Куликовская битва

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Разработка урока по учебнику С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» (М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2009).

Автор разработки урока — учитель истории Владимирской православной гимназии С.Н. Сняткова

Цели и задачи урока:

1. Проследить общее направление развития Московского княжества и Золотой Орды накануне Куликовской битвы; показать роль князя Дмитрия Ивановича в укреплении Москвы.

2. Познакомить учащихся с процессом подготовки русских земель к решающей битве, высветить особую роль преподобного Сергия Радонежского.

3. Определить место и роль Куликовской битвы в истории Руси.

4. Продолжить формирование основных умений: работы с историческим источником, текстом учебника, картой, самостоятельному поиску информации (опережающие задания).

Оборудование:

1. Карта «Куликовская битва»

2. Раздаточный материал — исторические источники и фрагменты из трудов историков.

3. Учебник, доска

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Предпосылки для объединения русских князей и подготовка к отпору монгольским завоевателям.

2. Ситуация в Орде.

3. Битва на реке Воже.

4. Подготовка к Куликовской битве.

5. Куликово поле.

6. Ход битвы.

7. Память павших. Димитриева суббота.

8. Значение Куликовской битвы

III. Закрепление

IV. Домашнее задание

Ход урока:

Учитель

Ученики

Актуализация знаний учащихся

На прошлом уроке Вы узнали о внуке Ивана Калиты князе Дмитрии Ивановиче, давайте вспомним о нем.

Вопрос: Когда он стал князем?

Вопрос: Кто помогал ему укрепиться на престоле, выступил против междоусобной вражды?

Вопрос: Его роль?

Вопрос: Кто еще из духовных отцовжил вXIV веке?


Сегодня мы продолжим разговор о Дмитрии Ивановиче и Сергии Радонежском и о главном событии в жизни Руси XIV века.

Работа с учебником параграф 27

Прочитайте о победе Руси на Куликовом поле и попытайтесь ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на 140 лет ордынского ига, русские войска одержали победу на Куликовом поле?

2. Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле»?

Дмитрий Иванович понимал. Что главное для Руси — освободиться от монгольского гнета. Русь со времен Ивана Калиты укрепилась и могла бросить вызов Орде.

Вопрос: Почему?

За не полные 40 лет правления Ивана Калиты и его сыновей выросли два поколения русских людей, которые не знали ужаса перед «злыми татарами». Страх и растерянность перед завоевателями ушли. У людей возникла воля к освобождению, укрепилась вера в свои силы. Большую роль сыграла церковь в объединении русского народа, укрепив в их сознании веру в освобождение. По совету преподобного Сергия был созван съезд князей, бояр, духовенства в Переславле-Залесском. На нем решались важнейшие вопросы объединения русских княжеств для борьбы с Ордой.

Большое значение для объединения русских княжеств имело требование святого патриарха Филофея (Константинополь. Византия), чтобы русские князья дали обет выступить все вместепротив врагов нашей веры.

2. В Орде во второй половине XIV века начались усобицы — «замятня». За 20 лет там сменилось 25 ханов. Реальную власть получил темник Мамай. Но он не имел права на ханский престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он по своему усмотрению ставил и свергал ханов. Междоусобицы ослабляли Орду. Русь уже могла бросить вызов захватчикам. Сопротивление приобретало открытый характер. В разных городах люди поднимали восстания против ордынцев. Так в 1374 году в Нижнем Новгороде жители перебили прибывших туда татар. В этом же году князь Дмитрий Иванович перестал платить ордынский выход»

Вопрос: Что такое «ордынский выход»?

3. В 1378 г. Мамай направил из Орды войско в несколько десятков тысяч человек. Дмитрий Иванович не испугался набега, вместе с войском он вышел навстречу ордынцам и победил. Это была генеральная репетиция Куликовской битвы.

4. Мамай не мог смириться с поражением и два года готовился к новому походу. Готовился и Дмитрий Иванович. Под его руководством объединились княжеские дружины большинства русских земель. К нему явились также дружины полоцкого и брянского князей — братьев великого литовского князя Ягайло. Всего около 70 тысяч воинов.

На стороне Мамая было 100 тысяч воинов.

Рязанский князь Олег Иванович пообещал Мамаю прислать свои отряды. Он пошел на этот шаг скрепя сердце, т.к. его земля граничила с Ордой и первой могла быть подвергнута нашествию. Но он не послал свое войско и постоянно сообщал Дмитрию о движении ордынцев.




5. Дмитрий Иванович повел русские дружины на юг к Верховьям Дона. За ним были ордынцы. На военном совете было принято решение принять бой на Куликовом поле.

Вопрос: Почему было принято решение перейти Дон?

Вопрос: Почему для битвы был выбран день 8 сентября (по новому стилю 21 сентября)?

Работа с картой стр. 228 учебника

Расстановка сил.

Работа с документом № 3

Великий князь Дмитрий Иванович поехал на любимом коне перед полками, подбадривая воинов. Затем сошел с коня и отдал свои княжеские доспехи боярину Михаилу Бренку, а сам облачился в доспехи простого воина.

Вопрос: Зачем он это сделал?

Работа с учебником стр. 231.

Битва началась поединком двух богатырей Челубея и Пересвета.

Ордынцы пытаются обойти с тыла главные силы русских



Русские полки оттеснили монгольское войско на 30-40 км от Дона и захватили обоз противника. Разгром был полный. Войско Мамая перестало существовать. Сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

6. Великий князь Дмитрий Иванович, получивший прозвище Донской, с благословения Преподобного Сергия Радонежского учредил особый день поминовения русских воинов, погибших на Куликовом поле — Димитриевская суббота.

С тех пор Димитриева родительская суббота стала днем особого поминовения всех православных воинов, погибших за веру и Отечество.



Ответ:1389 г. в 9 лет

Ответ: Митрополит Алексий


Ответ: Воспитывал князя как смелого воина и мудрого политика

Ответ: Сергий Радонежский — символ духовного подъема Руси.
















Ответ: Иван Калита собирал дань сам.












Имя записать в тетрадь (на доске)



Работа со словарем с. 234












Ответ: дань Орде









Работа с документом № 1








Работа с документом № 2



Сообщения учащихся:

Рассказ о благословении преподобного Сергия

Сообщение о вооружении и устройстве русского войска.

Сообщение учащегося о выбранном для битвы месте (Куликово поле).

Ответ: Русские воины были уверены в своей победе и отступать не собирались.

Ответ: Рождество Пресвятой Богородицы

Сообщение ученицы о данном празднике.





Гонец с посланием от Сергия Радонежского



Описывают сражение и работают с дополнительным материалом № 4

Дополнительный материал № 5 (о засадном полку)

Сообщение учащегося о Владимире Храбром.

Учащийся читает стихотворение о Куликовской битве.


Сообщение ученицы о дне поминовения русских воинов (ближайшая суббота перед днем памяти небесного покровителя князя — Димитрия Солунского 26 октября, 8 ноября по новому стилю).

III. Закрепление

Отвечают на вопросы, записанные на доске.

Главные выводы:

Причины Победы (логическая цепочка): поверили в победу — объединились — поддержка церкви — духовная мощь народа. Итог: духовно-нравственное возрождение Руси.

Сообщение учащихся о памятниках, поставленных в честь победы на Куликовом поле.

В конце урока обсуждение с учащимися мнения историков о Куликовской битве.

IV. Домашнее задание: Параграф 27


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру