Размышления над учебником биологии

Отчего же в современных учебниках все же остаются представления о возможности самозарождения жизни? Отчего в них остаются представления об “обезьяночеловеке” и многие другие несуразицы?

Профессор физики из Университета города Манчестера – Г.С. Липсон – как- то отметил, что "эволюция стала в определенном смысле научной религией, почти все ученые приняли ее, и многие готовы "согнуть" свои наблюдения, чтобы они соответствовали этой теории"(107).

Исследователь Джордж Кокан, как бы развивал эту мысль в следующем заявлении: "К сожалению, многие ученые и непрофессионалы превратили эволюцию в религию, которую необходимо защитить от неверных. По моему опыту, многие изучающие биологию, включая профессоров и авторов учебников, были настолько увлечены аргументами в пользу эволюции, что даже не усомнились в них. Они проповедовали ее... Высокие стандарты образования и обучения утрачены. Пропаганда и стремление к власти заменили стремление к знаниям. Образование стало обманом"(108).

Распространение этого обмана, этой эволюционной лжерелигии во многом связано с иррациональным, архетипическим, овладевающим умом и волей человека. В статье "Эволюционный миф и современное естествознание" см. рубрику "Философия науки") было достаточно соображений о таинственных архетипах – “устойчивых предмыслях”, угадывающихся за рациональными построениями деятелей науки. Что сокрыто под этим понятием? Что представляет из себя “коллективное бессознательное”, порождающее эти “предмысли”?

Характерно, что сам Юнг не дал четкого определения понятия "коллективное бессознательное". В трудах более поздних психологов толкование  этого термина так же "оставлено открытым"(109) Видимо, это связано с общей мировоззренческой неопределенностью, сложившейся вокруг вопроса о природе человеческого сознания. Не просто рассуждать о природе души, если она в рамках господствующих в научной среде материалистических умонастроений может быть определена не более чем производное от характера движения заряженных частиц в черепной коробке человека. Что может сказать о природе юнговских “предмыслей” христианское мировоззрение?

Православная аскетическая мысль утверждает: кроме дара мышления, "которое есть естественная и необходимая деятельность дарованного нам Богом разума, свободно нами осуществляемая"(110), в человеке существует способность к восприятию помыслов, неизбежно влияющих на весь строй внутренней жизни человека. Это восприятие помыслов, в отличие от контролируемого человеком мышления, есть "не от нашей воли зависящее возникновение в нашем сознании тех или иных представлений, образов, предположений, намерений, желаний, воспоминаний и т.д."(111).

Помыслы, в соответствии с христианской традицией, бывают разной природы, в том числе и демонической(112). Не являются ли “устойчивые предмысли” околонаучного мифологического мышления именно подобными демоническими внушениями?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на тот “исторический след”, который оставил эволюционизм в жизни человечества.

Известно, что дарвинизм с его центральными идеями “борьбы за существование” и “выживания сильнейшего” всегда являлся фактором оправдания жестокой эксплуатации человека человеком в условиях “дикого капитализма”. Исследователи отмечают широкое распространение подобных идей “социального дарвинизма” в среде промышленных магнатов последних десятилетий XIX столетия(113).

Естественно, такая жестокая эксплуатация не могла не вызвать ответной реакции и организованного сопротивления эксплуатируемых. Но это сопротивление очень быстро приняло явно экстремистские формы. И здесь опять чувствуется влияние эволюционной идеи – идеи непрерывного прогресса, переходящего из области живой природы в социальную сферу(114). Этот прогресс, как могло показаться, должен был привести к какому-то очень светлому будущему, ради которого можно было принести и соответствующие жертвы. Погоня за “призраком коммунизма”, который померещился в свое время Марксу, просто требовала этих жертв...

Господствующие в “коллективном бессознательном” эволюционно-ориентированные “предмысли”, видимо, не предусматривают никаких иных социальных решений, кроме “дикого капитализма” и коммунизма. Это хорошо видно на примере жизни российского общества последних лет, в котором эволюционные убеждения являются доминирующими. Соответственно и политическая борьба в современной России напоминает перетягивание каната между двумя краями (капиталистическим и коммунистическим) одной и той же пропасти, уготованной  эволюционизмом и другими разновидностями околонаучных мифов.

Однако история не стоит на месте, и эволюционная идея облекается в новые формы. Последние ее метаморфозы связаны с усиливающимися религиозными исканиями современного общества, сконцентрированные, большей частью, в области теософии и оккультизма. Эволюционизм и здесь становится направляющей силой, ведущей человечество строго заданным курсом, курсом движения "Новый век" (“New Age”).

Какие же перспективы вырисовываются в направлении этого движения?

Апологеты “Нового века” утверждают, что дальнейшая эволюция человека должна сконцентрироваться, в основном, на изменении его психических возможностей(115), в результате чего произойдет "гигантский эволюционный скачок в Век Водолея"(116). Приверженец этого движения – Дэвид Ик – заявил: "Нас ожидает трансформация человечества”(117).

Здесь мы сталкиваемся с очень знакомыми мотивами, проявившимися в свое время в немецком нацизме, который, как известно, базировался на теософских представлениях и широко использовал оккультную практику. Исследователи оккультно-теософских корней нацизма – Повель и Бержье – писали:

"Целью Гитлера не было ни установление расы – расы господ, ни завоевание мира. Это были только средства для осуществления великого дела, о котором мечтал Гитлер. Подлинной целью было дело созидания, божественное дело, биологическая мутация. Результатом ее должно было стать восхождение человечества, появление человечества героев, полубогов, человекобога"(118).

Вот что говорил по поводу этой концепции сам Адольф Гитлер:

"Творение не завершено. Человек явно подходит к новой фазе превращения. Прежняя человеческая порода уже вошла в стадию гибели, лишь немногие выживут... Вся творческая сила будет сконцентрирована в новой породе... Она бесконечно далеко превзойдет современного человека... Теперь вы понимаете глубокий смысл нашего национал-социалистического движения? Тот, кто понимает национал-социализм только как политическое движение, не очень много знает..."(119).

По теософским теориям, господствовавшим в нацистской Германии, новая раса "сверхлюдей" должна была эволюционно развиться из наиболее "чистых арийцев"(120).

"Какой вид будет иметь грядущий социальный порядок? – развивает свои мысли Гитлер. – ...Будет класс господ, и будет толпа различных членов партии, классифицированных иерархически, и будет огромная масса, коллектив служителей, навеки низших, а еще ниже их – класс побежденных иностранцев, о которых я не могу говорить... Но эти планы не должны быть известны простым членам партии..."(121).  Не все могли знать, что "печи Аушвица – это ритуал"(122) – ускоритель эволюционного формирования человекобога.

Впрочем, вопрос о национальной основе этого теистически-эволюционного процесса являлся в планах Гитлера далеко не самым главным. "Идеей нации, – говорил он, – я должен был пользоваться из соображений удобства для данного момента, но я уже знал, что она могла иметь лишь временную ценность... Придет день, когда от того, что называется национализмом, не многое останется даже у нас в Германии. На земле возникнет всемирное братство учителей и господ"(123).

В настоящее время аналогичные “предмысли” развертываются и в движении "Новый век". Приверженцы этого движения не делают тайны и из того, что их цель – "установление "нового всемирного порядка", который будет олицетворять собой "единый мир" под руководством всемирного вождя, которого они называют господом Майтрейей"(124). И этот процесс опять таки неотделим от эволюционной идеи. Дэвид Ик писал по этому поводу: “Эволюция перешла в новую фазу. Будут люди, "настроенные" на волну "Нового века", и будут те, кто "перед лицом духовных истин" останется приверженцем старых верований"(125).

Как указывают исследователи, "согласно пропаганде "Нового века", прежде чем этот век наступит, необходимо уничтожить основного идеологического противника – христианскую веру"(126), носители которой, видимо, будут мешать эволюционному формированию “нового человека”.

Какие черты будут присущи этому человеку будущего?

Набор инструкций по развитию традиционных оккультно-магических способностей сегодня продается на каждом углу. Эта волна оккультного увлечения порой пытается облечься и в христианские одежды, не оставляя, при этом, без внимания и эволюционную идею.

Так, в трудах известного идеолога “христианского эволюционизма” Тейяра де Шардена можно встретить мотивы  неизбежности возникновения в ходе эволюционного процесса некой "человеческой энергетики"(127), установления "сквозь пространство психической связи с другими очагами сознания"(128), эволюционного "входа в сверхчеловечество"(129).

Аналогичные “предмысли” развертываются и в трудах современных “христианских эволюционистов”, пишущих о том, что "ключевой момент эволюции – это восхождение твари к своему Творцу", что "это восхождение входит в первоначальный замысел Создателя", и что "путеводной звездой такой эволюции является то, что православное богословие называет теозисом (обожением)"(130).

Подобные попытки синтеза христианства и эволюционизма носят далеко не единичный характер: большинство представителей современной православной научно-апологетической мысли пытаются не отстать от “современной науки”, в итоге же проповедуют ту или иную форму совмещения христианской догматики с околонаучными мифами – прежде всего с эволюционной идеей. Все эти попытки могут служить хорошей иллюстрацией к представлениям Бехтерева о всепроникающей силе внушения, о способности внушаемых установок легко преодолевать интеллектуальные барьеры любой высоты. Эти попытки объединения христианства и эволюционизма, вместе с другими историческими аспектами развертывания эволюционных “предмыслей”, лишний раз указывают на демонические истоки околонаучных мифов.

Характерно, что еще Антоний Великий, предвидя отхождение человечества от благодати и подпадение его под демоническое влияние, утверждал, что "придет время, когда люди станут безумны, и если встретится им кто-нибудь, кто не безумен, они обратятся к нему и скажут: "Ты бредишь!"(131). Известный русский подвижник XIX столетия – святитель Феофан Затворник – наблюдая безблагодатное состояние интеллектуальной элиты своего времени и его последствия в сфере духовной жизни общества, писал:"Ни одного ученого нет, которому враг не напустил бы в голову мыльных пузырей, которые они считают блестящими идеями или теориями"(132). Одним из таких мыльных пузырей, лопающихся при соприкосновении с современной научной эмпирией, и является эволюционный миф.

Весьма симптоматичным видится  сходство современного эволюционного мифа с тем, что можно обнаружить в первобытной мифологии. Это сходство подталкивает нас к поиску более глубоких вероучительных аналогий между мифологическим мышлением первобытного общества и современной околонаучной среды. Если рассматривать нравственную составляющую, то одной из ее граней в обоих случаях являются представления о тотемической, кровной близости человека с “нашими старшими братьями” – обезьянами. Что же касается мировоззренческой компоненты, то главным, как в первобытном мифологическом мышлении, так и в современном околонаучном, является отсутствие веры в Единого Бога – Всемогущего Творца и Вседержителя мира.

В сознании современного ученого такая позиция сопряжена с признанием беспредельных возможностей научного метода, его распространении на вопросы, касающиеся происхождения материи, жизни и разума.

Однако, этот подход бесперспективен. Он приводит к отрыву от действительности и к вхождению в сферу мифологического мышления. Настоящие задачи науки в мировоззренческой плоскости могут быть лишь одного характера: раскрытие Божественных замыслов, разбросанных в творении. Известный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис писал по этому поводу следующее:

”Наука есть перевод мыслей Творца на человеческий язык”(133).

В этом плане уместно привести одну мысль из работы профессора генетики Университета Перуджи Дж. Сермонти и его коллеги – палеонтолога Р.Фонди: "...биология не получит никакой выгоды, следуя учениям Ламарка, Дарвина и современных гипердарвинистов; действительно, она должна как можно быстрее покинуть узкие тропинки и темные аллеи эволюционного мифа и возобновить свое надежное путешествие по открытым и освещенным традиционным дорогам"(134).

 


107. Росс Х. Творец и космос. СПб. 1997, с. 195. “Не-теисты обычно оспаривают подсчеты Моровича, указывая, что не каждая аминокислота и нуклеотид должны быть выстроены в строгой последовательности для того, чтобы органические молекулы функционировали. Они правы, и таким образом вероятность возникновения жизни повышается. Но Морович считает, что все аминокислоты были биоактивны. На самом же деле, только двадцать из более чем восьмидесяти встречающихся в природе аминокислот являются биоактивными, а использованы из их числа могут быть только левосторонние. Итак, вероятность опять падает. Далее, Морович предполагает существование идеальных благоприятных условий – наличие только конструктивных химических процессов. В естественных же условиях разрушительные химические процессы имеют место, по меньшей мере так же часто, как и конструктивные. Оказывается, что чем больше факторов принимается в расчет, тем меньше шансов доказать, что процесс возникновения живых существ происходил сам по себе” (Росс, с. 197).

108. Цит. по: Тейлор, с. 120.

109. Цит.: там же, с. 120.

110. Аверинцев, с. 126.

111. Что такое молитва Иисусова по преданию православной  Церкви. – Сердоболь. Изд. Валаамского монастыря. 1938, с. 167

112. Там же, с. 168.

113.  “По словам Епископа Игнатия “одни помыслы прозябают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым крещением; другие предлагаются Ангелом Хранителем; иные возникают из падшего естества; а иные наносятся падшими духами. Первых двух видов помыслы, правильнее, воспоминания и ощущения, содействуют молитве, оживляют ее, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы и т.п. В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских зло часто прикрывается добром, действуя впрочем иногда и открытым злом”” (там же. с. 168). Любой из указанных четырех видов помыслов может проявляться, как бы исходя из некой сокрытой духовной общности, так что формально каждый из них можно соотнести с реализацией архетипов “коллективным бессознательным”.

114. Моррис (1993), с. 53. Так, сталелитейный магнат Эндрю Карнеги сказал после чтения Дарвина и Спенсера: “Я не только отделался от теологии и сверхъестественного, но и нашел правду эволюции. Все хорошо, так как все становится лучше, – таков теперь мой девиз, мой истинный источник утешения” (цит. там же, с. 57). “Схожие мнения были выражены такими людьми, как нефтяной магнат Джон д. Рокфеллер, железнодорожный магнат Джеймс Хилл и многими другими. На всех произвели впечатление теории Гербета  Спенсера в Англии и Уильяма Гранта Самнера в США, в центре которых находится знаменитый лозунг: “борьба за существование и выживание наиболее приспособленных”” (там же, с. 57).Характерно, что “когда Маркс и его друзья прочли “Происхождение”, они целыми месяцами не говорили ни о чем другом, как о Дарвине и революционной силе его открытий. Маркс был буквально зачарован тем, как у Дарвина животное царство выступает как гражданское общество, и неоднократно утверждал, что труд Дарвина – естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов” (Головин, с. 77 – 78).

115. Маршалл Д. Новый век против Евангелия, или величайший вызов христианству. – Изд. "Источник жизни". 1995, с. 81.

116. Там же, с. 65.

117. Цит.: там же, с. 63.

118. Повель Л., Бержъе Ж. Утро магов. – М.: Российский раритет. 1992, с. 15.

119. Цит. там же, с. 43.

120. Пруссаков В.  Оккультный мессия и его рейх. М. – Молодая гвардия. Шакур-2. 1992, с. 171.

121. Цит. по: Повель, Бержье, с. 66.

122.Там же, с. 67.

123.  Цит. по: Пруссаков, с. 205.

124. Маршалл, 1992, с. 15.

125. Цит.: там же, 1995, с. 63.

126. Там же, с. 109.

127. Шарден П.Т. Феномен человека. – М.: Наука. 1987, с. 222.

128. Там же, с. 224.

129. Там же. с. 194.

130. Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православно школе.- Сборник докладов VI Международных Рождественских образовательных Чтений. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. М.: 1998, с. 393. Никакого отношения к православной святоотеческой традиции такой подход не имеет. Никто из Отцов Церкви не писал об эволюции. Обожение в православном понимании связано вовсе не с мифической эволюцией, а с искупительным подвигом Христа – с неизреченным снисхождением Бога "до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти", после чего человеку открывается путь восхождения к Богу – "безграничные горизонты соединения твари с Божеством" (Лосский Вл. Искупление и обожение// По образу и подобию. – М.: Изд. Свято-Владимировского Братства. 1995, с. 95). Очевидно, что под "эволюционным обожением" понимается нечто совершенно чуждое христианству, но что, если вникнуть в этот вопрос, органически вписывается в оккультно-теософскую традицию. Вспомним о том "человекобоге", который, по словам Гитлера, явится следствием новой фазы эволюционного процесса и будет в будущем "мерой и центром мира" и его "культовым образом" (Цит. по: Повель, Бержье, с. 63).

131. Цит. по: Искушение "тайным знанием".– М.: Одигитрия. 1997.

132. Цит. по: Назидательные истории о кознях демонов и помощи ангелов.– Изд. Синтагма. 1996.

133. Цит. по: Губанов В.А. Библия опережает науку на тысячи лет.– М. 1996, с. 117.

134.Цит. по: Тейлор, с. 121.

 


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру