Евфросиния Полоцкая

ЕВФРОСИНИЯ, основательница и первая игуменья полоцкого Спасо-Преображенского монастыря († 1173).

Дочь полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича († после 1129), внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича († 1101). Исходя из изображений на кресте преп. Евфросинии, а также двух сохранившихся печатей, найденных в Новгороде и Кокнесе (Кукейнос, Латвия), исследователи предполагают, что мать ее звали Софией.

В летописи имя полоцкой княжны Евфросинии не упоминается. Ее биография восстанавливается почти исключительно по Житию, написанному, как полагают, до монгольского завоевания и сохранившемуся более чем в 130-ти списках (наиболее ранние датируются XV—XVI вв.). Поздние редакции Жития называют княжеское имя Евфросинии — Предслава. Известно, что еще в юности она была обучена грамоте и отличалась телесной красотой (была «лепа лицем», по выражению Жития). По достижении ею 12-летнего возраста отец решил выдать ее замуж, однако княжна воспротивилась этому и приняла пострижение в полоцком женском монастыре, игуменьей которого была ее тетка Романа (вдова князя Романа Всеславича). По прошествии некоторого времени по благословению полоцкого епископа Илии Евфросиния поселилась в особой палатке («голубце каменне») при кафедральной полоцкой церкви Св. Софии; «и ту вшедши… начатъ книги писати своима рукама, наемъ емлющи (т. е. получая плату. — А. К.), требующимъ (нуждающимся. — А. К.) даяше».

В княжение полоцкого князя Бориса Всеславича, дяди Евфросинии,
т. е. не позднее 1128 г., епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Св. Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния. На свои собственные средства преподобная выстроила в монастыре и украсила церковной утварью и росписями церковь Св. Спаса, сохранившуюся доныне. На одной из фресок Спасо-Преображенской церкви имеется изображение, которое признается портретом самой Евфросинии. Недавно был обнаружен и ктиторский портрет преподобной, написанный, как полагают, при входе в ее келью в юго-западной части на хорах Спасо-Преображенской церкви: преподобная представлена в рост, в монашеском одеянии и куколе, подносящей храм Христу; лик утрачен. По свидетельству Жития, при Спасо-Преображенском монастыре была устроена школа для обучения девиц. Здесь приняли иночество многие из родственниц Евфросинии: ее родная сестра Евдокия, двоюродная Евпраксия, племянницы Агафья и Евфимия. Помимо девичьего монастыря преп. Евфросиния устроила поблизости и мужской монастырь с церковью во имя Пресв. Богородицы.

Можно догадываться, что массовое пострижение полоцких княжон, по крайней мере отчасти, объясняется политической ситуацией в Полоцке: в 1129 г. киевский князь Мстислав Владимирович выслал в Византию всех полоцких князей и членов их семей; принятие пострига давало княжнам едва ли не единственную возможность остаться в родном городе. Большинство из князей Всеславичей (включая отца Евфросинии), по-видимому, умерли в ссылке; оставшиеся же в живых возвратились в Полоцк лишь в 1140 г.

Активная церковно-политическая деятельность игуменьи выходила далеко за пределы Полоцка. Известно несколько экземпляров ее печати (все вне Полоцка) с изображением св. Евфросинии и круговой надписью: «Господи, помози рабе своеи Евфросинии нарицаемои» на лицевой стороне и изображением Преображения и греческой надписью: «meta(mor)f(o)s(ij)» на оборотной. Это единственная известная в домонгольской Руси монашеская печать, и сам факт ее существования свидетельствует об исключительном положении Евфросинии в Полоцке, где к ее слову прислушивались родичи — полоцкие князья. Из Жития преподобной известно также о ее сотрудничестве с полоцким епископом Дионисием, преемником Ильи.

Во второй половине 50-х — 60-е гг. XII в. Евфросиния отправляет посольство в Константинополь, к императору Мануилу I Комнину (1143—1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157—1169/70) с просьбой прислать в Полоцк список с иконы т. н. Ефесской Божьей Матери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Посольство встретило самый благожелательный прием, а икона, привезенная в Полоцк посланцем Евфросинии Михаилом, стала одной из святынь древней Руси. (Впоследствии, в 1239 г., перед этой иконой венчался в г. Торопце князь Александр Ярославич Невский.)

С именем преп. Евфросинии Полоцкой связана еще одна святыня — напрестольный драгоценный крест с частицами мощей св. Димитрия, св. Стефана и св. Пантелеимона, пожертвованный игуменьей в собор Спасского монастыря в 1161 г. Крест был изготовлен по заказу княгини русским мастером Лазарем Богшей, о чем свидетельствуют имеющиеся на нем надписи: «В лето 6669 покладаеть Офросинья чьстьныи крестъ въ манастыри своемь въ церкви Святаго Спаса. Чьстьное древо бесценьно есть, а кованье его злото и серебро и каменье и жьнчюгъ въ 100 гривнъ, а … (далее пропуск. — А. К.) 40 гривнъ. Да не изнесеться из манастыря никогда же яко ни продати ни отдати, аще се кто преслушаеть изнесеть и от манастыря, да не буди ему помощьникъ чьстьныи крестъ ни въ сь векъ, ни [в]ъ буд[у]щии и да буд[е]ть проклятъ Святою животворящею Троицею и святыми отци 300 и 50 семию събор святыхъ отець и буди ему часть съ Июдою иже преда Христа. Кто же дрьзнеть сътворити с… властелинъ, или князь, или пискупъ, или игуменья, или инъ которыи любо человекъ, а буди ему клятва си. Офросинья же раба Христова сътяжавъши крестъ сии прииметь вечную жизнь съ все[ми святыми]»; «Господи помози рабу своему Лазорю, нареченому Богъши, съделавъшему крьстъ сии црькви Святаго Спаса и Офросиньи». До 20-х гг. XX в. крест преп. Евфросинии хранился в полоцком Софийском соборе; в годы Второй мировой войны он был утерян, ныне изготовлена его точная копия.

Незадолго до своей кончины, ок. 1172/73 г. (другая возможная дата — 1167 г.), полоцкая игуменья вместе со своей сестрой Евпраксией и братом Давыдом, поручив монастырь другой своей сестре Евдокии, совершила паломническую поездку в Святую Землю. По пути игуменья посетила Константинополь, где, по свидетельству Жития, была принята «с великою честью» императором и патриархом. Добравшись до Иерусалима, преподобная остановилась в т. н. «Русском» монастыре Пресв. Богородицы. Она поклонилась Гробу Господню, оставила при нем в дар золотую кадильницу, однако посетить Иордан уже не смогла из-за болезни. Предчувствуя скорую кончину, игуменья попросила разрешения быть погребенной в лавре Св. Саввы Освященного, однако получила отказ, так как в этом монастыре не хоронили женщин. Пролежав в болезни 24 дня, преп. Евфросиния преставилась 23 мая 1173 г. (в некоторых списках 24 мая) и была похоронена в монастыре преп. Феодосия Великого, в Палестине, близ лавры Св. Саввы Освященного.

Впоследствии мощи преп. Евфросинии Полоцкой были перенесены в Киев и положены в Дальней, или Феодосиевой, пещере Киево-Печерского монастыря. Когда именно и при каких обстоятельствах это произошло, неизвестно. В 1910 г. состоялось новое перенесение мощей полоцкой княжны-инокини: из Киева в Полоцк, где они были положены в главном соборе Спасо-Евфимиевского монастыря.

Местное почитание преп. Евфросинии в Полоцке началось еще в домонгольское время, свидетельством чему является ее Житие. Общецерковная канонизация произошла, вероятно, не позднее XVI в.

Церковная память преп. Евфросинии, игумении Полоцкой, празднуется 23 мая, в день ее кончины, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых.

Источники и литература

Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. С. 172—179; Сапунов А. Житие преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. Витебск, 1888; Полное собрание русских летописей. Т. 21: Степенная книга царского родословия. Ч. 1. С. 206—220; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12. СПб., 2003. С. 414—435 (перев. Н. В. Понырко); Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая: Житие и Акафист. Минск, 2000.

Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне Полоцкой. Витебск, 1888; Дубровский М. Житие преп. Евфросинии, княгини Полоцкой. М., 1910; Алексеев Л. В. Лазарь Богша — мастер ювелир XII в. // Советская археология. 1957. № 3. С. 224—244; он же. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 г. в средневековье и в позднейшие времена (к 830-летию знаменитой реликвии) // Российская археология. 1993. № 2. С. 70—78; Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Мельников А. А. Преп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 507—517.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру