Ефрем Переяславский

ЕФРЕМ, митрополит Переяславский (ранее 1089 — 1100), скопец. До своего пострижения в киевском Печерском монастыре был «кажеником» (т. е. скопцом, евнухом) в доме князя Изяслава Ярославича (киевский князь в 1054—1068, 1069—1073, 1077—1078) и, по словам преп. Нестора, автора Жития преп. Феодосия Печерского, «бе любим князем и предръжа у него вся». Пострижение княжеского «каженика» (с наречением ему нового имени — Ефрем) совершил преп. Никон, один из первых монахов Антониева (Киево-Печерского) монастыря. Это вызвало гнев князя Изяслава (тем более что одновременно с Ефремом был пострижен Варлаам, сын княжеского боярина Иоанна) и едва не привело к полному разорению обители. Вскоре Изяслав примирился с братией, однако инициатору пострижения Никону пришлось покинуть Киев.

Ефрем также покидает Киев и отправляется в Константинополь, где поселяется в одном из монастырей. (В литературе высказывалось предположение о греческом происхождении Ефрема, однако источниками оно не подтверждено.) Около 1062 г. ставший печерским игуменом преп. Феодосий († 1074) обращается к нему с просьбой переписать и выслать в Киев Устав константинопольского Студийского монастыря. Ефрем исполняет просьбу: «и всь уставъ манастырьскый испьсавъ и посъла къ блаженому отьцю нашему Феодосию».

Вероятно, в Константинополе же Ефрем был рукоположен в епископы и отправлен на кафедру в Переяславль-Южный (точный год неизвестен; во всяком случае, это произошло между 1072 и 1089 гг.). В это время переяславские епископы получили статус титулярных митрополитов (титулярными называются митрополиты, в подчинении у которых нет епископов); одним из таких митрополитов и стал Ефрем.

Его деятельность во главе Переяславской епархии продолжалась по крайней мере до середины 90-х гг. XI в. Под 1089 г. летопись сообщает о грандиозном строительстве, которое Ефрем ведет в своем городе. В этом году он освящает «великую» церковь Св. Михаила — главный кафедральный храм Переяславля; «и пристрои ю великою пристроею, украсивъ ю всякою красотою, церковныими съсуды». В эти же годы епископ «многа зданья въздвиже»: закладывает церковь Св. Феодора на городских воротах, затем церковь Св. Андрея у ворот, некое «строенье баньное камено (термы, т. е. баня? или, может быть, баптистерий, крещальня? — А. К.), сего же не бысть преже в Руси», а также собственно каменные укрепления Переяславля: «град… каменъ»; «и украси, — по словам летописца, — город Переяславьскии здании церковными и прочими зданьи». По сведениям авторов поздней (и не всегда достоверной) Никоновской летописи XVI в., епископ учредил также в Переяславле «врачеве и болници, всемъ приходящимъ безмездно врачевание, такоже и вь Милитине въ своемъ граде устрои, и по инымъ своимъ градомъ митрополским…». (Еще одно добавление имеется в еще более поздней украинской Густынской летописи XVII в.: епископ Ефрем украсил град Переяслалвь «церквами и здании, яково же не бысть въ Руси: во Греции бо бывъ и тамо всякой красоте научився».)

В литературе было также высказано предположение, что именно Ефрем Переяславский был тем не названным по имени русским митрополитом, который в январе и ноябре 1086 г. участвовал в заседаниях постоянного патриаршего синода в Константинополе.

14 августа 1091 г. Ефрем участвует в торжественном перенесении мощей преп. Феодосия Печерского в главный храм киевского Печерского монастыря во имя Успения Пресвятой Богородицы. В рассказе об этом событии в летописи Ефрем назван епископом, а не митрополитом, однако его имя стоит первым в ряду имен других иерархов, что, возможно, свидетельствует о сохранении за ним титула митрополита.

Нередко полагают, что в 90-е гг. XI в. (после занятия переяславского стола князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом в 1094 г.) Ефрем распространил свою деятельность и на Ростовскую епархию, и именно он имеется в виду в тех летописных известиях, которые сообщают о строительстве «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с князем Владимиром Мономахом церкви Пресвятой Богородицы в Суздале и передаче сел Дмитриевскому монастырю, «дочернему» по отношению к Киево-Печерскому. Более вероятно, однако, что речь здесь идет о Ефреме, епископе Суздальском.

Книжники XVI в. считали, что Ефрем занимал киевскую митрополию и лишь жил в Переяславле, бывшем местопребыванием первых киевских митрополитов. Это мнение было воспринято и рядом историков XVIII—XIX вв., однако в настоящее время признано несостоятельным.

Год кончины митрополита Ефрема неизвестен. (В «Истории» В. Н. Татищева назван 1096 г., однако сведения, приведенные историком XVIII в., не внушают доверия.) Во всяком случае, к 1100 г. переяславскую кафедру занимал уже новый епископ — Симеон.

В летописи сохранилось описание внешности Ефрема: «Се бо Ефремъ бе скопець, высок теломъ» (в поздних летописях: «высокъ теломъ и сухъ»). По словам авторов Никоновской летописи, «бе же сей мужь… многодобродетеленъ и святъ и бываху отъ него чюдеся силою Христовою и въ животе и по смерти его». Исследования останков святителя Ефрема в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры показали, что они принадлежат человеку ростом около 172 сантиметров (рост чуть выше среднего для XI в.).

Ефрему Переяславскому нередко приписывают авторство ряда оригинальных или переводных сочинений, известных в русской книжности, в том числе цикла сочинений, посвященных св. Николаю Мирликийскому. Однако достаточных оснований для этого нет.

Преп. Ефрем причтен Церковью к лику святых. Его мощи пребывают в т. н. Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерского монастыря (в Описании пещер Афанасия Кальнофойского 1638 г. они указаны как мощи старца Ефрема Резанца, т. е. скопца). В XVI в. существовало особое агиографическое сочинение — «Повесть о святем Ефреме, митрополите Киевьском и всея Руси» (так!), упоминаемое в источниках, однако до нашего времени оно не сохранилось. В XVII в. на основе летописи и известных нам агиографических материалов было создано Житие преп. Ефрема, включенное в печатные издания Киево-Печерского патерика.

Память преп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского, празднуется 28 января, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Источники и литература

Летописи: Лаврентьевская, Никоновская; Житие преп. Феодосия; Патерик Киевского Печерского монастыря.

Поппэ А. В. Русские митрополии константинопольской патриархии в XI столетии // Византийский временник. Т. 28. М., 1968. С. 105—109; Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002; Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 36—40.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру