Исторический калейдоскоп

Держава услышит их
В Тарханах, где вырос Михаил Юрьевич Лермонтов, невольно задумываешься о том, что судьбы великих русских поэтов связывают нашу страну воедино порою прочнее, чем государственные договоры и все выстраиваемые вертикали власти. И, конечно же, лермонтовский свет поэзии и судьбы явственно различается и на страницах изданного в Петербурге в издательстве "Русь" двухтомника живущего в Чите русского поэта Михаила Вишнякова. >>
Кому преподобный Серафим Саровский передал азбучки
Биография Николая Александровича Мотовилова до сих пор нам мало известна. Лишь в последнее время, в связи с открытием новых архивных материалов, стали заполняться некоторые белые пятна в его жизнеописании. Есть такие материалы и в Ульяновском областном архиве. Некоторые из них интересны тем, что дают представление о детях Николая Александровича. >>
"Служка" преподобного Серафима и сестра поэта Языкова
В жизни "Серафимова служки" Николая Мотовилова один из самых любопытных эпизодов - "литературный": его желание жениться на сестре поэта Николая Языкова. Кто же эта Катенька Языкова, так часто упоминаемая в записках Мотовилова? С. Нилус лишь слегка коснулся ее имени, сказав, что сердце Мотовилова уже было охвачено "страстью нежной". >>
Старец Максим Инзенский
Отец Максим родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии (жил приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века). Известно о нем немного. Местные жители считают его праведником, берут землю с его могилки. >>
Блаженный Васенька
Василий Иванович Жировов родился в Симбирске около 1919 года в бедной семье, где оба родителя были пристрастны к спиртному. Жизнь его с самого начала и до конца представляла собой нескончаемый ряд скорбей, бед, болезней. Уже на седьмом году жизни он заболел менингитом. Болезнь была настолько тяжелой, что мальчик заснул на целых двенадцать дней. Все решили, что он умер. На самом же деле Бог сотворил со своим будущим угодником такое большое чудо - в ознаменование начала его подвига Христа ради. >>
Родовая память в Древней Руси
Имена, существовавшие на Руси до принятия христианства, образовывались несколькими способами. Имена давали, например, по внешним признакам: Белой, Долгой, Мал, Губа, Лобан, Черныш, или по особенностям поведения: Молчун, Шумило, Крик, Неулыба, Смирняк, Смеяна, Несмеяна. >>
Как жили в Древней Руси
Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть - связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть - это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры - полуземляные или наземные, срубные. >>
Солнце Земли Русской
23 ноября (6 декабря) - день церковного поминовения Святого Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия Митрополит Кирилл, всю жизнь сопровождавший Александра, благословлявший его на битвы, включая и финский поход, узнал о кончине князя, находясь во Владимире. Тогда он промолвил: "Чада мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Эти слова мигом подхватила вся Русь, переиначив: "Зашло солнце Земли Русской!" Так и повелось с той поры называть героя Невского. Но великая скорбь, как и положено по-православному, сочеталась и с великой радостью, что отныне Александр станет небесным заступником. Сорок три года был он земным заступником Земли Русской, и вот уж семьсот сорок два года является нашим небесным покровителем. >>
Тихая страна
Путевые очерки Ремесло историка, а может быть, и врожденная "охота к перемене мест", с юности увлекли меня в путешествия по пыльным дорогам нашего Отечества. В этих странствиях я вскоре заметил, что, помимо красот природы, в России есть места, отмеченные особой красотой "исторического пейзажа". Любоваться этими пейзажами лучше в тишине не только внешней, но и внутренней. Не пожалейте времени для неторопливых прогулок по аллеям прошлого. И прошлое предстанет перед вами во всей своей таинственной, мерцающей красоте. Ниже я предлагаю читателю несколько таких "исторических пейзажей", какими я увидел их в разных уголках России. >>
Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края
Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки, предания, легенды; он проник даже в заговоры.
По свидетельству Олеария, Грозный уже при жизни знал и любил слушать песни о своих деяниях: "Когда, бывало, этот царь захочет повеселиться за пирушкой, то приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани". Академик В.Б. Миллер проанализировал запевы песен о Грозном и выявил в них элементы творчества скоморохов, веселивших царя.
Образ Грозного стал основой множества историко-топонимических легенд и преданий, до сих пор бытующих в местах, по которым проходили пути следования царских войск. Песни и предания о походе на Казань широко представлены и в мордовском фольклоре. Эти произведения хранят живые черты эпохи, в них запечатлелись свидетельства людей, или помнивших о недавних событиях, или слышавших о них от очевидцев.
>>

91 - 100 из 108
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру