Православному ученому

Создатель дал роду человеческому две Книги.В одной показал Свое величие, в другой - Свою волю. Первая книга - видимый сей мир. Он Им создан, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество.Вторая Книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению...Грех всевать между этими Книгами плевелы и раздоры!
M.B. Ломоносов (1711-1765),русский ученый-естествоиспытатель

Истинной настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христианскими истинами.
Свт. Феофан Затворник


Истина одна — Богооткровенная

Что значит просветить ум? Значит напечатлеть в нем здравые понятия о всем сущем и бывающем, именно понятия о том, что есть Бог, какие Его свойства, в какое отношение благоволил Он поставить Себя к миру и к нам? Что такое мир сей, откуда он, чем держится и куда ведется? Что мы сами, зачем мы здесь - на сей земле, что значит это полусветлое и полу мрачное наше состояние, что ожидает нас в будущем и проч.? Совокупность таких понятий и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все сие истинно, не несправедливо именуется просвещенным, как видящий все в ясном свете.

Надобно заметить, что сии понятия суть ответы на беспокоящие наш ум вопросы. Нет человека, которого не тревожили сии вопросы, и нет такого, который не решал бы их тем или другим образом. Но настоящее их решение - самое успокоительное и самое верное — содержится в откровении Христове и преподается Св. Церковью. Здесь Бог есть дух всесовершенный, Единый по существу и Троичный в Лицах, Творец мира и Промыслитель всяческих. Мир - это творение Божие, единым словом Всемогущего вызванное к бытию и глаголом силы Его содержимое, во всем скрепленное законами неизменными, по Благоволению воли Божией во всякое мгновение готовое покориться и покоряющимся. Человек - разумная тварь, полная совершенств в начале, потом падшая и расстроившаяся, ныне восстановляемая Господом Иисусом Христом во Св. Церкви благодатью Духа, наконец, имеющая явиться в новой славе - в будущий век, за веру и труд добро делания и проч.

Какие светлые, возвышенные и плодотворные понятия! Напрасно ум берется решать их сам собою. Опыты его решений осязательно убеждают, как слаб он в сем отношении, и как ему сроднее здесь, как и во многом другом, оставаться навсегда учеником и не дерзать восходить на учительскую кафедру.

Совершеннейшее знание представляет тот, кто в себе соединяет благодатное просвещение разума с многознающим рассудком. Но в отдельности гораздо выше и ценнее первый, нежели последний.

Благодать, пришедши, не приносит с собой много сведений, но научает человека вниманию и как бы обязывает к точному рассмотрению вещей. Она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности, следовательно, поставляет его на истинную средину и утверждает в ней, чего он сам собою сделать никак не может. От сего нередко не посвящавший себя наукам человек становится рассудительным и здравомыслящим и долгими опытами жизни наконец приобретает истинную, достаточную не на его одного долю, мудрость.

У человека же научного образуется особый метод исследования, особое чутье к открытию истины и истинного пути к ней. А это, при помощи добродетелей рассудочных, которые теперь вместе с другими вращаются в сердце, как-то: при умении трудиться, добросовестности, осмотрительности, смиренном доверии, особенно же при Божием благословении, сообщает его умственным трудам особенные свойства - успешность, прочность, плодотворность.

Такая здравость рассудочной деятельности для всякого очевидна и в обыкновенном его поведении, и в сношениях: в понятиях, отличающихся, кроме ясности, определенности и отчетливости, и некоторою сердечною глубиною; в суждениях, отличающихся верностью, осмотрительностью, осязательностью, различительностью; в умствованиях, отличающихся прочностью, дальновидностью, единством и стройностью.

Все же в совокупности такие свойства доставляют ему титул человека с здравым рассудком, или здравомыслящего.


Почему верующие вправе одуховлять науку

Написать все понудило меня желание проложить вам дорогу, чтобы вы шли до конца и не бросали своей теории, про которую вы пишете: на воздухе висит... Верующие имеют полное право втесняться с духовным в область естественного, когда материалисты лезут со своей материей, без зазрения совести, в область духовного. И на нашей стороне разумность, а на их — бестолковость. И не потому, что всякий кулик свое болото хвалит, но по существу дела.

Материальное не может быть ни силою, ни целью. То и другое — вне его. Оно лишь средство и поприще для духовных сил, по действиям духовного начала (Творца) всяческих.

Поворотите с земли на небо, и будет легко вашей любимой науке; а то она уткнула нос в землю и роется в ней, как некая тварь пятачком своим.


Наука и вера не разъединены

Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляйте их общею меркою истины.

У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, предполагая, что вера и наука - две области, решительно разъединенные.

Дух у нас один. Он также принимает науки и напитывается их началами, как принимает веру и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в соприкосновение? Притом же и область истины одна. Зачем же и набивать в голову то, что не из этой области, или с чем нельзя показаться при свете истины?


Духовное помогает занятиям наукой

Учение плечи не тянет. Потому оно жизни не помеха. Дотя ните его до конца. Помоги вам Господи!

Как это пришло вам в голову, будто чтение Писания Божественного отвлечет нас от науки. От науки отвлекает блуждание мыслей, неудержность желаний недобрых, больше же разленение и желание вольготной жизни. Вот от этого надо воздерживаться, и ничто так не помогает отгонять все такое, как чтение Св. Писания и других добрых книг. И положите себе за правило утром и вечером прочитывать понемногу, стихов по 10, из Нового Завета с рассуждением и к себе приложением.


Наука не препятствует Богоугождению

Наука — наукой, а жизнь — жизнью. И учитесь, и держите себя, как подобает тому, кто решился Богу угождать. То, чего требует Богоугождение, может быть исполняемо и среди занятий. Страх Божий, память Божию и смертную и ревнование о спасении души, как о едином на потребу, - держите не переставая. Тут вся суть дела.

Беречь сердце надо, чтобы не прилегало к страстям мирским. Вкушение сих страстей гасит огонь духа, когда как участие в чем-либо без сего вкушения только дует на тот огонь, но не гасит. И занятия ваши научные совсем не задувающего свойства, а только душевного. И мне пришло на мысль сказать вам: зачем же бросать это занятие? Оно может заменить рукоделие. Только увлечение разорительно для души, но его, кажется, можно обуздывать.

А мирное занятие наукой ничего худого принести не может, особенно если результаты их перетолковывать в духовном смысле или видеть в них отражение проявлений духовной жизни. И естественная наука есть часть книги Божией - в природе. И тут нельзя не видеть Бога - Премудрейшего и Непостижимейшего.

Немало жалею, что ваши занятия отвлекают вас от молитвенного настроения. Этим погашается духовная жизнь, но она-то и есть настоящая жизнь.

Вы добре делаете, что боретесь с этим грехом, навязываемым вам обстоятельствами. И продолжайте. И болезнование сердца о том изъявляйте Господу в молитве, прося Его, чтоб и занятия шли своим чередом, и молитвенный дух не отходил. Поможет Господь. Но надо и самим приложить некий труд в том роде.

Потрудитесь узревать следы Божий в тех явлениях, кои изучаете, и, узревши, исповедуйте то Господу и мысленно к Нему возноситесь в продолжение самого труда вашего. Тогда занятия ваши будут походить немного на чтение духовной книги.

Еще вот что: приобретите навык трудить научными занятиями голову только в определенные часы. По окончании же их все из головы вон и оставайтесь с одним Господом; формулам же, солям и кислотам не позволяйте лезть в голову... Навык такой придет, но надо потрудиться умно.

Это же пойдет и к недопущению до расстройства здоровья. Для последнего дела каждый день неотложно гуляйте на свежем воздухе - или у себя в саду, или за городом.

Ваша склонность к определенным занятиям - дар Божий.

Но Бог ничего не дает, чтобы само по себе отклоняло от Него, а все, чтоб к нему приводило. Таков и ваш дар. Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек не право по нему действующий. То же и у вас.


Имейте мысль прославить премудрость Творца

Ваши ученые занятия, говорите, и отвлекают от молитвы, и охлаждают ее. Это в порядке вещей.

Все душевные занятия такого рода: и предприятия деловые всех родов, и научная кропотня, и художнические работы, - все такого же свойства. А о тех, кои еще ниже, о них и говорить нечего.

Есть один способ избегать сего — это заниматься всем от лица Божия, по началам открытых Им истин, не позволяя себе никаких наведений, противных им, а, напротив, все обращая в подтверждение их.

Попробуйте приходить в свою лабораторию с мыслию о Боге, что идете дело рук Его рассмотреть подробнее, чтобы, увидев дело, прославить премудрость Его. В этом настроении будьте во все время занятий. Думаю, в таком случае, не так много охладится душа.


Молиться против охлаждения от научных занятий

Благослови Господи ваше новое занятие должностью и даруй успеха научиться сыну вашему. А что ваше молитвенное настроение не в порядке, об этом очень жалею и не умею, что вам посоветовать.

Научность всякая охлаждает сердце. Не исключается из сего даже и богословская наука, хотя тут предмет, охлаждая образом трактования предмета, самым предметом может иной раз и невзначай падать на сердце.

Научность душевного свойства, а молитва духовного. Потому они не в ладах. А про житейские дела и говорить нечего, особенно у кого, по несчастию, заботливый нрав.

Не можете ли вы определить, хоть по полчаса утром и вечером, на отрешенное богомыслие и молитву?.. Силою себя заставлять стоять пред Богом неразвлеченно, хоть не читая молитв, а с одним воплем Господи Милостивый, пощади душу мою! И поклоны хорошо класть. Господь да умудрит вас!


Не считай успешными науки, охлаждающие веру

Если коснувшись чего-либо прогрессивного, вы ощутите в себе охлаждение к вере и отчуждение от Церкви, знайте, что в том действует не благодетельный дух, а пагубная прелесть.

Науки ли какие проходите в новом направлении, или подвергаетесь влиянию нового просвещения и всей письменности, и видите, что они возбуждают в вас сомнения в вере, — не считайте успеха в этом за истинное движение вперед. Нет — это воз вращение назад, из света во тьму, из которой произвел нас Господь в чудный свет Свой.


В отношении к научному образованию

Спрашивается, как должен держать себя христианин в отношении к внешней мудрости или к научному образованию?

1. Избирай нужнейшее. Из предметов сей мудрости избирай нужнейшее по твоему состоянию, то особенно, к чему чувствуешь себя привязанным, равно как и то, в чем преимущественно надлежит нужда братиям твоим, христианам.

2. Внеси православные начала. А в образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости или даже внести их туда из сей области.

3. Гони неправославные начала. Других же начал, неприязненных ей, не только не должно принимать, но надо гнать их и преследовать.

4. Расширяй наблюдения и познания. Вообще нисколько не противно расширять круг своих по знаний о вещах по наблюдениям и соображениям ума... Должно только, чтоб это делалось, когда уже имеется мудрость истинная.

5. Делай веру господствующей, а науку подчиненной. Ибо вера, как вечная, небесная и Божественная, должна быть начальственною, а наука, как пригодная только на время, должна быть подчиненною.

6. Не позволяй гордиться ни науке, ни себе ее ради. По сей же причине никогда, ни словом, ни мыслию не должно придавать науке некоторого безусловного значения, не ставить ее вверху, а представлять пресмыкающеюся долу, как и есть, и не позволять гордиться ни ей, ни самому ради нее.

7. Не терзайся невысокими научными способностями. Еще одно замечание о мере способностей. Мера способностей — от Бога. Потому прими ее с благодарностью и довольством, но никак не терзайся, если она не слишком высока. Нужное и существенное всякий способен знать. Особенные научные познания не для всех. На то рождаются особые люди, которым они поручаются Богом и с которых взыщется их благосостояние и доброта. Впрочем, не редко Сам Бог уступает вере и исканию любящих Его и разверзает благословением то, что закрыл в рождении.

8. Трудись и молись для их возвышения. Отсюда — трудись, ибо и трудом возвышаются силы, а главное - ищи и молись. Кто веровал и постыдился? Но при том все же предавайся Богу, ибо Он лучше знает, что для нас спасительно.

9. Сокрушайся нерадению, восстанови расстроенное. Если же окажется, что слабость познания и сил зависит от нас, от нашего нерадения и разврата, то надобно сокрушиться о том, а по сокрушении позаботиться всевозможно восстановить расстроенное.

Наука спасения — наука из наук

Кто ясно сознает главную цель земного нашего бытия, кто преклоняет главу свою перед велениями Божиими, тот старается ходить во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно, тот непрестанно молит: Господи, даруй мне прочее время живота моего в мире и покаянии скончати!

Раз ясно поставлена цель, необходимо изучить и пути к ней. Так вся жизнь наша должна быть посвящена науке из наук — науке о спасении, о путях, ведущих в Царствие Небесное, о том, как тем или другим способом достигнуть вечноблаженной радости, как применять благий закон Христов.

Составитель игумен Феофан (Крюков). Пермь,православное общество "Панагия"


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру