На службе Отечеству. Глава 1. Российская наука побеждать

Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет

Между тем необходимость в подготовленных военных кадрах ощущалась все сильней — в Европе бушевали коалиционные войны с наполеоновской Францией, войска которой после каждой триумфальной победы все ближе подходили к русским границам. Помимо этого в первое десятилетие XIX в. России пришлось воевать с Ираном, Турцией и Швецией. Неудивительно, что в этот период появляются новые военные училища, завершая формирования отечественной системы регулярного военного образования. В 1802 г. в Петербурге получил статус военно-учебного заведения Пажеский корпус, а в канун Отечественной войны — Финляндский топографический кадетский корпус (1812 г.).

Пажеский корпус был учрежден в 1759 г. для обучения и воспитания юношей, имевших придворное звание пажей и камер-пажей, в обязанности которых входило выполнение поручений особ императорской фамилии. В 1802 г. Пажеский корпус был преобразован в военно-учебное заведение по типу кадетских корпусов. Окончившим его присваивался либо чин поручика, либо корнета. Они пользовались преимущественным правом службы в гвардейских частях.

Финляндский топографический кадетский корпус первоначально размещался в местечке Гаапаньеми Куопикской губернии. Первоначально в нем готовили топографов для предстоявших работ по рекогносцировке края и исследованию его судоходных рек, но затем началось изучение и других специальностей. В 1823 г. он был переведен в город Фридрихсгамн и переименован в Финляндский кадетский корпус. Срок обучения в нем составлял 4 года, в течение которых изучались география, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, артиллерия, тактика, топография с черчением, история, Закон Божий, фехтование и верховая езда.


В царствование Александра I (1777-1825) предпринимаются первые шаги по созданию системы подготовки офицеров штабной службы. В 1809 г. в среде военных деятелей стал широко обсуждаться вопрос о "заведении военно-учебного института для офицеров". В результате возникшей оживленной дискуссии при главных квартирах 1-й и 2-й Западных армий возникают временные школы для колонновожатых (штабных офицеров). Значение, место и формы штабной службы определялись "Учреждением для управления большой действующей армии" /1812 г./ и "Руководством в отправлении службы чиновникам дивизионного генерал-штаба" /1811 г./ Позднее подготовка штабных офицеров сосредоточилась в Петербургском училище колонновожатых, а также в Финляндском топографическом корпусе.

Грянувшая в 1812 году Отечественная война мобилизовала на борьбу с наступавшими на Москву французами не только армию, но и все русское общество. Страну охватил невиданный доселе патриотический подъем, сцементировавший русский народ стремлением избыть опасность порабощения своей Родины врагом. Грянули прославившие доблесть российской армии великие битвы — под Смоленском, на Бородинском поле, под Малоярославцем. Эти сражения — не только памятные для нас исторические даты — на долгие годы они стали важнейшим и действенным учебным материалом, на котором постигали науку побеждать новые поколения русских офицеров — дети героев 1812 года.

Первая Отечественная война и заграничные походы русской армии показали хорошую военную подготовку и высокую боевую выучку русских офицеров, составивших костяк армии остановившей нашествие французов, а затем сокрушившей Наполеоновскую сверхдержаву. В конце длившегося больше года похода пораженный Париж увидел на своих улицах и площадях русских солдат и казаков.

Бесценный опыт, полученный в кампаниях против французов, показал и некоторые слабые места русской военно-учебной системы. Уже при следующем императоре Николае I (1796-1855) возросшая роль штабной работы потребовала налаживания специальной подготовки офицеров квартирмейстерской части. В 1829 г. генералы А.И. Хатов и А.А. Жомини предложили проект создания Центральной стратегической школы. В 1832 г. она была открыта, получив название Военная академия, позднее ее преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба.

Новые большие изменения в деле подготовки командных кадров произошли в эпоху Великих реформ императора Александра II (1818-1881). Неудачная Крымская война 1853-1856 гг. показала необходимость оснащения русской армии и флота новыми образцами казнозарядного оружия и военной техники. Появление нарезных дальнобойных винтовок, а затем и артиллерийских орудий увеличило дистанцию огня, снизив значение штыковых ударов, строительство железных дорог увеличило мобильность войск. Поэтому резко возросли требования к военным специалистам и командирам, умеющим побеждать в новых, усложнившихся условиях боя.

В 1861 г. новым военным министром России стал Дмитрий Алексеевич Милютин, с именем которого навсегда связаны масштабные военные преобразования, в том числе и в деле военного образования.

Д.А. Милютин (1816-1912) волею судьбы стал последним генерал-фельдмаршалом Российской империи. Он долгие годы посвятил делу военного образования, не понаслышке зная все его сильные и слабые стороны. Будучи участником одной из самых продолжительных в России войн — Кавказской, штабс-капитан Милютин был тяжело ранен при взятии укрепленной резиденции имама Шамиля — аула Ахульго в 1839 г.

В 1845 г. Милютин был назначен профессором Военной академии, где стал читать курс военной географии, а затем военной статистики, опубликовав ряд интересных работ по этой дисциплине. Большую известность получили и его военно-исторические труды, особенно пятитомная "История войны России с Франциею в царствование императора Павла I в 1799 году". Работа эта вышла в России двумя изданиями, была переведена на немецкий и французский языки и именно за нее Милютин был удостоен полной Демидовской премии, а вскоре избран членом-корреспондентом Академии наук.

С 1848 г. Милютин состоял офицером для особых поручений при военном министре В.А. Долгорукове. После окончания Крымской войны он был назначен начальником Главного штаба Кавказской армии и при его непосредственном участии разрабатывались планы разгрома и пленения имама Шамиля, блестяще осуществленные князем А.И. Барятинским в 1859 г. Именно генерал-фельдмаршал Барятинский, один из ближайших друзей императора Александра II, рекомендовал Милютина на пост военного министра России. Важнейшим делом жизни нового военного министра стала порученная ему императором реорганизация русской армии по новым европейским образцам.

Суть начатой Милютиным реформы состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных академий, военных училищ (бывшие кадетские корпуса, но без младших классов), юнкерских училищ, военных гимназий и прогимназий. Такая масштабная перестройка системы подготовки командных кадров для армии и флота началась уже в 1863 г. Тогда же было принято ставшее насущным решение производить в офицеры лишь получивших специальное военное образование в учебных заведениях лиц, а также выпускников общеобразовательных учреждений после обязательной стажировки в войсках в качестве вольноопределяющихся. В военных гимназиях, ставших основным звеном военного образования воспитателей из отставных офицеров заменили гражданскими лицами, уменьшилась муштра воспитанников, был заметно расширен круг изучаемых предметов. Однако главная беда тогдашнего как военного, так и гражданского образования не была устранена. Увлечение классицизмом привело к тому, что на совершенно лишние в обычной жизни латинский и древнегреческий языки полагалось 2600 часов гимназического курса, тогда как на русскую историю, географию и словесность — в общей сложности 600. По справедливому замечанию военного историка А.А. Керсновского "от классической системы пострадала и армия, офицерский корпус которой стал пополняться убоявшимися премудрости гимназистами".

При императоре Александре III (1845-1894), вступившем на российский престол в 1881 г., некоторые милютинские начинания были свернуты — заметное снижение дисциплины в военно-учебных заведениях и проникновение в военные гимназии нигилистических и даже революционных идей вынудили правительство в 1882 г. преобразовать военные гимназии обратно в кадетские корпуса. Военные училища были сохранены. Подготовку младших офицеров армии продолжали осуществлять юнкерские училища, обучение в которых длилось 1 года. Их выпускники получали чин подпрапорщика и только через год-другой строевой службы производились в подпоручики (чин прапорщика при Александре III был упразднен, и мог быть восстановлен лишь в военной время для офицеров запаса из вольноопределяющихся). Тогда же были открыты офицерские школы для практического совершенствования кандидатов в ротные и батарейные командиры — стрелковая и артиллерийская, а также электротехническая. Эту контрреформу, осуществленную новым военным министром России Петром Семеновичем Ванновским, специалисты считают своевременной, устранившей ряд недостатков военно-учебных преобразований Милютина. В 1901 г. при императоре Николае II (1868-1918) окружные юнкерские училища с годичным курсом обучения были преобразованы в военные училища с двух- и трехгодичным курсом, которые выпускали уже не подпрапорщиков, а подпоручиков. Осуществил эту назревшую реформу Алексей Николаевич Куропаткин, уделявший в бытность свою военным министром огромное внимание повышению образовательного уровня офицеров и юнкеров.

Появление военной авиации потребовало создания первых летных школ, не только военных (Гатчинская и Севастопольская), созданных на средства государства, но и частных, особенно для подготовки авиационных инженеров-конструкторов (школы при Политехническом институте и Институте путей сообщений).

Сложившаяся система просуществовала с небольшими изменениями до начала первой мировой войны, грянувшей в августе 1914 г. В союзе с Англией и Францией Россия выступила против Германии и Австро-Венгрии. Война стала тяжелым испытанием для всех ее участников, но особенно для нашей страны. Не раз, жертвуя своими войсками, Россия спасала своих союзников, но не получила от них помощи, когда ей самой она срочно потребовалась. Например, во время Горлицкого прорыва 1915 г. Воспользовавшись затишьем на Западном фронте, Германия перебросила лучшие свои корпуса на восток и вынудила русское командование оставить Польшу, Западную Украину и часть Прибалтики. Не смотря на это, в мае 1916 г. опять выручая попавшую в беду Францию, генерал А.А. Брусилов двинул русскую армию в Луцкий прорыв, обессмертивший его имя.

С самого начала этой войны подготовка офицеров для российской армии стала ускоренной — в специальных (артиллерийских и инженерных) военных училищах их стали готовить за 8 месяцев, в школах прапорщиков — за 4. Школы при запасных пехотных бригадах готовили офицеров в трехмесячный срок. Причиной такого значительного сокращения сроков подготовки стали расширение масштабов боевых действий, формирование новых соединений и частей, в особенности же — большие потери офицерского состава, особенно в пехоте. Поэтому ускоренные 4-месячные офицерские курсы были введены и при пехотных военных училищах, в том числе и Александровском в Москве. Основное внимание теперь уделялось строевым занятиям. Были упразднены "лишние" предметы — военная история, география, русский и иностранные языки, Закон Божий. К сожалению, опыт текущей войны почти не учитывался. В войска направлялись совершенно не обстрелянные младшие командиры. Это резко отличало их от немецких лейтенантов, в процессе обучения в обязательном порядке стажировавшихся во фронтовых частях.

Большой проблемой стала политическая неблагонадежность многих офицеров военного времени. В докладе генерала А.А. Адлерберга о результатах проведенного им в 1915 г. осмотра запасных батальонов отмечалось, что большинство находившихся в них прапорщиков являлись выходцами из пролетарской среды. Неудивительно, что именно из их рядов и вышли первые командиры Красной Армии — прапорщики Ю.В. Саблин, Р.Ф. Сиверс, Г.К. Петров, А.И. Автономов, И.Л. Сорокин и др.


Однако в революционном 1917 году многие преподаватели и почти все учащиеся военно-учебных заведений выступили на стороне Временного правительства против большевиков.

Самые ожесточенные бои между красногвардейцами и защитниками старого строя шли в Москве. В числе активных борцов со сторонниками Советов были юнкера Московского Александровского военного училища, история и традиции которого оказались связаны с рождением первого и одного из лучших в послереволюционной военно-учебного заведения — Московского высшего военного командного училища


Александровское училище было основано в 1863 году императором Александром II на базе упраздненного Александринского сиротского кадетского корпуса. Это событие стало следствием реализации уже упоминавшейся военно-учебной реформы Д.А. Милютина, когда произошло разделение старших и младших (общих) классов кадетских корпусов. Первым начальником Александровского военного училища стал полковник Б. А. Шванебах.

Первым шефом училища стал сам Александр II. Впоследствии, по традиции, шефами училища были и Александр III и Николай II. В царствование Александра III оно получило название 3-го Московского Александровского военного училища. Срок обучения в нем составил 2 года. Первый год — в младшем классе, второй — в старшем. Расписание занятий было составлено так, что в каждом классе в неделю проводилось 22 часовых лекции, распределяемые по следующим предметам. Специально-военные: тактика, военная история, артиллерия с артиллерийским черчением, фортификация с фортификационным черчением, военная топография с топографическим черчением, военная администрация, военное законоведение. Общеобразовательные: Закон Божий, механика, химия и электротехника. Кроме того, были практические занятия по русскому, французскому и немецкому языкам

К делу подготовки молодых офицеров в этом заведении относились очень серьезно. Начальникам училища удалось привлечь к преподаванию знаменитых в то время московских профессоров — в разное время в Александровском училище трудились историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, В.И. Герье, военный историк Д.Ф. Масловский, статистик А.А. Чупров, литературовед академик Н. А. Котляревский, известный экономист В.И. Орлов и др.

Библиотека училища была основана в 1831 г. и принадлежала первоначально Александринскому Сиротскому институту. В 1851 г. после упразднения института его библиотеку, состоявшую из 1154 томов передали Александриноскому Сиротскому кадетскому корпусу, начальство которого продолжило комплектование своего книжного собрания необходимой военной и общеобразовательной литературой. Эта библиотека, дополненная коллекцией упраздненного Александровского (Брестского) кадетского корпуса в 1863 г., а также книгами и учебными пособиями специальных классов 1-го и 2-го Московских кадетских корпусов и составила основу богатой коллекции Александровского военного училища, в начале ХХ века насчитывавшей 33078 томов. Небольшие библиотеки были и у каждой роты. Они комплектовались военно-исторической и военно-справочной литературой, периодическими изданиями (газета "Русский Инвалид", журналы "военный Сборник", "Разведчик", "Оружейный Сборник", "Досуг и Дело", "Вестник Офицерской Стрелковой Школы"). В училище выпускался и свой журнал "Александровец".

После восшествия на престол Николая II училищу ему возвратили прежнее название — Александровское военное училище. В числе его выпускников, закончивших училище в дореволюционное время значатся немало знаменитых и славных имен — признавший Советскую власть генерал от инфантерии Н.А. Данилов, и не признавший ее и потому погибший генерал-лейтенант Н.Н. Духонин, поручик, а впоследствии советский маршал М.Н. Тухачевский, командарм 1-го ранга С.С. Каменев, генерал от инфантерии Н.Н. Юденич, белый партизан Б.В. Анненков, писатели А.И. Куприн и Б.К. Зайцев, белорусский поэт К.М. Мицкевич, археолог П.Н. Миллер, композитор А. Н. Скрябин, актер Б. В. Щукин.

В октябре 1917 года в помещении Александровского военного училища находился оперативный штаб Московского военного округа. Однако с оружием в руках против Советской власти выступила лишь часть юнкеров и преподавателей. Многие училищные офицеры подали рапорт о болезни, а некоторые не явились на службу "без указания причин". Среди этих, не сочувствовавших делу контрреволюции офицеров были те преподаватели Александровского училища, которые позже стали советскими военными специалистами, помогавшими наладить подготовку красных офицеров. Их бывшие товарищи, оказавшиеся по другую сторону баррикад в январе 1919 г. попытаются возродить Александровское военное училище, которое просуществует в эмиграции до начала 1930 годов.

В октябре 1917 выступившие на стороне антибольшевистского Комитета общественной безопасности офицерские отряды и юнкера участвовали в боях против отрядов Красной Гвардии. На подступах к училищу, расположенному вблизи Кремля, были сооружены баррикады, вырыты окопы. После тяжелых боев, юнкера и офицеры вынуждены были покинуть обстрелянный большевиками из тяжелых орудий Кремль и 1 ноября сосредоточились в здании училища, ставшем, таким образом, последним оплотом старой, дореволюционной России. После интенсивного артиллерийского обстрела 3-го ноября защитники Александровского училища сдались.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:
1) Об учреждении Сухопутного корпуса объявлялось именным указом императрицы Анны Иоанновны, следующего содержания:
"Хотя вседостойнейшей памяти дядя наш государь Петр Великий, император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростью и искусством показало... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится, однако ж, чтобы такое славное и государству зело потребное дело наивяще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали мы: учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет"

2) Вот как писал о друзьях своей кадетской молодости выпускник Сухопутного кадетского корпуса, участник Отечественной войны 1812 года Ф.Н. Глинка: "Я имел удовольствие обнять брата моего Григория, служащего в Либавском пехотном полку. Общество офицеров в этом полку прекрасное, солдаты отменно хороши. Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? — спросишь ты. — Общие наши товарищи: кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет. Совоспитанники по сердцу и душе встречаются везде с непритворным, сердечным удовольствием..." (Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1987. С.7).

3) О Милютине — Непосредственный начальник молодого офицера старый боевой генерал Граббе писал о нем знаменитому А.П. Ермолову: "Это письмо, глубокоуважаемый Алексей Петрович, вручит Вам гвардейского генерального штаба штабс-капитан Милютин, один из самых отличных офицеров армии. С умом, украшенными положительными сведениями, он соединяет практический взгляд не на одни военные предметы. К тому же примерной храбрости, благороднейших чувств он во всех отношениях был мне полезен и приятен..."

4. Милютин о своих обязанностях в качестве офицера для особых поручений при военном министре В.А. Долгорукове: "Князь Василий Андреевич Долгоруков поручал мне преимущественно работы такого рода, которые имели характер военно-политический и выходили из обычных рамок делопроизводства департаментов министерства. Так составлял я для Государя записки по разным возникавшим вопросам, расписания войск; редактировал для обнародования известия с театров войны (Крымской войны 1853-1856 гг.) и т.д. Случались и более крупные работы, как, например, составление для Его Величества краткого обзора войн России с Турцией с 1769 по 1829 гг."


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру