Илья Муромец

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, главный богатырь русских «старин» (былин), «старый казак». По хрестоматийной версии, происходил из города Мурома, из села Карачарова (ныне в черте города), из крестьянской семьи, и первые тридцать лет своей жизни просидел «сиднем», после чего был чудесным образом исцелён от недуга и наделён невероятной силой. (В нынешнем Муроме туристам показывают даже дом, стоящий на месте того, в котором Илья якобы родился, а также источники, забившие из-под земли от ударов копыт («скоков») его коня.) Время возникновения преданий об Илье точно не установлено; летописи его имени не упоминают (в отличие, например, от имён Александра/Алёши Поповича). Соответственно, многочисленные попытки найти исторический прототип данного былинного героя успехом не увенчались, хотя различных версий выдвинуто множество.

Исследователи обращают внимание на то, что отдельные записи былин, а также наиболее ранние бесспорные упоминания о богатыре, относящиеся ко второй половине XVI века, именуют его не «Муромцем», а «Муравленином» (так в письме оршанского старосты Филона Кмиты 1574 года, который вспоминал подвиги «Илии Муравленина и Соловья Будимировича») или «Моровлином» (так в описании Киева в путевых записках посланника императора Рудольфа II моравского дворянина Эриха Ляссоты 1594 года). Из этого иногда делается вывод, что в первоначальных версиях сказаний об Илье он был связан рождением не с Муромом, а с Черниговской землёй, а прозвище его происходит от названия древнерусского города Моровийска на реке Десне (в Остёрском районе нынешней Черниговской области Украины); село Карачарово в таком случае отождествляется с древнерусским городом Карачевом, находившемся также в границах Черниговского княжества, но довольно далеко от Моровийска (в нынешней Брянской области). При этом принимают во внимание и то, что сам Чернигов, наряду с Киевом, а также «черниговские» названия (например, «Брянские», или «Брынские» леса, река Смородинная, недалеко от Карачева) постоянно упоминаются в былинах об Илье. Впрочем, эти построения носят весьма условный характер и доказательной силы не имеют.

В поисках начальных этапов складывания легенд о богатыре Илье исследователи обращаются также к произведениям немецкого героического эпоса, в которых встречается имя некоего «Ильи Русского». Так, в верхненемецкой поэме «Ортнит», записанной в 1220—1230-х годах на основе ранее бытовавших устных сказаний, Илья Русский (Ilias von Riuzen) представлен как дядя по матери главного героя, короля Ортнита, правящего «в Ломбардии, в Гарде» (в Италии). Илья также назван «королём» или «королём из дикой Руси», где остались его дом, жена и дети; он выступает на помощь племяннику во главе многочисленного войска. В «Саге о Тидреке Бернском» (записанной в Норвегии около 1250 года) Илья — младший сын конунга Руси Гертнита (соответствует Ортниту); по воле отца он получает в управление Грецию: «был он великий властитель и сильный витязь» (перевод Г. В. Глазыриной). Предполагается, что в немецких сказаниях могли отразиться ранние этапы бытования русских легенд об Илье, где он ещё не связан с князем Владимиром — эпическим правителем русских «старин», и нет приурочения его к Мурому или какому-либо другому городу. В таком случае появление русских сказаний о нём должно быть отнесено ко времени не позднее XI века. Однако приходится признать, что, помимо сходства имён, никаких черт былинного Ильи Муромца в персонаже немецких сказаний увидеть нельзя; нет в них и каких-то следов знакомства авторов с русским материалом (в «Саге о Тидреке» упомянут ещё конунг Вальдемар, также сын Гертнита, но это имя в связи с Русью было в Скандинавии и без того хорошо известно).

Более обоснованной представляется другая атрибуция былинного Ильи. В ряде «старин» говорится о том, что в конце жизни он удалился в киевские пещеры, где и «окаменел» (умер). Данный сюжет получил развитие во всяком случае не позднее XVI века, поскольку к этому времени одно из печерских погребений было отождествлено с богатырём Ильёй, принявшим перед кончиной иноческий постриг. Ранее, однако, его погребение полагали находящимся в Киевском Софийском соборе. Об этом сообщил упомянутый выше Эрих Ляссота: по его словам, «гробница Илии Моровлина, известного героя, или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного», «некогда» находилась во «внешнем притворе» Софийского собора, но ко времени его приезда в Киев (1594 год) оказалась уже разрушена. В том же притворе Ляссота видел гробницу некоего «товарища» Ильи, которая, напротив, «сохранилась в целости». Когда именно прах Ильи был перенесён в Печерский монастырь, неизвестно. Но из последующего рассказа того же Ляссоты явствует, что к его времени мощи богатыря в Печерском монастыре уже пребывали. Однако автор записок не отождествил их с вышеупомянутым Ильёй, а счёл принадлежащими другому человеку. Печерский монах Афанасий Кальнофойский, составивший в 1638 году описание Киевских пещер, упомянул почитаемые в его время мощи преподобного Ильи Муромца и привёл народное прозвище последнего — Чоботок. Ляссота тоже видел в Киевских пещерах мощи «одного великана и богатыря, называемого Чоботка», и привёл один из рассказов о его богатырских подвигах, совершённых до того, как он стал монахом, и объясняющий его прозвище: «…рассказывают, будто он однажды, застигнутый врасплох многочисленными врагами в то время, когда он надел один сапог, тотчас вооружился, за неимением другого оружия, другим, который ещё не успел обуть, желая дать отпор, и положил на месте всех нападавших — отчего и получил это прозвище» (перевод К. Мельника). Прозвище «Чоботок» применительно к Илье Муромцу в известных нам былинах не упоминается, но указанный сюжет полностью соответствует былинным же рассказам о нём. Афанасий Кальнофойский сообщил также, что Илья жил приблизительно за 450 лет до него. Исходя из этого, кончину богатыря полагают около 1188 года, однако на чём основаны расчёты Афанасия и насколько они верны, остаётся неизвестным, так что эту дату можно принимать лишь в качестве условной. Мощи преподобного Илии Муромца, «храброго воина», почивающие «в нетлении» в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, «под покровом златым», и позднее привлекали к себе внимание многочисленных паломников.

В 80-е годы прошлого века было проведено комплексное исследование мощей Ильи Муромца (наряду с исследованием других печерских захоронений). Как было установлено, при жизни Илья имел рост 177 см (для того времени очень высокий) и мощное телосложение. Его возраст к моменту смерти определяется в 40—45 лет. Исследователи выявили у него следы какого-то врождённого заболевания позвоночника, впоследствии преодолённого (соответственно, высказано предположение: не оно ли отразилось в былинных рассказах о том, что до тридцати лет Илья не мог самостоятельно ходить?), а также нескольких переломов. Смерть Ильи наступила от проникающего ранения грудной клетки, предположительно копьём, которое пробило насквозь и его левую руку. Тогда же московским антропологом С. А. Никитиным была выполнена пластическая реконструкция внешнего облика Ильи Муромца, ныне получившая широкую известность.

В XVII веке, вместе с другими печерскими старцами, преподобный Илья был причислен к лику святых. Первоначально его память почиталась главным образом местно, в Киевском Печерском монастыре, однако впоследствии почитание святого распространилось по всей России. Ныне преподобный Илья Муромец почитается прежде всего как защитник Русской земли; своим небесным покровителем его считают военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения.

Церковная память преподобного Ильи Муромца празднуется ныне 19 декабря (1 января по новому стилю), а также соборно: 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, 23 июня — в Соборе Владимирских святых, и 10 июня — в Соборе Рязанских святых.

Источники и литература:

Илья Муромец / Подг. текстов, статья А. М. Астаховой. М.; Л., 1958 (серия «Литературные памятники»).

Глазырина Г. В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге // Методика издания древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978. С. 192—202.

Мемуары, относящиеся к истории южной Руси. Вып. 1 (XVI ст.). Киев, 1890.

Дива печер лаврських. Киïв, 1997.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру