Герои победы: Е.М. Чухнюк

ЧУХНЮК

ЕЛЕНА МИРОНОВНА

(род. 1917)

Герой Социалистического труда

Елена Мироновна Чухнюк родилась в 1917 году в украинском селе Дьяковка Винницкой области. Позже она окончила курсы при Гомельском локомотивном депо и стала помощником машиниста паровоза, затем ее назначили на должность машиниста.

Боевое крещение Елена Мироновна приняла еще при обороне Москвы. Затем она была назначена старшим машинистом и возглавляла колонну паровозов особого назначения резерва Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС) №4 на Сталинградском направлении. С 1942 по 1944 год водила поезда на прифронтовые железные дороги на Сталинградском фронте, Орловско-Курской дуге, участвовала в переброске войск 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов.

В каждый рейс Елена Мироновна отправлялась словно в атаку. Под бомбами, снарядами подвозила к линии фронта эшелоны с боеприпасами. В 1942 году на станции Петров Вал поезд Елены Чухнюк подвергся массированному налету фашистской авиации. Одна из бомб разорвалась в непосредственной близи от паровоза, Е. Чухнюк оглушило взрывной волной и ранило осколком в ногу. Так же тяжелое ранение получили старший кондуктор Слуцкий и проводник Иванова. Серьезные повреждения получил и сам паровоз. Очнувшись от удара, Елена Мироновна нашла в себе силы доставить машину в депо и быстро восстановить ее.

Зимой 1942/43 года Е.М. Чухнюк работала на Северо-Печорской железной дороге по вывозу печорского угля. В мае 1943 года она возвратилась на железные дороги Центра и обеспечивала Курское направление. На своем отремонтированном паровозе она успешно водила поезда на Курской дуге. В паровозной колонне обслуживала участки на направлениях Брянск - хутор Михайловский - Унечи - Сухиничи, потом участки Юго-Западной железной дороги: Киев, Казатин, Жмеринка, Гусятин, Львов, Тернополь и до Перемышля Львовской железной дороги. В 1944 году управляемый Чухнюк паровоз вез составы по отвоеванной у фашистов Белоруссии, где она была контужена при бомбежке станции.

За ратный подвиг Елене Мироновне в числе первых трех железнодорожниц страны было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С гордостью она носила орден, в нем была ее молодость, ее труд, ее любовь к Родине.

Вспоминая грозные военные годы, Елена Мироновна так говорила о труде машинистов поездов: «Все необходимое для фронта мы, железнодорожники, перевозили в любых условиях. Машинист паровоза был воин, на плечах которого лежала огромная ответственность за порученный ему поезд, за сотни тонн груза. Оплошает машинист, струсит или растеряется – и погиб груз. Фронт это немедленно ощутит... Вождение поездов на фронт во многих случаях стоило крови и жизни товарищей… Но паровозные машинисты, помощники, кочегары – все труженики прифронтовых железных дорог не покидали своих постов, когда вражеские самолеты сбрасывали бомбы».

После победы она окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, много лет работала в локомотивном главке МПС.

9 мая 1999 года в годовщину Победы в Великой Отечественной войне Елена Мироновна Чухнюк привела на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками.

Б.Ю. Александров


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру