Иоанн I, митрополит Киевский

ИОАНН I, митрополит (архиепископ?) Киевский (начало XI в.).

Митрополит Иоанн I был современником киевских князей Владимира Святославича (978—1015) и Ярослава Владимировича Мудрого (1017—1018, 1019—1054). Достоверные биографические сведения о нем крайне скудны. Его имя отсутствует в древнейших русских летописях («Повести временных лет» и Новгородской Первой), но приведено в памятниках т. н. «борисоглебского цикла» — житиях князей Бориса и Глеба, первых канонизированных русских святых († 1015), а также в поздних летописях. В отличие от первых легендарных киевских митрополитов Михаила и Леона, Иоанн признается реальной исторической личностью. До нашего времени дошла свинцовая булла (печать) с греческой надписью: «Иоанн, митрополит Росии», которую исследователи датируют рубежом X—XI вв.

По свидетельству Никоновской летописи, Иоанн был поставлен на кафедру ранее 1008 г. (В «Истории Российской» В. Н. Татищева названа точная дата: 1007 г.) Под 1008 г. сообщается о строительстве митрополитом двух каменных церквей: Св. Петра и Павла в Киеве и Воздвижения Честного Креста в Переяславле, а также о его участии в княжеском суде над неким «славным разбойником» Могутом, впоследствии жившем в митрополичьем доме и совершенно раскаявшемся и исправившемся. Однако достоверность этих известий московского летописца XVI в. вызывает сомнения.

Возможно, именно митрополита Иоанна имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминая о некоем киевском «архиепископе» в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени иерарх встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

О последующем тесном сотрудничестве митрополита Иоанна с Ярославом Мудрым свидетельствуют жития святых князей Бориса и Глеба. В рассказе о посмертных чудесах святых Иоанн выступает советчиком князя Ярослава. Так, после пожара обветшавшей деревянной церкви Св. Василия в Вышгороде митрополит и князь принимают совместное решение об отыскании тел святых князей (первоначально похороненных рядом с церковью) и о построении сначала небольшой «клети», а затем и пятиглавого деревянного собора во имя св. Романа и Давида (христианские имена св. Бориса и Глеба). Ярослав рассказывает митрополиту о чудесах, совершающихся у гробниц святых, и 24 июля неизвестного года происходит перенесение мощей Бориса и Глеба в новопостроенную церковь.

Время первого церковного прославления св. Бориса и Глеба историки определяют по-разному. По мнению одних, речь идет о самом начале княжения Ярослава Мудрого (в качестве вероятной даты предлагается, например, 24 июля 1026 г.); другие относят это событие ко второй половине 30-х гг. XI в., когда Ярослав стал единоличным правителем Русского государства (между 1036 и 1039 гг.). Высказывается и такое мнение: Борис и Глеб были причтены к лику святых только в 1072 г., уже при сыновьях Ярослава Мудрого; создание же пятиглавой вышгородской церкви (о которой рассказывается в памятниках «борисоглебского цикла») имело место в последние годы княжения Ярослава, около 1052 г. В таком случае получается, что имя митрополита Иоанна в связи с этими событиями попало в источники в результате недоразумения, ошибки или сознательного искажения фактов. Однако для столь категорического вывода нет достаточных оснований.

Митрополит Иоанн признается также автором церковной службы св. Борису и Глебу (наиболее ранний список с указанием на авторство «Иоана митрополита Русьскаго» датируется XII в.). В литературе, однако, высказываются сомнения в том, что служба была составлена ранее 1072 г., а на роль ее автора предлагается митрополит Иоанн II.

Время оставления Иоанном митрополичьей кафедры не известно. Во всяком случае, это произошло ранее 1039 г., поскольку под этим годом источники называют уже другого киевского митрополита — Феопемпта.

ИСТОЧНИКИ

Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 17—19, 53—55, 134—143;

Полное собрание русских летописей. Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000. С. 69;

Купранис А. Печать Иоанна, митрополита Росии // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Вып. 8. Новгород, 1994. С. 205—212.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру