Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича

В XIV в. практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и политической. Конечно, подобное явление еще не стало общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси. В этих условиях, в борьбе с Тверью, Нижним Новгородом и Великим Литовским княжеством центром "собирания" русских земель стало Московское княжество.

Важнейшими факторами того, что именно Москва оказалась во главе политического объединения русских земель, стали, прежде всего, дальновидная политика московских князей, а также их тесное сотрудничество с Русской Православной Церковью.

Уже московский князь Иван Данилович Калита в своей деятельности нередко опирался на городское самоуправления различных земель, а сама "земская власть" многих городов стала тянуться к Москве. Иван Калита добился в Орде права на то, чтобы самому собирать "ордынский выход". Умелый дипломат, он несколько десятилетий спасал русские земли и от татарских нашествий — "ордынские рати" более не разоряли русских земель. Именно при Иване Калите установились тесные отношения между московским князем и главой Русской Православной Церкви: в Москву из Владимира переехал митрополит Петр, после чего Москва превратилась не просто в политический, но в духовно-политический центр русских земель. Причем Иван Калита, при полной поддержке митрополита Петра и последующего митрополита Феогноста, изначально стремился превратить Москву в наследницу и носительницу духовной миссии русского народа на земле, в хранительницу истинной православной веры. Недаром уже вскоре после смерти, в 1339 г. митрополит Петр был канонизирован, а Москва приобрела "своего" первого святого. И этот фактор — веру в особую Божию избранность Москвы и московских князей — нужно обязательно учитывать в понимании того, почему именно Московское княжество объединило вокруг себя русские земли. Если бы этой веры не было, если бы эта вера не укреплялась в сознании современников, то и сама Москва не смогла бы исполнить возложенную на нее миссию спасения Руси от ордынского владычества.

Но объединительная политика Москвы продолжалась, особенно в годы правления великого князя Дмитрия Ивановича (1350–1389). Особое значение в годы правления князя Дмитрия Ивановича имела деятельность митрополита Алексия (ум. в 1378 г.), в течение ряда лет бывшего фактическим руководителем московского правительства. В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Куликовская битва — одна из самых знаменитых в русской истории битв — стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала огромный национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых — "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". Именно в этих памятниках, а также в "Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича" была выражена важнейшая духовно-политическая идея князей-спасителей, которые с Божией помощью силой оружия способны освободить Русь от ордынского ига. И этими князьями были правители из московской династии.

"Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича" — памятник, который относится к традиционному жанру древнерусской литературы: похвала умершим князьям. Однако это не только пышная похвала, но и яркое публицистическое и духовно-политическое произведение, в котором воспоминания о князе Дмитрии служат поводом для провозглашения важнейших идеологических принципов тогдашней эпохи. "Слово о житии…" читается в ряде летописных сводов в составе статьи 1389 г., года смерти князя Дмитрия Ивановича Донского. Время написания памятника служит поводом для научных дискуссий. Одни авторы относят его к концу XIV в., другие — к концу XIV — началу XV в., третьи — к первой половине XV в., а некоторые считают наиболее вероятным временем создания XVI столетие. Дмитрия Донской впоследствии почитался как один из самых уважаемых русских князей, его деятельность служила примером для последующих русский правителей, великих князей и царей. В XX веке Дмитрий Донской был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Подготовка текста и предисловие С.В. Перевезенцева. Перевод М. А. Салминой. Фрагменты из "Слова" публикуются по: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб. 1997.

ТЕКСТ
Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его — великая княгиня Александра (1). Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли (2), корня святого и Богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую (3), и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба (4). Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девятилетним ребенком с любимым своим братом Иваном (5). Потом же и тот умер, также и мать его Александра преставилась, и остался он на великом княжении.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою — великое княжение, по дарованной ему от Бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное Писание всегда с умилением он слушал, о церквах Божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом — зрелому мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами он на диво всем оградил (6). И в этом мире прославился — словно кедр в Ливане вознесся и словно финиковая пальма расцвел (7).

Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской (8), дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля свершению их брака. И после брака жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка, с благочестием пеклись о спасении своем, с чистой душой и ясным умом держа земное царство и готовя себя к небесному, и плоти своей не угождали.

Как кормчий крепкий, идя навстречу ветру, обходит волны, направляемый промыслом Всевышнего, и как пророк стоит на страже Божественного устроения, так и он правил своим царством. И умножилась слава имени его, как некогда слава святого князя Владимира, и расцвела земля Русская в годы княжения его, как прежде земля Израиля обетованная. И могуществом власти своей оградил он всю землю; от востока и до запада прославлено было имя его, от моря и до моря, и от рек до конца вселенной разнеслась слава его. Цари земные, слыша о нем, дивились, и многие страны трепетали.

Враги же, живущие вокруг земли его, позавидовали ему и наклеветали на него нечестивому Мамаю (9), так сказав: "Дмитрий, великий князь, называет себя царем Русской земли и считает, что превзошел тебя славой, и противостоит твоему царству". Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: "Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю, и веру их на свою переменю, и повелю поклоняться своему Магомету. А где церкви были, тут ропаты (10) поставлю и баскаков (11) посажу по всем городам русским, а князей русских перебью". Как прежде Агаг, царь васанский, похваляясь, выступил против кивота завета Господня, бывшего в Силоме: похвалившись так, сам и погиб (12).

И послал Мамай сначала воеводу поганого Бегича с большим войском и со многими князьями. Услышав о том, князь Дмитрий пошел ему навстречу с великими силами земли Русской. И сошлись с погаными в Рязанской земле на реке Вожже (13), и помог Бог и святая Богородица Дмитрию, а поганые агаряне были посрамлены: одни перебиты были, а другие обратились в бегство; и возвратился Дмитрий с великой победой. И так вот защищал он Русскую землю, отчину свою.

И бесстыдный Мамай покрыл себя позором (14), вместо хвалы бесчестие приобрел. И двинулся он сам, бахвалясь, на Русскую землю, и на Дмитрия, обуреваемый злобными и беззаконными мыслями. Услышав же об этом, князь Дмитрий, преисполнившись скорби, обратился к Богу и к пречистой его Матери и сказал: "О пресвятая госпожа Богородица-дева, заступница миру и помощница, моли Сына своего за меня, грешного, да удостоюсь славу и жизнь свою положить во имя Сына твоего и твое, ибо не имеем другой помощницы, кроме тебя, Госпожа. Да не порадуются неправедные враги мои, да не скажут поганые: "Где же бог их, на которого они уповают?", да будут посрамлены все творящие зло рабам твоим. Так как я раб твой и сын рабы твоей, испроси мне, Госпожа, силу и помощь от святой обители твоей и от Бога моего против моего супостата и нечестивого врага. Воздвигни мне, Госпожа, крепость силы перед лицом врага и вознеси имя христианское перед погаными агарянами".

И призвал он вельмож своих и всех князей Русской земли, бывших под властью его, и сказал им: "Должно нам, братия, сложить головы свои за правую веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными и не запустеют святые Божий церкви, и не будем рассеяны мы по всей земле, да не будут уведены в полон жены и дети наши, да не будем притесняемы погаными во все времена, если за нас умолит Сына своего и Бога нашего пречистая Богородица". И отвечали ему князья русские и вельможи его: "Господин наш русский царь! Обещали мы, служа тебе, жизнь свою отдать, и ныне ради тебя кровь свою прольем, и своею кровью второе крещение примем".

И восприняв Авраамову доблесть (15), помолившись Богу и призвав на помощь святителя Петра (16), нового чудотворца и заступника Русской земли, пошел князь, подобно древнему Ярославу, на поганого, на злочестивого Мамая, второго Святополка (17). И встретил его в татарском поле на реке Дон. И сошлись полки, как сильные тучи, и заблистало оружие, как молния в дождливый день. Ратники же бились врукопашную, по долинам кровь текла, и вода Дона-реки с кровью смешалась. А головы татарские, словно камни, падали, и трупы поганых лежали подобно посеченной дубраве. Многие же благоверные видели ангелов Божиих, помогавших христианам. И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб. И возвратился князь Дмитрий с великой победой, как прежде Моисей, Амалика (18) победив. И наступила тишина в Русской земле. И так враги его были посрамлены. Другие же страны, услышав о победах над врагами, дарованных ему Богом, все признали силу его; раскольники же и мятежники царства его все погибли. <…>

И еще дерзну и не постыжусь поведать о житии нашего царя Дмитрия, да, услышав это, цари и князья научатся так же поступать.

С юных лет Бога он возлюбил и усердствовал в духовных делах, хотя и не изощрен был в книжной премудрости, но духовные книги в сердце своем держал. И еще одно поведаю о жизни его: тело свое в чистоте сберег до женитьбы, церковь свою сохранил святому Духу неоскверненной. Очи всегда опускал к земле, из которой и взят был, душу же и ум обращал к небу, где и подобает ему пребывать. И после бракосочетания так же тело в чистоте соблюдал, к греху непричастным. Сбылись на нем слова божественного апостола Павла, который сказал: "Вы — храм Бога живого, говорившего: "Вселюсь в них и в них пребуду"". Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и все ночи простаивал на молитве, сну лишь ненадолго предаваясь; вскоре снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облечься желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение святых таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек.

И прожил он со своей княгиней Авдотьей двадцать два года в целомудрии, и имел с ней сыновей и дочерей, и воспитал их в благочестии. А княжение великое держал, отчину свою, двадцать девять лет и шесть месяцев, и многие славные деяния свершил, и победы одержал как никто другой, а всех лет жизни его было тридцать восемь и пять месяцев. А потом разболелся он и мучился сильно. Но после полегчало ему, и возрадовалась великая княгиня радостью великою, и сыновья его, и вельможи царства его. И снова впал он в еще больший недуг, и стоны охватили сердце его, так что разрывалось нутро его, и уже приблизилась к смерти душа его.

В то же время родился у него сын Константин. И призвал князь к себе княгиню свою, и других сыновей своих, и бояр своих, и сказал: "Послушайте меня все. Вот и отхожу я к Господу моему. Ты же, дорогая моя княгиня, будь детям своим за отца и мать, укрепляя дух их и наставляя все делать по заповедям Господним: послушными и покорными быть, Бога бояться и родителей своих почитать, и страх пред ними хранить в сердце своем во все дни жизни своей". И сказал сыновьям своим: "Вы же, сыны мои, плод мой, Бога бойтесь, помните сказанное в Писании: "Чти отца и мать, и благо тебе будет". Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите слова мои в сердце ваше. Если же не послушаете родителей своих, то вспомните потом написанное: "Проклятие отца дом детей его разрушит, а вздохи матери до конца искоренят". Если же послушаете — будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны. Бояр своих любите, честь им воздавайте по достоинству и по службе их, без согласия их ничего не делайте. Приветливы будьте ко всем и во всем поступайте по воле родителя своего".

И сказал боярам своим: "Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы — что отцы мне были, средних лет мужи — словно братья, молодые же — как дети. Знаете привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал Божьей помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне Бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: "Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас головы свои сложить". Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их: пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами".

И, призвав сначала сына своего старшего, князя Василия (19), на старейший путь (20), передал в руки его великое княжение — стол отца его, и деда, и прадеда, со всеми пошлинами, и передал ему отчину свою — Русскую землю. И раздавал каждому из своих сыновей: передал им часть своих городов в отчину, и каждому долю в княжении их, где кому из них княжить и жить, и каждому из них дал по праву его землю. Второму сыну своему, князю Юрию (21), дал Звенигород со всеми волостями и со всеми пошлинами. Третьему же сыну своему, князю Андрею (22), дал город Можайск, да другой городок — Белоозеро, со всеми волостями и со всеми пошлинами; это княжение было когда-то Белозерским. Четвертому же сыну своему, князю Петру (23), дал город Дмитров со всеми волостями и со всеми пошлинами.

И так утвердил он все это златопечатной грамотой, и, поцеловав княгиню, и детей своих, и бояр своих прощальным целованием, благословил их, и, сложив руки на груди, предал святую свою и непорочную душу в руки истинного Бога девятнадцатого мая, в день памяти святого мученика Патрикия, на пятой неделе после Пасхи в среду, в два часа ночи. Тело его честное осталось на земле, душа же его святая в небесную обитель вселилась.

Когда же преставился благоверный и христолюбивый, благородный князь всея Руси Дмитрий Иванович, озарилось лицо его ангельским светом. <…> И принесли его в церковь святого архангела Михаила (24), где стоит гроб отца его, и деда, и прадеда, и, отпев его по обычаю, положили его в гроб месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея. И плакали над ним князья и бояре, вельможи и епископы, архимандриты и игумены, попы и дьяконы, черноризцы и весь народ от мала и до велика, и не было никого, кто бы не плакал, и было не слышно пения в громком плаче. <…>

Восхваляет земля Римская (25) Петра и Павла, Азия — Иоанна Богослова, Индийская же земля — Фому-апостола, Иерусалимская — Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного — все Поморие (26), царя Константина — Греческая земля, Владимира — Киевская с окрестными городами, тебя же, великий князь Дмитрий, — вся Русская земля. <…>

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Отцом Дмитрия Ивановича Донского был Иван Иванович Красный — второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353—1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича — Александра (ум. в 1364 г.).

2. Дедом Дмитрия Ивановича был Иван Данилович Калита, великий князь московский с 1325 r., a в 1328—1340 гг. — великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Канонизирован Русской Православной Церковью.

3. Владимир Святославич (ум. в 1015 г.), князь киевский с 980 г.; ввел христианство в качестве государственной религии. Русские князья подчеркивали, что они потомки крестителя Руси, князя Владимира. Канонизирован Русской Православной Церковью.

4. Имеются в виду сыновья Владимира Святославича, князья-братья Борис и Глеб, убитые в 1015 г. братом Святополком. В 1072 г. Борис и Глеб были канонизированы и позднее почитались небесными покровителями Руси и русских князей.

5. Иван Иванович, брат Дмитрия (ум. в 1364 г.).

6. При князе Дмитрии Ивановиче в 1367 г. в Москве был построен новый белокаменный Кремль вместо бывшей деревянной крепости, устроенной еще Иваном Калитой.

7. Библейский образ, употреблявшийся при описании чьего-либо возросшего влияния или могущества (Пс. 91. 13).

8. Евдокия Дмитриевна (ум. в 1407 г.) — дочь князя Дмитрия Константиновича Суздальского, жена Дмитрия Донского. После смерти канонизирована (под монашеским именем Евфросиния), ныне ее святые мощи хранятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

9. Мамай (ум. в 1380 г.) – беклярибек, "темник", высший чиновник, ведавший ордынской дипломатией, армией и судопроизводством Золотой Орды. Не принадлежал к роду ордынских ханов, но был всесильным правителем и при ордынских ханах в 1370–1380 гг. Нападал на Русь и был дважды разбит: в битве при Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г. После поражения на Куликовом поле, Мамай бежал в Крым, где был убит.

10. Ропата — храм иноверцев; обычно — мусульманская мечеть или немецкая кирха.

11. Баскак (тюрк.) – представитель великих монгольских ханов в завоеванных землях. Баскаки командовали воинскими отрядами, с помощью которых должны были обеспечить сбор дани, учет населения и выполнение других податей ордынским ханам. На Руси появились в середине XIII в. В конце XIII в. русские князья добились права самим собирать дань. Но в начале XIV в. ордынские ханы вновь стали присылать баскаков. Только Иван Данилович Калита  окончательно добился того, чтобы дань в Орду собирали русские князья. С этого времени баскаки более на Русь не присылались.

12. Здесь ссылка на библейский сюжет не точна: царя васанского звали Ог, a не Агаг, он упоминается в Книге Иисуса Навина; Агага, царя амаликитян, победил израильский царь Саул: об этом говорится в Первой Книге Царств; здесь же находится рассказ ο пленении кивота — святыни израильтян — филистимлянами, что принесло этому народу несчастья, но к истории с захватом кивота ни Ог, ни Агаг отношения не имели.

13. Битва на реке Вожже, в которой войска Дмитрия Донского разбили татарскую орду Бегича, состоялась в 1378 г.

14. Далее рассказывается ο событиях 1380 г. — Куликовской битве.

15. Имеется в виду один из наиболее почитаемых библейских праведников патриарх Авраам.

16. Петр (ум. в 1325/1326 г.) – митрополит Киевский и всея Руси в 1308–1325/1326 гг. Был похоронен в строящемся по его инициативе Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре после смерти, в 1339 г., он был причислен к лику святых. Почитается как первый московский святой и небесный покровитель Москвы. Его святые мощи хранятся в Успенском соборе Московского Кремля.

17. Святополк Окаянный (ок. 980 – 1019 гг.) – сын киевского князя Ярополка Святославича, приемный сын киевского князя Владимира, киевский князь с 1015 г. После смерти князя Владимира, захватил Киев и убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. В 1015–1019 гг. вел войну с братом Ярославом Владимировичем. Потерпев поражение, бежал из русских земель. Место и причина смерти неизвестны. В русской традиции Святополк считается символом братоубийства, почему и получил прозвание Окаянный (от имени библейского Каина, убившего своего брата Авеля).

18. По библейскому преданию, племя амалекитян, напавшее на израильтян во время перехода последних через пустыню, не смогло их одолеть, несмотря на свое численное превосходство. Амалекитянами они назывались по имени своего родоначальника Амалика (ср. 1 Цар, 30, 1—21).

19. Василий Дмитриевич, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича, занимал великокняжеский стол с 1389 по 1425 г. Продолжал объединительную политику отца и деда.

20. Речь идет ο передаче князем Дмитрием сыну Василию великокняжеского титула и старшинства над остальными братьями.

21. Второй сын великого князя Дмитрия Ивановича — Юрий Дмитриевич (1374—1434), с 1389 г.. князь звенигородско-галицкий, начиная с 1425 г. воевал со своим племянником Василием Васильевичем, в 1433 и 1434 гг. дважды занимал московский великокняжеский стол.

22. Третий сын великого князя Дмитрия Ивановича — Андрей Дмитриевич (1382—1432), князь можайский, верейский, белозерский.

23. Четвертый сын великого князя Дмитрия Ивановича — Петр Дмитриевич, князь дмитровский (1385—1428).

24. Архангельский собор Московского Кремля, служивший усыпальницей для московский князей. После строительства нового Архангельского собора в начале XVI в., мощи Дмитрия Донского перенесли в него. Там они хранятся и поныне.

25. Далее перечислены апостолы (Петр, Павел, Иоанн, Фома, Андрей) и страны, в которых они, по церковному преданию, проповедовали христианство.

26. Какие именно земли имеются здесь в виду — неясно, во всяком случае, — земли, расположенные по берегам Черного моря.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру