Кирилл Туровский

КИРИЛЛ (КИРИЛЛ II) († после 1183?), епископ Туровский (оставил кафедру не позднее 1183), писатель, проповедник.

Биографические сведения о епископе Кирилле крайне скудны. Летопись ни разу не упоминает его имя, так что всё, что мы знаем о нем, почерпнуто из его краткого проложного Жития, а также из его собственных произведений.

Согласно Житию святого, он родился и получил воспитание в городе Турове, в семье богатых родителей; затем принял пострижение в одном из туровских монастырей. Обычные монашеские тяготы не удовлетворили его, и, «на болшая подвиги желая», Кирилл затворился «в столп» — небольшую уединенную келью или башню; «и ту пребываеть неколко время, постомъ и молитвами паче тружаяся, и многа божественая писанья изложи, и славенъ въ всеи стране тои». По умолении туровского князя Юрия Ярославича «и людии того града» Кирилл «възведенъ бысть на столъ епископскыи и от митрополита поставленъ бысть епископомъ граду Турову». К сожалению, в Житии отсутствуют какие-либо даты или хронологические приурочения, а потому мы не знаем, когда именно это произошло. Во всяком случае, Кирилл занял епископскую кафедру ранее 1169 г., ибо этим годом летопись датирует митрополичий суд над ростовским лжеепископом Феодором (Феодорцем), в котором Кирилл, по признанию того же Жития, принимал участие: «Федорца же за укоризну тако нарицаема, сего блаженыи Кюрилъ от божественыхъ писании ересь обличи и проклятъ его» (впрочем, по мнению ряда историков, осуждение «лжевладыки» Феодора могло состояться и ранее названного влетописи 1169 года). По словам автора Жития, Кирилл «много посланья написа» владимиро-суздальскому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому — прежнему покровителю Феодорца. Эти послания не сохранились, однако известна «Притча о человеческой душе и о теле» (или «Слово о слепце и хромце»), направленная против не названного по имени «лжеепископа», который «чрес закон священьскаго ищеть взяти сана» (т. е. определенно против Феодора), а также против светского правителя, покровительствующего ему (т. е., очевидно, Андрея). Намеки на «дело» ростовского «лжеепископа» находят и в некоторых других произведениях Кирилла Туровского — «Слове о расслабленном» и «Слове на собор святых отец».

Под 1183 г. в источниках упоминается новый туровский епископ Лаврентий. Однако, по всей вероятности, Кирилл был жив и после 1183 г.: покинув кафедру, он вновь удалился в монастырь. Об этом можно судить по двум сохранившимся посланиям Кирилла игумену Киево-Печерского монастыря Василию, который возглавил монастырь 31 июля 1183 г. (именно в связи с его пострижением и упоминается преемник Кирилла на туровской кафедре Лаврентий). Одно из посланий прямо надписано именем «Кирила многогрешнаго мниха к Василию, игумену Печерьскому»; другое обозначено в единственном сохранившемся списке как «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту», однако по содержанию и стилистике уверенно атрибутируется исследователями Кириллу Туровскому. Различие в наименовании адресата: в первом случае «игумен», во втором «архимандрит» — по-видимому, объясняется тем, что первое из посланий было написано вскоре после избрания Василия в игумены, а другое после того, как он был возведен в сан архимандрита (после 1185).

После ухода с кафедры Кирилл, возможно, удалился в монастырь (или церковь?) Св. Николая, где продолжал выступать с поучениями перед паствой. Об этом свидетельствует заголовок, сохранившийся в некоторых поздних списках цикла молитв святителя Кирилла: «Моление Кирила недостоинаго и многогрешнаго, поущаща всехъ у Святаго Николы в Турове» (или: «…Кирилла, мниха недостойна и многогрешна… сущаго у Святаго Николы в Турове»).

В историю средневековой Руси епископ Кирилл Туровский вошел как выдающийся писатель и проповедник, равного которому ни по объему литературного наследия, ни по авторитету в русском обществе не было по меньшей мере до XVI столетия. Уже вскоре после смерти его называют «вторым Златоустом» («другий Златословесный нашъ в Руси въсиа паче всехъ»), а его сочинения — уникальный случай для средневековой Руси! — включают в сборники наряду с творениями Отцов Церкви. Современные исследователи подтверждают высочайший уровень литературного мастерства и богословской эрудиции туровского проповедника. Так, по словам В. В. Колесова, «вплоть до Державина в русской литературе не появлялся писатель такой силы, значительности и высоты нравственного чувства».

Литературное наследие Кирилла Туровского чрезвычайно велико и многообразно. Он создавал произведения в самых разных жанрах. К числу бесспорно принадлежащих его перу сочинений, прежде всего, относятся притчи, в которых аллегорически толкуются сюжеты из Священного Писания или каких-то иных источников. Это «Притча о человеческой душе и о теле», «Повесть к Василию, игумену Печерскому, о белоризце-человеке и о монашестве» и «Сказание о черноризческом чине, от Ветхого закона и Нового». Затем цикл из восьми праздничных проповедей — торжественных слов на Господские праздники и воскресные дни пасхального круга, получивший наибольшее распространение в древнерусской книжности: слова 1) «в неделю цветную» (Вербное воскресение), 2) «на Святую Пасху», 3) «по Пасхе, похваление Воскресения, и об артосе и о Фомине испытании ребр Господних» (в «новую неделю», т. е. антипасху), 4) «о снятии тела Христова с креста и о мироносицах» (в 3-ю неделю по Пасхе), 5) «о расслабленном» (в 4-ю неделю по Пасхе), 6) «о слепце и о зависти жидов» (в 6-ю неделю по Пасхе»), 7) «на Вознесение Господне», 8) «на собор святых отец 318-ти» (в неделю «прежде Пентекостия», т. е. Пятидесятницы). Кроме того, Кириллу Туровскому принадлежит цикл «седмичных» молитв (молитвы на каждый день недели), созданный им, как явствует из содержания некоторых молитв, уже после оставления кафедры. С большой вероятностью Кириллу приписывают также послание печерскому игумену Василию «о схиме», т. н. «канон молебен», покаянную молитву, а также некоторые другие молитвы (помимо «седмичных»), канон и стихиры св. княгине Ольге — первой русской правительнице-христианке.

Наиболее полное критическое издание сочинений Кирилла Туровского (притчи и праздничные проповеди) было осуществлено в 1955—1958 гг. И. П. Ереминым; цикл «седмичных» молитв издан в 1999 г. Е. Б. Рогачевской. Тем не менее полный корпус сочинений самого выдающегося из писателей средневековой Руси не определен до сих пор.

Епископ Кирилл причтен Церковью к лику святых. Его краткое проложное Житие появилось предположительно в XIII или первой половине XIV в. (в нем идет речь о «безбожных агарянах», «присно мучающих нас», т. е. о времени монголо-татарского ига). Время церковного прославления св. Кирилла точно неизвестно. (В святцах его имя присутствует с XVI в.)

Церковная память святителя Кирилла Туровского празднуется 28 апреля, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых.

Источники

Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского. СПб., 1858; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского / Изд. еп. Евгений. Киев, 1880; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Т. 11. М.; Л., 1955. С. 342—367, Т. 12. М.; Л., 1956. С. 340—361, Т. 13. М.; Л., 1957. С. 409—426, Т. 15. М.; Л., 1958. С. 331—348; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992. С. 155—170; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исследования. М., 1999; Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4: XII в. СПб., 1997. С. 142—170 (подг. текста и перев. В. В. Колесова), 170—205 (подг. текста и перев. Н. В. Понырко); Мельнiкаў А. А. Кiрыл, епiскап Тураўскi. Жыццё, спадчына, светапогляд. 2-е выд., Мн., 2000 (издание Института литературы им. Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси). (См. также электронную версию: http://starbel.narod.ru/kirtur/kt_gal.htm / Подг. О. Лицкевич, 2002.)

Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности (Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. Т. 82. № 4). СПб., 1907. VI. Проложное Житие Кирилла, епископа Туровского. С. 63—64; Сон Джонг Со. Житие Кирилла Туровского в составе Пролога // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 55. СПб., 2004. С. 228—239; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV вв. М., 2009. С. 233—235; 350—354.

 

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру