Изяслав Ярославич

ИЗЯСЛАВ (в крещении Дмитрий) ЯРОСЛАВИЧ (1024 — 3 октября 1078), князь Туровский, Новгородский (с 1052), великий князь Киевский (1054—1068, 1069—1073, 1077—1078).

Второй (по летописи) сын великого князя Ярослава Владимировича Мудрого(† 1054) и Ирины-Ингигерд († 1051), дочери шведского конунга Олава Шётконунга.

Около 1043 года (дату называют некоторые летописи), по воле отца, Изяслав женился на сестре польского князя Казимира Восстановителя Гертруде. По всей вероятности, Гертруда получила на Руси имя Олисава (Елизавета) и была единственной женой князя, матерью всех его сыновей. (Существует и иная версия, выдвинутая современным исследователем А. В. Назаренко: согласно его мнению, упоминаемая в русских источниках Олисава, мать Изяславова сына Святополка, — отнюдь не одно лицо с Гертрудой, она была не женой, а наложницей князя; эта версия представляется менее вероятной.) Надо полагать, ко времени женитьбы на Гертруде (или вскоре после этого) Изяслав получил в удел город Туров — важный политический центр Древнерусского государства. Стоит отметить, что Гертруда-Олисава оставила заметный след в русской истории. По-видимому, она оказывала существенное влияние на мужа и активно вмешивалась в его дела, во всяком случае во время пребывания его на княжеском столе в Киеве: об этом свидетельствуют как русские, так и сохранившиеся иностранные источники.

После смерти старшего брата Владимира (4 октября 1052) Изяслав был переведен отцом на княжение в Новгород, при этом за ним был сохранён и Туров. Позднее, объединив в своих руках киевское и новгородское княжения и уйдя править в Киев, Изяслав оставит вместо себя в Новгороде посадника Остромира, названного в источнике его «близоком», то есть свойственником, свояком: «Сам же Изяслав кънязь правляаше стол отца своего Ярослава Кыеве, а брата своего (Владимира. — А. К.) стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде», — запишет под 1057 годом диакон Григорий, писец знаменитого Остромирова Евангелия. Примечательно и то, что, став после смерти отца одновременно новгородским и киевским князем, Изяслав прекратит выплату новгородской дани варягам, установленной «мира для» еще в незапамятные времена и исправно выплачиваемой и его отцом Ярославом, и братом Владимиром.

Вероятно, еще при жизни отца и с его ведома Изяслав вместе с двумя другими братьями принял новую редакцию «Русской Правды», введя двойную (в 80 гривен) виру за убийство княжеского слуги (установления самого Ярослава признавали лишь 40-гривенную виру). Впрочем, «Повесть временных лет» ничего не сообщает об этом, упоминания лишь один съезд сыновей Ярослава, состоявшийся незадолго до кончины их отца. На этом съезде Ярослав разделил между сыновьями уделы, завещав им прежде всего жить в мире: «Се аз отхожу [от] света сего, сынове мои. Имейте в себе любовь, потому что вы — братья, единого отца и матери… Но пребывайте мирно, слушаясь брат брата…» А далее устанавливал уделы каждому, особо выделяя роль старшего, Изяслава: «Се же поручаю в свое место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Киев, сего слушайтесь, как слушались меня, да будет он вам вместо меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (Волынский. — А. К.), а Вячеславу Смоленск…». Ярослав дал сыновьям еще одну заповедь: «не преступать пределов братних». Следить за ее выполнением должен был старший Изяслав, который получил от отца особый наказ: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты помогай тому, кого обижают».

В первые годы после смерти отца (19 февраля 1054) Изяслав во всех своих начинаниях действовал совместно с братьями Святославом и Всеволодом. У историков этот период его правления (1054—1068) получил название «триумвирата Ярославичей». Так, после смерти в 1057 году брата Вячеслава князья совместно «вывели» с Волыни другого своего младшего брата Игоря и передали Смоленск ему. Когда же спустя три года, в 1060 году, умер и Игорь, они поделили между собой Смоленск на три равные части. В 1059 году трое Ярославичей совместно «высадили из поруба» своего дядю Судислава, посаженного туда их отцом Ярославом и проведшего в заточении 24 года; Судислав был «заведен к кресту» (то есть дал на кресте клятву не вступаться в княжеские права), после чего пострижен в монахи.

Совместно братья вели борьбу и с внешними врагами Руси. В 1060 году, соединившись с князем Всеславом Полоцким, они нанесли сокрушительное поражение торкам, вторгшимся в русские пределы: «Поидоша на конях и в лодьях, бесчисленное множество… Услышав о том, торки убоялись и обратились в бегство… и перемерли, бегаючи, Божьим гневом гонимы…»

Приходилось Изяславу действовать в те годы и в одиночку. Так, в 1058 году он совершил успешный поход на голядь (балтское племя). В 1060 году он же ходил «на сосолы» (племя эстов, жившее к западу от Чудского озера) и наложил на них дань в 2 тысячи гривен. Впрочем, после ухода князя и его дружины сосолы изгнали данщиков, отказались платить дань и разорили русский город Юрьев.

Изяслав известен и как основатель киевского Дмитровского монастыря (основан им во имя своего небесного покровителя св. Димитрия ок. 1062 года). Первым игуменом монастыря стал печерский постриженник Варлаам, сын ближнего боярина Изяслава Иоанна. (Некогда Изяслав сильно разгневался на печерских старцев за пострижение Варлаама и едва не разогнал монастырь, но впоследствии примирился с братией. Какую-то роль в этом примирении, по свидетельству Жития преп. Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, сыграла жена Изяслава полька Гертруда.)

В 1065 году против братьев Ярославичей «почал рать» полоцкий князь Всеслав Брячиславич. В том же году он напал на Псков, а в следующем разорил и сжег Новгород. Изяслав с братьями совместно выступили против него. Зимой 1067 года, «совокупивше вои», онии захватили Минск, истребив в городе все мужское население. 3 марта у реки Немиги произошла битва: «бысть сеча зла, и мнози падоша, и одолеша Изяслав, Святослав, Всеволод; Всеслав же бежа». 10 июля у города Орши на Днепре состоялись переговоры братьев с Всеславом, причем князья целовали крест на том, что не причинят Всеславу зло. Однако когда Всеслав вошел в шатер Изяслава, он был вероломно схвачен. Изяслав привел Всеслава и двух его сыновей в Киев и посадил в «поруб» — земляную тюрьму.

В 1068 году Русская земля подверглась нашествию половцев. В битве на реке Альте братья Ярославичи потерпели сокрушительное поражение. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. (Святослав отступил к Чернигову и сумел отразить наступление половцев.) Поражение Изяслава вызвало восстание киевлян. Обвинив князя в недавнем нарушении крестного целования, киевляне 15 сентября освободили из «поруба» Всеслава и других заточенных князем людей. Приближенные Изяслава уговаривали его тайно убить Всеслава, но князь отказался это сделать, что летописец ставил ему в немалую заслугу. Тем не менее и ему, и его брату Всеволоду пришлось бежать из Киева; Всеслав же был провозглашен киевским князем.

Изяслав нашел убежище в Польше, у князя Болеслава II Щедрого, родного племянника своей жены Гертруды. Болеслав с готовностью оказал ему помощь; вместе с польским войском весной следующего, 1069 года Изяслав вернулся на Русь. Всеслав с киевским войском выступил ему навстречу, однако накануне битвы, ночью, у Белгорода (в Киевской земле), «утаився киян», бежал в Полоцк. Оставшись без князя, киевляне обратились за посредничеством к братьям Изяслава Святославу и Всеволоду, призывая их воспрепятствовать Изяславу «погубити град отца своего». Братья послали к Изяславу с требованием: «Всеслав ти бежал, а не води ляхов Кыеву». Взяв с собой «мало ляхов», Изяслав отправил к Киеву пока что своего сына Мстислава. Тот принялся расправляться с мятежниками с подчеркнутой жестокостью: убил 70 киевлян из числа тех, кто освобождал Всеслава, «а другыя слепиша (ослепил. — А. К.), другыя же без вины погуби, не испытав (то есть не расследовав их вину. — А. К.)». В числе прочих, опасаясь гнева Изяслава, из Киева бежал преп. Антоний, основатель Киевского Печерского монастыря. (Позднее он вернулся в Киев и вновь примирился с князем.) 2 мая Изяслав вступил в город. Вместе с ним в Киев вошел и Болеслав. Польские хроники сохранили исполненный высокомерия, но, очевидно, весьма далекий от действительности рассказ о том, как Болеслав силой завладел городом, оставив своим мечом памятный знак (зарубку) на его Золотых воротах, и, утверждая свое превосходство над русским князем Изяславом, «с усмешкой дернул того за бороду и даровал ему… поцелуй», после чего с триумфом вернулся в Польшу, везя с собой множество золота. Русские источники, напротив, сообщают, что «ляхов», разосланных «на покорм», начали тайно избивать, так что Болеславу пришлось спешно возвращаться «в землю свою».

Второе княжение Изяслава в Киеве продолжалось до 1073 года. Ему удалось нанести поражение Всеславу и посадить в Полоцке своего сына Мстислава, но тот вскоре умер. Сменивший Мстислава другой Изяславов сын Святополк в 1071 году был изгнан Всеславом из Полоцка, однако третий Изяславич, Ярополк, нанес Всеславу поражение у Голотическа.

Важное событие, свидетельствующее о временном сохранении «триумвирата» Ярославичей, произошло в 1072 году. 20 мая в Вышгороде, в присутствии всех трех братьев Ярославичей, а также митрополита Георгия и многих названных по именам русских епископов и игуменов состоялось торжественное перенесение мощей Бориса и Глеба в новую, выстроенную Изяславом деревянную церковь. По мнению ряда ученых, тогда же в Вышгороде братья Ярославичи приняли новую редакцию «Русской Правды» в том ее варианте, который получил название «Правды Ярославичей».

Однако уже следующий год ознаменовался полным разрывом между братьями. Святсосав и Всеволод, объединившись изгнали Изяслава из Киева, «преступивша заповедь отню», как особо отмечает летописец. Это произошло около 22 марта 1073 года, поскольку в этот день братья вошли в город. Изяслав вторично бежал в Польшу «со именьем многим», надеясь на эти деньги нанять войско. Однако на этот раз поляки попросту ограбили его, отняв значительную часть «имения» и «показавше ему путь от себе», то есть попросту прогнав из страны. Впрочем, и то, что осталось у Изяслава, представляло немалое богатство. Когда в начале 1075 года он прибыл из Польши в Майнц, к германскому королю Генриху IV, то привез с собой, по словам немецкого хрониста, «неисчислимые сокровища — золотые и серебряные сосуды и чрезвычайно дорогие одежды». Изяслав просил у Генриха помощи для борьбы с братом; на Русь, к Святославу, был отправлен посол Генриха Бурхард. Однако он не добился никаких утешительных для Изяслава результатов: во-первых, Бурхард вовсе не был заинтересован в каком-либо политическом (а тем более военном) давлении на Святослава, поскольку находился с ним в свойстве (Святослав был женат на его сестре Оде), а во-вторых, занятый войной с восставшими саксами Генрих и не имел возможности всерьез отвлекаться на русские дела. Более того, при посредничестве Бурхарда Святослав заключил договор с правителем Германии. Изяслав же был поручен заботам саксонского маркграфа Деди, своего свата (на его падчерице Кунигунде-Ирине был женат сын Изяслава Ярополк).

Одновременно супруга Изяслава Гертруда вместе с сыном Ярополком и невесткой Кунигундой отправилась в Рим к папе Григорию VII. (Памятником ее пребывания у папы являются знаменитые миниатюры принадлежавшего ей молитвенника — так называемого «Кодекса Гертруды» — с изображением всех их троих припадающих к стопам папы.) В апреле 1075 года папа направил письма: князю Болеславу Польскому, с требованием вернуть отнятые у Изяслава богатства, и самому Изяславу, а также его супруге. Из этого второго послания выясняется, что сын Изяслава Ярополк — несомненно, с ведома отца — выразил готовность «получить названное королевство (Русь. — А. К.) из наших рук в качестве дара св. Петра и изъявив поименованному блаженному Петру, князю апостолов (то есть Римскому престолу. — А. К.), надлежащую верность». На этом основании историками обычно делается вывод, что в Риме Ярополк добровольно перешел в католичество, однако современным исследователям такое толкование документа представляется «существенной модернизацией». Скорее, речь должна идти лишь о признании политического сюзеренитета Римского престола. Впрочем, в любом случае, политических дивидендов Изяславу этот демарш не принес.

Лишь в 1077 году, получив известие о смерти брата Святослава (27 декабря 1076) и вокняжении в Киеве Всеволода (1 января 1077), Изяслав вернулся на Русь. На этот раз он сумел получить помощь поляков. Летом на Волыни войско Изяслава встретилось с войском Всеволода. До битвы дело не дошло. Братья заключили мир, и 15 июля Изяслав вновь вступил в Киев. В следующем году его сын Святополк сел на княжение в Новгороде, а другой сын, Ярополк, — в Вышгороде.

Однако ситуация на Руси оставалась крайне сложной. 25 августа 1078 года племянники Изяслава князья-изгои (то есть оставшиеся без уделов) Олег Святославич и Борис Вячеславич в союзе с половцами нанесли поражение своему дяде Всеволоду Ярославичу на реке Соже, а затем заняли Чернигов. Всеволод бежал к Изяславу в Киев. Изяслав обещал ему помочь, забыв о своих обидах и несчастиях: «…Аще будет нам причастье в Русскей земли, то обема; аще лишена будеве, то оба, — передает его слова летописец. — Аз сложю главу свою за тя». Войско четырех князей — Изяслав с сыном Ярополком и Всеволодом с Владимиром (Мономахом) — выступило к Чернигову и осадило город. Но Борис и Олег находились вне града. 3 октября на Нежатиной Ниве, близ Чернигова, состялось сражение, ставшее одним из самых кровопролитных в истории древней Руси. Войско Иязслава одержало полную победу (Борис был убит, а Олег бежал «в мале дружине и одва утече»). Но в этой же битве был смертельно ранен и Изяслав: «Изяславу же стоящю в пешьцих, и внезапу приехав един, удари и (его. — А. К.) копьем за плече (в спину. — А. К.)». Тело князя привезли в ладье в Киев; навстречу ему вышел едва ли не весь город. Князя похоронили в киевской церкви Пресвятой Богородицы (Десятинной), в мраморном саркофаге. Киевский летописец оставил восторженную похвалу князю, включающую в себя, помимо прочего, и описание его внешности (это один из наиболее ранних княжеских портретов в русской летописи): «Бе же Изяслав мужь взором красен и телом велик, незлобив нравом, криваго ненавиде, любя правду. Не бе бо в немь лсти, но прост мужь умом, не воздая зла за зло…»

Известно, что Изяслав был человеком книжным. Он состоял в переписке с игуменом Киевского Печерского монастыря Феодосием († 1074). По рассказу преп. Нестора, автора Жития преп. Феодосия, князь часто посещал обитель; неоднократно и Феодосию приходилось бывать в княжеских покоях и беседовать с князем. До нашего времени дошли тексты двух посланий Феодосия, адресованных князю и, очевидно, написанных в ответ на «вопрошания» самого Изяслава. Любопытны их темы: это, во-первых, «Въспрашанье Изяславле…» по двум вопросам: 1) «подобно ли в день воскресенья заклати вол, или овен, или птици, или иное что аще подобно ясти»; и 2) можно ли «в середу и в пяток мяс не ясти», в том числе и в тех случаях, когда на эти дни выпадают т. н. «Господские» праздники. А во-вторых, «Слово святаго Феодосья, игумена Печерского монастыря, о вере христианской и о латинской» — полемическое антилатинское сочинение, отличающееся крайней нетерпимостью к иноверцам-латинянам (тема, несомненно, актуальная для Изяслава, которому очень много приходилось общаться с западными христианами). Впрочем, у исследователей имеются основания сомневаться в принадлежности обоих посланий преп. Феодосию и Изяславу Ярославичу: не исключено, что они могут принадлежать другому печерскому игумену, и тоже Феодосию, — Феодосию II Греку († 1156); в таком случае их адресатом следует считать киевского князя Изяслава Мстиславича († 1154).

У Изяслава было трое сыновей: Ярополк, Мстислав и Святополк. Последний родился в 1050 году и был, кажется, вторым сыном Изяслава (по другой версии, старшим); даты рождения двух других Изяславичей летописи не приводят.

Источники:

«Повесть временных лет». Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего извода.

«Сказание о св. Борисе и Глебе»; «Чтение» о Борисе и Глебе преп. Нестора.

Житие преп. Феодосия Печерского.

Киево-Печерский патерик.

Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского// Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Т. 5. М.; Л., 1947.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 4: Западноевропейские источники / Подг. А. В. Назаренко. М., 2010.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру