Из "Истории монгалов" Джованни дель Плано Карпини

Автор данного сочинеия — Джованни дель Плано Карпини (ок. 1180 — ок. 1252 гг.) родился в г. Перужди в богатой семье. Плано Карпини — один из основателей ордена францисканцев и его особого подразделения — миноритов. До путешествия к монголам Плано Карпини выполнял поручения католической церкви в Испании и Португалии. В Каракорум он отправился уже как папский легат — официальный представитель папы римского в нехристианских государствах.

Путешествие заняло около 2,5 лет . Из Лиона Плано Карпини выехал 16 апреля 1245 г, далее — через Чехию и Польшу к разоренному Батыем Киеву. Оттуда по Днепру, Дону и Волге Плано Карпини достиг Сарая — ставки Батыя, который и отправил папского легата к великому хану Гуюку в Каракорум.

“История монгалов” Плано Карпини — первое западноевропейское произведение об отдаленных областях Азии, тем более ценное как свидетельство очевидца. Интерес представляют как этнографические описания обычаев монголов, так и история монгольских завоеваний и их последствий, в частности для Руси.

Текст печатается по изд.: История монгалов / Дж. дель Плано Карпини; Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук; Книга Марко Поло. М., 1997. С. 35-36, 40-41, 51, 53, 55, 56, 60, 68–70.

Глава 3

§ 1. О богопочитании татар

II. Прежде всего также они делают для императора (1) и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти. Посвящают ему также и иных животных, и если убивают их для еды, то не сокрушают у них ни единой кости, а сжигают огнем. В полдень также они поклоняются ему как Богу и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены. Отсюда недавно случилось, что Михаила (2), который был одним из великих князей русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней (3); после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингисхану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше жедает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: “Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится и тотчас воспоследует вечное веселие”. После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом.

III. <...> И так как они не соблюдают никакого закона о Богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила, о котором было сказано выше (4) <...> Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Черниговский, который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей татар из земли и продавал их в другое место; и, хотя этого не было доказано, он все-таки был убит. Услышав это, младший брат его прибыл с женою убитого к вышеупомянутому князю Бату с намерением упросить его не отнимать у них земли. Бату сказал отроку, чтобы он взял себе в жены жену вышеупомянутого родного брата своего, а женщине приказал поять его в мужья, согласно обычаю татар. Тот сказал, что лучше желает быть убитым, чем поступить вопреки закону. А Бату тем не менее предал ее ему, хотя оба отказывались, насколько могли, и их обоих повели на ложе, и плачущего и кричащего отрока положили на нее, и принудили их одинаково совокупиться сочетанием не условным, а полным.

Глава 4

§ 1. О хороших нравах татар

<...> Татары более повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни было люди <...>, более всех уважают их и нелегко лгут перед ними. Словопрения между ними бывают редко, драки же никогда <...> Там не обретается также разбойников и воров важных предметов; отсюда их ставки и повозки, где они хранят свое сокровище, не замыкаются засовами или замками. Если теряется какой-нибудь скот, то всякий, кто найдет его, или просто отпускает его, или ведет к тем людям, которые для того приставлены; люди же, которым принадлежит этот скот, отыскивают его у вышеупомянутых лиц<...> Один достаточно чтит другого, и все они достаточно дружны между собою; и хотя у них мало пищи, однако они вполне охотно делятся ею между собою<...>

§2. О дурных нравах их

<...>Они весьма горды по сравнению с другими людьми и всех презирают, мало того, считают их, так сказать, ни за что, будь то знатные или незнатные. Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князь Руссии (5), а также сын царя и царицы грузинской (6) и много великих султанов, а также князь солангов не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним татары, какого бы то низкого звания они не были, шли вперед их и занимали всегда первое и главное место, а, наоборот, часто тем надлежало сидеть сзади зада их<...>

Они очень алчны и скупы, огромные мастера выпросить что-нибудь, а вместе с тем весьма крепко удерживают все свое и очень скупые дарители. Убийство других людей считается у них ни за что.

§4. Об их законах и обычаях

Далее, у них есть закон или обычай, убивать мужчину или женщину, которых они застанут в явном прелюбодеянии; также если и девица будет с кем-нибудь блудодействовать, они убивают мужчину и женщину. Если кто-нибудь будет застигнут на земле их владения в грабеже или явном воровстве, то его убивают без всякого сожаления. Точно так же если кто-нибудь открывает их замысел, особенно когда они хотят идти на войну, то ему дается по заду сто ударов таких сильных, насколько может дать их крестьянин большой палкой. Точно так же когда кто-нибудь из младших оскорбляет кого-нибудь, то их старшие не щадят их, а подвергают тяжкому бичеванию. Точно так же между сыном от наложницы и от жены нет никакой разницы, но отец дает каждому из них, что хочет, и если он из рода князей, то сын наложницы является князем постольку же, как и сын законной супруги<...>

Глава 5

§3. О власти императора и его князей

IV. По смерти императора (7), как было сказано выше, вожди собрались и выбрали в императоры Оккодая (8), сына вышеназванного Чингисхана. Он, устроив собрание князей, разделил войска Бату, котрый приходился ему во втором колене; он послал против земли Высокого Султана и против земли бисерменов (9), ибо они были сарацины, но говорили по-комански (10). И когда он пришел в их землю, он сразился с ними и войною подчинил их себе. А один город, по имени Бархин (11), долго противился ему; именно они сделали большие рвы вокруг города и закрыли их, а когда те подходили к городу, то падали во рвы. Отсюда они не могли занять этого города, раньше чем заполнили те рвы. Люди же из некоего города Янкинт (Iankint) (12), услышав это, вышли им навстречу и добровольно предались в их руки, отчего город их не был разрушен, но они убили многих из них, а других переселили и, произведя грабеж города, наполнили его другими людьми. Пошли они также против города, который именуется Орнас (13). Этот город очень многолюдный, ибо там очень много христиан, именно хазар, руссов (14), аланов (15) и других, а также сарацин. Сарацинам же принадлежит и власть над городом. А этот город был полон многими богатствами, ибо был расположен на некоей реке, которая течет через Янкинт и страну бисерминов и которая впадает в море, отсюда этот город служит как бы гаванью, и другие сарацины имели в нем огромный рынок. И так как они не могли одолеть его иначе, то перекопали реку, которая текла через город, и потопили его с имуществом и людьми.

V. Совершив это, они вступили затем в землю турков (16), которые суть язычники; победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию. Из Руссии же и из Комании вышеназванные вожди подвинулись вперед и сразились с венграми и поляками; из этих татар многие были убиты в Польше и Венгрии; и, если бы венгры не убежали, но мужественно воспротивились, татары вышли бы из их пределов, так как татары возымели такой страх, что все пытались сбежать. Но Бату, обнажив меч пред лицом их, воспротивился им, говоря: “Не бегите, так как если вы побежите, то никто не ускользнет, и если мы должны умереть, то лучше умрем все, так как сбудется то, что предсказал Чингисхан, что мы должны быть убиты; и если теперь пришло время для этого, то лучше потерпим”. И таким образом они воодушевились, остались и разорили Венгрию.

VI. Возвратившись оттуда (17), они пришли в землю мордванов, которые суть язычники; и победили их войною. Подвинувшись оттуда против билеров, то есть Великой Булгарии (18), они и ее совершенно разорили. Подвинувшись еще на север, против баскарт (19), то есть Великой Венгрии (20), они победили и их. Выйдя отсюда, они пошли дальше к северу и прибыли к паросситам, у которых, как нам говорили, небольшие желудки и маленький рот; они не едят мяса, а варят его. Сварив мясо, они ложатся на горшок и впитывают дым и этим только себя поддерживают; но если они что-нибудь едят, то очень мало. Подвинувшись оттуда, они пошли к самоедам, а эти люди, как говорят, живут только охотами<...> Отсюда вернулись они в Команию, и до сих пор некоторые из них пребывают там.

Глава 6

§1. О разделении войск

<...> Чингисзан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них “тьма”. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войско находится на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются <...>

§3. О хитростях при столкновении

I. Когда же они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, <...> только ранят и умерщвляют людей<...> За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают<...>

IV. Когда же они желают приступить к сражению<...> Вожди, или начальники войска, не вступают в бой, но стоят вдали против войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; они это делают для того, чтобы заставить думать о большем количестве воюющих. Пред лицом врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними<...> А если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и, как только те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда, во время бегства, убивают больше, чем могут умертвить на войне<...>

V. О вероломстве татар и о жестокости против пленных.

Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: “Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю”. А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором; и если<...> они щадят кого-нибудь иных, то людей благородных и почтенных не щадят никогда, а если случайно в силу какого-нибудь обстоятельства они сохраняют каких-нибудь знатных лиц, то те не могут более выйти из плена ни мольбами, ни за выкуп<...>.

Глава 7

§1. Как они заключают мир с людьми

I. Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что<...> они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если возможно, подчинить себе все народы. И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они отдавали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества.<...> А когда они получают полную власть над ними, то, если что и обещали им, не исполняют ничего.<...> Например, в бытность нашу в Руссии был прислан туда один сарацин (21), как говорили, из партии Куюк-хана и Бату, и этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного <...> вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевщими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно чтобы он давал одну шкуру медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного<...> поляки и русские называют этого зверя “дохорь”, и рдну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.

§2. О названиях земель, которые они себе подчинили

Названия земель, которые они одолели, суть следующие: Китаи, Найманы, Соланги, Кара-Китаи, или Черные Китаи, Комана, Тумат (22), Войрат, Караниты, Гуйюр, Су-Монгал, Меркиты, Мекриты, Саригуйюр, Баскарт, то есть Великая Венгрия, Кергис, Касмир, Сарацины, Бисермины, Туркоманы, Билеры, то есть Великая Булгария, Корола, Комуки (23), Буритабет, Паросситы, Кассы, Якобиты (24), Аланы или Ассы, Обезы или Геогрианы, Несториане, Армены, Кангиты (25), Команы, Брутахи, которые суть Иудеи (26), Мордвы, Турки (27), Хазары, Самогеды, Персы (Perses), Тарки, Малая Индия или Эфиопия, Чиркасы, Руфены (28), Балдах (29), Сарты (30); есть и еще много земель, но имен их мы не знаем. Мы видели даже мужчин и женщин из вышеназванных стран.

Глава последняя

§1. О пути, которые мы совершили, и о положении земель, через которые мы проехали

Когда мы уже вознамерились, как сказано выше, отправиться к татарам, мы прибыли к королю богемскому (31). Когда мы испросили у него совета,<...> он ответил, что... лучше было бы проехать через Польшу и Руссию, ибо в Польше у него родственники, с помощью которых мы могли бы выехать в Руссию<...>

II. <...> Мы приехали к князю Ланцискому Конраду (32). В это время... туда прибыл господин Василько (33), князь Руссии, от которого мы полностью узнали о настроении татар. <...>

III. <...> Он <Василько> повез нас в свою землю. И так он задержал нас на несколько дней на своем иждивении, чтобы мы несколько отдохнули, и по нашей просьбе приказал явиться к нам своим епископам, то мы прочли им грамоту господина папы, в которой тот увещевал их, что они должны вернуться к единству Святой Матери Церкви; мы также увещевали их и даже склоняли к тому же самому насколько могли как князя, так епископов и всех других, которые собрались. Но так как в то время, когда вышеупомянутый князь поехал в Польшу, его брат, князь Даниил, поехал к Бату и его не было налицо, то они не могли дать решительный ответ и нам для окончательного ответа надлежало ждать возвращения Даниила.

IV. После этого вышеназванный князь послал с нами до Киева одного служителя. Тем не менее все же мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии, и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать; и так как большая часть людей Руссии была перебита татарами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление, а со стороны самих русских мы были в безопасности благодаря вышеназванному служителю. Отсюда, по споспешествующей милости Божией и избавившись от врагов Креста Христова, мы прибыли в Киев, который служит столицей Руссии; прибыв туда, мы имели совещание о нашем путешествии с тысячником и другими знатными лицами, бывшими там же. Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у татар нет ни соломы, ни сена, ни корму. Поэтому мы после совещания решили оставить их там с двумя слугами, которые должны были охранять их. Впоследствии нам надлежало дать подарки тысячнику, чтобы заслужить его милость для получения себе подвод и провожатых. <...>

V. Итак, устроив все эти дела в Киеве, на второй день после праздника Очищения Нашей Владычицы (34), мы на лошадях тысячника и с провожатыми поспешно направились из Киева к иным варварским народам. Мы прибыли к некоему селению по имени Канов (35), которое было под непосредственной властью татар. Начальник же селения дал нам лошадей и провожатых до другого селения, начальником которого был алан по имени Михей, человек, преисполненный всякой злобы и коварства. Именно он сам послал против нас в Киев некоторых своих телохранителей, дабы ложно сообщить нам от имени Кореницы (36), чтобы мы считались послами и чтобы явились к нему. И хотя это неправда, он делал это для того, чтобы иметь возможность извлечь от нас дары. <...>

VI. После этого мы выехали вместе с ним в Понедельник Четыредесятницы, и он проводил нас до первой заставы татар.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Великого хана.

2. Михаил Всеволодович, князь Черниговский, и его воевода Федор были казнены в ставке Батыя 20 сентября 1246 г. Ипатьевская летопись так объясняет причину казни: “Михаила князя Черниговского, не поклонившегося кусту со своим боярином Федором ножом заклана бысть”. Впоследствии Михаил Черниговский и боярин Феодор были причислены к лику святых.

3. Очевидно, обряд очищения у монголов.

4. Как правило, в язычестве отношение к иноверцам более спокойное, чем в монотеистических религиях. Многие источники отмечают веротерпимость монголо-татар. Очевидно, казнь Михаила и его воеводы была продиктована политическими мотивами. Батый опасался сближения князей Южной Руси с католическим Западом, где активно обсуждалось создание антимонгольской коалиции под началом римской церкви.

5. Ярослав Всеволодович (1190-1246), великий князь Владимирский, отравленный в ставке Гуюк-хана в 1246 г. Как рассказывает Плано Карпини в других главах, Ярослав подозревался в контактах с католиками.

6. Царевич Давид, сын царя Грузии Георга IV Лашена (ум. 1223), и Давид, сын царицы Русуданы, сестры Георга IV. Оба Давида претендовали на получение инвеституры на Грузинское царство и приехали за нею в Каракорум. В итоге сын Русуданы царствовал как Давид IV и находился в зависимости от Давида V Лашена.

7. Чингисхана (1227 г.)

8. Угэдэй (1186-1241).

9. На курултае 1229 г. были приняты решения о походах против хорезмийского султана Джелал-ад-Дина (войско возглавлял Чормагун, а не Бату) и против кипчаков.

10. Команы — название кипчаков в византийских и западноевроепйских источниках (возможно, куманы — самоназвание одного из племен, входивших в Дешт-и-Кипчак). В русских летописях известны как половцы.

11. Точное местонахождение неизвестно. Вероятно, в степях Казахстана, на Сырдарье.

12. Янчикент в низовьях Сырдарьи.

13. Современные исследователи отождествляют его с Ургенчем.

14. Не ясно, какие русы имеются здесь в виду, однако о столь тесных связях Киевской Руси с Хорезмом ничего не известно.

15. Хорезм и вообще Приаралье — древняя зона алано-асского расселения (аланское государство Яньцай, по китайским источникам, существовало там еще вo II в. до н.э. — IV в. н.э.). Судя по памятникам письменности, эти аланы были христианами несторианского толка.

16. Вероятно, торки — тюркские племена, жившие на южных окраинах Киевской Руси в степях Северного Причерноморья, преимущественно на границах Киевского и Переяславского княжеств. Самым крупным местом их расселения был бассейн р. Роси, где существовал г. Торческ.

17. Ясно, что последовательность монгольских завоеваний Средней Азии, Кавказа и Восточной Европы нарушена. Очевидно, Плано Карпини пользовался несколькими свидетельствами, не связанными друг с другом.

18. Биляр — одна из столиц Волжской Булгарии.

19. Баскарты — башкиры (самоназвание — башкорт).

20. Великая Венгрия — одна из венгерских “прародин”, известная по мадьярским преданиям, записанным в XII в. анонимным автором (“Деяния венгров”). Локализуется на Южном Урале и по левым притокам Средней Волги, где угры кочевали до кон. VIII в. В нач. IX в. большая часть угорских племен ушла на запад. Остатки были ассимилированны башкирами, появившимися на Южном Урале в кон. IX в.

21. Мусульманин.

22. Хори-Тумат — племенной союз монголов, часто восстававший против власти Чингизидов.

23. Вероятно, карлуки и кимаки, кочевавшие в Западной Сибири и Северном Казахстане.

24. Христианская секта якобитов (яковитов) — еретики-несториане монофизитского толка.

25. Г. де Рубрук знает их как канглов. Это кочевое племя, входившее в состав Дешт-и-Кипчак и проживавшее в XIII в. на восток от р. Урал.

26. Как правило, под брутахами понимаются буртасы, которые могли исповедовать иудаизм неталмудического толка, распространенный среди хазар, которым долгое время буртасы были подчинены. Согласно восточным и русским источникам, буртасы жили в низовьях Волги.

27. Торки или тюрки.

28. Возможно, Южная Русь.

29. Возможно, г. Балх в Средней Азии или Багдад.

30. Монголы называли жителей Средней Азии сартагулами.

31. Венцеслав 1 (1240-1253).

32. Герцог Мазовский и Куявский, князь Ланциский.

33. Василько Романович (ум. 1269), кн. Волынский, брат Даниила Романовича Галицкого.

34. 4 февраля 1246 г.

35. Канев на р. Днепр.

36. Монгольский военачальник Куремша.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру