История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Целью данной работы является сбор материалов к созданию брошюры-путеводителя «Сеннской Свято-Георгиевский храм и погост».

При сборе материалов мы ставили следующие задачи:

· исследовать популярную краеведческую литературу о храме и погосте известных псковских краеведов В. Косточкина и Е.Н Морозкиной, печорского краеведа М.В. Лашина;

· изучить материалы о церкви в «Псково-Печорском листке» и местных путеводителях;

· исследовать документы и материалы, хранящиеся в самом храме «Клировые ведомости» и «Ведомости о церкви»;

· исследовать архивные материалы из Государственного Архива Псковской области, чтобы составить список священнослужителей церкви за исследуемый период с 1745 г.;

· составить статистическую таблицу по количеству населения в погосте Сенно с 1745 г.;

· собрать информацию об истории, жизни храма и погоста из рассказов местных жителей – прихожан церкви;

· выявить наиболее выдающихся деятелей нашей церкви;

· осветить роль церкви в жизни Сеннского Культурно-просветительного Общества в период с 1920 г. по 1940 г., когда Печорский район входил в состав буржуазной Эстонии.

Мы хотим приобщиться к духовному опыту жителей нашей волости и русского народа в целом, более глубоко изучить родную историю, а благодаря углубленным знаниям стать подлинными патриотами своего края. В этом нам помогает интерес к своим святыням, храмам, святым людям и к своим соотечественникам. Знакомство с родным храмом помогло нам почувствовать, что прошлое не ушло, оно живо в архитектурных памятниках нашей истории.

При написании работы мы использовали следующие методы:

· экскурсии по храму, кладбищу;

· анализ литературы и Интернет-публикаций;

· оставление таблиц, графиков;

· фотографирование храма, икон, звонницы;

· беседы с местными жителями.

Этапы работы:

· сбор и изучение краеведческой и церковной литературы;

· изыскания в Архивах ГАПО и церкви;

· экскурсии на погост;

· беседы с местными жителями;

· оформление материалов работы для публикации будущего путеводителя.

Мы считаем, что собранный материал может быть использован для издания путеводителя по Сеннскому Свято-Георгиевскому храму и погосту для просвещения прихожан, для туристов, паломников.

I. Достопримечательности погоста Сенно.

История погоста Сенно

Когда – то небольшой погост, ныне крупное село, Сенно, расположенное в 7 километрах от Старого Изборска, не было избаловано вниманием туристов. Немного о нем говорят и историки, архитекторы, искусствоведы, хотя в псковской краеведческой литературе оно вспоминается часто. Но Сенно обязательно нужно видеть, чтобы почувствовать необыкновенный колорит этого уголка, создаваемый необычайно живописной природой и оригинальными памятниками архитектуры и истории.

Центр села – старинный погост: церковь со звонницей, сельское кладбище за старой оградой. Кладбище в самом центре. Как на погосте все живут, и ворота на кладбище с четырех сторон света, и все дороги через кладбище, и все дворы вокруг кладбища выстроены.

В Сенно церковь – каменная, стоит вот уже чуть не пять веков. До нее церковь была деревянная, в некоторых источниках говорится, что с XIII века. А о самом селе Сенно упоминается в документах с XII-XIII веков. По данным Псковского музея-заповедника (1989 г.), Сенно является древним погостом, возникшим в XII-XIII вв., наравне с погостами Паниковичи, Кулье, Печки, Веребково, Кряково, Кильск.

Архитектура храма

За оградой на небольшом пригорке стоит очень интересный храм Георгия Победоносца, построенный в 1562 г. Но, к сожалению, от облика XVI века мало что осталось из-за поздних пристроек XVIII-XIX века. Только с восточной стороны можно почувствовать древний дух церкви и увидеть старинные детали, апсиды, сохранившие часть щелевидных окон. Привлекает внимание и световой барабан храма, четыре узеньких окна которого сориентированы по сторонам света. Хорош и традиционный Псковский узор – «бегунец», опоясывающий барабан. Но почувствовать всю прелесть храма можно, только войдя внутрь. Внутри церковь сохранила свои древние формы: четыре столба поддерживают крупные повышенные ступенчатые подпружные арки, на которых покоится барабан; на круглые западные столбы опираются хоры с небольшим закрытым помещением в углу – ризницей. Восточные столбы имеют полукружную форму. Арки как бы раздвигают своды и тем самым увеличивают размеры внутреннего подкупольного пространства. Вверху стен заделаны голосники полуметровой глубины. Открытые горловины голосников, расположенные рядами, вперебежку, на изогнутой стене апсиды, на плоскостях подпружных арок ветвей планового креста и на всех четырех парусах барабана главы, подскажут, что строившие церковь не пренебрегли требованиями звучности. Одновременно они постарались облегчить тяжесть несомых частей здания и снизили тем самым нагрузку на его стены и внутренние опоры. В интерьере есть теплота и цельность.[1]

Кладбищенские «Крылатые» ворота

Одним из первых воспел погост Сенно известный российский художник Н.К. Рерих, написавший в начале прошлого века картину «Псковский погост». Большая часть её посвящена удивительным по своей форме и художественному исполнению воротам кладбищенской ограды.

Раньше, как и сама ограда, ворота были деревянными, но во второй половине XVIII века на их месте были поставлены новые, из местного камня, известнякового плитняка. До глубины души поразили они русского художника. Художник написал их вместе с крыльцом ризницы Псково –

Печерского Свято – Успенского монастыря, создав тем самым хотя и далекую от действительности, но зато предельно напряженную по эмоциональному воздействию архитектурно – театральную композицию. С широкой аркой для конного проезда и более узким, меньшим по высоте арочным проемом для пешего прохода, ворота в Сенно не отличаются какой-либо усложненностью. Это типичное псковское сооружение, сквозь известковую обмазку которого просвечивается кладка из грубо околотого плитняка. Только местные мастера, долго сохранявшие старые традиции строительства, могли сложить такую постройку. Фронтонная часть в виде резко вылезающего вверх фигурного «зуба», имитирующего бочку, и плавная, как бы нарисованная от руки барочная кривая бескарнизного абриса верха делают объем ворот крайне необычным, даже немного наивным. Но в этом и состоит их неописуемая красота и своеобразие. Прямоугольная ниша с чуть углубленной рамкой для иконы и двойная выступающая вперед полочка под ней вносят в симметричную композицию ворот неожиданную асимметричность, делают их более живописными и уютными. Во всей Псковщине нет таких живописных ворот.[2]

Звонница

Стоящая рядом с храмом звонница выглядит суровой. Словно седой кряжистый воин, прищуривший глаза (окна похожи на бойницы) смотрит на село, озеро, на виднеющийся на горизонте, освещаемый ярким солнцем псковский Троицкий собор. Двадцатиоднометровая звонница заканчивается сверху односкатной крышей и массивной двухпролетной стенкой с двумя арками для колоколов. На ее беленой поверхности вытерты места от двух веревок – звонят прямо с земли. Наверху – два пролета с колоколами. Каменная звонница относится к концу XVI века.[3]

В «Русском паломнике» (№46) так сказано о звоннице в Сенно: «…Крепко вросла звонница в землю. От нее веет каким-то упрямым, несокрушимым своеобразием. В ее грузности, в тяжелых очертаниях столько чего-то сильного и вместе с тем так много красоты. Века молитв, века глубокой веры были здесь».[4]

II. Жития святых – небесных покровителей Георгиевского храма.

Житие святого Великомученика и Победоносца Георгия

В предании жителей Нового Изборска и Сенно устно передается рассказ о том, что Сеннской Свято-Георгиевский храм возник точно таким же образом, как и Троицкий собор в Пскове.

Рассказывают, что шел один монах из Пскова в направлении Печор. Его путь лежал мимо села Сенно. Отшагав немало километров пешком, он порядком приустал, и решил немного передохнуть. Выбрал он для своего кратковременного сна горушку посреди деревни. Только решил он прилечь, как видит, что с неба на самую вершину горки спускаются три луча. Так как он был знаком с историей появления храма Троицы в Пскове, стало ему сразу же ясно, что и это место в Сенно должно стать святым, должен быть построен и здесь храм в честь православных святых.

Не встречалось нам пока письменных источников с сообщением о том, почему именно святой великомученик Георгий Победоносец выбран был небесным покровителем Сеннского храма. Наши предположения таковы: Псковская и особенно Печорская земли всегда были рубежом Русской земли, вплоть до XVIII века являлись пограничной областью, терпевшей нападения врагов со всех западных стран. Кого же еще могли выбрать жители Сенно в свои небесные покровители и защитники, как не Воина – Победоносца Георгия? Тем более, что именно этот святой наиболее любим русским народом, именно он является покровителем России, а также столицы России, города Москвы. Этот святой очень почитаем и на Псковской земле. Ему посвящено в нашей области 12 храмов: 10 церквей и 2 часовни.

Житие святого Феодосия, Архиепископа Черниговского

Придел Свято-Георгиевского храма, построенный всего за 4 года, освящен 8 октября 1900 г. в честь новопрославленного в 1896 г. святителя Феодосия, Архиепископа Черниговского.

Святой Феодосий, архиепископ Черниговский, происходил из дворянской фамилии Углицких. После обучения в Киево-Братской Богоявленской школе Феодосий принял монашество в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского. В 1692 г. 13 сентября он был в Москве хиротонисан в архиепископа. С 3 сентября 1693 г. он остался единоличным архипастырем Черниговским. Но недолго сиял святитель на кафедре Черниговской. Кончина святителя Феодосия последовала 5 (18) февраля 1696 г. С первых дней своего преставления не оставлял он всех, прибегавших к его помощи. Ряд чудесных проявлений открылся вскоре после блаженной кончины.

Впервые тело святителя было обретено нетленным через 76 лет после его кончины 14 февраля 1772 г. С течением времени в соборе стали вестись записи о бываемых от мощей святителя чудесах. В 1856 г. к собору специально пристроили полукруглый придел для более удобного доступа к мощам. Это все обратило на себя внимание и гражданских властей, и они стали ходатайствовать об удостоверении нетления мощей и чудесах от них пред Священным Синодом. Тело святителя оказалось нетленным за 200 лет. Ввиду сего Св. Синод определил «во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых и нетленное тело его признать святыми мощами». Торжественное открытие мощей последовало 9 (22) сентября 1896 г.[5] Весть о новопрославленном святом дошла и до нашей Сеннской церкви, и единодушным желанием прихожан и настоятеля церкви о. Павла Невлянинова вновь построенный придел 8 октября 1900 г. был освящен в честь святого Архиепископа Феодосия Черниговского.

III. Из истории Сеннской волости в XX веке

В XX веке Сеннской церкви вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в приходе, не были нарушены даже в самые страшные для русского народа времена. Молитвами святого Георгия Победоносца и святителя Феодосия село Сенно вместе с Печорским районом промыслом Божиим было присоединено к Эстонии. Погост оставался причислен к буржуазной Эстонии вплоть до 1940 г., чем церковь была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Церковь наша никогда не закрывалась, богослужения здесь совершались всегда. Также наш храм не имел абсолютно никаких повреждений и во время страшных боев гражданской и Великой Отечественной войн. Это настоящее чудо Божие!

Из архивных книг, хранящихся в ризнице церкви, удалось установить некоторые знаменательные даты в истории Сеннской (ныне Новоизборской) волости:

· 14 мая 1911 г. – Первый «Русский народный певческий праздник» в г. Пскове. Принимало участие 69 хоров из Псковской и соседних губерний, в том числе хор Сеннской церкви.

· С 1911 г. – открыта Лукинская Земская школа (д. Луки в 2км. от Нового Изборска).

· 17.06.1919 г. (№326) – распоряжение правительства Эстонии о безвозвратном присоединении Печорского уезда с Сеннским приходом.

· 1920 г. – образована «Сеннская Народная школа».

· 1920 г. – После перехода Печерского края в состав Эстонии был принят «Закон о культурном самоуправлении национальных меньшинств». Чтобы русская культура не растворилась в эстонской, русская интеллигенция на благотворительных условиях стала организовывать «Дни русского просвещения». В 1925 г. они прошли в Печорах, Лаврах, Изборске, Залесье, Новоизборске, Городище, Кулье, Печках. Их называли «Русский праздник», были они очень любимы народом, проводились ежегодно до 1939г.

· 15/28 августа 1921 г. – о. Павел Михайлович Невлянинов возведен в сан протоиерея архиепископом Ревельским и всея Эстонии Александром.

· 19 февраля 1923 г. – образовано Сеннское культурно-просветительское общество. 11 июня – «День русской культуры». С 1925 г. «День русского просвещения» праздновался в с. Сенно.

· 1924 г. – в школах Сеннской волости обучалось более 500 уч-ся; «Закон Божий» вели священники.

· 6 июня 1926 г. – собрание прихода решило скорейшее вступление в Союз Эстонской Апостольской Православной Церкви.

· 9 февраля 1933 г. – Синод Эстонской АПЦ постановил наградить церковного старосту Сеннской церкви Двоянова Михаила Ильича орденом Епископа Платона III степени.

· 1933 г. – Диакон Николай Преображенский награжден «Орденом Епископа Платона III степени» за 35-летнюю службу Постановлением Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви от 14 декабря 1933 г.

· 1937 г. – постройка 6-классной школы (современное здание Новоизборской средней школы), закрытие старой Сеннской школы.

· 1 мая 1941 г. – отъезд о. Константина Шаховского из Сеннского Георгиевского храма на Миссионерскую работу в «освобожденные области России» (в г. Псков).

· 1949 г. – образован Сеннской сельский совет.

· В 1958 г. – сельский совет переведен в Новый Изборск, который с этого года стал называться «город»; до этого года Новоизборск был «станцией».

· с 1961 г. – поселок Новый Изборск.

IV. Выдающиеся священно-церковнослужители

Сеннской Свято-Георгиевской церкви

Исследуя материалы архива Сеннской Свято-Георгиевской церкви, хранящиеся в ее ризнице, а также документы Государственного Архива Псковской области, удалось составить список священнослужителей нашей церкви с членами их семей с 1745 г. (Список в приложении). Из этого списка священнослужителей более близкого к нам времени – XX века – известно, что в нашей церкви служили выдающиеся священники, такие как протоиерей Павел Михайлович Невлянинов; новомученик Пантелеимон Богоявленский, пресвитер Порховский; протоиерей Константин Яковлевич Шаховской, член Псковской Духовной Миссии; протодиакон, регент-псаломщик Тимофей Васильевич Демин.

Протоиерей Павел Михайлович Невлянинов

Священник Павел Михайлович Невлянинов родился 25февраля 1869 г. Он родился в семье диакона, в погосте Полонск Псковского уезда. В 1893 г. окончил курс Псковской духовной семинарии. В 1894 г. был определен псаломщиком в погосте Сторожно Новоржевского уезда. В 1896г ., апреля 21 дня, Его Преосвященством Преосвященнейшим Антонином, епископом Псковским и Порховским, рукоположен в сан священника к Сеннской Георгиевской Церкви. О. Павел, придя на службу в Сеннскую церковь в 1896 г., создал Церковно-приходское Попечительство, вместе с которым сразу же занялся организацией постройки придела к Георгиевской холодной, очень тесной, церкви. Из «Клировых ведомостей» за 1896-1900 гг. и других документов узнаем, что в 1898 г. заложен с южной стороны придел в честь новопрославленного Феодосия, Архиепископа Черниговского. В 1900г. постройка закончена и 8 октября придел был освящен. Употреблено было на постройку церкви и устройство иконостаса 11499 руб. 10коп. Известно, что в 1915 г. Феодосиевский храм расписывал художник Орлов. Он расписал потолок довольно просторного храма. В передней части помещения, где находятся молящиеся, он изобразил сонм ангелов, причем лица ангелов он списывал с реальных детей сенновцев. С 1896 г. о. Павел являлся Законоучителем Закона Божия при Сеннской и Висицкой (д. Виски в 6км. от Сенно) земских школах, с 1899 г. – и в Адворицкой земской школе. Все годы службы в Сеннской церкви о. Павел особые усилия прилагал для создания умелого, профессионального хора. При нем руководил хором псаломщик Александр Иоаннов Лебедев, который позднее руководил архиерейским хором в Пскове, а с 1924 г. по 1985 г. регентом – псаломщиком был известнейший в Печорском уезде Тимофей Васильевич Демин. Т. Демин создал огромный высококлассный хор в церкви, который участвовал также в деятельности Народного Просветительского общества. За свои огромные труды, «за усердно-полезную службу и отличное поведение» о. Павел был награжден набедренником, камилавкой, наперстным крестом с украшениями, духовным званием «протоиерей» 15/28 августа 1921 г. (т.е. всеми возможными для священника наградами). Из «послужных списков» «Клировых ведомостей» за 1925г. узнаем, что о. Павел Невлянинов имел немаленькую семью: жена его Анна Иоаннова, 1876 года рождения, 11 января; дочери: Александра 1897 г.р. 30 марта, Анна 1910 г.р., 3 сентября, Нина 1914г.р., 15 сентября, сын Валентин 1902 г.р., 10 февраля. Священник привлекал к труду в храме своих детей сызмала. На фото в приложении сняты и о. Павел и сын его Валентин Павлович, член Сеннского церковного хора и хора «Русского просветительного общества». Певчей Сеннского хора с тринадцатилетнего возраста являлась и внучка о. Павла Раиса Валентиновна Невлянинова (род. 16.08.1921г., умерла в 1999г.). Всю свою жизнь с 1934г. до самой смерти в 2000г. пела в церковном хоре и младшая дочь Нина Павловна Невлянинова. Она и похоронена рядом со своим отцом напротив входа в храм. К сожалению, со смертью внучки Раисы Валентиновны и внука Кронида Валентиновича закончился род Невляниновых.

Новомученик Пантелеимон Богоявленский

В нашей церкви служил в 1906-1907г. святой священномученик Пантелеимон Богоявленский, пресвитер Порховский (около 1881г. – 1918г.). Новомученик священник П. Богоявленский родился в псковской губернии в семье псаломщика Великолукского Богоявленского собора Иоанна Богоявленского. Он окончил в 1903г. Псковскую духовную семинарию. В раннем возрасте остался он сиротой. Учеба далась ему нелегко, поскольку за нее надо было платить. После учебы он был определен на место псаломщика в Никольский храм Александровского Посада на Талабских островах. Через 4 года Арсений Стадницкий, Архиепископ Псковский и Порховский, рукоположил его в сан диакона к церкви погоста Сенно Псковского уезда. Через год служения в диаконском сане он был рукоположен в священника и определен к храму Казанской Божией Матери Благовещенского Воронцовского монастыря. Под его руководством в Воронцовской обители был построен пятиглавый каменный храм со звонницей. К лету 1911г. о. Пантелеимон был перемещен на место священника в селение Верхний Остров, а осенью – к церкви св. Николая в погост Карачуницы Порховского уезда. Там он проявил незаурядный талант пастырского слова. Его способности к проповеди были отмечены Преосвященным Алексием, и вскоре он был переведен в уездный город Порхов в Свято-Троицкий собор вторым священником. В условиях нарастания революционной пропаганды и расшатывания устоев государственности в уездном городе как воздух нужны были священники, обладавшие даром проповеди. Спустя немногие годы этот талант послужил причиной мученической кончины священника Пантелеимона Богоявленского. Он входил в корпорацию преподавателей Порховского Духовного училища, был избран в члены Правления училища на трехлетие 1913-1915гг. Усердие о. Пантелеимона отметило епархиальное начальство и в 1914г. он был награжден камилавкою. В октябре 1917г. совершился большевистский переворот. Весной 1918г. священник Пантелеимон Богоявленский был расстрелян без суда и следствия. В архивах не сохранились материалы его следственного дела, нет и документов с подробностями обстоятельств его гибели. Известие о расстреле о. Пантелеимона ограничилось скупой заметкой в журнале «Еженедельник ВЧК» за май 1918г. В списках «Еженедельника» значится: «Пантелеимон Богоявленский, благочинный Порховского собора, расстрелян за распространение подложных слухов посредством проповедей». Эта фраза содержит указание на главную причину расстрела о. Пантелеимона – проповедь против богоборцев.[6] В 2003г. постановлениями Священного Синода он был в числе семи псковских новомучеников включен в Собор Святых новомучеников и исповедников Российских от Псковской области.

Протоиерей Константин Яковлевич Шаховской

Константин Яковлевич Шаховской родился 29 октября 1905 г. в имении Шаховских Боброве Холмского уезда тогдашней Псковской губернии. После неудачи Белой армии Н. Н. Юденича семья Шаховских переехала в Эстонию, поселившись в городе Печоры. Там Костя Шаховской закончил гимназию и поступил на лесной факультет Тартуского университета. В 1932 г. он поступает в Духовную семинарию при Печорском монастыре, в 1935 г. заканчивает ее и продолжает учебу на теологическом факультете Варшавского университета, который заканчивает со степенью магистра. В августе 1937 г. Константин женится на учительнице английского языка Елизавете Петровне Нестеровой и в том же году, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Николаем (Лейсманом) рукополагается в диакона, а 26 сентября 1937г. - во священника к церкви святого Георгия Победоносца в деревне СенноПечорскогоуезда, где прослужил до 1941г., за исключением 1938г., когда он был назначен настоятелем в церковь Сорока мучеников в городе Печоры.
О. Константин включается митрополитом Сергием в число сотрудников Русской Православной Духовной Миссии в освобожденных районах России и направляется в 1941г. в Псков. Пользуясь знанием немецкого языка и дворянским происхождением, он убеждает немецкое командование разрешить местным жителям оказывать помощь многочисленным военнопленным, находящимся в ужасающих условиях в концлагерях на Псковщине. Это ему зачтется впоследствии как сотрудничество с гестапо. О. Константин был арестован весной 1945 г. и полгода находился в ленинградских "Крестах". О. Константин должен был признать себя резидентом «абвера» и выдать свою агентуру, не менее 20 человек. После полугода допросов и пыток о. Константин был осужден тройкой НКВД как рядовой немецкий шпион на десять лет исправительных лагерей в Горьковской области.
Потом о. Константина этапировали в Абезь, под Воркуту. В 1954 г., когда лагерный срок пришел к концу, о. Константину было предложено самому выбрать место ссылки. Он выбрал село Бондарку Томской области. С 1955 г. о. Константин снова у престола Божия, совершает Божественную литургию сначала в поселке Тогур Томской области, а потом в Томске, где он продолжает свое священнослужение до 1965 г., окруженный любовью и благоговением верующих. Это не нравится власть имущим, и в 1965 г. по требованию властей он переведен в восточносибирский город Канск. В следующем году о. Константин переезжает в Эстонию, в город Пярну, где работала врачом его старшая дочь Елена, родившаяся во время служения о. Константина в селе Сенно[7]. В селе Сенно семье Шаховских пришлось снимать дом у Нечаевых. Няней дочери Елены Константиновны все годы жизни в Сенно была прихожанка церкви Людмила Константиновна Колбасова. Елена Константиновна вышла замуж тоже за священника, протоиерея Владимира Попова, и живет и служит с ним в Псковской Любятовской Никольской церкви. Младшая дочь Татьяна Константиновна жила и работала в эстонском городе Тарту заведующей библиотекой. Через несколько лет его назначили на приход в деревне Ямы недалеко от Пюхтиц. Эстонский период был для о. Константина нелегким этапом жизни. Лишенный возможности совершать регулярные богослужения из-за болезни, он скорбел от невозможности приложить свои дарования к церковному делу. 4 июня 1972 г. о. Константин скоропостижно скончался в городе Пярну.

Регент-псаломщик протодиакон Тимофей Васильевич Дёмин.

К выдающимся деятелям нашей церкви заслуженно относится регент-псаломщик Тимофей Васильевич Дёмин (родился 23.05/4.06 1893г., умер – 27.11.1985гг.). Он был и протодьяконом церкви, и регентом-псаломщиком церковного хора, и дирижером хора Сеннского культурно-просветительного общества. В хор он вступил в 1924 г., являлся воспитанником Архиерейского хора Псковского кафедрального Троицкого собора с 1903г. О. Тимофей имел специальное музыкальное образование. Под его руководством оба хора приобрели огромную славу в Печорском районе и во всей Псковской губернии. С момента образования культурно-просветительного общества 19 февраля 1923г. хор этого общества регулярно принимал участие в праздновании «Дня русской культуры» («Дня русского просвещения»), который проводился в г. Печоры с 1920г. С 1925г. до 1939г. они регулярно проводились и в селе Сенно. Бессменным руководителем и дирижером хора до 1983г. был Тимофей Васильевич Дёмин. Пела в церковном хоре с самого детства до переезда в Эстонию в 1999г. его дочь Тамара Тимофеевна Дёмина (Башкевич). Членом Сеннского церковного хора была и жена о. Тимофея Параскева. Старшая дочь Вера Тимофеевна Демина-Осипова тоже обладала незаурядным певческим талантом, имела голос меццо-сопрано, выступала с концертами в Германии, Сан-Франциско, Швеции, пела русские народные песни, получала подарки от самой Людмилы Зыкиной. В годы оккупации Вера Тимофеевна была писарем в волости, эмигрировала в 1944г. в Германию.

Немцы, захватив в Великую Отечественную войну Печорский район, ограбили исторические ценности Печорской монастырской ризницы, а также древние колокола с нашей звонницы. Но без колоколов какое богослужение? О. Тимофей получил разрешение, и под его руководством ночью были привезены колокола закрытого Мальского Онуфриевского монастыря. Эти колокола до сих пор созывают на службу прихожан Сеннской Свято-Георгиевской церкви. В церкви осталось много его рукописных сборников богослужебных произведений, которые разошлись по храмам Псковской области, а также памятная доска со списком членов хора и видом Сеннского храма, которую сделал он сам. Надпись на доске гласит: «Музыка – душа. Гармонически изображает человеческие переживания. Художник мелодических гармоний. Псалмопевец живой молитвы к Богу христианина».

V. Культурная жизнь погоста.

Сеннское Культурно-просветительное Общество.

По мирному договору 1920 г., заключенному между Советской Россией и Эстонией, так называемый Печорский край отошел к Эстонии. До революции Печеры (теперь г. Печоры) были даже не уездным городом, а местечком, волостным центром. В условиях буржуазной Эстонии на его базе был создан Петсеримааский уезд, к которому отошли значительные части нынешних Выруского и Пылваского районов. О Печорском крае в довоенной Эстонии говорили как о Богом забытой земле. Он заметно отставал от уровня развития сельского хозяйства, общей культуры крестьянства остальной части Эстонии. В русской деревне было немало неграмотных. Малоземелье и скудность почв местами являлись главной причиной бедности многих крестьян. Повышению культурного уровня села должно было способствовать введение обязательного 4-классного обучения, а с 1929 года – 6-классного, было открыто несколько школ.

Огромная роль принадлежала в этом русскому учительству. На его плечах были не только школы, но и культурно-просветительная работа среди населения, оно считало себя морально ответственным за судьбы и культуру русских людей. Именно его заботами, начиная с 1923 г., на селе стали создаваться Просветительные общества, при которых действовали библиотеки, драмкружки, хоры, оркестры, спортивные площадки, устраивались различные курсы: сельскохозяйственные, домоводства, кройки и шитья и т.д. Наиболее крупным было созданное в 1922 г. Печорское городское Просветительное общество. В Сенно такое общество было организовано в 1923 г. 19 февраля. Сразу после перехода Печерского края в состав Эстонии в 1920 г. был принят «Закон о культурном самоуправлении национальных меньшинств». В нем говорилось, что «каждая нация имеет право исповедовать свою культуру и свободно ее развивать». Однако правительство выделяло на эти цели мизерные суммы, всего на уезд 2000 крон. Этих средств хватало лишь на оплату двух работников-инструкторов. Чтобы русская культура не растворилась в эстонской, русская интеллигенция на благотворительных условиях стала организовывать с 1924 г. «Дни русского просвещения». В 1925 г. они прошли в Печорах, Лаврах, Изборске, Залесье, Новоизборске, Городище, Кулье, Печках. Праздник полюбился местному населению и оно так и стало его называть – «Русский праздник». Именно на этих праздниках впервые зазвучала мощная и величественная русская песня. В 1937 г. в Нарве состоялся I общереспубликанский слет русских хоров и в 1939 г. – II слет в Печорах, в котором приняли участие также многие русские хоры и оркестры из Латвии, Литвы, Финляндии. Они проводились в высшей степени организованно и красочно, на площадке Печорского общества собирались тысячи певцов и музыкантов в русских национальных костюмах. Целый день лились с эстрады старинные народные русские песни, играли оркестры народных инструментов, вечером ставился спектакль с участием самодеятельных артистов. На праздники стекалось огромное количество не только местных жителей, но и из других городов Эстонии, зарубежных гостей. Размах мероприятия привел к тому, что он был объявлен не краевым, а общегосударственным праздником – слетом русских хоров Эстонии.

Сводный хор в 3000 человек исполнил духовные песнопения, затем было открытие слета. И полилась русская песня, зазвучала русская музыка. Руководили этим огромным хором подлинные мастера искусства: К. Вережников, А. Губерт, С. Красноперов, И. Архангельский, регент-псаломщик Сеннского церковного хора Тимофей Васильевич Демин, Н. Вехновский, И. Смирнов, А. Коровников, В. Жемчужин. Запевал Д. Смирнов – профессиональный оперный певец. На этом историческом слете присутствовало почти все население города, ближних и дальних окрестностей. На закрытии праздника было зачитано воззвание с призывом развивать и дальше русские народное певческое искусство, поддерживать русский народ посредством музыки и пения, повышать культуру русского народа. Певческие праздники помогали людям возрождать свое национальное самосознание, были символом единения великорусской нации.[8]

В газете «Печорская правда» от 22 октября 2010 г. на 2 стр. опубликовано «Положение о проведении конкурса на разработку эмблемы праздника «Над Псковщиной песни России звучат», посвященному 100-летию Первого Певческого праздника России». Важнейшим событием в истории культуры государства Российского стал Первый Певческий праздник России, который проводился в г. Пскове в мае 1911 г. В день России (12 июня 2011 г.) в Пскове состоятся праздничные мероприятия, посвященные 100-летию Первого Певческого праздника России. Комитет Псковской области по культуре объявляет конкурс на разработку эмблемы праздника.

Мы счастливы, что сейчас вспомнили о таком замечательном празднике и решили снова его проводить с целью укреплять свое национальное самосознание и объединять нашу великорусскую нацию. Мы обязательно побываем на этом празднике и приглашаем Вас к нам в наш древний Псков именно в эти праздничные дни.

Земские школы прихода Георгиевской церкви погоста Сенно.

Изучая «Клировые ведомости» за 1890 – 1915гг., мы нашли данные о земских школах. В приходе существовало несколько земских школ. Земская Сеннская школа открыта в 1880 г. на средства Псковского земства и Сеннского общества. В ней обучалось грамотности 35 мальчиков и 10 девочек. В 1887 г. открыта школа в д. Виски, в ней обучалось 55 мальчиков и 6 девочек. В 1899 г. открыта школа в д. Адворицы, в ней обучалось 49 мальчиков и 8 девочек. В 1911 г. была открыта земская школа в д. Луки. Существовала школа в д. Подграмье. Крестьяне, родители детей, обучающихся в Сеннской народной школе Печорского уезда Изборской волости, составили «приговор» (т.е. решение собрания прихожан), где просили преподавать Закон Божий в обучении ребят. Они писали, что Закон Божий учит истинным правилам христианской жизни, способствует нравственному воспитанию. А для этого просто вводить в круг школьных предметов преподавание Закона Божия как обязательного.

Законоучителями в земских школах были священники Сеннской Георгиевской церкви:

· 1880 – 1881гг. – священник Василий Мутовозов;

· 1882 – 1885гг. – священник Павел Пруденский;

· 1886 – 1895гг. – священник Яков Матфиевич Королев;

· 1896 – 1930гг. – священник Павел Михайлович Невлянинов;

· 1931 – 1937гг.– священник Федор Соковенин;

· 1937 – 1941гг.– священник Константин Яковлевич Шаховской;

· 1938г. – иеромонах Аркадий Павлов (монах Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря).

Благодаря настойчивости священников школам оказывалась помощь натурой: дровами, маслом деревянным, освещением, отоплением, перевозкой дров, письменными принадлежностями.

Заключение

Проделав определенную работу по сбору материалов, мы пришли к следующим выводам:

Мы узнали, что Сеннской Свято-Георгиевский храм является памятником архитектуры XVI века. Село Сенно является древним погостом и упоминается в документах XII-XIII веков. Звонница при храме достигает высоты 21 м. и является самой высокой звонницей на Псковщине. Она тоже является памятником архитектуры. Ворота при храме тоже имеют всероссийскую известность. Их прославил в своей картине «Псковский погост» великий русский художник Николай Рерих. Нам удалось составить очень ценный документ «Список священнослужителей Сеннского храма» с 1745г. Ценным в нашей работе мы считаем составление статистической таблицы о количестве населения в погосте Сенно с 1745г. Нам удалось выявить имена наиболее выдающихся деятелей нашей церкви. В нашей работе кратко освещена огромная роль церкви в жизни Сеннского Культурно-просветительного общества, существовавшего в период с 1920 по 1940гг., когда Печорский район входил в состав буржуазной Эстонии. Собран материал о земских школах Сеннской волости, предшественниках существующей сегодня Новоизборской средней школы. Во время работы собраны материалы об истории деревни Нового Изборска – центра Новоизборской волости, бывшего Сеннского погоста Псковского уезда. Мы считаем, что собранный материал может быть использован для создания брошюры-путеводителя по Сеннскому Свято-Георгиевскому храму и погосту в целях знакомства прихожан, туристов, учащихся школы с дорогим нашему сердцу родным уголком - храмом и погостом.

Познакомившись близко с жизнью и трудами о. Павла Невлянинова, школьники не остались равнодушными к его делам и выступили с инициативой о сборе средств на приобретение фотографии и металлической таблички на крест на могиле о. Павла и на сооружение оградки. Фото и табличка уже смонтированы, на оградку средства еще собираются.

Список использованной литературы:

1. «Ведомости о церкви» 1745 – 1925гг. ГАПО. Ф. 39, Оп. 1.

2. «География Псковской области». Под ред. А.Г. Манакова. Псков, 2000г.

3. «История русской церкви».

4. «Клировые ведомости» 1745 – 1925гг. Архив церкви

5. «Колокольчик» №78 «Вознесение Господне». Печоры, 2009

6. «Минея. Июль»

7. «Настольная книга священнослужителя».

8. «Не прервется связь времен». Печоры, 2003. Выпуск 1; 2007, выпуск 2; 2009, выпуск 3. Материалы общества краеведов при Печорской районной библиотеке.

9. «Псковские Епархиальные Ведомости» 1896 – 1917гг.

10. «Святитель Феодосий Черниговский. Житие и чудеса». Москва 1898г.

11. «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь». Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1998г.

12. «Святые новомученики Псковские». Псков 2004г.

13. «Словарь исторический о русских святых».

14. Докучаев И.«Изборск. Путеводитель», Псков, 2003г.

15. Косточкин В. «Тропой легендарного Трувора». Москва, «Искусство», 1971г.

16. Лашин М.В. «И корни, и ветви в Печорском краю». Печоры, 2002.

17. Лашин М.В. «Часовни Печорского района». Личный альбом. 1975г.

18.Метрические книги Сеннской Свято-Георгиевской церкви 1-ой половины 20 века.

19. Морозкина Е. «Псковская земля». Псков, 1985г.

20. «Печоры – порубежный край России». Печорский районный Совет ветеранов войны и труда. Составитель Бедовый Н.И. Печоры, 2005г.

21. Расходные книги, Оправдательные документы, иные документы Сеннской Свято-Георгиевской церкви.

22.Ростовский Дмитрий, святитель. «Жития святых». Москва, «Терра», 1998г.

23. Слободской Серафим, протоиерей. «Закон Божий». С-Пб. 2000

24. Стройло А., Курбатов В.Я. «Нравы, обычаи и верования села Сенно». Псков, 2004г.

РЕЦЕНЗИЯ

Дорогие друзья!

Вас можно поздравить с серьезной и содержательной работой по воссозданию истории родного храма и погоста. Собран большой фактический материал по самым разным направлениям, касающийся истории храма святого великомученика Георгия. Дается краткая историческая справка об административной роли погостов в Древней Руси, подробно излагается история Сеннского храма и погоста, дается искусствоведческий анализ архитектуры храма и уникальных в своем своеобразии кладбищенских ворот. Приводятся жития св. Георгия и св. Феодосия, святых, в честь которых и освящен Сеннский храм. Особенно подробно освещена история храма в ХХ в., полная волнующих и трагических событий, рассказано о священниках, совершавших свое нелегкое служение в роковое для России время. Материал подобран гармонично для составления путеводителя и включает даже краткие пояснения об устройстве православного храма и правила поведения в нем. Таким образом, эта информация обращена не только к верующим, но и ко всем, кто заинтересуется историей храма и погоста в селе Сенно. Особенно приятно отметить, что авторы работы использовали такие архивные источники как «Клировые ведомости», «Ведомости о церкви», «Метрические книги». Эти данные уникальны и впервые вводятся в научный оборот. Чувствуется, что проделана огромная работа, достойная самой высшей оценки.

При этом позвольте высказать и некоторые существенные замечания для дальнейшего совершенствования Вашей работы.

Цель Вашей работы обозначена как создание путеводителя, и именно это должно было стать конечным итогом вашей работы. Не кажется ли вам, что поставленная цель не достигнута? Собранный вами богатейший материал может стать лишь основой для будущей брошюры. Речь не идет о издании путеводителя, но вы могли бы представить макет в электронном виде. Мы не видим, из каких разделов (глав) будет состоять путеводитель, заявленная цель предполагает и некоторую ориентацию в пространстве, т. е. наличие карты или схемы. Поставьте себя на место путешественника по вашим родным местам. Ответы на все возможные вопросы должны быть представлены в вашем путеводителе. Подумайте, как переформулировать тему. Может быть, это просто буклет или сбор материалов к созданию путеводителя.

На следующем этапе планируются задачи, как конкретные шаги к достижению цели. Духовно-нравственное воспитание детей (т. е. вас самих) не является задачей вашего проекта. Задача составления текста путеводителя влечет за собой серьезный этап исследования, что и было в вашем случае. Если это исследовательский проект, то нужно хорошо осознавать и выделять среди общих задач проектной работы задачи исследовательского характера – «выявить», «найти», «вскрыть», «определить».

Вы совсем не указываете методов, которыми вы пользовались. В проектной работе помимо исследовательских (анализ литературы, неопубликованных источников, беседы с местными жителями) всегда применяются методы, связанные со спецификой данного проекта. Это могут быть дизайн, реконструкция, иллюстративный метод, изготовление макета.

Исследование – это строго научный жанр, который подразумевает наличие научного аппарата, правильно сформулированных целей, задач, методов исследования, этапов работы, выводов.

Необходимо обратить внимание на ссылки, которые в вашей работе отсутствуют. В тексте ссылка на конкретное издание может осуществляться по его порядковому номеру в списке, дополненному номерами использованных страниц и заключенному в квадратные скобки: [2, с. 52]. Возможны и другие варианты оформления сносок (автоматические постраничные или концевые сноски текстового редактора), но их наличие обязательно. Наука развивается соборными усилиями, поэтому прямое (прямая речь) или косвенное (пересказ) цитирование со сносками должно служить тому, чтобы, опираясь на уже имеющиеся достижения, авторы исследования пошли дальше своих предшественников. Упоминание или краткое изложение результатов других привлекаемых трудов всегда должно иметь ссылку.

В тексте работы приведено много материалов именно исследовательского характера, не совсем подходящих для путеводителя («Метрические книги», «Клировые ведомости»). Добытые собственными усилиями знания всегда очень дороги авторам. Но специфика исследовательской работы – представление хода и результатов собственного изыскания, а не полное описание изученного явления. Основная часть работы должна раскрывать общий ход исследования, а не все, что Вы узнали по выбранной теме. Возможно, некоторые подробности стоит опустить или перенести в приложение.

В вашей работе совсем отсутствует заключение. Какие выводы сделали авторы после столь углубленного исследования, как оценивают результаты своего труда, каковы его перспективы? Все это нам остается не известным.

Желаем воплотить цель Вашей работы в жизнь и увидеть интересный и увлекательный путеводитель по истории Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста!

С уважением, рецензент

к. б. н. Смирнов И. А.



[1] Тропой легендарного Трувора. В. Косточкин. Стр.106. Москва, «Искусство», 1971г.

[2] Псковская земля. Е. Морозкина. Псков, 1985г.

[3] Памятная доска со звонницы, установленная Министерством Культуры РСФСР в 1968г.

[4] Псковская земля. Е. Морозкина

[5] «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского, т. 1, с.296

[6] Святые новомученики Псковские. Псков, 2004. Стр. 19

[7] Ныне Елена Константиновна Попова (урожденная Шаховская) – жена протоиерея Владимира Попова, настоятеля Псковской Любятовской Никольской церкви.

[8] «Печоры – порубежный край России». Печорский районный совет ветеранов войны и труда. Печоры, 2005г стр.93-103.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру