Евстратий Постник

ЕВСТРАТИЙ, инок киевского Печерского монастыря († 1097?).

Преп. Евстратию посвящен особый рассказ Киево-Печерского патерика — «О блаженем Евстратии Постнице» (Слово 16-е по Кассиановской 2-й редакции памятника). Рассказ этот принадлежит перу Симона, епископа Владимиро-Суздальского, работавшего в 20-е годы XIII в. Евстратий родился в Киеве и был «постъник от младых ноготь». Происходил он из обеспеченной семьи и перед уходом в монастырь, «хотя быти черноризцем», раздал «все имение свое убогым, мало нечто оставив ближним своим, да по нем раздают». Согласно указанию, имеющемуся в Арсениевской редакции Патерика, Евстратий принял постриг в Печерском монастыре еще при жизни его основателя Антония, т. е. не позднее 1073 г. Подвижническая жизнь инока оценивается в Патерике весьма высоко: «Бысть же… постник и послушник ко всем».

Во время нашествия на Киев «безбожных агарян» (половцев) Евстратий в числе прочих киевлян попал в плен. Очевидно, имеется в виду нашествие половецкого хана Боняка 20 июля (или, по-другому, 20 июня) 1096 г., когда страшному разграблению подвергся прежде всего Киево-Печерский монастырь и многие из братий оказались в плену. Показательно, что среди соузников Евстратия большинство составляли именно печеряне — всего число пленников достигало пятидесяти человек: «от манастырьскых работник 30, от Киева 20». Вместе с другими Евстратий был продан в рабство некоему еврею-работорговцу из Корсуня (Херсонеса). (Факт подобной работорговли подтверждается, между прочим, и средневековыми еврейскими источниками.) За время плавания все пленники, за исключением Евстратия, погибли от голода и жажды; Евстратий выжил исключительно благодаря своим постоянным навыкам в постничестве. Согласно патериковому рассказу, торговец-иудей призывал пленников отречься от Христа (что, очевидно, объяснялось его желанием обойти византийские законы, прямо запрещавшие торговлю пленниками-христианами); Евстратий же призывал товарищей по несчастью не быть «отметници своего обета», но лучше принять смерть за Христа. В итоге работорговец обвинил Евстратня в гибели своего «товара» и решил предать его мучительной смерти. В день Пасхи — очевидно, 1097 г., т. е., в таком случае, 5 апреля, Евстратий был распят на кресте; более двух недель он оставался жив, отвергая все призывы своих мучителей «насытися законныа пища» (т. е. принять иудейскую веру) и тем избавиться от мук. Преставился святой на 15-й день мучений, т. е. 19 апреля. Вскоре, рассказывает Симон, «по словеси (т. е. по пророчеству. — А. К.) блаженаго Еустратиа», в Херсонесе были перебиты и разграблены иудеи, в том числе и мучитель блаженного, а часть евреев крестилась. По-видимому, этот эпизод связан с общеевропейской ситуацией кануна и начала Первого крестового похода, когда, с одной стороны, имели место мессианские волнения среди иудейского населения ряда районов Византийской империи, а с другой — по Европе прокатилась волна антиеврейских погромов, как видим, дошедшая и до Византии. Ряд современных исследователей отмечают близость патерикового сюжета к т. н. «кровавому навету» — распространенной в средневековом христианском обществе легенде о ритуальных убийствах-жертвоприношениях, якобы совершаемых иудеями (эта легенда, по всей вероятности, связана с неправильным истолкованием некоторых обрядов иудейского праздника Пурим). Однако следует учесть, что первый зафиксированный источниками случай «кровавого навета» в истории европейского Средневековья относится к 1144 г., т. е. отделен половиной столетия от истории с Евстратием.

Тело мученика было брошено в море; попытки отыскать его не увенчались успехом («поискани же быша верными святыа его мощи и не обретены, не въсхоте бо святыи от человекъ славы, но от Бога»). Почитание преп. Евстратия, по-видимому, началось сразу же, причем не только в славянской, но и в греческой среде, прежде всего, среди жителей Херсонеса. Показательно прозвище, под которым преподобный был обозначен в «поминаньи» (т. е. помяннике, синодике) Печерского монастыря: «Протостратор» (по-гречески, предводитель конной стражи); прозвище это связано с видением души Евстратия, возносящейся после его смерти на огненной колеснице на небо: «И бе видети душю преподобнаго, носиму на колесници огнене, и кони огнени, и глас бысть, глаголя греческыи: “Се добрый небеснаго града гражданин нареченны, и сего ради Протостратор зоветься в поминании вашем”». Вполне вероятно также, что здесь имело место и переосмысление имени самого Евстратия (по-гречески εΰ-στρατιωτης — «добрый воин», в то время как πρωτο-στρατιωτης — «первый из воинов»).

В Киево-Печерском патерике вслед за Словом о Евстратии читается сюжетно связанное с ним Слово о Никоне Сухом — печерском иноке, одновременно с Евстратием захваченном в плен половцами и томившемся в половецком плену в ожидании выкупа. Здесь епископ Симон вновь возвращается к теме подвигов преп. Евстратия, но называет его по-другому — Герасимом: «оного ради блаженаго предреченаго Христова мученика Герасима жидове крестишася». Впрочем, остается неясным, действительно ли имеется в виду «предреченый» (в Арсениевской редакции Патерика этого слова нет) Евстратий (тогда можно было бы предположить, что Герасим — его имя в монашестве или схиме), или же речь идет о другом мученике-печерянине, пострадавшем при схожих с Евстратием обстоятельствах. Благодаря подвигам преп. Никона Сухого крестились некоторые из половцев; крещение же иудеев в Херсонесе обозначено как главный подвиг и главный результат страданий, которые претерпел преп. Евстратий (Герасим).

Судя по рассказу Патерика, в 20-е гг. XIII в. мощи Евстратия не находились в Печерском монастыре, местонахождение их оставалось неизвестным. Позднее, однако, преп. Евстратий Постник указан в числе тех преподобных отцов, чьи мощи почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерского монастыря. Когда они были перенесены сюда и не имеем ли мы дело с позднейшим смешением соименных подвижников, остается неясным. Любопытно, что в описании Ближних пещер Афанасия Кальнофойского, составленном в 1638 г., о преп. «Евстратии Чудотворце» сообщается, что «народ напрасно называет его каким-то Симеоновым Голубцем», — эта информация также остается неразгаданной.

Преподобномученик Евстратий Постник причтен Церковью к лику святых. Его церковная память празднуется 28 марта (возможно, высчитанная печерскими книжниками дата Святой Пасхи 1098 г.?), а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Источники и литература

Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 106—108, 110; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век. СПб., 1997. С. 406—413 (подг. текста Л. А. Ольшевской; перев. Л. А. Дмитриева).

Литаврин Г. Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника // Славяне и их соседи. Вып. 5. М., 1994. С. 66—82; Карпов А. Ю. Несколько замечаний к Слову о преп. Евстратии Постнике // Россия и христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 7—16; Петрухин В. Я. Евстратий Постник и Вильям из Норича — две «пасхальные» жертвы // Праздник — обряд — ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004. С. 84—103.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру