Две столицы: Духовное величие

МОСКВА

В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.

И Москва, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же стала претендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князе Иване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях в Москве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайших подмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители — Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычный и Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другие монастыри.

Петр I, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значению новой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невская лавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра в небеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского, Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенского и многих других соборов.

И не могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости и русской церковности.

Москва всегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвали ее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, прежде всего, вспоминает ее храмы:

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы...

Да и иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскую особенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля,.. ибо в этом городе несколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали “тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей”.

Естественно, что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток и патриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга на Воробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что... что скажете милый? Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками?.. Смотри, смотри!.. Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы?.. Иван-то Великий как высится... Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево...” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?”

И все это неслучайно. Ведь именно с образом храма в русском сознании отождествляется идея добра, света, красоты и... сердца, как хранительницы всего Божественного. Недаром П.В. Флоренский однажды заметил, что православный храм — это символ света, “сердце религиозной жизни” православного люда. Потому и славилась издревле Москва “сорока сороками” церквей, а “малиновый звон” их колоколов приезжали послушать из самых дальних уголков России.

***

Крупнейший и самый значительный монастырь в Московской земле — Троице-Сергиева лавра. Этот мужской монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в честь Святой Троицы в 1337 г. в 71 км к северу от Москвы на горе Маковец (ныне — г. Сергиев Посад, Московской области).

История монастыря тесно связана с историей России. Ученики и последователи преподобного Сергия основали многие обители, ставшие средоточием духовных сил русского народа

В XIV–XX вв. Троице-Сергиев монастырь играл выдающуюся роль в отечественной истории, являлся центром духовной жизни России. Основатель монастыря преп. Сергий Радонежский почитается как великий подвижник Земли Русской и великий русский святой. В обители трудились духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, преп. Максим Грек, Авраамий Палицын. Иконописец преподобный Андрей Рублев для монастыря создал свое величайшее творение — икону «Святая Троица».

В Смутное время монастырь явился оплотом русского национального сопротивления захватчикам. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск. Игумен монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын способствовали тому, чтобы обитель стала центром сопротивления иноземцам, они рассылали грамоты с призывом к борьбе с поляками. С 1744 г. Троице-Сергиев монастырь стал лаврой.

Троице-Сергиева Лавра была и остается важным центром духовного образования. В 1742 г. в обители возникла семинария. С 1814 г. на территории Лавры находится Московская Духовная академия.

После Октябрьской революции имущество лавры было национализировано, рака с мощами Сергия вскрыта, в монастыре был создан Государственный музей-заповедник. Деятельность Лавры была восстановлена в 1946 г.

В соборном Троицком храме находится древний чудотворный образ Святой Троицы, украшенный золотом и драгоценными камнями, список иконы Рублева, хранящейся в Третьяковской галлерее. Из сокровищ и святынь ризницы можно отметить золотой крест с камнями, присланный Сергию константинопольским патриархом Филофеем, деревянные священные сосуды Сергия, ризы Сергия и Никона, дары русских и иноземных правителей и знатных лиц.

В храмах и на кладбищах Лавры похоронено множество замечательных людей России: у стен монастыря похоронены царь Борис Годунов с семьей, на кладбище погребены князь Трубецкой, освобождавший вместе с Пожарским Москву, Прокопий Ляпунов и многие знатные фамилии и роды России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры сложился в XV–XIX вв. Первая каменная постройка — собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1422 г.), небольшой четырехстолпный, одноглавый храм из белого камня. В соборе хранится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. К южной стороне собора примыкает Серапионова палатка (XVI в., обновлена в 1826 г.), в которой покоятся мощи св. Серапиона Новгородского; с юго-восточной стороны — Никоновский придел (1548 г.), где находятся мощи преп. Никона Радонежского. Храм Сошествия Святаго Духа (1476 г.) — первая кирпичная постройка монастыря, одноглавый храм «иже под колоколы» (под барабаном купола — небольшая звонница).

В 1559–1585 гг. построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — величественный пятиглавый пятистолпный храм, повторяющий формы Успенского собора Московского Кремля. В 1540–1550 гг. монастырь был обнесен каменными стенами с 12 башнями. В XVII в. в обители построили трапезную с храмом преп. Сергия Радонежского (1686–1692 гг.), надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699 гг.), больничные палаты с храмом во имя преп. Зосимы и Савватия (1635–1638 гг.). В XVIII в. на территории монастыря были основаны храмы во имя преп. Михея Радонежского (1734), в честь Смоленской иконы Божией Матери (1745–1748 гг.), а также пятиярусная колокольня, высотой 88,04 м (1740—1770 гг.). Кроме того, в XVI–XIX вв. были построены корпуса келий, митрополичьи покои, ризница, Царские чертоги.

В XVI–XIX вв. вокруг Лавры основано несколько монастырей и скитов. Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным), в память о палестинском селении Вифания, с которым связано воскрешения Иисусом Христом Лазаря. В монастыре — Преображенский храм (1783–1786 гг.), в интерьере которого устроена модель горы Фавор; собор в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1860–1866 гг.), митрополичьи покои, казначейский корпус.

В 1844 г. наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) был основан Гефсиманский скит. В 1847 г. знаменитый юродивый Филипп (Хорев) положил начало Пещерному отделению Гефсиманского скита, которое вскоре стало называться Черниговским скитом. Здесь находилась чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери, в 1886—1897 г. был построен пятиглавый храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. На территории скита похоронены философы К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов. В 1859 г. основан скит Параклита близ Гефсиманского скита, с храмом Святого Духа Утешителя.

***

На территории Москвы и ближайшего Подмосковья ныне располагается около 40 действующих монастырей. Самый древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанный в 1282 г. московским князем Даниилом Александровичем за южной окраиной Москвы. Данилов монастырь и сегодня играет важнейшую роль в жизни России — именно здесь расположена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главы Русской Православной Церкви.

В XIV–XVI вв. Данилов монастырь находился в запустении, ибо еще великий князь Иван Данилович Калита перевел монашескую братию на княжеский двор в Кремль. В 1560 г. монастырь возобновили по повелению государя Ивана IV Грозного. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов. В основании этого храма лежит церковь Покрова, над которой в XVIII в. возвели «летний» храм, а позднее была устроена еще и ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная композиция — два верхних храма на одном нижнем. В XVIII же веке на Святыми воротами возвели ярусную церковь-колокольню Симеона Столпника. В 1833–1838 гг. архитектор О.И. Бове построил однокупольный Троицкий собор. От построек XIX столетия сохранились также братский корпус, настоятельские покои и др.

После того, как в 1983 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь были сооружены резиденция патриарха и Святейшего Синода, Поминальная часовня, надкладезная часовня в память 1000-летия Крещения Руси, а также памятник святому князю Даниилу Московскому.

Новоспасский в честь Преображения Господня мужской монастырь ведет свою историю от Спасского монастыря, основанного в Московском Кремле в 1330 г. В 1490 г. обитель перенесли из Кремля на левый берег Москвы-реки на Крутицкий холм. С тех пор монастырь и получил свое именование — «Спас Новый» или Новоспасский.

Нынешний облик Новоспасского монастыря сложился в XVII–XIX вв. Центральный Спасо-Преображенский собор (1645–1649) построен по образцу Успенского собора Московского Кремля — пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный. В подклети собора — усыпальница рода Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца. До 1812 г. здесь насчитывалось 70 гробниц Романовых, после французского нашествие осталось 28. В 1995 г. в монастыре был захоронен прах великого князя Сергея Александровича, убитого эсером-террористом.

В конце XVIII в. была построена церковь Знамения Божией Матери как усыпальница князей Черкасских и графов Шереметевых и четырехъярусная надвратная колокольня. В северо-восточном углу монастыря расположен храм св. Николая Чудотворца (1658 г.). Закрытый в 1918 г., монастырь возрожден в 1991 г.

Донской монастырь был основан в 1591 г. у Калужской заставы в Москве царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери, даровавшей чудо избавления Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Архитектурный ансамбль обители сложился в основном между 1680–1730 гг. Прямоугольный в плане, монастырь обнесен кирпичными стенами с 12 башнями. Над воротами возведены надвратные храмы: над северными Святыми воротами — храм Тихвинской иконы Божией Матери; над западными — храм святых Захарии и Елисаветы с колокольней. От первоначальных строений сохранился одноглавый Малый собор Донской Божией Матери, с которым соединены трапезная и шатровая колокольня. Пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко, Большой собор Донской Божией Матери построили в 1684–1689 гг. В иконостасе этого собора находится чтимый список XVI в. с Донской иконы Божией Матери. Росписи на стенах относятся к концу XVII в. На территории монастыря находятся также храмы преп. Александра Свирского, св. Иоанна Златоуста, св. великомученицы Екатерины, св. Архангела Михаила, построенные в XVIII–XIX вв.

На Старом и Новом кладбищах Донского монастыря покоятся останки выдающихся деятелей русской культуры П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, И.И. Дмитриева, О.И. Бове, В.О. Ключевского, В.Г. Перова, В.А. Серова, Н.Е. Жуковского и многих других.

Сретенский монастырь возник на месте встречи (сретения) в конце XIV века чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира. Главный собор монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. по повелению царя Федора Алексеевича. Облик этого пятиглавого храма строг и монументален. На территории монастыря находился один из древнейших храмов Москвы — церковь во имя преп. Марии Египетской, снесенный в 1930 г. Закрытый во второй половине 1920-х гг., Сретенский монастырь возобновил свою деятельность с 1995 г. и с тех пор считается одним из крупнейших центров православного просвещения в России. При монастыре действует Сретенское высшее православное училище.

Женский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в 1524 г. великим князем Василием III в Москве на Девичьем поле. Он был построен в память взятия Смоленска в 1514 г. Новая обитель была основана во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленска.

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля 1525 г. Имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Фрязин Новый, по другой версии им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский и Архангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий с пятиглавым завершением. Собор был расписан фресками, которые крайне редки для XVI в.

Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». На средства Софьи построена трапезная с Успенской церковью и обе надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня в стиле московского барокко. Крепостные стены с 12 башнями соорудили в самом конце XVII века.

В некрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжеских родов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. На территории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В. Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южной стеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.

С 1964 г. в монастыре располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского, а также Московское епархиальное управление. С 1994 г. монастырь был возобновлен как женская обитель.

Новоиерусалимский Воскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. на землях села Воскресенского на холме над рекой Истрой. Монастырь был задуман патриархом Никоном как главная обитель Русской Православной Церкви по образу и подобию храма Воскресения Господня в Палестине. Отсюда и возникло название — Новый Иерусалим. И все окрестные места переименовали в соответствие с палестинскими святыми местами.

Строительство главного каменного храма, Воскресенского собора, началось в 1658 г. и шло до 1685 г. В 1681 г. в Воскресенском соборе погребли останки патриарха Никона, над его могилой висели вериги, которые Никон носил почти двадцать пять лет. В монастыре хранились келейная икона Никона и его клобук. В конце XVII в. монастырь обнесли кирпичными стенами с 8 шатровыми башнями. Огромный Воскресенский храм лишь в общих чертах повторял палестинский — была изменена планировка, вместо 14, как в Иерусалимском храме, создали 29 приделов. В XVIII в. собор сгорел, но был восстановлен в 1749–1756 гг. по проекту В. Растрелли.

Вторично Воскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающие немецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С 1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь основанв 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким в 18 километрах от Волоколамска на берегу небольшого озера. В XV–XVI вв. монастырь играл большую просветительскую роль, был известен огромной библиотекой, ведением летописей, переписыванием книг. Основные постройки относятся к XV–XVII вв. Главный центр обители — Успенский собор, сооруженный в 1688–1692 гг. На верхнем этаже пятиглавого собора располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, на нижнем этаже — храм во имя преп. Иосифа. Редкой красотой отличаются монастырские стены с многогранными шатровыми башнями, богато украшенными декоративной кирпичной кладкой и зелеными изразцами. Закрытый в 1920 г. и разрушенный гитлеровцами в 1941 г., монастырь был восстановлен в послевоенные годы, а возрожден как монашеская обитель в 1989 г.

***

Главный собор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.

Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императором Александром I в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 г. Храм изначально задумывался как мемориальный памятник в ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 г. В октябре 1817 г. началось строительства храма на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга.

Новый император Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшееся строительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительными мотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма было выбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, на месте древнего Алексеевского монастыря. В сентябре 1839 г. началось строительство по проекту архитектора К.А. Тона, выполненному в «русско-византийском стиле». Возведение и роспись храма Христа Спасителя продолжались 44 года. Работу над скульптурами и росписью храма осуществляли крупнейшие русские художники — П.К. Клодт, А.В. Логановский, Ф.А. Бруни, Г.И. Семградский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.

26 мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен в присутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознесся четырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковным сооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла 102 метра.

Храм Христа Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшим религиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвящен празднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеон русских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображены сюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающих сражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различными историческими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков и командующих, именами убитых и награжденных.

В 1912 году у храма Христа Спасителя был открыт памятник императору Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин), снесенный в 1918 году. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший до того митрополитом Московским и Коломенским. Но уже через несколько лет, 5 декабря 1931 года, храм Христа Спасителя был взорван…

Народное движение за восстановление храма Христа Спасителя началось в конце 80-х годов. Был создан Комитет по возрождению храма, который возглавил известный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин, начался сбор средств. В 1994 году Правительство Москвы, поддерживая стремление москвичей и по инициативе Мэра столицы Ю.М. Лужкова, приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Первый камень в основание храма был заложен уже 8 января 1995 года, а ровно через год, к Рождеству 1996 года были возведены основные несущие конструкции (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.).

Заново построенный храм Христа Спасителя изначально создавался как главный центр церковной жизни Московской патриархии. Помимо главного храма, посвященного Рождеству Христову, здесь же устроен храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесенного Алексеевского монастыря. Вблизи набережной Москвы-реки сооружен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов). В стилобатной части разместился зал Церковных Соборов Русской Православной Церкви, зал заседаний Священного Синода, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, другие административные помещения.

Строительство уникального комплекса храма Христа Спасителя было выполнено всего лишь за шесть лет! 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Алексий II в присутствии иерархов многих православных церквей мира, руководства России и Москвы, при стечении огромного количества православных мирян освятил храм Христа Спасителя в Москве.

В 1555–1561 гг., в честь взятия Казани на Красной площади, возле кремлевского рва был построен величественный собор Покрова Пресвятой Божией Матери (Покровский собор, что на Рву). Строили его русские зодчие Барма и Посник, впрочем, сообщения о них столь глухи, что, возможно, это было одно и тоже лицо.

Первоначально на месте Покровского собора была заложена церковь Троицы — будущий придел к Покровскому собору. Согласно задания строителям, новый каменный собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную композицию. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями они расположили четыре, меньшие по высоте. Те и другие увенчивались луковичными главами. Все восемь церквей сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церковью, завершенной шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной и первоначально открытой галереей, внутренними сводчатыми галереями. Храм был выстроен из кирпича, а фундамент, цоколь и ряд деталей — из белого камня.

Таким образом, строителя храма удалось собрать в одном храме, фактически, восемь церквей. Поэтому покровский собор изначально имел восемь приделов: церкви Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Иустины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении.

Покровский собор — уникальное сооружение-монумент, своего рода памятник славы Русского государства, воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима».

Но в историю России Покровский собор вошел под именем собора Василия Блаженного, по имени московского юродивого, похороненного еще в 1552 г. возле церкви Троицы. После канонизации Василия Блаженного в 1588 г., была построена Васильевская церковь — нынешний Васильевский придел Покровского собора. По Васильевскому приделу и весь собор со временем получил у москвичей свое название.

В 1929 г. собор был закрыт. Ныне в соборе располагается филиал Государственного Исторического музея, но уже с 1991 г. в соборе проводятся нерегулярные богослужения.

Богоявленский собор в Елохове, после закрытия или уничтожения других соборов в годы советской власти, с 1930-х гг. считался патриаршим кафедральным храмом. Собор был построен в конце XVIII — начале XIX вв. на месте древнего подмосковного села Елохово, в котором, по преданию, родился московский святой, юродивый Василий Блаженный. Композиция собора складывается из храма, трапезной и колокольни. Храм сооружался в 1835–1845 гг. по проекту Е.Д. Тюрина, выполненному в стиле позднего ампира. Над храмом возвышается пятиглавие с массивной купольной ротондой в центре. В оконных простенках купольной ротонды помещены парные ионические колонны. В Богоявленском храме находится великолепный резной иконостас, сочетающий формы классицизма и барокко. Лепная отделка интерьера, настенная роспись и позолота иконостаса выполнены в 1912 г.

Трапезная собора принадлежит предшествующей церкви, возведенной в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Ивана V Алексеевича. Именно в этой церкви в 1799 г. крестили младенца, в будущем прославившего всю Россию — Александра Сергеевича Пушкина. В трапезной же размещены два придела — в честь Благовещения Богородицы и св. Николая Чудотворца. Высокая четырехъярусная колокольня вызывает восхищение своими стройными и строгими формами, пропорцией объемов.

Главными святынями собора считаются чудотворная икона Казанской Божией Матери и святые мощи митрополита Московского Алексия.

Храм Троицы в Никитниках был построен купцом Г. Никитниковым в 1631–1634 гг. Эта пятиглавая церковь выделяется среди иных московских церквей своим насыщенным и разнообразным архитектурным декором, выразительной пластикой. Сам храм расположен на высоком подклете, а в церковь ведет высокое многоступенчатое крыльцо, украшенное каменной резьбой и увенчанное шатром. Иконостас выполнен в 1640-е гг. московскими и ярославскими резчиками. Иконы и хорошо сохранившиеся росписи, видимо, принадлежат творчеству лучших иконописцев Оружейной палаты: Я. Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. В церкви хранится список чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, выполненный в 1654 г. в связи с избавлением Москвы от эпидемии моровой язвы.

Церковь Покрова Богородицы в Филях — уникальный памятник московского зодчества. Возникновению храма предшествовала трагическая история. Во время стрелецкого бунта 1682 г. мятежные стрельцы ворвались в Кремль с требованием убить “изменников” Нарышкиных, родственников царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Когда убивали боярина А. Матвеева и других Нарышкиных, дядя Петра, Лев Кириллович Нарышкин бросился на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и молил ее о спасении, обещая построить храм во имя Покрова Богородицы. В 1693 г. он выполнил обет и в своем подмосковном имении Фили построил храм. Деньги на его строительство дали и царица Наталья, и царь Петр.

Храм считается образцом московского или “нарышкинского” барокко, архитектурного стиля конца XVII в. В храме совмещены колокольня и церковь. Стройный и изысканный, он устремлен вверх. Нижнее пространство занимают раскинувшиеся живописные лестницы. Храм пышно украшен изысканной белокаменной резьбой, наличниками с тонкими колоннами, барочными деталями, гранеными главами и ажурными крестами. Лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная, верхний храм — летний, нижний — зимний. По преданию, здесь часто бывал царь Петр и даже пел на клиросе. В 1703 г. после взятия Нарвы Петр I привез сюда, взятые как трофей, цветные оконные витражи.

В устройстве русских храмов XVIII — начала XIX вв. можно увидеть и протестантские шпицы, и подражание католическим куполам, и пестрые итальянские орнаменты наружных фасадов, и подражание римским базиликам. В стиле западноевропейского барокко выстроена церковь Архангела Гавриила, более известная под названием «Меншикова башня». Свое второе название церковь получила потому, что была выстроена по заказу А.Д. Меншикова в 1704–1707 гг. Общее руководство строительством осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии. «Меншикова башня» — уникальное, первоначально, шестиярусное сооружение, с 30-метровым шпилем, увенчанное выкованной из меди и золоченой фигурой трубящего ангела. Высота строения достигала 81 м, что на 3,2 м больше колокольни Ивана Великого. После пожара 1723 г. здание было восстановлено в 1773–1779 гг. по инициативе известного московского масона Г.З. Измайлова, а в 1783 г. интерьер получил новую отделку с использованием масонской символики (уничтожена в 1852 г. по приказу митрополита Филарета).

В 1923–1947 гг. церковь была закрыта, а с 1947 года здесь размещается подворье Антиохийского патриархата.

В стиле западноевропейского барокко устроена была и церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку» в 1705 или в 1708 гг., а завершено архитектором И.Ф. Мичуриным в 1723 или 1728 гг. Храм был двухэтажным — в нижнем ярусе располагалась теплая церковь Николая Чудотворца. В нижнем ярусе галереи размещалось два придела. В 1745–1746 гг. к церкви была пристроена колокольня, по мнению историков архитектуры, ставшая одним из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко. В 1990-е гг. храм Петра и Павла был восстановлен, отреставрирован, в нем возобновилась постоянная церковная жизнь.

В последние в Москве проводятся масштабные восстановительно-реставрационные и строительные работы, благодаря которым открывают свои врата древние и заново устроенные храмы. Так, заново воссозданы Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, реконструированы храмы Большое Вознесение у Никитских ворот, Троицы в Листах (ул. Сретенка), комплексы Свято-Даниловского, Высокопетровского, Рождественского, Зачатьевского монастырей.

Летом 2000 г. на месте разрушенной Казанской церкви на Калужской площади освящен храм-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. На Поклонной горе построен и начал действовать храм Великомученика Георгия Победоносца. Строительство этого храма началось в 1993 г. и велось в течение полутора лет.

Храм Георгия Победоносца представляет собой церковь в древнерусском стиле, с основанием в виде «креста». Высота храма — 45 м до навершия креста. Церковь стоит на небольшом насыпном холме, вершина которого вымощена гранитными плитами. Храм окружен открытой галереей, огороженный гранитным парапетом и полуметровой узорной чугунной решеткой. Над главным входом в храм — большая икона «Воскресение Христа», на которой крылатые ангелы возносят Христа на небо. Ниже, при входе надпись: «Вечная память погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

На фронтоне звонницы храма Святого Георгия Победоносца помещены фрески с изображением Иисуса Христа в центре, Божией Матери справа и Иоанна Крестителя слева. На западной внешней стене за аркой звонницы помещено изображение иконы «Св. Великомученика Георгия Победоносца. Поражающего копьем змия». На северной внешней стене храма над боковым выходом из северного придела — бронзовое изображение иконы «Знамение Божией Матери».

6 мая 1995 года, к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

***

Москва — город многонациональный и многоконфессиональный. Поэтому в городе расположено немало святынь иных религий.

Русской Православной Старообрядческой Церкви возвращаются и реконструируются комплексы в Рогожской слободе, в Преображенском, храм у Белорусского вокзала.

На проспекте Мира расположена Московская Соборная мечеть, рядом с которой недавно построено новое здание Исламского центра Москвы и Московской области и Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского района. Возрождена исторически известная мечеть в Замоскворечье.

Мемориальная мечеть в Парке Победы построена в память мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны. Большую роль в достижении Победы сыграли красноармейцы-мусульмане, выходцы из разных регионов СССР. Мемориальная мечеть в Парке Победы на Поклонной горе, построенная по проекту архитектора И.И. Тажиева, была торжественно открыта в сентябре 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы и стала четвертой по счету мечетью в Москве.

Главный вход в мечеть обрамлен высоким порталом из белого камня. Внутри мечети, направо и налево от входа, расположены два небольших зала для верующих мусульман. Своды молитвенного помещения держатся на шести столпах — колоннах, украшенных накладной резьбой. Внутренне убранство мечети украшено белой накладной резьбой и орнаментом. В нижнем этаже мечети находится выставка, посвященная участию воинов-мусульман в достижении Победы в Великой Отечественной войне.

Возвращена историческая собственность двум московским костелам, общинам англиканской и лютеранской церквей. На Олимпийском проспекте возводится Религиозно-культурного центра Армянской Апостольской церкви, на Юго-Западе построена часовня этой церкви. Выделен участок для создания буддистского международного центра.

Историческое здание передано Московской Хоральной Синагоге, общине любавических хасидов передано здание бывшей синагоги на Большой Бронной улице, построено две синагоги. На Поклонной горе построена новая мемориальная синагога — иудаистский музей-храм, который стал памятником миллионам советских и российских евреев, погибших во время Второй мировой войны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Новые духовные веяния, охватившие Россию в царствование Петра I, ярче всего выразились в храмовом строительстве Санкт-Петербурга. В этом отношении здесь сразу же столкнулись две тенденции. Первая из них восходила к древнерусской традиции, когда возведением церквей освящался сам город. Другая тенденция имела западноевропейские рационалистические корни, и в соответствии с этой тенденцией, строительство церквей подчинялось исключительно мирским задачам. А главным критерием, зачастую, становился «экономический» — храм строился только тогда, когда численность паствы была достаточной для его достойного содержания. В 1723 г. Святейший Правительствующий Синод определил, что на приход в 100–150 дворов полагалась церковь, в которой служит один священник, один дьячок и один пономарь. Соответственно, приход в 200–250 дворов мог содержать церковный штат из двух священников, двух дьячков и двух пономарей, а 300 дворам дозволялось иметь церковь с тройной квотой церковнослужителей. Более того, само строительство церквей было строго регламентировано — в начале XVIII в. вышло несколько указов, запрещающих строить «лишние» церкви и часовни. Вот и получалось, что, если в Москве в начале XVIII в. при населении в 200 000 человек было 679 церквей и 22 монастыря, то в Санкт-Петербурге к 1723 г. при населении в 40 000 человек, было всего 30 церквей, причем семь из них были домовыми. Но во второй половине XVIII — начале XX вв. русские традиционные представления взяли верх. В этот период храмовое строительство в Петербурге значительно расширилось, и к 1917 г. в городе и ближайшей округе действовало около 680 соборов, церквей и часовен, а также 4 монастыря.

Еще одна особенность Санкт-Петербурга заключалась в том, что в городе, по сравнению с Москвой, изначально много строили католических и протестантских храмов. Причиной тому было стремление Петра I привлечь в город иностранных купцов, создать для них комфортные условия жизни, в том числе и условия для духовного бытия. Первая католическая церковь в Санкт-Петербурге была построена уже в 1710 г., а к началу XX в. действовало 8 католических соборов и не менее 10 приходских и домовых церквей. Еще раньше, в 1704 г., была возведена первая лютеранская церковь, и перед 1917-м годом в Санкт-Петербурге действовало около 40 протестантских церквей, часовен и молитвенных домов разных направлений.

***

В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и в ближайших окрестностях действуют 4 монастыря. Крупнейший и старейший из них — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской монастырь в Санкт-Петербурге, расположенный при впадении в Неву Черной речки (ныне р. Монастырка). Обитель была в 1710 г. Петром I на том месте, где, по преданию, Александр Невский в 1240 г. одержал победу над шведами.

Архитектурный ансамбль Лавры представляет обнесенное каменной оградой каре, прямоугольник. Несколько, преимущественно двухэтажных, корпусов окружают трапецевидный двор созданиями в виде башен по углам, с соборным храмом и другими храмами, в основном в стиле русского барокко.

В 10-е — нач. 20-х гг. XVIII в. архитектор Доменико Трезини возвел северные корпуса келий и двухэтажную церковь, в нижнем этаже которой разместился Благовещенский храм, а в верхнем — Александро-Невский храм. С 1723 г. Благовещенский храм стал усыпальницей для членов царской семьи и родовитого дворянства. Здесь погребены: вдова царя Ивана VI царица Прасковья Федоровна, сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, дети Петра I Петр и Анна. В церкви находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткой надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов».

В 1716 г. было положено начало строительству центрального Свято-Троицкого собора. Собор строили почти полвека. Но в 1755 г. его разобрали из-за обнаружившихся трещин в фундаменте. В 1776–1790 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова был возведен новый величественный собор в стиле классицизма — с одним большим куполом и двумя пристроенными колокольнями. Над внутренним убранством собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И. Пинкетти, И. Акимов, Ф. Давыдов.

В 1740–1780-е гг. построены южные корпуса келий и комплекс зданий, опоясывающих монастырский двор. В 1783–1785 гг. И.Е. Старов возвел главные ворота монастыря с надвратной церковью. Всего в пределах монастырских стен, кроме Свято-Троицкого собора, расположено еще 10 церквей. В 1797 году монастырь был возведен в статус Лавры.

Главная святыня Лавры — мощи св. князя Александра Невского. Торжественное перенесение святых мощей в Александро-Невский монастырь произошло в 1724 г. Пусть из Владимира, где хранились мощи, в Петербург занял несколько месяцев. Святые мощи везде встречали и провожали с молебнами, иконами и колокольным звоном. 30 августа 1724 г. состоялось водружение святых мощей в специально возведенный деревянный храм св. Александра Невского. Позднее, до 1790 г. святые мощи хранились в верхнем храме — св. Александра Невского — Благовещенской церкви. В 1747–1752 гг. для хранения св. мощей князя из чистого серебра изготовили раку в пышном стиле барокко, весом 86 пудов. Она включала в себя саркофаг, пирамиду, постаменты с воинскими доспехами и канделябры. В 1790 г. рака с мощами св. Александра Невского была перенесена в Свято-Троицкий собор. В 1922 г. святые мощи были изъяты из обители, и возвращены только в 1989 г. Другие особо почитаемые святыни Лавры — чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Достойно есть».

На протяжение XVIII–XX вв. рядом с обителью сложился знаменитый некрополь Александро-Невской лавры, который служил местом захоронения знати и известных деятелей культуры. Некрополь состоит из трех кладбищ — Лазаревского, Тихвинского и Никольского. На старейшем Лазаревском кладбище похоронены М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, фельдмаршал Б.П. Шереметев, архитекторы И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, К.И. Росси, скульптор Ф.И. Шубин, художник В.Л. Боровиковский. На Тихвинском кладбище погребены писатели Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Ф.М. Достоевский, композиторы М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и многие другие деятели отечественной культуры.

В 1918 г. Лавра была закрыта, все ценности и реликвии изъяты. В 1924–1935 гг. закрыли все действующие храмы. Только в 1956 г. Свято-Троицкий собор возвратили церковной общине. Сам монастырь был возрожден в 1996 г.

Ныне при лавре находятся Свято-Петербургское Александро-Невское духовное училище, духовная семинария и Академия, православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь ведет свою историю с 1732 г. Главный храм обители — собор в честь преп. Сергия Радонежского, основанный в 1735 г. и перестроенный в византийском стиле в 1854–1859 гг. Этот пятиглавый, двухэтажный храм вмещал 2 тысячи человек. Кроме того, до 1917 г. в монастыре было 6 храмов и 4 часовни. Расцвет обители приходился на 30-е гг. XIX в., когда монастырь возглавил святитель Игнатий Брянчанинов. К 1917 г. в монастыре жило около 100 человек, из которых, по традиции, выбирались судовые священники для русского военного флота. Монастырь был закрыт в 1920-е гг. и возрожден в 1994 г.

Воскресенский Новодевичий монастырь возник в 1748 г. по велению императрицы Елизаветы Петровны, ибо именно в эту обитель, по преданию, императрица собиралась удалиться в старости. Для размещения насельниц императрица передала свой летний дворец, известный под именем «Смольный». Рядом государыня открыла училище для воспитания девиц из дворянских семей. Но уже в 1764 г. монастырь закрыли и возобновили только в 1845 г., при этом переместили на Васильевский остров, а в 1848 г. — перевели на новое место (ныне — Московский проспект). В центре монастыря располагается пятиглавый каменный собор Воскресения Христова (1849–1861 гг.), рядом — Троицкий храм и церковь в честь Казанской Божией Матери. Закрытый в 1925 г., монастырь возобновлен в 1997 г.

Свято-Иоанновский женский монастырь был основан преп. Иоанном Кронштадтским в честь своего небесного покровителя св. Иоанна Рыльского на берегу р. Карповки на Петроградской стороне. Как самостоятельная обитель существует с 1902 г. Величественное каменное пятикупольное здание монастыря было построено по проекту архитектора Н.Н. Никонова. Два верхних этажа в главном четырехэтажном здании соединены в один, и в нем устроен просторный храм Собора Двенадцати Апостолов. На первом этаже располагается храм св. Иоанна Рыльского. В подвальном этаже (крипте) устроена церковь-усыпальница преп. Иоанна Кронштадтского — беломраморный храм св. пророка Илии и св. царицы Феодоры. На западной стороне — колокольня. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1989 г. верующим возвратили нижний храм св. Иоанна Рыльского. В 1991 г. возродилась и сама обитель.

***

«Первенствующим в империи» — так называли Исаакиевский собор, ибо до 1922 г. был главным храмом имперской столицы Санкт-Петербурга.

История собора восходит к 1710 г., когда в новой столице император Петр I повелел построить близ Адмиралтейства деревянную церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, на день памяти которого — 30 мая — приходился и день рождения самого Петра Алексеевича. Именно в этой церкви в феврале 1712 г. Петр венчался со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. В 1717 г. построили каменный храм на том месте, где ныне располагается знаменитый «Медный всадник». Во второй половине XVIII в. по проекту А. Ринальди началось возведение нового, третьего Исаакиевского собора. Но этот храм строился долго, был освящен в 1802 г. и оказался неудачным. Уже в 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового, четвертого, Исаакиевского собора. Более всего тогдашнему императору Александру I по душе пришелся проект молодого французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана. Ему и было поручено осуществлять строительство. 26 июля 1819 г. была произведена закладка нового здания собора.

Сооружение Исаакиевского собора длилось сорок лет и стало триумфом отечественной строительной техники. Под фундамент вбили более 10 тыс. трехсаженных свай. На них положили цоколь из двух рядов гранитных камней. Стены собора были сложены из кирпича и гранита с облицовкой внутри и снаружи лучшими сортами итальянских и финляндских мраморов. Заготовки для колонн доставляли в Петербург морем на специальных судах.

В итоге многолетних усилий возникло монументальное, величественное пятикупольное здание, ставшее одним из символов Санкт-Петербурга. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Монументальный объем здания завершен громадным металлическим золоченым куполом на барабане, окруженном 24 монолитными гранитными колоннами. Всего в храме 112 монолитных колонн различной величины из карельского гранита.

Размеры Исаакиевского собора поражают: высота собора — 101,5 м, занимаемая площадь — более 1 га. Вмещает собор около 12 000 человек!

Главный вход в Исаакиевский собор устроен в западном портике. Кроме него было сделано еще 6 входов: два больших и четыре малых. Двери больших входов отлиты из бронзы, на семи дверях размещен 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Фронтоны портиков включают в себя каждый по барельефу. По углам каждого фронтона поставлены по три статуи, из которых средние изображают Евангелистов, крайние — Апостолов. По углам фасадов собора размещены колокольни, украшенные колоннами коринфского ордера.

Внутри собор имеет в плане форму греческого креста. Пол выложен разноцветным мрамором и обрамлен фризом из шокшинского порфира. В барабане главного купола размещены скульптурные изображения 12 ангелов. Иконостас собора облицован белым мрамором и украшен 10 малахитовыми и 2 лазуритовыми колоннами. Иконы размещены в три яруса: в первом и втором ярусе они мозаичные, в третьем — живописные. В Исаакиевском соборе были устроены два придела — во имя св. Александра Невского и великомученицы Екатерины.

Главный алтарь в честь св. Исаакия Далматского освятили 30 мая 1858 г., а приделы — в июне того же года. С тех пор собор был объявлен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таковым до 1922 г. В 1928 г. собор закрыли окончательно и создали в нем музей, предназначенный для антирелигиозной пропаганды. В апреле 1931 г. «для наглядного подтверждения вращения земного шара» в соборе был подвешен маятник Фуко.

В годы Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора были укрыты художественные сокровища из пригородных царских усадеб. Купол для маскировки закрасили в серый цвет, но собор все равно получил повреждения — на его колоннах можно увидеть выбоины от немецких бомб и снарядов.

Ныне здание собора принадлежит Государственному музею «Исаакиевский собор». В последние годы по большим церковным праздникам в соборе начали совершать богослужения.

Казанский собор был устроен императором Павлом I в честь иконы Казанской Божией Матери. К основанию собора императора побудила мечта о возведении в Петербурге храма, похожего на собор Святого Апостола Петра в Риме, ибо красотой римского собора Павел был поражен еще в юности. Казанский собор построили в 1801–1811 гг. на пересечении Невского проспекта с Екатерининским каналом на месте церкви Рождества Богородицы. Именно в этой церкви хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная из Москвы в 1710 г.

Строительство собора велось по проекту русского архитектора А.Н. Воронихина, который выиграл представительный конкурс. А.Н. Воронихин обратил к Невскому проспекту не главным (западным), и боковым (северным) фасадом, ибо иначе величественная колоннада не была бы распахнута на главную улицу столицы. В итоге архитектор нашел блестящее решение: сохранив главный вход с запада, северный фасад он зрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду из 96 поставленных в четыре ряда колонн. Раскрытая в сторону Невского проспекта, колоннада образует парадную площадь. Всего же собор украшает 136 колонн.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор стал главным хранилищем трофеев русской армии и своеобразным памятником русской воинской славы. Здесь хранились 115 французских знамен, ключи от 28 покоренных русскими войсками европейских городов и крепостей, а также жезл французского маршала Даву, захваченный в сражении. В склепе у стены Казанского собора в 1813 г. погребли прах фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1837 г. на постаментах возле соборной колоннады установили памятники фельдмаршалу князю М.И. Кутузову-Смоленскому и фельдмаршалу князю М.Б. Барклаю де Толли, которые выполнил скульптор Б.И. Орловский.

Чудотворный образ Казанской Божией Матери, помещенный в главном иконостасе, имел богатейший оклад: на ризе из чистого золота сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, более 1400 жемчужин, кораловый крест, украшенный бриллиантами, жемчугом и бирюзой.

В 1932 г. Казанский собор был окончательно закрыт, а в его здании разместили Музей истории религии и атеизма. Ныне в соборе возобновились церковные богослужения.

Выдающимся памятником русского храмового зодчества стал собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне — канал Грибоедова), известный также под названием «Спас-на-Крови».

Собор возводился как храм-памятник на месте гибели императора Александра II, убитого террористами-народниками 1 марта 1881 г. Уже вскоре новый император Александр III объявил конкурс на проект собора, в котором участвовали многие крупные русские архитекторы. Победа была присуждена проекту академика архитектуры А.А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия, выполненному в стиле русских церквей XVI–XVII вв. Воскресенский собор строился в 1883–1907 гг.

В композиции Воскресенского собора были широко использованы приемы и формы московского собора Василия Блаженного (Покровского собора) и киевского Владимирского собора. С востока собор имеет три алтарные апсиды, каждая из которых завершается малым луковичным куполом. С запада располагается трехъярусная колокольня, завершенная также куполом-«луковкой». Вход в собор с северо-запада оформляют четыре крыльца с высокими шатровыми кровлями. Все пять глав собора покрыты цветной ювелирной эмалью. Стены здания облицованы эстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом, керамикой и изразцами. В нишах цоколя, который облицован гранитом, установлены 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования Александра II.

Особое место в интерьере храма занимает сень, возведенная на месте, где император был смертельно ранен. Сень держалась на четырех колоннах, а завершалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом. Свод был инкрустирован звездами из сибирских самоцветов, лазуритов и топазов в виде звезд.

Вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом.

К 1907 г. здание собора было полностью электрифицировано, снабжено отопительной системой, а также защитой от удара молний.

Внутреннее убранство Воскресенского собора — это великолепное произведение русского храмового искусства. Стены храма украшены уникальными мозаичными иконами. Некоторые из них выполнены в традициях академической живописи по эскизам А.П. Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.К. Бодаревского. Другие — в традициях стиля модерна по эскизам М.В. Нестерова и В.В. Беляева. В композициях В.М. Васнецова и Н.Н. Харламова использованы традиции византийской иконописи. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А. Парланда и А.П. Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Сами мозаики выкладывались группой русских мастеров, среди которых особым талантом выделялись Г.Ф. Батюшков, В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, М.А. Петров.

В.М. Васнецов создал эскизы к мозаикам «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад», «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель». Удивительной по красоте и глубине образа стала икона «Св. Александр Невский», выполненная по эскизам М.В. Нестерова, а также нестеровский образ Христа в мозаике южного киота. В.В. Беляев создал эскизы к 29 сюжетам, в том числе «Ветхозаветная Троица», «Неопалимая Купина», «Жертвоприношение Авраама», «Нагорная проповедь».

Центральное место в мозаичном убранстве храма занимают работы художника Н.Н. Харламова. «Пантократор», помещен в главном куполе Воскресенского собора. Художник создал яркий монументальный образ — лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. По канонам византийского искусства исполнены также мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», размещенные в малых куполах собора. Потрясающей глубины проникновения в церковное таинство отличается харламовская «Евхаристия».

До 1917 г. Воскресенский храм не был приходским, доступ в него был ограничен, ибо существовала опасность разрушения богатого внутреннего убранства. Что и случилось, после того, как храм стал общедоступным. В 1930 г. собор закрыли, позднее готовился снос храма-памятника. В 1970 г. храм передали в ведение Государственного музея «Исаакиевский собор», филиалом которого он остается по сей день.

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира строился на протяжении нескольких десятилетий в XVIII в. на месте бывшей церкви Успения Богородицы, поэтому Князь-Владимирский собор носит и еще одно именование — «Успения на Мокрушах». Этот собор действует уже более 200 лет, а в 1928–1941 гг. считался кафедральным. В XIX в. храм был определен Собором Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира. Одна из самых почитаемых святынь храма –чудотворная икона Казанской Божией Матери, помещенная в малахитовый киот. Другие святыни собора — копия с чудотворного образа Успения Божией Матери, главной святыни Киево-Печерской Лавры, а также Берлинское Евангелие 1689 г., пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной.

Николо-Богоявленский кафедральный собор в народе прозвали собором Николы Морского. И это неслучайно, ибо собор был построен в 1753–1762 гг. на Корабельном (или Морском) полковом дворе, а посвящен во имя св. Николая Мир Ликийского, одного из самых почитаемых на Руси святых и покровителя моряков. По проекту архитектора С.И. Чевакинского пятиглавый, с широко расставленными куполами, собор был двухэтажным: нижняя церковь устроена в честь св. Николая Мир Ликийского, с приделами в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. Димитрия Ростовского, а верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. В 1756–1758 гг. на некотором удалении от собора по проекту С.И. Чевакинского была выстроена четырехъярусная колокольня, увенчанная куполом с тонким изящным шпилем. Уже после строительства колокольни по велению императрицы Екатерины II был прорыт Никольский (позже — Крюков) канал и колокольня оказалась стоящей на набережной. В Морском Никольском соборе хранилось множество святынь и икон святых, чья память связана с победами русского флота. До сих пор одной их великих святынь собора остается частица мощей святителя Николая Мир Ликийского.

Морской Николо-Богоявленский собор никогда не закрывался, в 1941 г. стал кафедральным и остается таковым по сию пору. Именно в нем в годы Великой Отечественной войны тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский и будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) ежедневно служил божественные литургии.

По планам государя Петра I главное место среди святых Русской Православной Церкви должен был занять Святой Апостол Андрей Первозванный. Именно ему император намеревался посвятить грандиозный собор в Санк-Петербурге на Васильевском острове, который должен был стать центральным государственным кафедральным собором, равным по значению собору Св. Петра в Риме. Но смерть царя оборвала и его планы… Построенный после смерти Андреевский собор на Васильевском острове был сооружен на другом месте, нежели предполагал царь, и стал обычной приходской церковью. В 1764 г. церковь сгорела от удара молнии. Новый каменный собор по проекту А.С. Виста закончили сооружать в 1779 г. и сделали Собором Кавалеров Ордена Святого Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. В 1938 г. собор закрыли, но с 1990 г. в нем совершаются богослужения.

Воскресенский Смольный собор — один из самых удивительных по красоте храмов города. С 1748 г. он создавался по проекту Ф. Растрелли и по повелению императрицы Елизаветы Петровны как главный храм основанного государыней Воскресенского Новодевичьего женского монастыря. Но смерть Елизаветы Петровны в 1761 г. прервала строительные работы, а в 1764 г. Воскресенский монастырь закрыли. Строительство и внутренняя отделка собора возобновились по повелению императора Николая I только через 70 лет, в 1832 г. и были доверены архитектору В.П. Стасову. В 1835 г. Смольный собор был освящен и указом императора Николая I был именован Собором Всех учебных заведений.

Планировка этого пятиглавого собора удивительна. К высокому центральному куполу с четырех сторон примыкают высокие двухъярусные колокольни, завершенные луковичными главками. При этом центральный купол и четыре боковые башни-колокольни объединены в единый массив. Само здание богато украшено декоративной скульптурой, а на выступающих углах размещены пучки пышно орнаментированных колонн. Окна над входами с собор сделаны круглыми, а над ними размещены полуциркулярные фронтоны.

Весной 1923 г. собор окончательно закрыли, в 1972 г. в храме сняли иконостас. В последние годы собор превращен в концертный зал, где исполняются произведения русской духовной музыки.

В Санкт-Петербурге всегда размещались императорские лейб-гвардейские полки, каждый из которых имел свой полковой храм.

Спасо-Преображенский собор был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны на месте размещения гренадерской роты Преображенского полка, гвардейцы которой первыми присягнули новой государыне в 1741 г. С 1796 г. Спасо-Преображенский собор носит гордое имя «Собора Всей гвардии». После пожара 1825 г., в котором храм елизаветинских времен почти полностью сгорел, по проекту В.П. Стасова в 1827–1829 гг. возвели новое здание, которое и стоит по сию пору. Вокруг собора был разбит сквер, обнесенный оградой, состоящей из стволов турецких пушек, захваченных в боях русскими воинами. Внутри Спасо-Преображенского Собора Всей гвардии находились многочисленные трофеи, отбитые у турок, а также полковые знамена русских гвардейских полков.

Главные святыни храма — чудотворный образ Спаса Нерукотворного, принадлежавший царям Алексею Михайловичу и Петру I; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости»; образы Казанской Божией Матери, Знамения Божией Матери, икона Божией Матери «Утоли мои печали». Собор никогда не закрывался и ныне продолжает оставаться одним из самых посещаемых храмов города.

Собор во имя Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка возник как полковая церковь гвардейцев-измайловцев. Ныне существующий собор был построен в 1828–1835 г. архитектором В.П. Стасовым на месте предыдущего собора, возведенного еще при Елизавете Петровне и сильно пострадавшего при наводнении 1824 г. Новый храм мог вмещать до 3 тыс. человек. Стены пятиглавого собора и четырех портиков были украшены скульптурными фризами, а 24 колонны коринфского ордера центрального купола придают зданию нарядность и пышность. В стены собора вмонтированы доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях, а в самом соборе были размещены полковые знамена, ключи от крепостей, в штурме которых полк участвовал, трофеи военных кампаний 1854–1856 и 1877–1878 гг. В 1886 г. напротив Троицкого собора была установленная чугунная колонна-памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. (демонтирован и переплавлен в 1930 г.). Закрытый в 1938 г., Троицкий Измайловский собор возвращен церкви в 1990 г.

***

Изначальный многонациональный состав жителей Санкт-Петербурга определил и тот факт, что в городе существовало много храмов различных религий.

Старейший и наиболее крупный католический храм — собор Святой Екатерины Александрийской, Девы и Мученицы на Невском проспекте. Величественное, увенчанное мощным куполом здание собора было построено в 1763–1783 гг. и отличалось необычайным богатством внутреннего убранства. Здесь покоились останки польских королей и прах французского маршала Моро. Закрытый в 1939 г., в 1984 г. собор сильно пострадал во время пожара 1984 г. В 1992 г. собор святой Екатерины передали католической церкви, в нем ведутся ремонтно-восстановительные работы.

В 1990-е гг. верующим были возвращены здания трех евангелическо-лютеранских немецких церквей, в том числе церковь Святого Петра на Невском проспекте, построенное в 1833–1838 гг. по проекту А.П. Брюллова (в настоящее время церковь полностью перестроена внутри, но сохранила почти неприкосновенным свой внешний облик), а также финская лютеранская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице и шведская лютеранская церковь Святой Екатерины.

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Проект ее постройки был разработан архитекторами Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским при участии А.И. фон Гогена и академика-востоковеда С.Ф. Ольденбурга. При разработке проекта за основу были взяты композиционные приемы мавзолея Гур-Эмира в Самарканде. Мечеть строилась с 1910 по 1920 гг. Стены мечети облицованы серым гранитом, облицовка портала, оформление купола и минаретов проведено с широким применением керамики и майолики. При этом большинство керамического убранства фасада мечети копирует орнаментальные украшения различных мусульманских храмов Средней Азии, Ирана и Турции. Фасады мечети украшают майоликовые надписи с цитатами из Корана. Внутренняя отделка мечети выполнена в строгом соответствии с традициями мусульманского зодчества. Закрытая в 1940–1956 гг., в настоящее время Соборная мечеть принадлежит Петербургской общине мусульман-суннитов.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру