Храмы на Руси стоят доныне!

к итогам I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Нам нужно живое знание и зрячая вера, и только их синтез и неразрывная связь откроют возможность творческой жизни. Ибо творят жизнь мудрые, окрыленные верой.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), епископ, хирург, лауреат Сталинской премии

5–6 мая 2008 г., в начале 2 седмицы по Пасхе, когда еще так близки душе пасхальные ликования, в Паломническом центре Московского патриархата под председательством и по благословению епископа Егорьевского Марка состоялся заключительный тур I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. Идея такого конкурса в кругах педагогической общественности зрела давно. В наше смутное время, когда молодежи навязываются потребительские ценности, многие педагоги считают своим долгом противостоять попыткам превратить наших детей в «поколение пепси» и иванов, не помнящих родства. Формируя у своих питомцев интерес к духовной жизни России, определившей своеобразие ее культуры и ментальность русского народа, учителя стремятся, чтобы дети почувствовали органичность для себя родной культуры, осознали свою общность и единство с ней. Такая работа ведется разными организациями и в разных формах. Однако хотелось свои знания, опыт, способности поставить на службу там, где не надо объяснять, что, хотя Россия страна и многоконфессиональная, но именно православие определило ее историко-культурный облик, в нем – ее прошлое, настоящее и, смеем надеяться, будущее. Поэтому родившаяся у представителей Православного педагогического журнала «Виноград» и Детского православного движения «Вестники» Фариды Нутфулловны Савельевой и Юлии Анатольевны Харитоновой мысль о конкурсе, посвященном православной культуре и предназначенном для православных детей, была с энтузиазмом поддержана, в первую очередь, заслуженной учительницей России Надеждой Владиславовной Свешниковой. Для реализации этой благородной идеи она привлекла будущих рецензентов, экспертов и руководителей секций конкурса: старейшего архивиста, заслуженного работника культуры России к.и.н. Зинаиду Петровну Иноземцеву, этнолога и доцента к.и.н. Галину Николаевну Мелехову, педагога, преподавателя естественнонаучных дисциплин Ивана Алексеевича Смирнова.
Главным направлением работы конкурса виделась поддержка учебно-научной, исследовательской деятельности школьников в области историко-церковного краеведения. Изучая и познавая историю храма, приходскую деятельность, святых, подвижников и отступников своей местности, человек расширяет и углубляет свои представления об истории, вписывает святыни малой Родины в отечественное историко-культурное наследие, осознает целостность русской национальной культуры в разные периоды и общность исторической судьбы разных регионов России. Как сказал владыка Марк на открытии конкурса, святость и подвижничество лежат в основе труда и жизни на родной земле; но святость не упраздняет знания: узнавание истории отчизны, ее святых и трагических страниц пробуждает в человеке подлинную любовь к своей малой Родине.

С самого начала было понятно, что конкурс должен дать возможность самореализации и совершенствования не только в области учебно-научных штудий – изучения и исследования, описания и систематизации, анализа и синтеза. Не всем же становиться учеными! Для многих – большая радость вырубить и установить крест на месте бывшей часовни, пройти с иконой крестным ходом и снять об этом фильм, рассказать о паломничестве в далекий, мало кому известный монастырь, поделиться впечатлениями о занятиях в православном лагере. Эта форма деятельности, обозначенная как проектная, стала другим важнейшим направлением работы конкурса. В принципе, возможно 3-е направление – художественное творчество: написать рассказ или поэму, нарисовать картину, создать иное произведение искусства. Но сфера литературы и искусства пока осталась вне конкурса.

Всего на конкурс было представлено около 40 работ из Москвы, Московской, Ленинградской, Псковской, Пензенской, Кировской областей и республики Марий Эл. Как ни удивительно, не приняли участие в конкурсе московские приходы и православные школы. Видимо, у московских школьников много других возможностей проявить свои творческие способности; кроме того, конкурс, действительно, ориентируется, в основном, на региональную и провинциальную аудиторию. Но участие юных православных москвичей может способствовать обогащению проблематики, повышению исследовательского уровня работ, а, главное, налаживанию контактов и дружеских связей столицы и провинциальных регионов. Как показали беседы в кулуарах конкурса, задача исправления мнения о москвичах в русской провинции весьма актуальна.

Довольно широко были представлены сельские школы: их питомцы, как и руководители, выглядели очень достойно и получили значительную часть дипломов лауреатов. Это отрадно, ибо свидетельствует, что русская деревня и те, кто ближе к земле и ее возделыванию, и поныне являются хранителями и продолжателями традиций. Вспомним, что в переводе с латинского языка один из первоначальных смыслов слова «культура» именно такой: возделывание земли! Возраст авторов работ составляет 13–17 лет (7–11 классы средней школы); преобладающее большинство – девочки, мальчиков было лишь примерно 1/6 часть. Примечательно, что «зрелость» возраста не является гарантией творческой зрелости: часть участниц-выпускниц школ даже не прошли на 2 тур, в то время как среди лауреатов есть самые юные исследователи (семиклассницы). Среди руководителей работ – учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, православной культуры, руководители школьных историко-краеведческих музеев.

Конкурс проводился в 2 этапа: первый тур был заочным. Чтобы не ставить участников в зависимость от доступности и владения электронными технологиями, работы принимались как электронной, так и обычной почтой, на электронных и бумажных носителях. Известно, что правительство России предприняло чрезвычайные усилия, чтобы поставить компьютеры и обеспечить выход в Интернет каждой сельской школе, но уровень компьютерной грамотности пока не всем позволяет этим воспользоваться. Каждая присланная работа была отрецензирована. Это – очень существенная часть конкурса: каждый автор, вне зависимости от его дальнейшего участия, получил мотивированный отзыв специалиста и рекомендации для дальнейшего совершенствования своей работы, узнал о возможных направлениях ее развития. Надеемся, что этот этап стал серьезной исследовательской школой для всех участников. По крайней мере, все рецензенты руководствовались стремлением помочь даже пока не слишком умелым подросткам освоить приемы ведения научных изысканий и оформления их итогов. По мнению прибывших на конкурс участников, заочное индивидуальное рецензирование, позволяющее провести существенные доработки перед представлением работы, очень эффективно.

По Положению о конкурсе, на нем не рассматриваются реферативные работы, он призван способствовать развитию исследовательской культуры школьников, умению ставить перед собой пусть скромные, но новые задачи и изыскивать пути и способы их решения. Конкурс делает ставку на творческую личность и самостоятельную деятельность. И хотя он проводился впервые, и предварительных консультаций школьники и их руководители получить не могли, требования к самостоятельности работы, исследовательскому потенциалу и собственному вкладу автора были строгими. Были отсеяны реферативные и компилятивные работы, в том числе скачанные из Интернета, который – увы! – сегодня играет не всегда образовательную и нравственную роль. Хотелось бы думать, что авторы подобных работ искренне стремились к наилучшим результатам и не ведали, что ставить свое имя под чужим текстом не очень нравственно: это – «плагиат», по-сути подлог, воровство. Особенно не допустимо это в церковно-исторической проблематике, т.к. является прямым нарушением заповеди «не укради» и противоречит содержанию работ. Осознают ли авторы, что таким сомнительным способом они представляют православных подвижников, призывавших всей своей жизнью «не корыстоваться», «жертвенно служить Божьему замыслу»? Может ли входить в Божий замысел заимствование плодов чужого труда? И если мы сами своими поступками не служим той идее, которую отстаиваем, если мы говорим одно, а делаем другое, кто же будет нас слушать и воспринимать всерьез? Лицемерами и фарисеями называл таких Христос.

Конечно, и эти авторы затратили определенный труд, расширили свои знания в избранной теме, порой довольно красиво оформили работу. Но, как правило, приводимые чужие тексты не отвечают исследованию даже по формальным признакам: нет ни постановки цели и задач, ни осмысления источников, на которых они могут быть решены, ни обзора использованной литературы, ни изложения хода исследования, ни подведения итогов. Как нередко бывает в интернет-рефератах, какие-то данные устарели. Но думаем, что, в силу юного возраста всех участников, «врата учености» не закрыты и перед теми, кто в этом году списал свою работу. Правда, чтобы это свершилось, нужны желание, настойчивость, труд. И если подлинное творчество, как вид духовно-практической деятельности, состоится, каждый сможет внести личный вклад в возрождающуюся ныне великую и глубокую, требующую труда и ответственности, жертвенности и работы мысли православную культуру.

Другие недостатки работ, прежде всего, связаны с недостаточным владением авторами приемами научного исследования. Нередко отсутствует постановка целей и задач, осмысление методов, не осознается необходимость источников исследования. Не достает подросткам исследовательской культуры, различения чужого текста и своего, источников исследования и литературы. Иногда авторы, как в плохих рефератах, ссылаются на рукописи XVII в., а не на их публикации, которыми они пользовались. Не всегда грамотно оформляются полевые материалы. Серьезной проблемой является плохое знание русского языка, ограниченный словарный запас, невладение смыслом используемой терминологии. Не все сумели перестроиться и учесть замечания рецензента, отразить в секционном докладе ход исследования, а не сводку данных из истории храма или описание путешествия. Существенный потенциал развития и повышения качества содержания работ содержится в обращении к исследованию современной приходской жизни, реальным людям, составляющим приход – священно- и церковнослужителям, активу, прихожанам, жертвователям, учителям воскресных школ, участникам других направлений деятельности. Здесь – обширное поле деятельности для самостоятельных изысканий. Важным является изучение советского времени – сложного периода, в котором было и подвижничество, и отступничество.

На 2 тур прошло около 30 работ, авторы и руководители которых были приглашены на очную сессию; почти все – около 50 ? человек – приехали. Два конкурсных дня Паломнический центр был отдан юным исследователям, и его залы оглашались то по-взрослому умными речами, то по-детски непосредственными возгласами и смехом, а то и орошались неудержимыми слезами. Поскольку в Положении о конкурсе были обозначены лишь направления деятельности, тему исследования автор выбирал сам. Наибольшее число работ конкурса оказалось посвященным истории церкви данного селения. Это – наиболее простая и «бросающаяся в глаза» тема, ибо при современном возрождении приходской жизни нередкое полуруинное состояние сельских храмов «царапает» сердце подростка. Но степень проработки темы может быть разная. Конечно, важно (особенно если церковь не сохранилась) описать историю ее сооружения и восстановить имена служивших в ней священников. Однако это часто можно сделать по литературе, ибо сегодня уже написаны и опубликованы исторические очерки многих из действовавших церквей. Спасибо нашим предшественникам, но «встав на их плечи», мы должны увидеть дальше! Надо найти возможность самостоятельного изыскания! Наибольшего успеха добивался тот, кто, обратившись к драматическим событиям XX в. или нашему времени, пытался вписать новую страницу в уже известную историю: искал свидетелей событий, расспрашивал их, обобщал и осмыслял их рассказы. Ведь церковь – это не только здание, пусть и выдающееся; Церковь – это Божий дом и собрание верующих. Это определяет этнологическую часть церковно-краеведческих изысканий. Общаясь с людьми, которые живут рядом, доступны, автор проводил собственное полевое исследование. А в лучших работах ставились и искались ответы на некоторые серьезные вопросы: кто и почему разрушал или защищал храмы? почему сегодня храмы восстанавливаются, а порой возникают даже там, где их ранее не было? Это – пока скромные подступы к проблеме содержания духовной жизни наших современников.
Значительная часть работ оказалась основанной на персоналиях: личностях земляков авторов – известных деятелей Церкви, представителей именитых дворянских фамилий, благотворителей, новомучеников, подвижников. Авторы этих тем провели кропотливую работу по обнаружению и отбору фактов, изучению литературы, анализу материалов периодической печати, изысканию архивных документов, поиску свидетелей событий. В разработке этих тем особенно явственно выявлялись гражданская позиция, общекультурный и интеллектуальный уровень автора. Степень близости к традиционным духовным началам русской культуры определяла глубину понимания рассматриваемой личности и возможность постановки вопросов: что являлось стержнем характера героя исследования, что определяло его поступки, почему он вошел в анналы русской истории и в коллективную память народа? «Ловушкой» для авторов стал жанр исторического эссе, который давал возможность яркого выражения личной позиции, но не требовал аргументации выводов, не раскрывал исследовательского потенциала, а порой и не приводил к объективным истинам.

Среди других распространенных тем – история известных русских монастырей, их основателей и подвижников. В итоге все работы были разделены на три секции:
•    новомученики и подвижники благочестия в истории России (председатель З.П.Иноземцева);
•    храмы и монастыри в истории и культуре России (председатель Г.Н.Мелехова);
•    проектные работы по историко-церковному краеведению (председатель Н.В.Свешникова).

В разработке проблем историко-церковного краеведения большое значение имеют мировоззренческие представления и степень воцерковленности человека, определяющие методологические позиции исследователя. От них зависит не только уровень знаний и понимания предмета исследования, но и отношение к нему – любим мы то, что изучаем, или выискиваем в нем недостатки. Наиболее глубокое постижение темы удается тем, кто живет реальной церковной жизнью и раскрывает традицию изнутри, в контексте того культурного окружения, в котором традиция возникла и развивалась. Для верующего жизнь и творчество методологически совпадают; такие дети, начиная работу, брали благословение у священника (в этом старинный русский обычай начинать всякое важное дело с молитвы), советовались с ним по спорным вопросам. Отсутствие опыта церковной жизни и духовного руководства сказывается в неуклюжести терминологии, некорректности положений, ошибочности трактовок, в неосведомленности и непонимании вещей, очевидных для находящегося в ограде Церкви. А ведь еще верующие исследователи, кроме своих способностей и дарований, имеют основания надеяться на благодатную помощь свыше – святых, Богоматери, Господа!
Конечно, было бы странно, если бы в повестку дней работы конкурса, посвященного истории и значению Церкви в жизни общества, не были включены богослужения. Молебном в домовом храме Паломнического центра во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги, отслуженном епископом Марком, конкурс открылся. Маленькое помещение не вместило всех приехавших, люди стояли в трапезной, но святая просветительница, узревшая христианские истины за 30 лет до общего крещения Руси, стала невидимой участницей благого дела современного просвещения. А второй день конкурса, пришедшийся на важный христианский праздник Радоницу, начался с литургии в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, где настоятельствует потомственный священник и потомок новомучеников прот. Сергий Правдолюбов. В минуты поминания наших ушедших к Богу родных, близких, знакомых, когда в руках у всех горели свечи, а в груди – сердца, и даже древние бабушки мужественно стояли, охватывала светлая радость. Ведь Христос воскрес, смерти нет! Те, о ком мы молились, становились соучастниками нашей духовной молитвы, а потом и научных деяний. После богослужения о.Сергий, сам увлеченный изысканиями о страдавших на Соловках своих предках-священниках, рассказал о важности краеведческой работы, способствующей духовному росту участников, о значимости личного упорства и в то же время действия в союзе с волей Божией. Ибо тогда Бог посылает находки и открытия, о которых не смел и мечтать!

Вопрос о богослужениях обсуждался на методических совещаниях. И хотя не все участники являются воцерковленными людьми, и некоторые, по собственному признанию, не знают правил поведения в храмах и смысла совершающихся молений, все признали обоснованность самого наличия богослужебной части. Ведь конкурс должен стать не только исследовательской, но и  духовной школой.


В начале конкурса участники собрались на совместное пленарное заседание, потом – разделились по секциям. Все секции работали в режиме стендовых докладов. Каждый автор на предоставленном ему стенде размещал самую важную часть материалов – научный аппарат работы (цели, задачи, источники, выводы исследования), текст, иллюстрации, дополнительные материалы (буклеты, копии архивных документов, полевые тетради). Перед комиссией в составе председателя и ассистентов все участники по очереди должны были за 10–12 минут раскрыть свою тему и ответить на вопросы. В ходе обсуждения выявлялась степень владения докладчиком проблемой, самостоятельность ее разработки и осмысления, видение путей развития исследования. В принципе, по грамотно составленному стенду можно быстро «увидеть» всю работу в целом, понять уровень исследовательской зрелости автора. Но форма стендового доклада стала для всех серьезной трудностью. Во-первых, оставляло желать лучшего оформление стендов: не на всех были выделены задачи, ход и итоги исследования, четко представлены выводы, не всегда были структурированы и наглядны материалы. Подчас стенд представлял собой просто наколотые листы распечатанного текста работы. Во-вторых, докладчики не раскрывали итоги исследования, а излишне подробно пересказывали текст своей работы. В случае попыток членов комиссии перестроить автора по ходу рассказа, он сбивался и терял нить изложения. Иногда обсуждение темы завершал взволнованный не менее своего подопечного руководитель. Тем не менее, были представлены все работы и состоялось их заинтересованное обсуждение, каждый подросток, по мере сил, стремился раскрыть образы своих героев и передать свою увлеченность темой.

На секции «Церкви и монастыри в истории и культуре России» достойными дипломов лауреата конкурса были признаны работы:

1)    Вера живая (Песковская Никольская церковь). Автор Сошникова Ирина (7 кл. Песковской СОШ Коломенского р-на Московской обл., рук. Назарова Лариса Алексеевна);
2)    Храм Покрова Пресвятой Богородицы в д.Щеглятьево: история и современность. Авторы Муранова Анжела, Батанова Ирина (7 кл. Савостинской СОШ Лотошинского р-на Московской обл., рук. Струшляк Антонина Александровна);
3)    Храм Покрова Божьей Матери в д. Малое Карасево. Автор Овечкина Анастасия (15 лет, Карасевская СОШ Коломенского р-на Московской обл., рук. Целоусова Светлана Борисовна);
4)    Церковь Святителя Николая на Березне. Авторы Александрович Елена, Васильева Полина, Лапко Владислав, Юдин Аркадий (8 кл. Дашковской СОШ Серпуховского р-на Московской обл., рук. Колосова Светлана Юрьевна);
5)    Храм Троицы и Димитрия Солунского. Автор Толстова Наталья (10 кл. Большепаратской СОШ Волжского р-на республики Марий Эл, рук. Михайлова М.М.).

Каждая из лауреатских работ самобытна, имеет свое лицо. Раскрывая итоги самостоятельных изысканий, авторы осознавали необходимость формулировки целей, задач, результатов исследования, использовали хотя бы один тип источников (опубликованные материалы, архивные документы, материалы полевой работы – интервью, беседы с местными жителями). Как правило, докладчики демонстрировали глубину и свободу владения материалом. Некоторым работам свойственны яркая образность и поэтичность изложения, ощущается живая заинтересованность и трепетное чувство. Часть докладов сопровождалась презентациями, в которых использовались авторские фотографии интерьеров храмов.

Интерес школьников к православной проблематике, внимательная и чуткая любовь к вере, людям, своим сельским храмам – замечательны. Будто светом пронизана работа 13-летней семиклассницы из Коломенского района Сошниковой Ирины «Вера живая (Песковская Никольская церковь)». Искренний и сердечный рассказ о поселковом храме и людях прост и непосредственен, исходит от «поющего сердца» (выражение И.А. Ильина). В то же время работа носит действительно исследовательский характер, т.к. девочка ставит серьезный «взрослый» вопрос: «что является источником веры?» И отвечает: люди, несущие свет веры в своих сердцах и щедро одаряющие им других. Ирина рассказывает о двух личностях, живших в ее родном поселке: сохранявшем веру в советское время Дмитрии Болящем (монахе Досифее) и ныне покойном иерее Александре Бавыкине, инициаторе строительства и первом священнике Никольского храма, духовном наставнике и любимом батюшке самой Ирины. Их деятельной жизнью и молитвами об односельчанах после ухода ко Господу созидается храм в селении, в котором ранее его не было. Как отрадно соединение глубокой веры и рациональных исследовательских способностей в столь юном возрасте! Поистине, как писал В.Солоухин, «Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья!» Вот как заканчивает Ирина свою работу:«Я возвращаюсь к вопросу о том, почему в Песках появился храм именно в наше время. Да вера была жива! Она была жива теми людьми, что несли Божье слово. К какому результату я пришла в своем исследовании? Сто километров от Москвы в Рязанском направлении. Два часа на электричке – и моя родина, поселок Пески. А в нем – храм, в который ходят люди, знавшие монаха Досифея. Храм, где служил мой духовный наставник отец Александр Бавыкин. Храм, где крещены мои младшие брат и сестра, куда всей семьей ходим мы на службу и к причастию. Я еще больше буду его любить! И это – главный результат.Наверное, мне повезло, что можно узнавать о людях, глубоко и искренне верующих, которые жили рядом со мной на этой земле, молились за всех нас и подавали пример любви к Богу и людям. К каким выводам я пришла, работая над этой темой? Храм обязательно будет, если в нем возникает потребность. Вера поддерживается людьми. Память о добрых людях и их делах действительно жива. Ничто так не убеждает человека, как пример живой веры».

Нередко подробно и с любовью, с указанием отдельных этапов, раскрытием участия и роли отдельных лиц описывается современный период жизни приходских общин. «Как хорошо, что в нашей местности есть такой храм и такие люди, которые, не жалея ни сил, ни времени, смогли восстановить святыню и подарили людям еще одну частичку вечного и незыблемого, – восклицает 15-летняя Овечкина Анастасия тоже из Коломенского района, рассказав о том, сколько людей внесли в возрождающийся храм средства, силы, жар души. – В храме совершенно другой мир, мир спокойствия и благоденствия. Храм – это единственное место, где народ объединяется и забывает о вражде, прощает обиды и получает благословение Божье». Анастасия подробно восстанавливает историю древней церкви Покрова Богородицы в д.Малое Карасево. Церковь, первое упоминание которой восходит к рубежу XII–XIII вв., впоследствии претерпела сложные перипетии в своей истории: была упразднена в конце XVIII в. и восстановлена в середине XIX в. (в качестве кладбищенской), закрыта в начале 1920-х гг. и открыта около 1930 г., второй раз закрыта в 1937 г. и открыта в 1948 г., третий раз закрыта в 1963 г. и передана Русской Православной Церкви в 1989 г. Детально описывая «хождения по мукам» церкви, автор проявляет себя в работе как серьезный, вдумчивый, ответственный исследователь, не забывающий отметить, чьими материалами и публикациями он пользуется при восстановлении того или иного события.

Немало участников восприняли свою задачу творчески, стремясь, кроме освоения литературы, провести хотя бы малое собственное исследование. В их работах раскрывается история храма и становление его архитектурного облика, восстанавливаются имена служивших в храме священников и образы живших рядом подвижников благочестия. Содержательная и боевая (особенно в выводах) работа десятиклассницы Толстовой Натальи, приехавшей на конкурс из республики Марий Эл, опирается на богатые архивные материалы руководителя работы. Наталья описывает священническую династию Вишневецких, служивших в течение 100 лет работы церкви до ее закрытия в 1941 году. Интересные подробности она сообщила о советской акции по изъятию церковных ценностей 1922 г.: чтобы предотвратить «обдирание» риз с икон, прихожане «по добровольному пожертвованию» собрали нужное количество серебра; но через месяц грабители вернулись и все-таки увезли ризы с икон и церковную утварь. В 1941 г. уже 2/3 жителей проголосовали за закрытие храма. Радует, что сегодня священники-настоятели не забыты: Йошкар-Олинская епархия и Большепаратская средняя школа совместно учредили стипендию в память протоиерея П.И.Вишневецкого для учеников и учителей (и Наташа – именной стипендиат), устраивают краеведческие чтения. Как прекрасно, что в Марийском крае православие имеет столь глубокие корни и преданных сторонников, а Православная церковь и школа сотрудничают в деле воспитания нравственной личности!

Очень большая, серьезная и содержательная работа 4-х авторов – восьмиклассников из Дашковской школы Александрович Елены, Васильевой Полины, Лапко Владислава, Юдина Аркадия посвящена Никольской церкви конца XVII в. на погосте Березна Серпуховского района. Ее история прослежена со времени 1-го упоминания в письменных источниках в 1694 г. и до возрождения в наши дни. Авторы к месту и грамотно цитируют источники, называют имена священников и других служителей церкви. В работе представлены ценные дореволюционные виды церкви, ее план, фотографии современного состояния и богослужений. Ребята подошли к теме энциклопедически: составили словарик, в котором объясняется смысл разных используемых терминов, привели описания лиц и событий, причастных к истории храма (среди них Екатерина II и Е.Р.Дашкова), приложили жития и иконы святых, связанных с престолами храма. Относясь к теме исследования серьезно и заинтересованно, авторы сумели проделать огромную работу и глубоко раскрыть тему.

Работа семиклассниц Мурановой Анжелы и Батановой Ирины из Савостинской школы Лотошинского р-на «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в д. Щеглятьево: История и современность» включила жизнеописания служивших в церкви новомучеников (их оказалось двое) и очерк современной приходской жизни. Девочки провели большую самостоятельную работу: съездили в архив Тверской области, где поработали с описью фонда учреждений духовного ведомства и с Тверским епархиальным сборником, разыскали и побеседовали с родственниками новомучеников, записали высказывания инициаторов и участников приходского строительства в наши дни. Получился всеохватный труд, раскрывающий разные стороны бытования церкви – ее строительства, мученичества в советские годы, современного возрождения. Каждая часть выполнена на серьезном уровне, имеет свои открытия.

Интересными были и другие работы, авторы которых получили грамоты участников конкурса. Увлеченность и любознательность позволили 14-летней Ремизовой Анастасии, автору работы «Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Клементьево Можайского района Московской области» (рук. Козик Ирина Викторовна), выяснить, что на месте ее школы стояла церковь. После ее взрыва в советские годы осталась колокольня, оказавшаяся по-соседству со школьным зданием. На ее основе и возрождается сегодня церковный приход. Изыскания 10-классницы Чернышевой Ольги тоже относятся к полностью разрушенной в 1955 году поселковой церкви Знамения Божьей Матери деревни Судниково Лотошинского р-на (рук. Гаврилова Марина Владимировна). Бурлакова Екатерина, посвятившая свою работу Церкви Архистратига Михаила в селе Коробчеево (16 лет, рук. Володькина Лариса Анатольевна), познакомилась с дореволюционными публикациями, просмотрела подшивки старых газет, нашла единомышленника в лице местного библиотекаря, выявила информацию о часовнях. Трагическая история церкви иконы Богородицы Всех скорбящих Радость в с.Телешово, построенной в начале XX в. и обрушившейся в начале XXI в., рассказана в коллективной работе учащихся 8 кл. Лотошинской школы Московской обл. (рук. Рождественская Галина Николаевна). Интересный опыт одухотворения и воцерковления туристических форм работы представили 16-летние Синякова Мария и Колпакова Кристина из гимназии № 1 г. Рузы в работе «Долгая дорога к храму. Из опыта участия в восстановлении церкви Иоанна Предтечи в Сумарокове» (рук. Ветлянских Марина Васильевна). В своей очень живой, жизнерадостной работе девочки рассказали, что, увидев церковь в походе, они заинтересовались ее историей, стали искать информацию о ней в книгах, газетах, Интернете, связались с архивом, поговорили с местными жителями и священниками, а потом (вместе со всем пришедшим в поход отрядом) помогли реставраторам физическим трудом. Правда, пока «ученые» штудии девочек не вполне удались: их работа более представляет собой полевой дневник путешествия, чем учебное исследование, но наполнение духовно-нравственным смыслом туристических форм работы очень созвучно задачам конкурса.

На секции «Новомученики и подвижники благочестия в истории России» дипломы лауреата конкурса присуждены работам:
1)    Благотворитель Гребневского храма Николай Патрикеев. Автор Красикова Элина (10 кл. Одинцовской СОШ № 8 Московской обл., рук. Ильина Валентина Валерьевна);
2)    И память их из рода в род... (История православной семьи). Автор Павлова Дарья (7 кл. Печорской гимназии г. Печоры Псковской обл., рук. Кольцова Людмила Семёновна);
3)    Культурное наследие княжеского рода Оболенских. Автор Шевченко Мария (10 кл. СОШ №58 г. Пензы, рук. Рябова Ольга Алексеевна);
4)    Герман Аляскинский – наш земляк. Авторы Иванюта Татьяна и Шумилина Светлана (8  и 10 кл. СОШ № 16 г. Серпухова, рук. Ивлева Ольга Владимировна).

Десятиклассница Красикова Элина из г. Одинцово, раскрывая деятельность благотворителя городского храма Николая Андреевича Патрикеева, научилась видеть и оценивать каждый факт в историческом контексте. Это позволило ей достигнуть значимых результатов в области разных исторических дисциплин. Но главное, девушка осознала, что культурное наследие включает «нравственные ценности и традиции, которые впитывал человек с молоком матери и передавал из рода в род» и что сегодня необходимо, наряду с храмами и иконами, «восстановить утраченные традиции, “реставрировать” их». Особенно важно, что Элина начала, по мере сил, помогать этому. Практическими следствиями ее деятельности являются воссоздание синодиков храма, собрание коллекции копий родового архива Н.А. Патрикеева, восстановление утраченной фотографии на его надгробном памятнике – в это начинание были вовлечены другие школьники. «Научный поиск преобразил нас, – заключает Элина свою работу. – Родная Одинцовская земля стала ближе, новые знания укоренили нас на малой Родине. Мы повзрослели, овладели навыками научной работы, стали коммуникабельней, определили круг жизненных интересов, определяемся в будущей профессии».

Семиклассница Павлова Дарья из Печорской гимназии в работе «И   память   их   из   рода   в   род... (История православной семьи)» описала, по ее образному выражению, «один небольшой корень, укрепившийся на Псковской земле» – древний род Бутурлиных и Истоминых. С большой теплотой и любовью Дарья рассказала об их потомке, своей прабабушке, снискавшей уважение за стойкость, величие и благородство духа. Через непростые жизненные судьбы представителей этих фамилий проходят вера в Бога и идеи верности и служения семье и Отечеству. Воплощение этих великих понятий в людях дало, как пишет Даша, «жизнь огромному и крепкому дереву, ветвями своими раскинувшемуся по всей России». Работа завершается осознанием своего кровного и духовного единства с прошлыми поколениями: «Достойные и славные люди, отдававшие самое ценное, что у них есть – свои жизни – на алтарь Отечества, составили славу и гордость России. Своими подвигами, делами они вписали свои имена в историю нашей страны. Своими жизнями они дали жизнь нам – их потомкам».
Сходную проблематику – генеалогию княжеского рода Оболенских, благотворительную и просветительскую деятельность его представителей, известных деятелей православной культуры, раскрывает в своей работе десятиклассница Шевченко Мария из Пензы. Патриотизм и любовь к Родине, те же идеи веры и служения характерны и для этой фамилии. Особое внимание Мария уделила Оболенским, жившим в ее родном крае. Многие Оболенские отличались художественными способностями – музыкальными, архитектурными. «Время бежит, как вода в быстром ручье, – пишет в заключении Маша. – Меняются правители, меняется политический строй. Но остается одно – вера человека в свою Родину. В тот маленький уголок, где он родился и познал самого себя. Надолго в памяти народной останутся люди, сделавшие эту веру ещё крепче. Вот такими и были князья Оболенские».

В ряде работ раскрываются образы новомучеников. Отрадно, что соприкосновение с их подвигом становится поводом для серьезных размышлений над смыслом исторического процесса в России, проблемой преемственности в современном обществе и культуре, собственным участием и ответственностью за них. Приводя жизнеописание настоятеля Никольского храма в с.Васютино священномученика протоиерея Константина Успенского (1872–1937), выпускница школы Жемчугова Елена из подмосковного города Электрогорск (рук. Беликова Наталья Павловна) приводит примечательный факт: васютинские жители отказывались вступать в колхоз, говоря организаторам: «Берите и батюшку. Мы без батюшки не пойдем в колхоз». Другая выдающаяся личность, привлекшая внимание юных авторов, – священномученик Илларион, архиепископ Верейский. Ему посвятили свое исследование Солдаткина Евгения и Загоруева Ксения из Липицкой школы Серпуховского района Московской области (15 и 13 лет, рук. Васюкова Татьяна Алексеевна). Девочки отметили, что «соприкосновение с культурой народа приносит нам большую душевную радость. Словно окропленные живой водой, пробуждаются в нас все светлые, добрые чувства, а значит, вызывается интерес к истории русского народа, связываются нити прошлого и настоящего. Православие является историческим фундаментом русской школы и неотделимо от жизни русского человека».

Подвиг новомучеников Российских определила темой своих размышлений в жанре исторического эссе выпускница школы Никишина Наталья из ДСК «Баковка» Одинцовского района Московской области (рук. Демяненко Людмила Григорьевна). Сегодняшние подростки берут на себя ответственность за события, в которых участвовали их деды и прадеды, видят в их должном осмыслении источник духовного преображения. «Было бы ошибкой думать, – пишет Наталья, – что тяжкие преступления прошлых лет пройдут безнаказанно, без трагических последствий для будущих поколений. Открытая страшная правда не может стать горнилом, огонь которого спалил бы накопившееся и умножающееся зло. А последствия трагических лет первой половины XX века не замедлили проявиться: человеческая вражда, ненависть, злоба, жажда наживы, межнациональная и межконфессиональная нетерпимость. Снова в горячих точках льется кровь, снова горе, слезы, насилие. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно не формальное, лицемерное покаяние, а глубокое, истинное осмысление и переоценка всего случившегося и как итог всего – духовное и нравственное обновление. Нам, их потомкам, предстоит еще большая работа по преодолению нравственных пороков и падения, доставшихся нам в наследство. Но лишь это вернет преемственность духовных традиций и возродит Великую Россию».

Думам девушки созвучна позиция Владимира Рогачева из Песковской школы Коломенского р-на, который в выборе темы «Роль духовно-нравственного наследия святителя Филарета в возрождении России», руководствовался особой важностью обретения современной молодежью духовно-нравственных идеалов. Выдающийся земляк автора святитель Филарет, митрополит Московский, более сорока лет владел умами современников и ярко и полно воплотил в себе ценности и заповеди православия. Владимир тоже пытается осмыслить ход исторических событий в России XX века: «Время заставило нас по-новому взглянуть на историю Отечества. И мы увидели, что в нашей исторической памяти много пробелов. Прервалась связь времен. Ринувшись строить новый мир, большевики разрушили старый, не сумев разумно распорядиться оставленным богатым наследством. Они презрели нравственные принципы предков, их опыт устройства жизни. Теперь мы хотим вернуться к своим истокам, ведь нам надо обустраивать современную Россию. <…> Наш интерес к славным предкам – это запоздалое осознание своего долга перед ними. Мы, молодое поколение, хотим протянуть нить между прошлым, настоящим и будущим».

Среди других выдающихся личностей – уроженец г.Серпухова  Герман Аляскинский (работа серпуховчанки Шумилиной Иоланы), прославленный полководец А.В.Суворов (работа Бурдаевой Екатерины из Кубинской школы №1 Одинцовского района Московской области).

На секции проектов были представлены работы с разными направлениями исследовательского и творческого поиска участников. В проекте «Церковь Святителя Николая» из местечка Данки были проанализированы результаты опроса участников экскурсии к восстанавливающемуся храму. Очень интересна работа Вятской православной гимназии, которая имеет свою интереснейшую историю.      Осмыслением результатов исследовательской работы педагогов, занимаются и учителя, и ученики, работая над совместным проектом музея. Проект «Село трех церквей» отражает несколько направлений в работе учителя-словесника, способного организовать краеведческую и творческую деятельность своих учеников.  Результатом его работы становятся экскурсии, подготовленные учениками, где звучит собственная поэзия в контексте древнейшей истории храмов села.

Лучшими работами, отмеченными дипломами лауреата стали проекты:
1)    Паломник в Никольске. Автор Фудина Мария (9 кл. МОУ СОШ №1 г.Никольска, рук. Ильин Олег Алексеевич).
2)    Храм Вознесения Господня в Федоровском посаде. Автор Гулидин Илья (14 лет, Федоровская СОШ Тосненского района Ленинградской области).
3)    Путеводитель по Камчатке. Автор Сергиевская Яна (10 кл. СОШ №518 г. Москвы, рук. Сергиевская Наталья Петровна).
4)    Видеофильм о Зачатьевском монастыре. Авторы ученики 7 кл. ГОУ СОШ №59, г. Москвы, рук. Дмитришина Елена Викторовна).

Проект «Паломник в Никольске» отражает удачное сочетание исследовательского и социологического материала. Авторы проекта выступили и в роли журналистов, и в роли исследователей, и в роли издателей. Результатом их работы стал буклет, помогающий познакомиться с историей Никольска.  Многолетняя работа группы учащихся под руководством библиотекаря Федоровской школы  в деревне Федоровское Ленинградской области подтолкнула лидера краеведческого кружка Гулидина Илью к проектно-исследовательской работе, где серьезное погружение в архивные материалы сочеталось с живой работой с людьми. По инициативе автора и его руководителя в школе прошли встречи со старожилами, которые с радостью поддержали идею восстановления храма. Мы надеемся, что Илье удастся пополнить свою работу материалами связанными с восстановлением храма.

Две московские работы убеждают экспертную комиссию в неисчерпаемых возможностях тематики проектов и огромном творческом потенциале участников. Новаторской по способам осмысления окружающей действительности и глубине понимания проблем связанных с современной духовной жизнью является работа «Путеводитель по Камчатке». Участники туристического похода прошли не только свой маршрут,  но и проделали путь интеллектуального поиска и духовного напряжения, связанного с работой с людьми и  изучением краеведческой литературы. Групповая форма работы дала возможность показать в проекте масштабную картину, с которой может познакомиться любой путешественник. Удивительным для него окажется диалог, который предложен в путеводителе. Там живо звучат голоса участников экспедиции. Каждая страничка интересна не только материалом, но и стилем изложения, в котором мы чувствуем юношеское восхищение красотой окружающего мира и осознаем по-настоящему патриотическую позицию авторов, убежденных, что на этой земле живут замечательные люди.

Самым удачным видео-проектом оказался фильм о Зачатьевском монастыре. Это тоже результат усилий многих участников, которые делят друг с другом различные функции – операторов, монтажеров, краеведов и журналистов. В проекте удачно сочетаются представление литературного материала с современными источниками. Эта групповая работа дала возможность многим ученикам педагога Дмитришиной Елены Викторовны глубже осознать трагедию, пережитую Россией в XX веке. Образ-символ белого голубя в конце фильма – надежда авторов на возрождение духовных традиций России.
Во второй день работы конкурса были подведены итоги: прозвучали поздравления, владыка Марк вручил дипломы лауреатам (лауреатами конкурса стали 14 юных исследователей) и грамоты всем участникам 2-го (очного) тура, все получили подарки от организаторов, фотографировались на память. Работа была продолжена на методических совещаниях для руководителей работ, на которых шла речь о возможных направлениях развития проблематики секции и о недостатках школьных учебных исследований. Руководители секций проанализировали ряд типовых ошибок авторов и их руководителей, дали рекомендации по выбору тем, предложили методику изучения церковно-исторических тем, открыли перспективы и направления совершенствования работ, снабдили участников электронной версией Программы сбора полевого этнографического материала «Православие в народной жизни» (М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000). Возникли научные, педагогические и дружеские связи, прозвучали положительные отзывы и благодарности.
Во время серьезной, а порой и нелицеприятной работы взрослых участников конкурса их подопечные в процессе проектно-исследовательской игры, организованной педагогом В.И.Борзенко, отрабатывали понятия научного аппарата учебно-исследовательской работы: цель, задачи, гипотеза, планирование хода работ исследования. Этот мастер-класс прививал юным авторам культуру мышления, воспитывал дисциплину проведения и оформления творческого поиска.

На конкурсе была продумана и культурно-просветительская программа, составленная так, чтобы натолкнуть участников на новые возможные темы и приоткрыть дверь в лабораторию творческого поиска. Этому служила творческая встреча с членами Союза кинематографистов режиссерами документального кино Борисом Криницыным и Мариной Добровольской, состоявшаяся вечером первого дня работы конкурса. После кратких авторских аннотаций и показов их документальных фильмов «Пасха 1945 года» (реж. Борис Криницын) и «Мироносицы» (реж. Марина Добровольская) присутствовавшие имели возможность побеседовать с режиссерами, поделиться возникшими мыслями, высказать свои впечатления, задать взволновавшие их вопросы. Встреча оставила у всех яркие впечатления и сильные чувства, засвидетельствовав, что православное кино сегодня уже реальность. В то же время всем было очевидно, что подлинное искусство и подлинное творчество – это серьезный труд и Божье благословение. В завершение 2-го дня работы всех участников конкурса провезли по весенней и еще Пасхальной Москве, гости посетили храм Христа Спасителя и Свято-Данилов монастырь.
Конкурс ярко показал, что, выражаясь стихотворными строками прихожанки храма Покрова Божьей Матери д. Малое Карасево (Коломенского р-на Московской обл.) Саадиевой Ларисы Васильевны,

…не сломить безбожникам святыни!
Есть промысл Божий… Он, наверно, в том,
Что храмы на Руси стоят доныне!
(из работы Овечкиной Анастасии).

И, добавим, все мы – организаторы конкурса, его эксперты, учителя-руководители школьных работ, наши дети – вновь и вновь открываем для себя незабвенную красоту, бесконечную глубину, непостижимую святость русских храмов. И, как говорили в XIX в., нашему полку все прибывает. Поистине, Господь созидает все новых делателей на своей ниве.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру