Закат естественнонаучного материализма и христианское мировоззрение

"Мы вынуждены принять, - писал по этому поводу Нильс Бор,- что собственно биологические закономерности представляют законы природы, дополнительные к тем, которые пригодны для объяснения свойств неодушевленных предметов".1 "Дополнительные" - значит, в соответствии с сущностью этого гносеологического принципа, несовместимые в рамках одной картины объекта, несводимые друг к другу, но - равноценные, способные дать всю возможную полноту информации об объекте лишь при поочередном их рассмотрении.

Такой подход подразумевает непривычные для традиционной научно-философской мысли следствия: наряду с привычным способом познания свойств целостных объектов путем их аналитического расчленения, гносеологически не менее значимым приходится признать постижение природы и путем простого созерцания.

Можно, по-видимому, говорить даже о существовании неких "созерцательных горизонтов" в сфере взаимоотношения человека с миром, которые не менее реальны и гносеологически не менее плодотворны, чем традиционные для науки "горизонты аналитические".

Применительно к живым существам такой подход подразумевает, что продукты анализа не содержат и не могут содержать в себе того, что, относясь к собственно биологическому плану, присуще в то же время целостному "измерению" живого существа, несущего в своем облике определенный отпечаток формообразующего воздействия на материю Логоса.

Единственный путь к постижению этой стороны жизни - именно целостно-непосредственное созерцание форм и красок окружающей нас природы. Ибо в этих формах и красках, как свидетельствует современная биология, действительно содержится определенный смысл, непонятный для материалистически настроенной науки. Речь идет о том, что можно назвать эстетическим принципом организации живой природы.

Еще в первой половине нашего столетия русский биолог Любищев сформулировал свой вывод о том, что морфологические структуры живой природы "лишь в частных случаях определяются выполняемыми функциями, а в более общем плане, подчиняются некоторым математическим законам гармонии".2 Это относится, в частности, к симметрии биологических тел - свойству, которое издавна вызывало пристальный интерес естествоиспытателей как одно из наиболее замечательных и загадочных явлений природы.

Другой пример - широко встречающаяся в живой природе пропорция золотого сечения, делящая целое на две неравные части так, что меньшая относится к большей, как большая к целому. По ее уникальной простоте пропорцию золотого сечения можно считать неким способом передачи материальными средствами определенного идеального начала, заключенного в геометрическую форму, - определенного смысла.

Подобный таинственный смысл выражается также и в простоте других геометрических структур, в соответствии с которыми организовано царство живой природы. То же можно сказать и на счет весьма характерной для многих живых существ яркой их окраски - свойства, значение которого тоже никак не умещается в рамки представлений о чисто приспособительном характере морфологической организации живых существ.

Смысл всех этих феноменов абсолютно непонятен с позиции материалистического подхода к действительности. Они указывает на тайну, внесенную в жизнь тварном мира его Нетварной Первопричиной - Логосом. Как человеческое слово заключает в себе определенную мысль, так и Божественное Ипостасное Слово, являясь зиждительным основанием тварного мира, вносит в структуру материи непонятный для науки смысл, непостижимую для нашего ума идею, таинственный образ чего-то запредельного...

В таком понимании логос - как конкретный трансцендентно-идеальный корень каждого явления - уже не только натурфилософское понятие, не только закон природы, но и таинственный символ иного мира. Об этом всегда учили отцы Церкви. В частности, преподобный Максим Исповедник говорил "о взаимопроникновении двух миров, видимого и потустороннего. В потусторонней сфере бытия вечно содержатся логосы - начала этого мира, а в этом чувственном мире логосы - символы того божественного бытия".3 Вся окружающая нас природа в этом смысле представляет собой как бы некую таинственную криптограмму, несущую в себе символическое отображение невидимом' "горнего мира". И человеку дана определенная возможность непосредственного усвоения этого символического смысла мироздания. Ведь те логосно правильные структуры, к которым тяготеет морфологическая организация живых существ, являются одновременно для человека и источником прекрасного, питая его эстетическое чувство.

В таком понимании категория прекрасного заключает в себе исключительное по своей значимости метафизическое содержание, которое, очевидно, затрагивает и сферу художественного творчества человека. Об этом свидетельствует и то, что как в объектах живой природы, так и в произведениях искусства можно обнаружить одни и те же эстетические закономерности - в частности пропорцию золотого сечения. Этот факт подтверждает широко распространенное мнение об универсальном характере законов гармоник.

Композитор Р. Шуман утверждал по этому поводу:"Эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен».  При этом можно, вероятно, поставить вопрос даже и о правомочности применения пропорции золотого сечения как формального показателя, способного выявить эстетический уровень художественного произведения.

Конечно, проблемы эстетики очень глубоки и доступны рациональному раскрытию только отчасти. Исследование структуры художественного произведения с помощью пропорции золотого сечения или любого другого формального показателя напоминает работу анатома, метод которого ничего не может сообщить о сущности содержавшейся некогда в исследуемом организме жизни. Однако, как патологоанатом способен отличать уродливые и больные организмы от здоровых и жизнеспособных, так и исследователь художественного творчества с помощью пропорции золотого сечения, по-видимому, способен все же отличить живое творчество от подделки под него.

В частности, это можно отнести и к музыкальному творчеству, где пропорция золотого сечения проявляется во временном аспекте, так что к этой пропорции тяготеет соотношение длительности отдельных частей музыкальных произведений, а так же положение их кульминационных точек. При этом замечено, что в музыке "закон золотого сечения проявляется в наиболее точных и логических формах у наиболее гениальных авторов", а у последних - "преимущественно в эпоху их полной зрелости и главным образом в лучших, наиболее одухотворенных творениях их".4 Ключ к этой загадке можно найти в христианской антропологии, в представлении о человеке, как образе и подобии Божием.

Вспомним, что многие писатели Церкви усматривали одну из граней проявления в человеке образа Божия именно в его способности творить и производить в разных областях духовной и мирской жизни. Бог-Творец отпечатлел и на Своем создании - человеке - богоподобную способность творчества, и в своем творчестве человек способен в какой-то мере воспроизводить отдельные черты Божественного образа действия. Бог сотворил природу, отпечатлев в ее структуре символическое отображение "горнего мира" - человек в своем художественном творчестве повторяет его отображение.

В таком понимании духовное содержание художественного творчества неизмеримо земными мерками, как неизмерима ими и сама красота. Красота, обращенная одновременно и к объектам созерцания, и к созерцающей эти объекты душе человека, должна каким-то образом выражать наличие живой логосной основы, одновременно держащей собою как созерцаемое, так и созерцающую человеческую душу - той безграничной по отношению к нашим человеческим понятиям основы, всю глубину которой мы не можем измерить никакими формальными показателями.

В контексте этих представлений "субъективное" прекрасное тоже связано, следовательно, с "объективным", логосным. И эта связь является, по-видимому, общим правилом, значение которого далеко выходит за рамки искусства. Вспомним известное изречение: "Красота - сияние истины". Это сияние и выражает то, что прекрасное связано с логосными, то есть с фундаментальными принципами мироустроения. Восприятие прекрасного помогает проникнуть в фундаментальный смысл бытия, сделаться сопричастным этому смыслу, сопричастным истине.

Особенно, может быть, отчетливо эта связь между истинным и прекрасным проявляется в сфере познания физических законов с помощью математики.

Все законы, управляющие жизнью нашего мира можно, в конечном счете, понимать как проявление творческой энергии Логоса. Это же относится и к физическим законам, составляющим область приложения математического метода. Те, кто их исследуют, говорят об ощущении порядка, красоты и гармонии, открывающихся их внутреннему взору. Об этом же порядке и гармонии свидетельствует и сама удивительная возможность познания законов природы, опираясь на математический метод, - возможность, о которой Альберт Эйнштейн сказал, что "самое непостижимое в мире то, что он постижим".5

Здесь уместно вспомнить, что еще античные мыслители - Пифагор и Платон утверждали, что пестрое многообразие явлений может быть понято именно потому, что в основе его лежит единый, доступный математическому описанию принцип формы. То есть, другими словами, - принцип разумной организации, принцип логосности.

Этот тезис античности полностью подтвердился всем ходом развития точного естествознания, успехи которого общеизвестны. Общеизвестно и эвристическое значение красоты при проникновении в тайны мироздания с помощью математического метода. Когда, к примеру, известного физика Поля Дирака попросили сформулировать наиболее важный принцип научного творчества, он написал следующее: "Физический закон должен быть математически изящным".6 Когда же у Гейзенберга спросили, почему он так упрямо верит в правильность пути, по которому идет развитие квантовой теории, несмотря на то, что очень многое еще совсем не ясно, он ответил следующим образом: "Я считаю, что простота природных законов носит объективный характер. Когда сама природа подсказывает математические формы большой красоты и простоты, то поневоле начинаешь верить, что они "истинны", то есть что они выражают реальные черты природы".7

Подобных высказываний можно привести очень много, ибо столь существенное значение эстетического чувства в процессе познания природы как раз и свидетельствует о наличии реальной, глубинной живой связи между человеческим умом и внутренней, идеальной стороной познаваемого,- связи, дающей возможность непосредственно созерцать логосы явлений и отображать результат этого созерцания в структуре математического соотношения.

Весьма примечательно, что о таком созерцательном элементе в математике заговорила в последнее время и математическая логика, показавшая несводимость движущей силы математического творчества к рациональному началу.

Несомненное наличие логосной основы под психическим должно обуславливать, очевидно, и характерные особенности индивидуального сознания человека. Вполне логично предположить, что психика человека, "опираясь на всеобщее логосное основание тварного мира, должна обнаруживать следующие характерные особенности: во-первых - наличие специфических целостных свойств, не сводимых к более элементарному уровню /по аналогии с тем, что присуще биологическим объектам/; во-вторых - относительную независимость в своем целостном облике от материальных процессов мозга.

Что может сказать по этому поводу современная психология?

На основании эмпирических данных своей науки психологи делают следующий вывод: "как организм, разложенный на составные элементы, обнаруживает свой состав, но не обнаруживает специфически органических свойств и закономерностей, так и сложные, целостные психологические образования теряли свое основное качество, переставали быть самими собой при сведении их к процессам более элементарного порядка".8

Если бы возможность сведения высшего к низшему в психике существовала, то это могло бы быть серьезным аргументом в пользу материалистическом взгляда на природу сознания, так как низшие психические функции и рефлексы уже довольно жестко связаны с физиологией мозга. Однако возможность подобного сведения отсутствует, что тоже указывает на участие в формировании свойств психики логосного начала. Такое участие позволяет считать сознание человека идеальным образованием, вполне самостоятельным по отношению к материи, хотя и связанным с материальными процессами, протекающими в мозге.


1. Н.Бор. Атомная физика и человеческое познание. М. Изд. иностр. литературы. 1961, с.37.

2. С.В.Мейен и др. Классическая и неклассическая биология. Феномен Любищева. Вестник АН СССР. 1977, с.119-120.

3. Архимандрит Киприан. Антропология св. Григория Паламы, с.331.

4. Э.К. Розенов. Статьи о музыке. Избранное. М. Музыка. 1982, с.156.

5. См.: М. Клайн. Математика. Поиск истины. М. Мир. 1988, с.253.

6. См. В.С.Барашенков. Кварки, протоны, вселенная. М. Знание. 1987, с.94.

7. В. Гейзенберг. Физика и философия. Часть и целое, с.196.

8. Л.С. Выготский. Развитие высших психических функций. М. Изд. АПН. 1960, с.15.


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру