Биотерроризм и агротерроризм – реальная угроза безопасности общества

Для целей биотерроризма может быть использована и желтая лихорадка, которая  относится к карантинным болезням. Её эндемичными природными очагами являются обширные территории Южной Америки (Боливия, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу и др.), а также Центральной и Западной Африки. Источником и резервуаром инфекции служат дикие животные (обезьяны, опоссумы), а также больной человек. Переносчики – комары различных родов. Эпидемиологически различают два типа жёлтой лихорадки: сельский и городской. Второй наиболее опасен, поскольку основным источником вируса становится больной человек. Такая лихорадка возникает при попадании человека в природный очаг жёлтой лихорадки. В связи с биологическими особенностями комара, наиболее крупные эпидемии возникают при высокой температуре и влажности. Городская лихорадка – типичное вирусное заболевание с единственным трансмиссивным путём передачи (от человека к человеку не передаётся). К ней восприимчивы все люди.

Вирус проникает в организм человека при укусе инфицированным комаром. Известны случаи заражений аэрогенным путём, на чём и основывается применение вирусного возбудителя в военных целях. После перенесённой болезни развивается напряжённый иммунитет, сохраняющийся в течение 6-8 лет. Инкубационный период колеблется от 3 до 6 суток. При благоприятном исходе с 7-9 дня состояние больного постепенно улучшается. В лёгких случаях симптомы болезни выражены слабо, желтухи и тромбогеморрагического синдрома может не быть. При очень тяжёлых формах больные могут умереть на 2-3 день болезни ещё до развития желтухи (молниеносные формы). Осложнения – пневмония, миокардит, гангрена мягких тканей или конечностей, сепсис в результате наслоения вторичной бактериальной микрофлоры.

Этиотропного лечения (направленного на уничтожение конкретного возбудителя) нет. Основным методом борьбы с жёлтой лихорадкой является активная иммунизация населения в эпидемических очагах с помощью живой вакцины, полученной М. Тейлором в 1936 г. Иммунитета хватает на 10 лет. В соответствии с программой ВОЗ (1989 г.) прививка против жёлтой лихорадки включена в расширенную программу иммунизации. Заболевших обязательно изолируют в стационаре.

Остальные геморрагические лихорадки (лихорадка Денге, Омская геморрагическая лихорадка, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, геморрагическая лихорадка Крым-Конго) похожи, в целом, на жёлтую лихорадку, однако каждая обладает своими особенностями, связанными с происхождением возбудителя и механизмами передачи.

Однако при создании биологического вирусного оружия существует реальная трудность, связанная, прежде всего, с его промышленным производством. Вирусы труднее поддаются культивированию, чем бактерии. Но с точки зрения быстроты распространения, заразности и тяжести течения инфекций вирусы представляют большую опасность. Отсутствие средств эффективной профилактики и защиты против целой серии геморрагических лихорадок – главный козырь потенциальных биотеррористов.


События и действия правительств после трагедии 11 сентября 2001 г.

Трагедия 11 сентября 2001 года и последующие события, связанные с угрозой распространения спор сибирской язвы в США, значительно повысили внимание США и России к угрозе биотерроризма.

После 11 сентября и попыток развязать биологический террор на территории США и Вашингтон, и Москва как страны хорошо знакомые с возможностями биологического оружия и являющиеся объектами террористических действий, начали создавать систему защиты от биотерроризма.

12 июня 2002 г. в США был принят закон о безопасности общественного здоровья и готовности к ответу на биотеррористические действия ("Bioterrorism Act", Pub.L. 107-188). Закон состоит из нескольких разделов:

1. Национальная готовность к отражению действий биологического и других видов терроризма, наносящих ущерб общественному здоровью.
2. Усиление контроля за производством и применением опасных биологических агентов и токсинов.
3.Обеспечение безопасности и сохранности пищевых продуктов и лекарственных средств.
4. Обеспечение безопасности водных питьевых ресурсов.
5. Дополнительные разделы по обеспечению безопасности.
Выполнение закона возлагается на Администрацию по контролю за лекарствами и пищевыми продуктами (FDA), Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Агентство контроля состояния здоровья животных и растений (APHIS).
На борьбу с биотерроризмом было  выделено 4,6 млрд. долл., которые предполагается потратить на создание запасов вакцин, совершенствование инспекций продовольствия и укрепление безопасности систем водоснабжения. "Мы должны лучше подготовиться, чтобы предотвращать и идентифицировать угрозы биотерроризма и отвечать на них", заявил президент Буш. На производство и хранение вакцины против оспы выделено 640 млн. долл., 1,6 млрд. долл. будет направлено в штаты для улучшения готовности местных больниц к терактам с применением биологического оружия и оценки уязвимости систем водоснабжения на местах. В Вашингтоне исходят из реальности применения биологических агентов против населения страны.
Одновременно ведется работа по защите вооруженных сил США от возможной атаки с применением биологического оружия. В рамках министерства обороны США была разработана программа по химической и биологической защите. Ее цель – обеспечить высокотехнологическую химическую и биологическую защиту вооружённых сил США для выполнения своих задач в условиях заражения химическими или биологическими агентами. На 2003 год финансирование этой программы предусмотрено в размере 1,374 млрд. долл. В будущем программа расширит свою деятельность не только в поддержании национальной безопасности, но и в быстром реагировании на террористические акты, связанные с применением химических и биологических средств. Программа осуществляет значительное инвестирование в технологии получения надежных защитных средств, способных  минимизировать  влияние вредных веществ на военный потенциал. Установлены три принципа химической и биологической обороны: определение и предупреждение заражения мест боевых действий; защита вооружённых сил (индивидуальная, коллективная и медицинская помощь); реабилитация.

После событий 11 сентября Министерство сельского хозяйства США также организовало в рамках министерства "филиал министерства внутренней безопасности"   для составления обширного плана координации усилий служб и ведомств Минсельхоза (USDA Homeland Security). Действия по безопасности должны быть сосредоточены в трёх основных областях: сельскохозяйственное производство и обеспечение продуктами питания, персонал и имущество министерства, готовность к чрезвычайным ситуациям.
Для защиты здоровья сельскохозяйственных животных, растений и  природных ресурсов, для обеспечения успешной быстрой реакции на вспышки инфекций и инвазий Министерство сельского хозяйства США совместно с Министерством здравоохранения и охраны человека США разработали дополнительные регулятивные охранные меры по контролю биологических агентов и токсинов, способных представлять угрозу, в соответствии с Законом о предотвращении биотерроризма. Минсельхоз, ленд-грант университеты, ветеринарные диагностические лаборатории страны создали целую сеть лабораторий по защите животных и растений, координатором которой является Национальная система лабораторий по защите здоровья животных. Министерством сельского хозяйства США было выделено 43 млн. долл. штатам и  университетам для организации внутренней безопасности, а также 18 млн. долл. для разработки экспресс-методов определения агентов, способных представлять серьёзную угрозу для сельскохозяйственной системы, как, например, ржавчина у пшеницы или чума у крупного рогатого скота.

Министерство сельского хозяйства США ужесточает требования к  стандартам качества пищевых продуктов, т.к. в стране ежегодно регистрируется около 80 млн. случаев пищевых отравлений, которые заканчиваются смертельным исходом для не менее 9 тыс. чел. Неудивительно, что все большее внимание уделяется диагностике. Ее средства  позволяют определить в пищевых продуктах наличие болезнетворных бактерий, пестицидов, природных токсинов и микробов. Производство средств диагностики является чрезвычайно быстро развивающейся сферой сельскохозяйственной науки. Около 20 компаний, включая такие крупные, как "Микоген", "Биоконтрол системс", "Интернешенал диагностик системс" активно действуют на этом рынке.

Основным учреждением правительства, которое осуществляет контроль за качеством продовольствия в США,  является Управление  по продовольственным и лекарственным продуктам (FDA), подчиняющееся формально Министерству здравоохранения и охраны человека США.  В отношении био- и агротеррористических угроз Управление разработало пять стратегических направлений деятельности:

•осведомлённость, осуществляемую за счёт сбора, анализа и распространения информации и знаний;
•предупреждение путём идентификации специфических угроз или атак, включающих биологическое, химическое, радиологическое или ядерное оружие;
•готовность за счёт развития и наличия медицинских контрмер (лекарственных средств, вакцин и специальных медицинских оборудований);
•ответ путём обеспечения быстрых и координированных действий против любых террористических атак;
•восстановление за счёт быстрого и эффективного лечения любого инфекционного заболевания, вызванного террористической атакой.

В рамках Управления создана Служба чрезвычайных ситуаций (ОСМ – Office of Crisis Management), ответственная за готовность к целому ряду возможных террористических событий. Деятельность этой службы включает тренировочную подготовку к чрезвычайным ситуациям, а также обеспечение физической безопасности зданий Управления, чтобы оно могло функционировать в условиях кризиса, и обучение работников Управления методам предотвращения террористических угроз.

Россия также весьма серьезно рассматривает необходимость подготовки к отражению возможных актов биотеррора. В ноябре 2002 года президент РФ В.Путин признал, что "биотерроризм уже стал фактором нашей реальности". В рамках профилактики актов возможного биотерроризма и подготовки к ликвидации их возможных последствий Россия приняла "Концепцию биологической безопасности России на период до 2012 г.". Ключевое понятие Концепции "биобезопасность" означает предотвращение ущерба и достижение защищённости личности, общества (и государства) от традиционных, новых, потенциальных и реальных биологических угроз. В Концепции определены основные направления государственной политики в сфере обеспечения биобезопасности. Реализация положений Концепции достигается принятием мер политического, правового, научного, экономического, медицинского, оперативного, прогностического, информационного и общеобразовательного характера с участием и объединением усилий всех органов власти и управления, субъектов Федерации, общественных групп и граждан РФ.

В качестве реальной угрозы для безопасности страны Концепция определила массовые вспышки заболеваний, эпидемии и эпизоотии в природных очагах опасных инфекций и особо опасных инфекций; аварии и диверсии на объектах, проводящих работы с возбудителями опасных инфекций в отсутствии необходимого уровня физической защиты. Большое внимание в Концепции  уделено предотвращению возможных  негативных последствий неконтролируемой генно-инженерной деятельности и использования подобных продуктов для террористической деятельности. В настоящее время отчётливо прослеживается нарастание биологической угрозы в России. Оно обусловлено как возможностью реализации рисков возникновения биокатастроф, так и целым рядом негативных для страны социальных, экономических и санитарно-эпидемиологических факторов. К ним можно отнести последствия изменений геополитической обстановки, региональную нестабильность, массовые миграционные процессы, ухудшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение эффективности мониторинга и противоэпидемиологических мероприятий и как следствие – повышение вероятности массовых вспышек инфекционных заболеваний.

Как записано в Концепции, "в условиях повышенной вероятности возникновения особо опасных инфекций, реальности биотерроризма, объективной опасности, исходящей от стран, продолжающих, вопреки Конвенции о запрещении биологического оружия, исследования патогенов – потенциальных биоагентов без надлежащей физической защиты производственного объёма, в условиях необходимости экстренной модернизации средств в стране для противодействия биологическим рискам существующая отечественная система биобезопасности не в состоянии обеспечить противоэпидемические мероприятия в мирное и военное время и защитить население России".

Международными документами, регулирующими контроль за производством и распространением  биологического оружия, является  принятый в 1925 году Женевский протокол и,  подписанная  в 1975 году,  международная Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

Конвенция запрещает разрабатывать, производить, накапливать или приобретать каким-либо иным образом и сохранять микробиологические или другие биологические агенты, или токсины, каковы бы ни были их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не могут быть использованы для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях, либо  в вооружённых конфликтах. Уничтожение или переключение на мирные цели агентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки, которыми обладают государства-участники, должны быть осуществлены не позднее девяти месяцев после вступления действия Конвенции в силу. В соответствии с мандатом Конференции по рассмотрению КБТО (1996) проверка и другие меры, направленные на укрепление Конвенции, рассматриваются и обсуждаются в Специальной группе государств-участников КБТО. Конвенцию подписали 144 страны, 18 стран подписали ее, но не ратифицировали. Однако по оценкам, работы по разработке биологического оружия  продолжаются.

По решению Специальной конференции в 1996 году создана Специальная группа государств-участников Конвенции для разработки юридически обязательного инструмента, укрепляющего Конвенцию без внесения в неё поправок. Проект протокола включает 23 статьи, а также дополнения и приложения. Индустриальные и развивающиеся страны придерживаются существенно отличающихся взглядов по конкретным мерам выполнения некоторых статей Конвенции. Они касаются, в первую очередь, научных и технологических обменов в мирных целях и технического сотрудничества. Представители фармацевтической промышленности Европы, Японии и США продолжают выступать против одобрения предложений и мер соблюдения и проверки, несмотря на их заверения о приверженности целям Конвенции. Тупик усугубляется тем обстоятельством, что как внутри индустриальных стран, так и между ними и развивающимися странами высказывались противоречивые точки зрения по вопросу о том, на какие области должны распространяться посещения и расследования. Западная группа согласна с тем, что необходимы стимулы для того, чтобы убедить определённые развивающиеся страны ратифицировать протокол. Однако задача содействия международному сотрудничеству и технологическим обменам в области биологических наук не может решаться за счёт гарантий национальной безопасности. Несколько неприсоединившихся стран, в особенности Куба и Иран, выразили беспокойство по поводу дискриминационного характера и режима экспортного контроля, которые многие индустриальные страны хотели бы сохранить после вступления в силу протокола.

Этой позиции было противопоставлено утверждение о том, что меры экспортного контроля совместимы со статьями Конвенции и дополняют гарантии безопасности, предусмотренные режимом протокола, пока они неправомерным образом не мешают экономическому развитию.

Опасность террористической атаки с применением биологических агентов реально существует, и это отнюдь не спекуляции охочих до дешевых сенсаций средств массовой информации. Необходимо выработать эффективный механизм соблюдения Конвенции о запрещении биологического оружия. В настоящее время в Женеве постоянно работает Специальная  группа над вопросом о выработке механизма контроля. Он включает в себя, в первую очередь, контроль за сохранностью коллекций штаммов особо опасных инфекций, преграждение доступа к ним, в том числе и к рабочим коллекциям. Это важное условие предотвращения биотерроризма.

Самым мощным фактором предотвращения биотерроризма является развитие науки в области вакцинопрофилактики. Если появилась инфекция, должна быть готовая  вакцина, и так можно ликвидировать опасность. Такова стратегическая задача.

С 30-х годов широко применяются прививки, в результате вся популяция стала вакцинозависимой, и любое прекращение прививок чревато опасностью вспышек заболеваний. Наглядный пример произошёл с дифтерией в России в 1991-1994 гг., когда от неё из-за моды отказа от прививок за два года умерли более тысячи человек. С другой стороны, после вакцинации против оспы и ликвидации её создалась патовая ситуация: всё человечество находится под угрозой этого заболевания, летальность при которой может  составить 90%.

"Вашингтон и Москва должны активнее сотрудничать в области защиты от биологического оружия", заявил Сэм Нанн, сопредседатель и исполнительный директор "Инициативы по сокращению ядерной угрозы". Он считает, что, благодаря опыту, накопленному в СССР в ходе создания биологического оружия, Россия располагает особыми возможностями для глобальной защиты от биотерроризма. США и Россия должна объединить знания о природе биологических угроз и разработать  более эффективные средства борьбы с ними, в частности, профилактические меры, системы раннего обнаружения и оповещения. Важнейшей задачей является усовершенствование методик, связанных с выявлением, диагностикой и лечением инфекционных заболеваний. Объединив усилия, различные государства могли бы способствовать прогрессу в области создания новых лекарств, вакцин и антидотов. Реально выработать более эффективные подходы к акциям по ликвидации последствий применения биологического оружия -  в частности, расширить возможности функционирования систем здравоохранения в условиях массового заражения, определить меры по дезинфекции среды и усовершенствовать средства распространения информации в целях предотвращения паники среди населения.

Подобная программа действий не только защищает от биотерроризма, она укрепляет систему здравоохранения в целом. Инфекционные болезни сами по себе составляют проблему для международной безопасности, поскольку угрожают стабильности правительств, экономическому росту и людским ресурсам. "Программа, которая поможет одновременно укрепить международную безопасность, совершенствовать систему здравоохранения и развивать партнёрские отношения в мировом масштабе, стоит того, чтобы инвестировать в неё".

Терроризм в различных его проявлениях и применение оружия массового поражения  - угроза глобального характера, и отдельные страны не могут противостоять ей в одиночку. Различные государства должны действовать сообща, добиваясь ликвидации глобальных террористических сетей, лишая их возможности создавать свои организации и заниматься подготовкой терактов. Это потребует длительного международного сотрудничества по целому ряду направлений, включая обмен разведданными, взаимодействие правоохранительных структур для пресечения деятельности террористических групп в разных странах, финансовые меры для отслеживания денежных потоков и их блокирования. Может быть, целесообразны и некоторые военные акции для разрушения центров подготовки террористов. В этом процессе именно США и Россия должны возглавить процесс предотвращения терактов с применением ядерного, биологического или химического оружия.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру