Слово об образовании в контексте Отчего края

Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литература — культурный ресурс солидарного общества»

В последние годы дискуссия об образовании — интеллектуальный фон жизни российского общества. И это не случайно. Многочисленные публикации авторитетных авторов, публичные выступления неравнодушных граждан, наш личный опыт образовательной деятельности позволяет утверждать: в последние годы стал очевидным резкий, крутой перелом в сфере образования, который начался с Указа № 1 Б.Н. Ельцина и продолжается в ходе мероприятий по обсуждению, принятию и реализации нового закона об образовании. В результате чего возникли острые затруднения в формулировании и общем понимании теории, методологии самого понятия «образование», сложилось тяжелое положение в управлении образованием, в организации каждодневной жизнедеятельности образовательного учреждения.

Кризис, кризисы современного образования есть следствие исторических, культурологических, экономических, философских и нравственных ошибок на старте и в ходе, так называемой, модернизации России и образовательной системы; есть следствие кризисного сознания, основывающегося на постулате о радикальной несостоятельности, если не всего, то многого из того, что было сделано в советский период нашего государства.

Кризис, кризисы, приступы и обострение касаются индивидуальной жизни каждого гражданина, а в особенности субъектов образовательного сообщества. В кризисном профессиональном сознании происходит смещение акцентов: от мировоззренческих основ образования — к технологиям на разных уровнях и этапах; от трехмерного понимания сущности человека как главного смысла и показателя конечного результата образования — к его моделированию, в котором нет места для человеческого; от исходной духовной традиции, «в которой есть прямое наставление человеку стараться быть лучше и выше самого себя, чтобы не пасть ниже» — к формальным образовательным целям и стандартам; от оптимального управления образованием — к бюрократическому одурманиванию, отвлечению от исполнения педагогической миссии.

Причин общепризнанного факта много. Но есть одна, наиболее важная, заключающаяся в том, что политика вхождения в «мировое сообщество», интеграции в «мировую культуру» реально привело к распаду ценностных смыслов отечественной культуры, к забвению духовных традиций, отказа от всего того, что составляло гордость отечественной системы образования.

В современном образовании размыты критерии многих понятий, в том числе — «личность» и «среда»; нарушены нравственные и бытийные связи между этими понятиями, которые превратились лишь в «инструменты» для конструирования» инновационных технологий», мало относящихся к живым запросам живой личности. Размытость этих основополагающих педагогических понятий создает ситуацию перманентного кризиса, в котором пребывают сегодня базовые институты духовной культуры. Фундаментальная причина — нарушение равновесия в системе «личность-среда». В недавнем прошлом наблюдались следующие крайности: либо гипертрофия личностного начала в ущерб среде (либеральные модели педагогики); либо гипертрофия среды в ущерб личности.

* * *

На что уповаем? На что надеемся?

Вдохновляемся мудростью русской литературы.

Л. Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней».

С. Булгаков написал волнующие строки о нашем с ним родном городе: «Моя родина, носящая священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, — кажется, я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его — в нагорье реки Сосны… Наши Ливны были для меня Китежем. О нашей Сосне… были Китежские легенды».

А. Платонов: «Без меня народ не полный»

А. Твардовский: «В творениях подлинных художников безошибочно признаем приметы Малой Родины».

Наш современник В. Распутин: «Чем яростней отрывают нас от родной Земли, тем настойчивее мы стараемся в нее врасти».

Феномен «родной Земли», феномен места нашего развития.

Сегодня педагогическая литература наводнена такими словами : «пространство», «среда». Полезно разобраться с образами и основными смыслами популярных слов, полагая, что это поможет понять современные процессы в образовании, изменить сам подход к моделированию педагогической реальности.

Заметим: этимологически пространство связано со страной, стороной, возможностью странствия; в образовательном пространстве отсутствует человек. Может быть поэтому руководители различного ранга чаще рассуждают о пространстве.

Пространство. Образовательное пространство не имеет строго очерченного объема значений. Оно ассоциируется с чем-то вроде емкого контейнера, куда можно поместить все, что угодно: комплексы, образовательные услуги, воспитательные системы, детские учреждения, образовательные практики и многое другое. На данный момент это собирательное, маркировочное и пока ни к чему не обязывающее выражение.

В образовательном пространстве множество миров. Это особый мир детского творчества, мир учебных дисциплин, мир учебной информации, мир идей, проектов, программ, мир профессионального образования и пр. Все эти преисполненные жизни миры, находящиеся в различных сочетаниях и конфигурациях, эволюционируют и развиваются по своим законам и правилам. Миры в образовательном пространстве хотя и взаимодействуют друг с другом, а какие-то их элементы образуют системы, в том числе воспитательные, все же существуют отдельно, словно молекулы и не всегда «дружат» между собой. Поэтому пространство не является строгим системным образованием и нестыковки, несоответствия, брожения его элементов и частей — обычное явление» (Ю.С. Мануйлов).

Среда. Культурно-образовательная среда (КОС). Когда появляется Человек пространство преобразуется в среду. Среда — нечто среднее между человеком и окружающим его пространством. Человек в центре среды, а среда как периферия его питает, влияет, взаимодействует, культивирует, развивает, совершенствует. Среда — экзистенциональный феномен.

Культурно-образовательная среда — носитель богатой, разнообразной, в том числе и противоречивой, информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит, и обеспечивающий возможность его выхода на живое знание. В таком понимании среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее бытования синхронизирован с процессом формирования личности.

КОС — понятие объемное, его содержательные характеристики, его возможности простираются во времени и пространстве и потому целостной среда может быть понята только в трехмерном измерении: мега — макро — микро; предназначена для понимания реального процесса и жизнедеятельности человека; моделирования педагогического сопровождения развития личности детей, учащихся, формулирования и достижения конкретных воспитательных задач; обладает разнообразными возможностями как объективной тенденцией развития данного феномена, при этом, реальные возможности означают наличие ряда необходимых условий для превращения их в действительность, возможности становятся действительностью тогда, когда наличествует полный набор условий существования и развития КОС.

Осмысленные возможности и реальная действительность могут быть использованы для решения воспитательных задач, и тогда речь идет о педагогическом потенциале КОС.

Реализация столь сложных задач в условиях так понимаемой среды не позволяет смысл условий решения воспитательных задач рассматривать узко профессионально-педагогически. В реальной жизни это — совокупность условий.

Итак, пространство позволяет моделировать образовательные системы, комплексы, региональную систему образования. КОС предназначена для моделирования реальных процессов жизнедеятельности человека, людей; для опосредованного управления становлением и развитием личности.

* * *

Преодоление кризиса отечественного образования возможно благодаря новой стратегии гуманитарного знания — «философии Отчего края», стратегии которая состоит в осмыслении и разъяснении ценностно-смыслового единства края, в основе которого находится сакрализация пространства и КОС.

Отчий край, по мнению воронежских философов, писателей, педагогов, — философско-культурологическая единица, метафорическое понятие, интегральное понятие культуры;

— служит для объединения всего культурного потенциала региона, который сформировал его самобытный облик;

— конкретная перспектива гуманитарных исследований;

— методология малоизвестного и малоизученного в регионе, позволяет избавиться от некоторых сформировавшихся краеведческих стереотипов;

— изучает философию и культуру любого края в двух плоскостях: «историко-вертикальном» и «налично-горизонтальном»;

— духовная энергия Отчего края формирует, сохраняет, транслирует философскую речь нации;

— умозрение позволяет увидеть, как в Быте проявляется Бытие, и как в Бытии отражается Быт народа;

— данное понятие культивирует взгляд на мир;

— позволяет узнать какова роль образовательного потенциала региона в современных процессах.

Сущностными компонентами «отчего края», которые выступают организующей основой субстанциональной связи личности и среды, являются следующие: культурно-исторический хронотоп, составляющий основу отчего края как не краеведческого понятия; идея неслучайности появления человека (в определенном месте); философия детства, учитывающая метафизику появления человека на свет; «текст культуры» как доминирующая особенность данного региона; диалектика «родного и вселенского», позволяющая осознать бесконечно-многомерную связь «малой родины» с «большой культурой».

Все компоненты предлагают глубокую личностную вовлеченность учащегося, что само по себе оказывает образовательное влияние на человека.

Идея отчего края дает представление о среде не как механистическом конгломерате отвлеченных и отчужденных ценностей культуры, которые далеки и не близки современному человеку, который живет в ситуации, которую М. Хайдеггер определил как «утрату корней». В этой ситуации философия отчего края дает возможность ненасильственного приобщения человека к своей сакральной традиции, в которой он может обрести метафизику своего существования, смысл жизни, а значит стать полноценной личностью, что является искомым педагогики. Таким образом, отчий край, осмысленный философски, может выступить в качестве первичной педагогической среды, которая может быть использована, прежде всего, в воспитательных целях образования.

Отчий край позволяет философско-педагогические основания выразить в категориях содержательных и постижимых, которые могли бы применяться в образовательном процессе современной общеобразовательной и профессиональной школы.

Пора говорить о должном, утверждать должное, коим является понятие «отчего края», которое выступает в качестве образа и образца при формировании личности. Человека должно образовать сообразно с фундаментальными духовными проявлениями отчего края. Именно они, а не «инновационные технологии» могут организовать полноценную личность. Здесь педагогика получает истинно национальное измерение, не утрачивая, а приобретая через понятие должного подлинную универсальность и глубину.

Однако, необходимы педагогические стратегии, направленные на приобщение человека к эмпирическим и метафизическим смыслам отчего края.

Методика приобщения человека к сакральным смыслам отчего края осуществляется не только рационально-теоретическими, вербальными способами, но и невербальными, «сердечными», через привитие любви, а не только знания к «национальным святыням». В этом контексте усиливается роль педагога, который не выполняет «образовательную услугу» по «трансляции знаний» «инновационными методами», а способствует духовному, сердечному приобщению учащихся к духовным истокам Родины.

Одним из исходных понятий в наших размышлениях является «историко-культурное наследие». Мы намерены из этого наследия извлечь «урок», многое понять, научиться не совершать ошибки и потому рассматриваем его (наследие) как историко-педагогический источник. Историко-педагогический источник в зависимости от контекста, объекта и предмета нашего научного и практического интереса можно трактовать как источник, социально-педагогический, философско-педагогический, религиозно-педагогический и т.д. Обязательно — педагогический! Отношение к наследию как к педагогическому источнику позволяет это наследие актуализировать, вовлечь в нашу повседневность как часть, элемент или как образ и смысл культурно-образовательной среды. Наследие как явление духовной жизни растворено в повседневности культурно-образовательной среды кафедры и класса, факультета вуза и школы, города и региона.

И тогда, когда большинство жителей региона, размышляя о месте своего развития, поймет, что любит эту среду, не представляет своей жизни без нее, а некоторые наделяют предметы, вещи, явления, людей «священным» содержанием, тогда можно надеяться, что на Земле Отчего края появятся новые Толстые, Булгаковы, Платоновы, Твардовские, Распутины и естественным образом люди региона будут понимать что они патриоты России.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру