Развитие техники как эволюция техносферы

Предметная структура практики


Природа включается в человеческую практику через практически преобразующую, предметно-практическую  деятельность. В вещественно-предметной, материальной практике человек (субъект деятельности) комбинирует вещественные природные образования, ставит их в различные отношения друг к другу,  соединяет их, воздействует на одни посредством других,  создавая тем самым связанные контекстом деятельности устойчивые предметные  организованности - предметные структуры. Так, уже в эпоху палеолита археологами зафиксированы не отдельные орудия случайной формы и универсального назначения, а разнообразные по составу целостные наборы специализированных предметов  хозяйственного инвентаря и средств их производства.  В совокупности они соответствовали всем основным видам  предметно-трудовой деятельности человеческих сообществ в конкретных природных условиях жизнедеятельности.

Взаимодействия предметов  в таких структурах, результаты этих взаимодействий носят объективный характер и определяются свойствами вещественных образований, вовлеченных  во взаимодействия. Т.е. природа оказывается включенной  в  человеческую практику через действия предметов друг на друга. Как разъясняет В.С.Степин в  книге  "Становление  научной  теории" (Минск, 1976):  "Предметная сторона практики всегда имеет диалектически двойственный характер ... будучи результатом активности субъекта, она вместе с тем является естественным взаимодействием объектов, которое протекает в соответствии с законами материального  мира ...  устойчивые состояния и структуры, характеризующие превращения объектов в практике, являются в то же время и структурными характеристиками взаимодействия объектов природы "самой по себе".

Итак, предметно-практическая  деятельность  имеет субъектную и предметную составляющие. Субъектная сторона представлена самим субъектом и его действиями с предметами, вовлеченными в деятельностный процесс. Предметная сторона задана совокупностью предметов, поставленных  актами деятельности в определенные взаимоотношения, предметные композиции, и взаимодействиями, совершающимися между этими предметами.  Поставленность здесь следует понимать в особом смысле, который развит в трудах М.Хайдеггера: "Поставом мы зовем собирающее начало той установки, которая ставит,  т.е. заставляет, человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего в наличии. Поставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим".

Таким образом, объектная, противостоящая субъекту сторона практики представляет собой предметную структуру с  происходящими в ней процессами.

Понятие о предметной структуре практики позволяет детализировать ряд моментов. Например, когда речь идет о назначении технического объекта, то имеется в виду фактически приспособление его к определенным  целям  как  элемента  в  предметных структурах практики. Устройство технического объекта, его материал и структура  должны соответствовать   и   назначению (собственно технической функции), и условиям применения. Так, часы солнечные, с гирями, корабельный хронометр или электронные часы имеют одно и то же назначение, но области применения их существенно различны.

Для того чтобы охарактеризовать общую направленность  изменений  предметной структуры практики в ходе технического,  а затем и научно-технического прогресса, воспользуемся представлениями о стадиях развития техники (Г.Н.Поваров, 1972). Стадии отличаются по уровням системной сложности входящих в  предметные структуры практики технических объектов:

1. Стадия малых или простых предметов.

2.  Стадия превращающихся друг в друга цельных предметов.

3. Стадия больших сложных предметов: соединение цельных предметов жесткими постоянными связями при  создании крупных сооружений - зданий,  плотин, кораблей. Большие предметы - системы многоэлементные, но статические, с неизменными связями элементов.

4.  Стадия малых (простых) систем. К ним относятся машина и механизмы с небольшим числом элементов, взаимодействующих  друг с другом.  Для них характерен детерминизм:  текущее состояние системы и окружения определяют последующее ее состояние.  В простых динамических системах элементы перемещаются в пространстве друг относительно друга,  или, будучи неподвижными, обмениваются энергетическими или информационными взаимодействиями. В  отличие от предмета в  простых системах  наличествует  внутренняя структура и внутренние процессы, которыми нельзя  пренебрегать  и  главные из которых обеспечивают технические назначения системы.

5. Стадия сложных систем, с числом элементов 10 - 10 ,  элементы которых взаимодействуют массово, случайно, по законам вероятности (автоматические телеграфные  станции,  энергетические  системы, гибкие производственные системы,  ЭВМ). Такого рода системы появились в первой половине ХХ века.

Представление о  предметной структуре практики позволяет несколько по-иному взглянуть на  соотношение  "средства  труда - предмет труда". Действительно, средство труда тоже предметно. Предмет труда преобразуется в процессе  труда  в  продукт, изделие, т.е. его пребывание в качестве "предмета труда" - функционально, временно, это фаза превращения, преобразования его предназначенную ему форму,  состояние.  Можно сказать, что предназначенность, вещественность, предметность являются общими признаками и средств, и предмета, и продукта труда, снимают в какой-то степени их функциональное различение в модели  процесса трудовой деятельности, обнаруживая, подчеркивая их общность как некоторых  образований, существующих  объективно  в предметных взаимосвязях, организуемых субъектом. Такое представление дает возможность задать видение техники  как  техносферы, развивающейся из предметных структур практики.

Обозначим подходы к ответу на два вопроса: как возникает представление о  техносфере? Что она собой представляет как некоторое глобальное искусственное устройство?

Историки техники по логике своих исследований, исходя из  инструменталистского понимания сущности техники, ставящего во главу угла орудия труда,  средства производства, тем не менее под влиянием реалий развития техники в ХХ-м столетии продвинулись в направлении более широкого ее толкования. Это выразилось в том, что толкование техники отечественными историками в 1950-х  гг. как  совокупности средств труда  (А.А.Зворыкин, И.Н.Конфедератов и др.) к 1970-м гг.  трансформировалось в определение  техники как совокупности  искусственно созданных средств деятельности, а затем ключевым стало представление о технике как о материальной системе.

Ю.С. Мелещенко в книге "Техника и закономерности ее  развития"  (1970)  дает следующее определение понятия  "техника": "Техника - совокупность искусственно  создаваемых,  совершенствуемых  и используемых людьми материальных систем, основанных на целенаправленном применении материалов, процессов и законов природы, обладающих элементами и структурой, которые необходимы для того, чтобы эти системы могли функционировать в качестве  материальных  средств  целесообразной  (прежде всего трудовой и особенно производственной) деятельности людей, их активного  общественного существования,  активного воздействия на природу". Согласно этому определению в качестве средств  деятельности функционируют уже не орудия или средства труда, а материальные системы.

В.П.Каширин (1977) разработал весьма емкое определение понятия "техника",  суть которого в том, что техника является исторически сложившейся  искусственной  материальной системой, структура и функционирование которой представляют  собой качественную целостность, определяемую технологическими функциями. При этом под технологическими функциями понимается все целесообразное  многообразие  преобразований ("действий"), выполняемых с помощью технических средств и техники в целом.

В фундаментальном труде отечественных техников "Техника в ее историческом развитии" (1979) не преследовалась специальная цель дать строгую дефиницию понятия "техника". Отталкиваясь от общеупотребительного понимания техники как совокупности искусственно созданных средств деятельности людей, авторы вводят различение двух классов технических средств:   производственной и непроизводственной техники. К первому относятся технические средства, используемые в процессе производства материальных благ, которые представляют собой важнейший и наиболее активный элемент производительных сил общества. Во второй входят технические средства науки, быта, культуры, образования и военная техника. Нетрудно заметить, что это важное различение сделано по внешним основаниям,  исходя из функционирования в различных областях общественной практики. К подобного типа различениям относятся классификации техники по отраслям экономики по отдельным видам производства (техника  промышленности,сельского хозяйства, транспорта, связи, авиационная, металлургическая, горная и т.д.).

По внутренне присущим техническим объектам признакам технику авторы подразделяют по типу используемого природного процесса,  лежащего в основе ее функционирования - ядерная техника, электронная, лазерная, механическая и т.п. К этому же типу классификации относится  различение  технических  объектов по уровню структурной сложности: "техника может  иметь  форму инструментов (сверло, молоток), машин (универсальный токарный станок, турбогенератор), приборов (часы, вольтметр). Из этих и других  простых элементов техники создаются технические системы. Так, из множества простых  элементов  техники  построены атомные электростанции,  металлургические заводы, транспортные магистрали,  системы коммуникаций,  т.е.  вся та искусственная техническая  среда, которая окружает сегодня человека".

Здесь нам важно отметить последнее утверждение о наличии  технической среды.

Остается сделать еще продвижение от понимания техники как среды к представлению о ней как о техносфере. Это продвижение наметилось к настоящему времени пока что не в трудах историков техники (за единственным,  пожалуй, исключением работы Я.Г. Неуймина "Ноосфера: миф и действительность",1988), а в исследованиях в области геолого-географических наук, геохимии, в междисциплинарных исследованиях, посвященных глобальным проблемам развития индустриальной цивилизации, экологическим проблемам и проблемам рационального природопользования.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру