Философия истории

Русский национализм и судьба российской государственности
Национализм понимается как естественный и необходимый фактор в развитии человеческого общества, начавшийся с периода Нового времени, когда на смену средневековым патриархально-религиозным социальным связям приходит иной принцип мобилизации населения на основе национальной самоидентификации. Процесс национальной самоидентификации, национального самопознания указывает на естественное стремление нации выявить отличия себя от других народов, иных религий и культур.
При этом необходимо различать два принципиально различных видов национализма. Этнический национализм, ставит целью политически объединить людей одной национальности в рамках единого государства. Данный тип национализма естественен для моноэтнических государств и является для них благом. Однако в многонациональных государствах этнический национализм приходит в столкновение с принципом наднациональной государственности. В этом случае этнический национализм противоречит государственническим установкам и столкновение этих двух сил может привести к уничтожению многонационального государства.
Антитезой деструктивным началам этнического национализма выступает государственнический национализм, который стремится к объединению членов одной нации, включающей в себя разные национальные группы. Он постулирует чувство общности не внутри каждой национальной группы, но между членами одной нации как объединения людей, связанных не общностью крови, религии и культуры, но единым пространством, единой историей, государственным языком, единым гражданством и едиными экономическими связями. Таким образом, государственнический национализм скрепляет людей на наднационально-групповом, то есть на государственном уровне. В этом национализме антигосударственнические настроения национальных групп подчинены этатистским принципам. >>
Исторический гений Ломоносова
Выдающийся вклад М.В. Ломоносова в развитие многих отраслей науки бесспорен, и о нем, как гениальном ученом, надолго опередившем свое время, на конкретных примерах говорят химики, физики, литераторы, лингвисты и многие другие их собратья по научному цеху. Но когда речь заходит о Ломоносове как историке, то в устах большинства историков звучит иная тональность, тональность негативная, и при этом в качестве главных обвинительных пунктов ему предъявляют как его антинорманизм, так и его роль в обсуждении диссертации Г.Ф. Миллера в 1749-1750 годах. Состоятельность такой оценки Ломоносова-историка сомнительна уже потому, что она исходит от норманистов, к тому же придавших ей, уклоняясь от разговора по существу, ярко выраженный политический характер. Взгляд своего противника на этнос варягов они квалифицируют как якобы ложно понятый им патриотизм, что позволяет им выводить его за рамки науки. >>
Истоки русского национального характера
Из книги "Мародеры на дорогах истории" Большинство рассуждения о "русской идее" в прошлом столетии являлось своеобразным откликом на идеологию немецкого романтизма и философию XIX века, а также на немецкую же струю в российской историографии, преобладающую в Российской АН с XVIII века. В этой системе ценностей вершиной мыслилось государство, как определенным образом выстроенная машина, и народы делились на способные или неспособные создавать государства, "исторические" и "неисторические" (Гегель, Фихте). Славяне попадали во вторую категорию, и это обстоятельство вызывало либо протест, либо согласие, либо стремление увидеть за спецификой особое предназначение. >>
Почему в России не уважают законы
Из книги "Мародеры на дорогах истории" Почему в Европе законы уважают, а в России нет? Уже таким разным людям, как Михаил Бакунин и Лев Толстой было ясно, что дело ни в коем случае не в уровне "цивилизованности", а экономическое отставание России от Европы легко объясняется трехвековым разорением и ограблением ее татаро-монголами. Оба упомянутых и многие другие мыслители прошлого века видели и такие достоинства у "отсталых", которые не просматривались в современной им Европе, которая то ли утратила их, то ли еще не подошла к ним. >>
Самоуправление в России
Из книги "Мародеры на дорогах истории" В письме к Марксу от 23.05.1851 г. Энгельс, оценивая прогрессивную роль России по отношению к Востоку и противопоставляя ее "шляхтерски-сонной", Польше обратил внимание на уникальную способность русских ассимилировать другие народы. Причин этого явления Энгельс не искал, но факт отмечен верно и он очень важен для понимания кардинальных черт русского национального характера, в связи с которыми находится и другой многократно замеченный факт: русские и вообще выходцы из России испытывают на Западе непонятную для местных жителей ностальгию по покинутой Родине. >>
Чем держалось единство России?
Из книги "Мародеры на дорогах истории" Свойственные кровнородственным общинам культ генеалогий и иерархичность по своему трансформируются в Империях, возникших на развалинах Римской - Франкской и Византийской. Иерархия в Империях как бы отрывается от кровнородственного начала, роды "знатные" и "незнатные" вместе с их генеалогиями выстраиваются в иерархию независимо от действительной этнической природы, а в "Священной Римской империи" латинский язык ("кухонная латынь") долго успешно конкурировал с германскими языками и мог победить, как он победил в самой Италии, Галлии и на других европейских территориях. >>
Монах и Черногорская вила
Вот и еще один мальчик появился на свет под звуки ружейной пальбы. Дали ему имя Раде, Радивой.
- Рады воину! Рады вою! - пытаюсь я перевести те ружейные звуки на язык человеческий и, кажется, слышу, как отдается веселое эхо в горах, окружающих малые и небогатые Негуши.
Ружье у юнака исправное, считают стрелки, если эхо от выстрела прозвучит в горах не менее четырех раз. А кому посчастливилось иметь ружье отличное, так и шесть раз отзовутся ему горы. Густое жертвенное воскурение синего дыма поплыло над жилищами - целая туча! И немудрено: ведь не один отец новорожденного стрелял. Стоило ему разрядить в воздух свой тяжелый джевердан, как тут же, будто по команде, повыскакивало из жилищ все взрослое мужское население Негушей, все со стволами в руках. Как тут не ликовать? - еще одним ружьем пополнилось сегодня черногорское воинство!
Впрочем, можно и усомниться: а имела ли место канонада по случаю появления на свет мальчика Раде из рода Петровича, будущего теократического правителя Черногории, автора поэм "Свободиада", "Луч микрокосма", стихотворной героической драмы "Горный венец". Ведь он родился в 1813 году, а черногорцы в ту пору воевали против французов в Далмации. И, значит, воинов в Негушах была недостача, да и пороха тоже.
Но если хотя бы два-три выстрела прозвучало на тот час, многократно и бодро повторенных скалами и ущельями, то вот уже и вышла черногорская ружейная здравица, слышимая повсеместно - от волн голубого Ядрана до Косова поля, от стен древнего Скадра до боснийских мечетей:
- Рады воину! Рады вою!..
>>
Александр и Библиотека
В Александрию мы ехали из Каира. Ехали, в первую очередь, для того, чтобы побывать в новой Александрийской библиотеке, построенной в память о самом великом книгохранилище древнего мира. Об этой новой мы пока что не знали совершенно ничего. И почти ничего не знали о старой - кроме общеизвестных, везде и всюду повторяемых сведений: построена при Птолемее I в 295 году до новой эры; считалась самым большим во всем древнем мире собранием рукописных свитков и кодексов, которое насчитывало до 500 тысяч названий; пострадала от пожара в середине I века новой веры, а в середине VII столетия подверглась уничтожению вскоре после захвата Александрии арабами. >>
Политическая культура: смысл и методологическое значение категории
Политическая культура является одним из самых сложных и многофункциональных концептов в современном политическом знании. Сегодня политологическая литература чаще тиражирует признанное практически классическим определение Г.А. Алмонда, предпринявшего попытку концептуального обобщения исследований социокультурного аспекта политического процесса и предложившего в качестве обобщающего основания понятие "политическая культура". >>
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья третья
Концепт национальной политики Русский пореформенный консерватизм XIX века неоднороден, отсюда и полемика среди самих консерваторов. Эта ситуация объясняет, например, критику К.Н. Леонтьевым М.Н. Каткова за уступки либерализму, за недостаточное понимание сложности переживаемого Россией времени. Как верно отмечает А.Ф. Сивак, "консерватизм Леонтьева имел совершенно не тот характер, какой был свойственен катковскому охранительству". Ведь Катков был представителем умеренного течения, тогда как идеи Леонтьева имели ярко выраженный атакующий, реставрационный характер. Доктрина Леонтьева, которую большинство исследователей называет утопией (хотя и пронизанной "обостренным чувством современной ему ситуации"), при определенных условиях вполне могла бы быть использована, да, по всей видимости, в какой-то своей части и использовалась правящими кругами в проведении политики "реакции" на "либерально-эгалитарное разложение" российского государственно-культурного организма, чему безуспешно пытались противостоять "обычные" консерваторы типа Каткова. >>

71 - 80 из 95
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру