От технологии к технософии. Прогресс: между верой и разочарованием

Идея прогресса, как действенного фактора общественного развития  возникла  в  ХУП в.,  одновременно со становлением идеологии индустриальной цивилизации, подготовкой промышленной революции.  Утверждению ее в таком статусе предшествовал феномен гуманистических утопий.

Термин "утопия" означает буквально "место, которого нет". Первым это название избрал для своей небольшой книжки гуманист,  католический священник Томас Мор (1478-1535). В течение ХYI столетия "Утопия" она  была  самым читаемым произведением в Европе и особенно в Англии,  влоть до появления пьес Шекспира.  В этой книге изображено общество,  в котором все всегда поступают наиболее разумно и лидеры которого, что особенно подчеркивается, обладают всеми научными знаниями  своего  времени и руководствуются ими.  С.Яки отмечает, что Церковь неизменно отрицала  возможность  достижения  любой утопии на земле, т.е. в царстве Кесаря.

Для возникновения идеи прогресса необходимой предпосылкой было коренное  изменение  понятия времени - переход от циклического времени традиционных аграрных  цивилизаций  к  "стреле времени"  христианского общества.  Смерть и воскресение Христа вдохновили понимание исторических фактов как неповторимых  событий, связанных одной нитью.

Великие географические открытия конца ХY-начала ХYI вв. ошеломляющим образом изменили и расширили пространство, в котором обитает человечество.  Картина мира человека Нового времени складывалась  под  влиянием этих географических открытий, освоения просторов и ресурсов американского континента,  колонизации земель с неисчерпаемыми ресурсами.

Ощущение безграничности прогресса возможно в такой картине мира,  в  которой человек как бы выведен за пределы природы или не чувствует их,  противостоит ей, использует ее потенциал и ресурсы, оставаясь независимым от нее. Целью становится  совершенствование изначальной данности,  в то время как в традиционных обществах  целью было сохранения макро- и микрокосмоса в неизмененном виде. Идея пользования природой в интерпретации, по которой  Бог предназначил человеку владычествовать над всей землей и всем живым не земле, установка на господство над  природой была  созвучна догматам личной избранности протестантизма. Она проявилась в характере, методологии познавательной деятельности, в утверждении опытной науки, в расширении сферы технического освоения  природы.  В  конечном  итоге  рождается прагматическое отношение к природе как к объекту рационального технического использования.  Благосостояние государства и личное богатство были поставлены в связь с эффективностью использования потенций природы.

Как идея прогресса связана с развитием производства, техники? Как получилось,  что общий прогресс человечества к концу Х1Х в. был поставлен  в общественном сознании в прямую зависимость от прогресса внутри науки и  техники?  Чтобы  понять это, обратимся к некоторым аспектам истории Соединенных штатов Америки. Но вначале сделаем ряд отступлений.

Экспериментальная наука Нового времени, как это общепризнано, уже содержит в себе технический,  измерительный, лабораторный аспекты,  потенциально  несет  возможности практического использования открытий и знаний.  Вопрос о том,  каким образом эти возможности  реализуются,  как  "устроены" знания и каковы исследовательские процедуры в экспериментальной науке, позволяющие "сопрягать" теорию и эмпирию, познание и практику - вопросы теории познания, методологии науки. Вопрос истории науки -  проследить внутреннюю преемственность в развитии научных знаний, причины изменения "парадигмы" исследований.

Главное в  научных  достижениях Нового времени – создание экспериментального метода, равно преобразившего как науку, так и инженерию, и связанного по происхождению и с теоретической и с практической деятельностью.  Новая наука и новая инженерия взаимосвязаны, как близнецы.

Рассмотрим вненаучные факторы,  которые сделали возможным возникновение культуры с самодовлеющей наукой и техникой, техногенной культуры,  в   которой   наука   воспринимается   как единственное фундаментальное знание,  представляющее ориентиры для всех человеческих начинаний.

Благодаря своему географическому положению Западная Европа представляет пространство - перепутье. Это всегда способствовало динамическому взаимодействию этносов, религиозных конфессий,  вследствие миграций групп населения. В Средние века  объединяла  и  связывала  их в некоторую общность прежде всего церковная власть Папы. Гражданские войны  Реформации - "война  всех против всех", по выражению Т.Гоббса (1588-1679) - английского философа, современника этих событий. И это не преувеличение. В Германии от голода и террора погибло около двух третей населения.  В Богемии,  где началась Реформация,  к  ее концу из 2,5 млн. человек в живых осталось 700 тыс. Во Франции и Нидерландах жертв было меньше.

Произошло массовое переселение людей в соответствии с положениями Аугсбургского религиозного мира, заключенного в 1555 г. между протестантскими князьями и  императором  Карлом  У. Этот мир устанавливал полную автономию князей в вопросах вероисповедания и их право определять религию подданных по принципу "чья страна, того и вера". При этом предусматривалось право нонконформистов на переселение.

"Разборки" между католицизмом и протестантизмом, размежевания продолжались более ста лет. В результате религиозных гонений в  Северную  Америку  из Англии переселились в 1620-1630 гг. годах пуритане и основали там ряд колоний.  Историческая  роль пуританизма в  том,  что он явился идеологической основой английской революции 1640-х годов,  свергнувшей английскую монархию (Реставрация династии Стюартов произошла в 1660 г.) Религиозно-этическими ценностями пуританского образа  жизни  являются доктрина  призвания,  культ  трудолюбия и личного успеха, упорство и  стоическое   отношение   к   жизненным   неудачам.

Представляется далеко не случайным, что промышленная революция произошла в Англии - на родине пуританизма, а идея научно-технического прогресса  стала  чуть  ли не символом веры в американской культуре конца Х1Х-начала ХХ вв.

Так, американский ученый и общественный деятель Генри Адамс под впечатлением от посещения Парижской электротехнической выставки  в 1900 г. писал позднее,  в 1918 г., что динамо-машина в общественном сознании заменила крест как первичную силу цивилизации.  Произошел громадный сдвиг веры, как он свидетельствует, от великих принципов христианства к принципам науки и пользы. Первые провозглашали, отстаивали  любовь, вторые - власть и силу. Для Адамса контраст между этими двумя "царствами силы" красноречиво свидетельствует о том, что было потеряно из-за индустриализации.

В конце Х1Х в. вера в прогресс приобрела характер религиозного убеждения,  не подвергалась сомнению благодетельность научного и технического прогресса. Причем предполагалось, что наука обеспечивает безграничный прогресс  человечества  во всех сферах  жизни.  Эта вера представлялась оправданной ввиду каждодневных чудес науки и техники,  общего  повышения уровня жизни.

Поглощенность материальными  вещами в ущерб духовным, к чему имеет склонность человек по своей природе, в значительной степени  усиливается  соблазнами  чудес науки и техники,  возрастает по типу "цепной реакции". Стремление к потреблению выходит из-под контроля и превращается в процесс, имеющий разрушительный моральный аспект и реально проявляющиеся катастрофические последствия.

Как пишет известный современный ученый и богослов Стэнли Яки, становится все более очевидным, что для того, чтобы справится с экологической проблемой и другими глобальными  проблемами,  необходима нравственная сила и эта сила "не может исходить от науки, которая сама была и остается орудием в порождении этих проблем".  По крайней мере,  утверждение, что именно наука в состоянии спасти человечество, стало куда менее популярным, чем 30 лет назад, не говоря уже о ХIХ в.

Можно сказать, что человечество сотворило-таки себе кумира - технология стала осознаваться как  фундаментальный  базис цивилизации. Гуманистические и моральные мотивы и цели,  которые инициировали идею прогресса,  отошли на задний план. Исходный паритет  между  моральным  и материальным прогрессом нарушился. Как  пишет  современный  американский  историк техники М.Смит, неограниченная тяга к технологическим нововведениям и подавление традиции выгодой, прибылью в неудержимом стремлении рационализировать все  аспекты жизни в индустриальном обществе стали реальностью.

Прогресс, государство и техника: как это начиналось в США


Промышленное развитие в Х1Х в. тесно увязывалось с идеей прогресса.  Так, в марксизме прогресс - это рост производительных сил и смена общественно-экономических формаций. Причем смена формаций,  социальное переустройство общества происходят под давлением развития материальной сферы - производства  -  в результате бурного, конфликтного разрешения классовых противоречий. Концепция формаций представляет собой  осмысление  в условиях  и реалиях Х1Х в. механизмов становления и развития техногенной цивилизации.

Западная Европа  явилась  той почвой, на которой в силу стечения исторических обстоятельств сложилась "культурная матрица",  включавшая определенное мировоззрение, благодаря которому стало возможным технологическое отношение к природе и человеку,  -  основа основ техногенной цивилизации. Первой на путь промышленного развития стала Англия,  затем  страны континента и молодое государство Северной Америки - США.

Томас Джефферсон (1743-1826), один из архитекторов  государственной системы США, президент США в 1801-1809 гг., в 1776 г. поручению конгресса  составил  Декларацию  независимости США, видел прогресс в  конечном  счете в реализации республиканской политической системы, с ее акцентами на свободе и  добродетели  в преимущественно аграрном обществе.  Образ жизни и дух народа были для него главенствующими, так как помогали сохранять республику в рамках закона. "Пусть наши заводы останутся в Англии - заявил он в 1787 г. - Давайте никогда не пожелаем  видеть наших граждан, занятых на рабочих местах или крутящих прялку". Очевидно, Джефферсона отталкивали бесчеловечные условия  работы людей на английских предприятиях того времени.

Опасливое, предубежденное  отношение к фабричной системе производства разделялось многими американцами конца ХУШ  века. Когда они говорили о прогрессе,  а рассуждали о нем часто,  то придавали равное  значение как человеческому совершенствованию (интеллектуальному, моральному, духовному), так и материальному процветанию, преуспеванию - знаменитому американскому "просперити". Без личного совершенствования материальное преуспевание лишалось смысла.

Когда Джефферсон скончался в 1826 г., США уже включились тем не менее в Индустриальную революцию. Развилось механизированное текстильное производство,  происходило развитие оружейных фабрик на основе важного нововведения - системы устройств дерево  -  и  металлообработки для производства огнестрельного оружия с взаимозаменяемыми  частями.  Так  как рынок "рабочих рук" не был  обширным, технические приспособления быстро распространялись в промышленности.

С сооружением канала, связывающего Великие озера с рекой Гудзон, открылся громадный внутренний рынок. Торговые перспективы, возможности проявить себя в этой сфере и достичь личного богатства в свою очередь подталкивали  промышленное  развитие, размывали уклад сельской жизни, присущий в ХУШ в. американскому обществу.

В связи с этим изменялся расклад  отношений  к  прогрессу вообще  и к той роли,  какую могли бы играть в нем технология, техника.  Медленно, но верно идея прогресса отдалялась от моральных  и  духовных  ценностей революционного периода к более прагматическим и утилитарным, ориентированным на бизнес, в которых подчеркивается значимость дохода, порядка и материального процветания.

Помимо "охранительной" программы национального экономического развития, приверженцем которой были джеффернианцы, ряд торговцев  и  политиков  поддерживали конкурирующую программу.

Ключевым моментом ее была убежденность в том, что ключ к политической  независимости  страны лежит в установлении независимости экономической.  В этой связи развитие  машинизированного производства  представляет  собой  "средства  к нашему политическому спасению",  как заявил в 1787  г.  известный  американский политэконом Т. Коукс (1755-1824).

Гуманистические аспекты также не оставались при этом подходе без внимания.  Однако они как бы "переворачивались", получали интерпретацию,  отличную от идеи свободного труда, "самостийной" занятости в сельском хозяйстве.  Коукс  писал,  что развитие промышленного  производства"  приведет  нас  снова на путь добродетели, восстанавливая умеренность и трудолюбие, это противоядие порокам человечества, и даст нам истинною независимость, освободив нас от тирании зарубежной моды и разрушительного потока предметов роскоши"(имеется ввиду экономическая зависимость от Англии).

Коукс в  своих  речах и публикациях постоянно повторял опасения, что "нищета и  лень  в  гражданах  свободного  государства будут  и дальше развивать порочные привычки и неподчинение законам, что может сделать и людей подходящим инструментом для опасных целей честолюбивых личностей".

Мерой, препятствующей "излишней свободе  недобродетельных сограждан", коих  на американский континент бежало добровольно и было сослано значительное количество,  было,  конечно, установление центрального   правительства  с  сильной  полицейской службой. Но это - внешние,  институциональные меры ограничения на "избыток  демократии".  Идеологические  ограничения, соответствующие догмам протестантской теологии,  должны были "внедряться" в  сознание граждан устройством их на работу на фабрики в качестве наемных рабочих,  ради их личного блага и  ради блага государства.  Фабрика,  завод,  по  Коуксу,  должны быть больше, чем место наемной работы по найму: они должны быть моральным "гимназиумом" (от" упражнение"), где культивируются, прививаются "правильные"  привычки   дисциплины, послушания, пунктуальности и, конечно же, трудолюбия.

Представляется далеко не случайным, что в английском языке слово  "industry"  имеет значение "трудолюбие,  прилежание, усердие", а его устойчивое употребление в  смысле  "промышленность" является более поздним.  Поэтому то, что впервые произошло в хозяйственном развитии Англии в ХУШ - начале Х1Х веков точнее передается  словосочетанием "индустриальная революция", а не "промышленная революция".


 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру