Иоанн II, митрополит Киевский

ИОАНН II, митрополит Киевский (ранее 1077/1080—1089), грек.

Время поставления митрополита Иоанна на киевскую кафедру точно не известно. В Житии ростовского епископа Исаии сообщается, что последний был рукоположен митрополитом Иоанном в 1077 г., а значит, Иоанн занял кафедру ранее этого времени. Позднейшие же источники называют другие даты начала святительства Иоанна — 1080 или даже 1082 г. В «Повести временных лет» митрополит Иоанн впервые упоминается под 1086 г.

Если справедлива атрибуция митрополиту Иоанну II печати с изображением Божьей Матери и греческой надписью: «Иоанн протосинкелл, митрополит Росии» (на роль ее владельца претендует также митрополит Иоанн III), то киевский иерарх носил высокий придворный титул протосинкелла и, как и его предшественники Ефрем и Георгий, был членом императорского сената. Необычное прозвище, усвояемое ему в древнерусской письменности, — «Иоанн, митрополит русский, нареченный пророком Христовым» (или «пророком Христа»), дало повод предположить, что грек Иоанн носил личное имя Христос и именно его — как своего дядю и воспитателя, русского епископа, «называемого Христом» (Χριστου ωνομασμενον), — упомянул в одном из своих стихотворений знаменитый византийский стихотворец Феодор Продром; имя «пророк» появилось будто бы в результате ошибочного перевода родового прозвища Христоса-Иоанна — Продром. Однако, как показали последующие исследования, даты жизни Феодора Продрома противоречат такому предположению; кроме того, имя Христос в византийском именослове XI в. не встречается. Прозвище же «пророк Христа», как предположил еще преосв. Макарий (Булгаков), будущий киевский митрополит мог получить в Византии как выдающийся проповедник веры Христовой (в греческом языке слово προφήτης означает одновременно «пророк» и «истолкователь слова Божия, проповедник»).

О деятельности митрополита Иоанна во главе Русской церкви (помимо поставления им ростовского епископа Исаии) известно следующее.
В январе 1086 г. он присутствовал в Константинополе на церковном соборе, осудившем Льва Халкидонского. В том же 1086 г. он участвовал в закладке киевским князем Всеволодом Ярославичем (1077, 1078—1093) церкви Св. Андрея в Киеве и основании при ней монастыря. В конце ноября — начале декабря 1087 г., вместе с Всеволодом Ярославичем и его сыновьями Владимиром Мономахом и Ростиславом и боярами, а также «с черноризци и с прозвутеры и вси кияне», митрополит Иоанн встречал в Киеве тело князя Ярополка Изяславича, убитого 22 ноября близ Звенигорода (в Галицкой земле); 5 декабря князь Ярополк был «с честью» похоронен в церкви Св. Петра в киевском Дмитриевском монастыре. В 1088 г. митрополит Иоанн освятил церковь Св. Михаила в киевском Выдубицком (Михайловском) монастыре. 14 августа 1089 г. он освятил главный храм киевского Печерского монастыря во имя Успения Пресв. Богородицы.

Полагают, что при митрополите Иоанне II были основаны новые епархии — возможно, Владимиро-Волынская и Туровская. Во всяком случае, известно, что митрополит Иоанн специально рассматривал вопрос о допустимости разделения епархий в русских землях, причем смотрел на это хотя и с оговорками, но в целом положительно: «Иже участить (разделить на части. — А. К.) епископью свою по земли тои, паче кде многъ народъ и людие и гради… невъзбранно да будеть».

Ок. 1089 г., по инициативе самого митрополита Иоанна, на Руси было установлено новое празднование 9 мая перенесению мощей св. Николая, епископа Мирликийского (в Малой Азии; ок. 270 — ок. 342) из Мир Ликийских в итальянский г. Бари.

Митрополит Иоанн преставился в 1089 г., вскоре после освящения
14 августа Печерской церкви. (В церковной традиции называется дата
31 августа; источник ее неизвестен). В летописи дана исключительно высокая оценка личных качеств и образованности киевского митрополита: «Бысть же Иоан мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицамъ, ласковъ же ко всякому, богату и убогу, смеренъ же и кротокъ, молчаливъ, речистъ же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже в Руси, ни по немь не будеть сякъ». Показательно также, что более поздние киевские источники называют еще одно прозвище митрополита Иоанна — «Добрый» (так, например, в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи, Густынской летописи, княжеском помяннике XVII в. печерского игумена Иосифа Тризны).

Эта характеристика находит подтверждение в литературном наследии митрополита Иоанна. По-видимому, он писал свои сочинения на греческом языке, а затем они переводились на русский (дошедшие до нас памятники известны как в греческих, так и в славянских вариантах). К числу бесспорно принадлежащих перу митрополита Иоанна относятся, во-первых, его послание римскому папе (точнее, антипапе) Клименту III (1084—1110) и, во-вторых, канонические ответы на вопросы некоего Иакова черноризца («Правила церковныя от святых книг вкратце»). Первое из этих сочинений является ответом на не дошедшее до нас послание непризнанного Римом антипапы Климента III, который, стремясь упрочить свое положение, вступил в переписку с иерархами Восточной церкви, предлагая воссоединить Западную и Восточную церкви, и прислал с этим в Киев своего епископа. Ответное послание Иоанна содержит разбор основных обвинений в адрес латинян и в этом смысле стоит в ряду других полемических сочинений, известных византийской и славянской книжности. Вместе с тем исследователи отмечают необычный для русского иерарха миролюбивый тон послания; впрочем, в конце Иоанн предлагает своему оппоненту впредь обращаться с подобными вопросами к «нашему святому патриарху Коньстянтинаграда и тамо сущим святым митрополитом».

Как можно полагать, контакты между Киевом и антипапой, начатые митрополитом Иоанном II, продолжились. По свидетельству Никоновской летописи (XVI в.), в 1091 г., уже после смерти Иоанна II, в Киев «прииде Феодор грек митрополичь от папы из Рима и принесе много мощей святых». С начала 1091 г. Римом владел именно антипапа Климент III, и можно думать, что грек Феодор ездил к нему по поручению митрополита Иоанна II или его преемника Иоанна III.

Отдельные исследователи приписывают митрополиту Иоанну II и другие сочинения, известные в древнерусской письменности (в том числе Службу св. князьям Борису и Глебу и перевод с греческого языка Синтагмы XIV титулов без толкований), однако, кажется, без должных оснований.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Русская историческая библиотека: Т. 6. Изд. 2-е. СПб., 1908: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Стб. 1—20 (канонические ответы);

Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 169—186 (греческий и славянский текст Послания Клименту III);

Русский феодальный архив. М., 1988. Вып. 2. С. 378—384;

Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992С. 24—40 (славянский текст Послания и перевод на современный русский язык).

Летописи: Лаврентьевская. Ипатьевская, Новгородская первая, др.

Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 13—15;

Житие св. Исаии, епископа Ростовского // Православный собеседник. Казань, 1858. Ч. 1. С. 438;

Багрий А. В. Киевский список чуда св. Николая об утопшем детище // Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. 1914. Т. 19. Кн. 2. С. 264—276 (исслед.), 276—280 (текст);

Пападимитриу С. Д. Иоанн II, митр. киевский, и Феодор Продром // Летописи Историко-филологического общества при Новороссийском университете. Т. 10. Одесса, 1902 (Визант.-слав. отдел. Т. 7). С. 1—54;

Каждан А. П. Два новых византийских памятника XII столетия // Византийский временник. Т. 24. М., 1964. С. 66—67;

Пихоя Р. Г. Византийский монах — русский митрополит Иоанн II как канонист и дипломат // Античная древность и средние века. Т. 11. Свердловск, 1975. С. 133—138.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру