 гг., стремясь выйти и к Балтийскому морю. При Петре завершается создание русской регулярной армии. Была проведена унификация калибров ручного огнестрельного оружия, учреждена полевая артиллерия, заведен понтонный парк, для правильного снабжения войск созданы провиантские магазины и упорядочена обозная служба. Но самое главное — было положено начало систематическому военному образованию в России. Прежде всего рекрутируемая им армия нуждалась в искусных артиллеристах. Недостаток хорошо подготовленных специалистов этого профиля проявился во время Азовских походов Петра I и царь, всегда гордившийся своим чином капитана бомбардирской (артиллерийской) роты Преображенского полка постарался решить эту проблему. В 1697 г., отправляясь с великим посольством в первое свое большое путешествие по Европе, он взял с собой несколько лучших бомбардиров Преображенского полка, за границей прошедших обучение у лучших немецких артиллеристов. Петр и сам, находясь в Кенигсберге получил ряд бесценных уроков стрельбы у известного специалиста фон Штернфельда, который выдал ему аттестат, подтверждающий, что он "является искусным и совершенным огнестрельным мастером". По возвращении ездившие с Петром I бомбардиры стали преподавателями первой военной школы, учрежденной царем в Москве при Преображенском полку. Произошло это в самом начале XVIII века. В этой Пушкарской школе будущих офицеров-артиллеристов обучали математике, баллистике и фортификации.

В январе 1701 г. в Москве была образована знаменитая Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем — Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. Впрочем, сам Петр I говорил, что Навигацкая школа "нужна не только морскому ходу, но и артиллерии и инженерству". В школу стали принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" в возрасте 12—17 лет (позже и 20-летних). Состоятельные ученики, имевшие более 5 крестьянских дворов содержались за свой счет, а остальные получали от казны кормовые деньги. В Навигацкой школе детей учили грамматике, арифметике, геометрии и тригонометрии, "рапирной науке" (фехтованию). Выпускники-дворяне назначались во флот, инженерами и в артиллерию, а лица низших сословий (которые обучались только грамоте и счету) становились преподавателями цифирных школ, писарями, архитекторскими помощниками и служащими Адмиралтейства.

В Навигацкой школе преподавали 3 иностранных учителя — профессор математики А. Ферхварсон и выпускники Королевской Лондонской школы при госпитале Христа С. Гвин и Р. Грейс, а также единственный русский учитель Леонтий Филиппович Магницкий. Именно он в 1703 г. издал учебник "Арифметика, сиречь наука числительная", в котором впервые в учебных целях использовал арабские цифры вместо старого буквенного обозначения чисел. Каждое новое математическое правило он предварял простым примером. "Арифметика" Магницкого состояла из двух книг. В первой рассматривались вопросы практической арифметики и геометрия, прогрессии, правила извлечения квадратных и кубических корней. Во второй — шестеричные дроби, решение уравнений первой и второй степени, элементы тригонометрии, астрономии, навигации и землемерия. Вместе с А. Ферхварсоном Магницкий издал "Таблицы логарифмов и синусов".

В Навигацкой школе была установлена строгая дисциплина, за малейший проступок учащихся наказывали плетьми; за пропуск уроков взимали крупный денежный штраф. Выпускники Навигацкой школы проходили практику на флоте (впервые в 1706 г.), участвовали в геодезических и архитектурно-строительных работах.

После того, как в 1715 г. в Петербурге была учреждена Академия морской гвардии, Навигацкая школа потеряла свое самостоятельное значение, будучи преобразованной в приуготовительное заведение этой Академии.

Бушевавшая в то время Северная война со шведами и потребности развивающихся вооруженных сил вынуждали правительство расширять и совершенствовать систему военно-учебных заведений. В 1712 г. в Москве открылась Инженерная школа (в ней учились 23 ученика), а в 1719 г. такая же школа в Петербурге. В 1723 г. московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с действующей в этом городе. Одна за другой учреждаются артиллерийские школы — при единственном существовавшем тогда артиллерийском полку (1712), при Петербургском лабораторном доме, в которой обучались уже состоявшие на службе пушкари (1721). Подготовленные военные специалисты участвовали в крупнейших баталиях того времени: сражении со шведами у деревни Лесной, Полтавской битве, Прутском походе, боевых действиях в Померании (осадах Фридрихштадта, Тенингена и Штеттина). Питомцы Петра сопровождали императора и в дальнем Персидском походе 1722-1723 гг., в ходе которого было завоевано почти все побережье Каспийского моря, в том числе иранские провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад.

Петр I принимал участие в написании и редактировании ряда военных и морских уставов, регламентов, законов, военно-исторических трудов: "Книга Устав воинский" "Книга Устав морской", "Краткое положение об учении конного драгунского строю", "Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи", "Артиллерийское наставление", "Книга Марсова или воинских дел" и др. Рукописи этих инструкций испещрены поправками и дополнениями, сделанными рукой царя. Особое значение имел "Артикул воинский" (от лат. articulus — артикул, статья, параграф) — первый российский военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс, разработанный по инициативе и при участии Петра I. Рукопись "Артикула" содержит более 70 уточняющих добавлений, сделанных царем. Этот кодекс действовал в военное время до 1812 г., в мирное — до 1839 г.


После смерти Петра I престол унаследовала его вдова Екатерина I (1684-1727), а затем внук Петр II (1715-1730). Россия в это время ни с кем не воевала, заботы об укреплении армии и флота отошли на второй план, созданные в царствование Петра I артиллерийские школы пришли в упадок и закрылись. Ситуация изменилась после воцарения Анны Иоанновны (1693-1740). В ее правление Россия участвовала в войне за Польское наследство (1733-1735) и русско-турецкой войне 1735-1739 гг. Необходимо было повысить боеготовность армии. За это трудное дело взялся генерал Христофор Антонович (Бурхард Христофор) Миних, в 1732 г. назначенный президентом Военной коллегииОн сформировал новый гвардейский полк — Измайловский, усилил артиллерийские части, образовал 20 полков украинской ланд-милиции. Служившие в российской армии иностранцы, при Петре I получавшие двойной денежный оклад, были, наконец, уравнены в правах с русскими офицерами.

Открываются новые военные училища — в 1730 г. в Петербурге была учреждена новая Арифметическая артиллерийская школа, а в 1735 г. открылась Чертежная артиллерийская школа. В ней обучалось 30 человек из дворянских и офицерских детей. Завершив обучение, они зачислялись в артиллерийские части унтер-офицерами. Вскоре обе школы были объединены в Санкт-Петербургскую артиллерийскую школу.

Важнейшее событие в истории русского военного образования произошло 29 июля 1731 г. — в Петербурге по инициативе одного из "птенцов гнезда Петрова" графа П.И. Ягужинского, и при содействии Х.А. Миниха учреждается Кадетский корпус по образцу учебного заведения, существовавшего в Прусском королевстве. В бытность свою русским послом в Берлине Ягужинский убедился в преимуществах регулярного военно-учебного заведения и приложил все свои силы к созданию подобной военной школы для дворян и в России. "Корпус кадет шляхетских" был открыт 17 февраля 1732 г. и стал первым в списке российских военных академий и училищ.

Учебный курс Корпуса кадетов или, как тогда его часто называли, "Рыцарской академии", состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5—6 лет. Численность учеников была увеличена — в 1732 г. штат корпуса включал не 200, а 360 кадет, в 1760 г. в нем значилось уже 490 воспитанников. Их обучали не только военным, но и общеобразовательным предметам, "понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна". В корпус принимались исключительно дворянские дети, уже научившиеся читать и писать. Они обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и "прочим к воинскому искусству потребным наукам", а также языкам немецкому, французскому и латинскому (для желающих после обучения заниматься науками), чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике, а также предписывалось обучать кадет "солдатской экзерции". Тем самым выпускники становились разносторонне образованными людьми, что выгодно отличало российскую "Рыцарскую академию" от аналогичных европейских учебных заведений.

Первым главным директором корпуса был граф Б.-Х. Миних, затем принц Антон-Ульрих Брауншвейгский, но должность эта была почетной и номинальной и непосредственно делами "Рыцарской академии" ведал директор генерал-майор И.Л. Люберас. В 1734 г. в корпусе впервые появляется должность обер-профессора (прообраз будущей должности инспектора классов), задачей которого было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями. Первым обер-профессором был назначен В. фон Зихгейм.

В 1743 г. Корпус кадет получил название Сухопутного шляхетского корпуса — в этом году был учрежден новый Морской корпус и нужно было более четко сформулировать предназначение детища Ягужинского. При переводе в старший класс перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно с его способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.

В 1759-1760 при Сухопутном шляхетском кадетском корпусе усилиями выпускников и преподавателей издавался еженедельный литературный журнал "Праздное время, в пользу употребленное", ставший событием культурной жизни России того времени. С журналом активно сотрудничал один из самых известных тогда русских писателей Александр Петрович Сумароков, также питомец Сухопутного корпуса, учившийся в нем в 1732-1740 гг. Воспитанники корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие".

В бытность свою кадетом еще один его прославленный выпускник Ф.Г. Волков, основатель русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры.

Одно время Сухопутным шляхетским корпусом руководил известный просветитель И.И. Бецкого. При нем и его преемнике графе Ф.Е. Ангальте действовало правило, по которому кадеты должны были учиться легко, без принуждения преподавателей. Этой цели они старались добиться возбуждением интереса к изучаемым предметам, убеждением в пользу знаний, в их необходимости для молодого человека, решившего посвятить себя служению Отечеству.

В корпусе была собрана богатая библиотека отечественной и зарубежной литературы, она насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России. Кроме того, там сложилась небольшая картинная галерея, разбит ботанический сад, представлявший флору не только России, но и некоторых других стран, были также учебный арсенал, механическая и архитектурная мастерские.

Появление Сухопутного и Морского кадетских корпусов положило начало регулярной системе подготовки русских офицерских кадров. Она прививалась тяжело, еще достаточно долго дворяне предпочитали записывать своих сыновей для выслуги офицерских чинов солдатами в Преображенский или Семеновский полк. Именно так начиналась служебная карьера нашего знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова. В 1742 году в царствование Елизаветы Петровны он был зачислен мушкетером в Лейб-гвардии Семеновский полк, однако получил обычный в то время отпуск для обучения "указным наукам" в родительском доме. К исполнению своих обязанностей Суворов приступил лишь в 1748 году, в чине капрала. В 1754 году он был переведен в Ингерманландский пехотный полк и сразу же произведен в поручики. Весьма похожей была судьба и тысяч других армейских офицеров, прошедших практическую школу в гвардейских частях. Однако потребность в кадрах, получивших более систематическую и правильную подготовку, со временем стала определяющей. В царствование Елизаветы Петровны российской армии пришлось вступить в борьбу с прусской военной машиной, едва не раздавившей в начале Семилетней войны 1756-1763 гг. войска наших союзников — французов и австрийцев. Из этого испытания русским генералам удалось выйти с честью, разгромив прусские войска в сражениях при Гросс-Егерсдорфе (1757) и Кунерсдорфе (1759). Это свидетельствовало о хорошей подготовке наших командных кадров, прежде всего военных инженеров и артиллеристов. Она продолжала совершенствоваться и в дальнейшем. В разгар войны с Пруссией, в 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер, главноначальствующий над инженерным корпусом граф П.И. Шувалов добился объединения созданных еще в петровское время Инженерной и Артиллерийской школ в одно учебное заведение под названием Артиллерийской и инженерной дворянской школы. В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей Шувалов требовал досконального знания военных наук и математики, подготовки учебных пособий. По его прямому указанию преподававший в школе один из самых известных просветителей XVIII в. Я.П. Козельский, ученик М.В. Ломоносова и Г.В. Рихмана, составил 2 руководства по преподаванию арифметики ("Арифметические предложения" и "Механические предложения" — оба изданы в 1764 г.). С.И. Назарова издал свою "Практическую геометрию" (1760, 1761), учебник, использовавшийся и в Сухопутном корпусе. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Шувалов был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, и совсем не исключено, что великий помор своими советами помогал П.И. Шувалову при составлении программы обучения будущего кадетского корпуса.

В 1762 г. на российский престол вступила Екатерина II (1729-1764). В ее правление страна вела серию удачных войн с Турцией, Польшей, в 1788-1790 гг. воевала со Швецией. Навечно в памяти россиян останутся имена Петра Александровича Румянцева-Задунайского, бившегося с пруссаками под Гросс-Егерсдорфом, Кунерсдорфом и Кольбергом, с татарами и турками под Рябой Могилой, Ларгой и Кагулом, Василия Михайловича Долгорукова, завоевавшего для России Крым, Григория Александровича Потемкина, создателя Черноморского флота, строителя Севастополя, Херсона и Николаева, штурмом взявшего в 1788 г. турецкую крепость Очаков, многих других русских военачальников, крепивших мощь своей державы.

Войны второй половины XVIII в. увеличили потребность армии в грамотных и знающих офицерах. Уже в 1762 г. штат Сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек. Теперь в него зачислялись дети не старше 5 лет, с тем, чтобы пробыть в корпусе полные 15 лет. Принимались в него, как правило, сыновья штаб-офицеров, преимущественным правом пользовались среди них дети раненных и убитых на войне героев. Родители или опекуны поступающих в корпус давали подписку в том, что не будут забирать детей даже во временные отпуска.

В том же году 1762 году Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадет. В 1784 г. штат увеличен до 393 человек. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров действующей армии комплектовался из воспитанников этого корпуса.

Таким образом, в XVIII в. подготовка офицеров сухопутных войск осуществлялась в двух учебных заведениях — общевойсковом и инженерно-артиллерийском. За это время Сухопутный кадетский корпус выпустил 3300 офицеров, а Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус — 1600 военных специалистов. При Павле I (1754-1801) 10 марта 1800 г. Сухопутный корпус переименовывается в 1-й Кадетский корпус, а Артиллерийский и инженерный — во 2-й Кадетский корпус. Среди его выпускников значатся многие известные фамилии: военного министра графа А.А. Аракчеева, героя-партизана 1812 г. А.Н. Сеславина, основоположника отечественной ракетной артиллерии генерал-лейтенанта А.Д. Засядко, профессоров математики академиков СЕ. Гурьева и В.И. Висковатова, известных военных историков генералов М.И. Богдановича и академика Н.Ф. Дубровина, крупного военного теоретика генерала М.И. Драгомирова, академика живописи А.Е. Коцебу, поэтов Г.С Батенькова, В.Ф. Раевского и др. Выпускник 2-го Кадетского корпуса генерал-лейтенант Максим Федорович Ставицкий, командовавший в 1812 г. пехотной дивизией, был ранен пять раз. Особенно отличился он в Бородинском сражении, где руководил боем, несмотря на тяжелое ранение в левую ногу с раздроблением костей и контузию; за проявленное мужество произведен в генерал-майоры.

Кроме 1-го и 2-го кадетских корпусов в конце XVIII века в России появилось еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом и Шкловское благородное училище.

Сиротский дом был образован в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I) незадолго до его воцарения в своей резиденции Гатчине и на Каменном острове. В 1798 г. это заведение, переведенное к тому времени в Петербург, было преобразовано в Императорский Военно-сиротский дом, первое отделение которого предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божьему, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию; они выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличников производили в офицеры сразу при выпуске. Второе отделение предназначалось для 800 солдатских сыновей, обучавшихся необходимым ремеслам.

Другую военную школу, получившую название "Благородное училище" учредил на собственные средства в городе Шклове генерал-майор С. Г. Зорич. Училище было открыто 24 ноября 1778 г. как частное учебное заведение для бедных дворян. Рассчитанное на 250 человек оно состояло из двух кавалерийских взводов и двух пехотных рот. Выпускники получали места на военной и гражданской службе, а с 1785 г. лучшие из них производились в офицеры прямо по выпуску. Большинство направлялось в полки юнкерами и портупей-прапорщиками и лишь получив боевой опыт, производились в офицеры. После воцарения Павла I училище сразу же перевели на казенное содержание, в ноябре 1799 г. оно получило название кадетского корпуса, который вскоре был переведен в город Гродно. До 1801 г. это учебное заведение выпустило 470 офицеров.

Говоря о военном образовании времен Павла I нельзя не отметить то обстоятельство, что к этому делу оказался напрямую причастен выдающийся русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, сам в юности прошедший курс Артиллерийской и инженерной дворянской школы в Петербурге (окончил ее в 1761 г.). Участвуя в русско-турецкой войне 1768-1774 г. в Алуштинском бою 23 июля 1774 года, когда он, командуя пехотным батальоном, в самый критический момент со знаменем в руке возглавил атаку своих гренадер. Русские в этой схватке победили, но сам Кутузов получил тяжелейшее пулевое ранение в висок и потерял правый глаз. Чудом избежавшего гибели офицера наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Отличился он и при взятии Измаила, после чего командовавший штурмом Суворов начертал на подготовленном им наградном списке: "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле; но был правой моей рукою".

Много лет спустя в 1794 г. уже будучи заслуженным генералом Кутузов был назначен генеральным директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, где он установил строгий дисциплинарный режим для воспитанников, ввел для них преподавание тактики и военной истории. Эти занятия он проводил не только с кадетами, но и с офицерами-преподавателями корпуса (с этого времени во всех военно-учебных заведениях тактика и военная история стали обязательными предметами). Занятия для старших воспитанников из классных комнат переносились на два месяца в летние лагеря, также ставшие традиционными во всех военно-учебных заведениях. В 1795 г., сохранив свою должность, Кутузов стал командующим и инспектором войск в Финляндии.

Вклад Михаила Илларионовича в дело становления военного образования неоценим. Воспитанники такого боевого командира сами становились героями достойными имени человека, под знаменами которого им предстояло сражаться с лучшей на то время французской армией, возглавляемой овеянным славой многих побед Наполеоном Бонапартом.


 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру