Мировоззрение и нравственность в науке

Эпоха Просвещения во Франции традиционно оценивается как важный прогрессивный этап в развитии европейской цивилизации, с чем нелегко безоговорочно согласиться, если вспомнить, какие политические события сопутствовали и последовали за распространением гуманистических атеистических идей. Великая Французская Революция 1789 г., а по существу масонская революция разума, в мгновение ока перевела Францию от христианства (большинство население Франции – католики, хотя доля протестантов – гугенотов также достаточно велика) к атеизму, а затем и к языческому поклонению «идолам революции». Спустя два века можно оценить последствия Великой Французской революции - бесчисленные политические потрясения, реки крови и деградация нации. Совсем скоро от ее идеалов - свободы, равенства, братства, не осталось и следа (братства, собственно, не было ни во времена революции, ни в какие-либо еще). Причина, по которой стал возможен такой ход истории, лежит в отказе от христианской нравственности.

Гуманистическая нравственность во многом восходит к идеям и образу жизни французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо. Жан Жак Руссо (1712-1778) родился в семье протестантов, был обращен в Римско-католическую церковь, а затем полностью отверг христианство. Руссо подверг сомнению христианский образ жизни, в своих сочинениях он взывал к возвращению к природе и простоте, пытался реформировать педагогику, сводя ее исключительно к чувственному развитию. Педагогические опусы Руссо о неблагоприятном влиянии общества на воспитание мало гармонировали с его личным опытом - пять его внебрачных детей были отправлены на воспитание в приют.

Руссо принадлежит и идея «общественного договора», нашедшая свое отражение в одноименном трактате (1762 г.), который содержал светскую теорию управления обществом, основанную не на ниспосланных Богом законах, а на «воле народа». Идеи Руссо легли в основу двух важнейших государственных документов того времени: Французской Революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина) и объявления независимости Северо-Американских Соединенных Штатов (Декларация независимости 4 июля 1776 г.). Недаром статуя свободы - дар французских масонов своим американским собратьям на 100-летий юбилей Декларации Независимости.

С этих времен определилась позиция светского гуманизма в вопросах нравственности: моральные нормы и права даны человеку не Богом, а обществом. Взгляд современного гуманиста хорошо выражен в высказывании А. Эйнштейна: "Я верю в Бога Спинозы, который открывается в упорядоченной гармонии всего сущего, а не в Бога, который сам заботится о судьбах и делах людей". Согласно этому взгляду Бог оставляет человека без правил поведения, неподотчетным никому, при необходимости самому управлять миром.

Часть гуманистов придерживается этического релятивизма, или ситуационной этики, в которой подход к нравственности определяется конкретной ситуацией – очень удобная позиция для совершения безнравственных поступков и оправдания их.

Главным недостатком гуманизма в вопросах нравственности является  отсутствие объективного критерия, если у христиан критерий нравственности установлен Богом, то чему может должна подчиняться нравственность у гуманистов? Неужели, раз речь идет об «обществе свободных потребителей», только удовлетворению потребностей?

Развитие нравственности носит у гуманистов эволюционный характер, они утверждают, что биологическая эволюция должна сопровождаться нравственной эволюцией. Далее было формировано мнение, что наша цивилизация - результат эволюции нравов, на которую должны влиять политические лидеры с целью формирования совершенного всемирного общества. Странную коллизию претерпел в результате эволюции нравов статус убийцы, особенно после отказа от смертной казни. И другие вопиющие примеры безнравственности, например гомосексуализм, аборты, эвтаназия, узаконенные проституция и употребление наркотиков, перестали быть таковыми по мере приближения к «совершенному всемирному обществ». Вот как видится это Полу Куртцу: «Надо развивать новую этику, уважающую достоинство и свободу каждой личности, а также более широкие интересы человечества в целом». Гуманисты считает, что могут изобрести нечто более глубокое, чем открыто в Священном писании. Но здесь их подстерегают многие трудно разрешимые вопросы:

- Является ли мерой нравственности ее польза для одного человека или для человечества в целом?

- Является ли государство высшим источником закона?

- Всегда ли большинство принимает справедливое решение? Т.е. совместимы ли принципы демократии с нравственными установками гуманистов?

- Как можно судить о правильности нравственных установок, если не существует высшего закона, или хотя бы объективного критерия нравственности?

Эти вопросы принципиально неразрешимы для идеологии светского гуманизма, поскольку в ней отрицается существование Бога,  нравственность, мораль и этика для нее преходящи и не неизменны. Атеистический характер светского гуманизма не скрывается в современной гуманистической литературе. Например, Пол Куртц просто категоричен в этом вопросе: «Гуманизм не применим к тому, кто все еще верит в Бога как в Создателя Мира».

В результате, несмотря на «благие намерения» на сегодняшний день одной из самых знаменательных черт светского гуманизма является его безнравственность. И судить здесь надо не по словам, а по делам. Победа человека над природой, научно-технический прогресс к ХХ веку привели человечество ко многим негативным явлениям: расхищение ресурсов, экологические катастрофы, коррупция, уничтожение людей, геноцид. А чего стоят истребление 10 миллионов американских индейцев, работорговля неграми, ядерная бомбардировка Японии, ІнаказаниеІ Ирака и Сербии с многочисленными жертвами среди мирного населения, применение снарядов из урана в Европе и на Ближнем Востоке, а ведь все это - дела «самого демократичного в Мире» государства.

Несколько иное, более натуралистическое понимание нравственности и ее происхождения присуще социальному дарвинизму, разработанному Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер перенес идеи Дарвина на общество и провозгласил, что закон выживания наиболее приспособленных должен быть основой этики. Надо сказать, что и сам Дарвин придерживался близких взглядов: «Если взглянуть на недавнюю историю мира, то мы увидим, что бесконечное число низших рас было уничтожено более цивилизованными расами во всем мире».

Спенсер написал множество книг и как любой эволюционист тщательно подбирал факты, исключительно подтверждающие его социальные измышления. Надо сказать, что в общественных науках это сделать куда проще, чем, например, в биологии – они ведь не относятся к точным дисциплинам и поэтому представляют благоприятную почву для процветания различных предрассудков и спекуляций. Как иначе можно объяснить торжество идей утопического социализма и коммунизма над умами миллионов людей, торжество, продолжающееся уже более века. Многие утопические идеи приобретали со временем научный статус, становясь затем непреложными истинами в умах миллионов людей, и были возведены в ранг государственной идеологии.

Социальный дарвинизм не только объяснял возникновения классового общества на основе эволюционной теории, исходя из «великого принципа природы о выживании наиболее приспособленных», но и привел к созданию евгеники и, таким образом, к научному обоснованию расизма. Название «евгеника» введена одним из ее приверженцев, Френсисом Гальтоном (родственником Чарльза Дарвина), который ратовал за постепенное контролируемое развитие элитарной части общества вплоть до возникновения устойчивой сверхрасы.

У Френсиса Гальтона нашлось много сторонников в США, Германии и Великобритании (среди них У. Черчилль, лорд Верховный судья, англиканский Архиепископ Оксфордский).  В Германии в 1904 г. Эрнст Геккель публикует работу «Чудеса жизни», в которой выступает за «уничтожение ненормальных новорожденных и неизлечимых больных с помощью дозы безболезненного и быстродействующего яда ... под контролем авторитетной комиссии». Теоретические опусы Геккеля и Гальтона нашли свое практическое воплощение после прихода к власти Адольфа Гитлера, убежденного дарвиниста, одержимого идеями тысячелетнего господства арийской расы. Известно, что в Германии воплощением этих идей стало и такое чудовищные преступление как истребление миллионов людей в газовых камерах.

Не были обойдены и рекомендации Геккеля как по детоубийству и эвтаназии, а также по стерилизации в соответствии с широким списком, разработанным другим ученым-евгеником американцем Гарри Лефлином. В его список подлежащих стерилизации входили душевнобольные, эпилептики, алкоголики, преступники, слепые, глухие, люди с различными уродствами. Список включал и людей, пользующихся государственными пособиями, в том числе сирот. За годы нацизма принудительной стерилизации подверглись около 2 миллионов человек (вердикт стерилизации о выносился комиссиями, возглавлявшимися учеными-медиками). Далее, в соответствии с рекомендациями евгеники в Германии были созданы учреждения по улучшению арийской расы - размножению людей от нескольких тысяч отборных производителей.

Политическая доктрина, вытекающая из дарвинизма, стала основой идеологии не только национал-социализма, ее идеи не чужды и марксизму. Марксизм выводит нравственность из интересов борьбы пролетариата, мораль для него продукт данной экономической формации, а пролетариат - носитель высшей морали. Поэтому стоит ли удивляться, что воплощением марксизма на государственном уровне стало тоталитарное правление избранной элиты при наличии мощного государственного аппарата подавления (концлагеря, жесткая цензура, трудовая повинность). Тем не менее, колоссальная сила марксизма смогла вдохновить миллионы людей пойти на лишения, борьбу, смерть во имя обещанного рая на Земле.

Евгеника ввела в грех не только фашистскую Германию, не избегло, сей чаши и такое демократическое государство как США. В конце ХIХ в. с помощью антропометрии (измерение головы человека) пытались выявить признаки неполноценности или наоборот полноценности (арийского типа) и т.д. Вскоре полная несостоятельность данной системы перестала вызывать сомнения, но идея была уж слишком заманчивой и измерения голов были заменены тестами, претендующими на якобы непосредственное измерение интеллекта. В двадцатых-тридцатых годах прошлого века в школах США широко проводилась программа тестирования для определения слабоумных детей, большинство из которых были всего лишь недостаточно образованными и невоспитанными. Одновременно с 1907 по 1930 гг. в тридцати штатах были приняты законы, разрешающие стерилизацию. А далее на добровольной основе, но под все возрастающим давлением, стала проводиться стерилизации людей, умственно недоразвитых с чьей-то точки зрения – и под все это была подведена научная основа. И сейчас подобные программы проводятся в жизнь различными гуманистическими организациями, например, похожими на центры планирования семьи и ребенка.

При этом игнорируется факт, что у родителей с посредственными способностями могут быть выдающиеся дети, как и у выдающихся мыслителей - дети со слабо выраженным интеллектом. Так, нобелевский лауреат Г. Й. Мюллер в 1946 г. призвал к созданию банков человеческой спермы. Ныне такой банк существует в Калифорнии и несколько нобелевских лауреатов, убежденных в своей гениальности, внесли свой вклад в столь сомнительный проект.

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру