«Наш Храм - наша Святыня». Творческая конференция

В нашем районе есть удивительный Храм в честь святого Иоанна Крестителя. Находится он в живописном месте Сумароковского округа, бывшей деревни Ащерино. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты. О нашем храме – нашей Святыне, мы поведем сейчас рассказ.

Расположенное на территории старинного Растовецкого стана Рузского уезда замосковной земли Ащерино или, как его называли в XVII столетии, Ощерино, принадлежит к древним поселениям, история которого восходит в глубину веков. В XVI столетии им владел Афанасий Ощерин и тогда Ащерино на речке Педне называлось деревней.

В конце XVI века это владение покупает Иван Осорьин, который и поставил здесь деревянный храм в честь своего небесного покровителя святого Пророка и Крестителя Иоанна. В польско-литовскую интервенцию село Ащерино было разорено и сожжено, храм Иоанна Предтечи уничтожен, а само место в писцовых книгах Рузского уезда 1620-х гг. называлось “пустошью, что было село Ощерино на реке Педне”. Мать владельца Ащерина Ивана Осорьина была инокиней Вознесенского девичьего монастыря в Кремле – старица Ираида Ивановна Осорьина.

Стольник Василий Федорович Песриков стал храмоздателем новой деревянной Предтеченской церкви с приделом Николая чудотворца, возведенной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в 1684 году при настоятеле священнике Василии Иосифове. На пропитание причту вотчинниками Ащеринского прихода была выделена пашенная и сенокосная земля. В причте служили священник Ульян Родионов (с 1692 г.) и дьячок Иван Леонтьев. 1744 году священник Иоанн Иванов из села Ащерино был переведен в число братии Николо-Пешношского монастыря, приписанному тогда к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

По ведомости о духовенстве Рузы и уезда за 1755 г. в селе Ащерино при церкви Иоанна Предтечи числилось 130 приходских дворов, по которым в силу указа 1722 года “священно и церковнослужителям быть надлежит священнику, дьякону, дьячку и пономарю…”

В 1782 году в 40 саженях от ветхой деревянной церкви была построена новая деревянная церковь в честь Собора святого Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая, а на месте алтаря разобранной древней церкви была построена деревянная часовня с храмовыми иконами.

Во время Отечественной войны 1812 г. французские мародеры сожгли приходские дома, обокрали церковное имущество… Церковное благолепие восстановил священник отец Андрей Фёдоров, который за отличное поведение во время военного времени был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте с надписью “1812 г.” “для ношения на персях”.

В 1873 году на месте старой, деревянной, была построена каменная церковь в честь Собора Иоанна Предтечи с приделами в честь святого Пророка Божия Илии и Святителя Николая «тщанием доброхотных дателей и церковно-кошельковую сумму». Она и сохранилась до нынешнего времени. К августу 1885 года были построены кирпичная ограда, двухэтажная сторожка и церковно-приходская школа, в которой в 1916 году училось 58 человек. Состояние клира на 1916 год следующее: священник Иоанн Николаевич Беляев, псаломщик Василий Ильич Милославский; церковный староста Ефим Иванович Волков. Также при Храме проживала вдова умершего священника Серафима Феодоровна Виноградова. Прихожанами Храма в то время были более 500 жителей 10 окрестных деревень и самого Ащерина. Изнутри Храм был полностью расписан, иконостас позолочен, было 5 колоколов.

После революции службы в храме продолжались до 1941 года, когда Ащерино и близлежащие деревни оказались в немецкой, а затем в финской оккупации. Немцы занимали Ащерино в 1941-42 г.г.. Случился пожар, в результате которого выгорело до 200 домов села Ащерино, и оно перестало существовать. Оккупанты согнали всех жителей в Храм и держали их в нем три дня. Попытка взрыва Храма оказалась неудачной, так как в это время к Ащерино подошли партизаны и освободили село от захватчиков. После войны местные жители начали растаскивать иконы и утварь по домам, кто-то из корыстных целей, а кто-то ради сохранения святыни. В 1948 году сняли колокола, постепенно разобрали иконостас и пол. В 50-х годах с Храма сняли купол. Колокольню пытались взорвать уже наши соотечественники, но она была вплотную пристроена к Храму, поэтому боялись разрушить все. В дальнейшем ее постепенно разобрали. После войны в Храме был устроен склад. Храм разделили на 2 этажа: на первом солили шкуры, на втором хранили зерно. Безбожная власть предполагала, что под Храмом находится «клад», в поисках которого были устроены «раскопки». Позже в Храме был склад минеральных удобрений.

Алтарник нашего Храма Георгий (врач из г. Москвы) рассказывает: «Моя дача находится в д. Грязново, я начинал ее строить в 1991 году. Проезжая мимо Храма, я всегда заходил туда. Храм был разрушен, в нем находились удобрения».

Татьяна Борисовна Мамонтова, старейший педагог нашей школы, добавляет: «Была попытка храм восстановить, обещали спонсировать реставрацию. Приехали, поставили леса, срубили березки на крыше, на том дело и закончилось. И снова это удивительное, прекрасное даже в своем заброшенном и полуразрушенном виде творение рук человеческих было прекрасным. Бывало, едешь по дороге мимо церкви и понимаешь, какой необычайной красоты, похожей на удивительную шкатулку, был этот храм, а сердце так и просит, чтоб Божие дело было осуществлено. Храм поругаем не бывает. Надругались люди над красотой, но получилось так, что надругались над своей собственной душой. В этой деревне недаром ведь происходили страшные события: загоралась деревня (и не раз!); старая ветла упала и придавила собою сразу 2-х девочек –близнецов; мужик живьем сгорел на ферме».

И действительно, по словам жителей села Сумароково Зинаиды Казарменковой, Тамары Фёдоровны Волковой и др., в 1991 году был сильный пожар, жители села вышли на Крестный ход с иконой Божией Матери, и пожар утихомирился, ветер подул в другую сторону.

Отец Александр (Лесин), священник Покровской церкви в г. Рузе, по совместительству вёл службы в храме с. Сумароково до назначения нового настоятеля – с 1999 по 2005 гг.. Как нечто судьбоносное выделяет он то обстоятельство, что именно ему выпало поднимать храм из руин, но не строительных (это было невозможно), а из духовных! Во все разверстые окна свищет ветер, всё разорено, люто холодно даже в жару, а люди идут. Бывало, на службах было до 30 человек! Для такого малонаселённого места это очень много, особенно тогда, в самом начале восстановительного периода. В 1999-ом году это были первые Божественные литургии за 58 лет!

В начале 2005 года Святейший Патриарх Алексий II назначил иеромонаха Гурия (Фёдорова) настоятелем Патриаршего Подворья. Отец Гурий с 1994 по 2000 гг. участвовал в проектировании и строительстве храма Христа Спасителя, сам по профессии архитектор. Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, отец Гурий несет послушание настоятеля Московского храма великомученика Пантелеимона при больнице МПС.

Первым делом весной 2005 года расчистили храм и сделали временный иконостас. В храме началась регулярная служба. Но вдруг пошел дождик, который не переставал лить 3 дня, и стало понятно, что надо срочно заниматься кровлей. Батюшка собрал много прихожан, срубили березово-рябиновую рощу с крыши, нарушили грибницы на сводах храма, сбросили несколько тонн строительного мусора и земли с крыши, а потом в течение теплого летнего сезона укрепили своды и уже к осени поставили огромные золотые купол и крест.

В этом же году был составлен генеральный план будущего развития Подворья. Купили 2 вагончика, между ними поставили трапезную. Появились постоянные люди, «местные подвижники», так всех называет Батюшка . К зиме поставили 2 больших сруба, ранней весной срубили колодец. В храме поставили 2 большие печи, утеплили окна, сделали полы. С тех пор храм потихоньку благоукрашается: много икон, малая звонница, клирос и церковная лавка. Началось оформление документов Храма и Подворья, то есть подготовка к основному возрождению Храма.

Наш Храм построен по проекту (1867 г.) архитектора С.И.Бородина в форме корабля, но проект в дальнейшем был исправлен неизвестными зодчими в процессе строительства. С востока приделан алтарь, а с запада- колокольня (ныне разрушена). Сверху Храм перекрыт парусными сводами, центральная часть перекрыта куполом с открытым отверстием подобно раннехристианским храмам (гроба Господня в Иерусалиме, Пантеона в Риме и др.) и сверху завершен световым барабаном, над которым возвышается маленький барабан с головой и крестом. Внутреннее пространство его показывает, что Храм является по своему типу соборным четырехстолпным, с единым пространством и обширным алтарем для соборного служения. Иконостас в Храме был пятиярусный, высокий до сводов, остались металлические крепления, удерживающие иконостас. Нынешний временный иконостас сделан двухъярусным. Большие светлые окна равномерно освещают все пространство Храма. Боковые фасады завершаются тройными декоративными кокошниками, в середине которых круглые медальоны для икон наподобие Тоновского Храма Христа Спасителя. Архитектура храма выполнена в традициях русского стиля. С возрождением свода большого барабана и вознесением креста с золотым куполом над ним, а также трехцветной покраской стен Храм засиял благолепием и красотой и стал жемчужиной нашего района.

Храм имеет три апсиды, в которых находится три Святых Престола, посвященных святителю Николаю, пророку Илии и центральный главный - Собору Иоанна Предтечи. Эти величайшие святые особенно любимы на нашей земле. Мы рады, что Господь дал нам таких Покровителей. Святитель Николай - «правило Веры», он исполнил всё Евангелие. Пророк Илия – ревнитель веры и взят живым на Небо. А святой Иоанн – Креститель Господа, первый праведник среди живущих на земле. Он также покровитель монашествующих. У нас в Храме, по благословению Патриарха Алексия II, были совершены 2 монашествующих пострига. 20 января вспоминается Собор святого Иоанна Предтечи, т.е. вспоминаются все события из его земной жизни и последующие чудесные явления, связанные с Ним.

В нашем Храме трудился святой новомученик Алексей Скоробогатов, который был церковнослужителем и преподавателем церковно-приходской школы, он также является небесным Покровителем нашего края.

В конце 2007 года произошло еще одно удивительное событие. Одному из благотворителей нашего Храма рабу Божиему Дионисию был сон, что он строит деревянный храм. И он проснулся с сильным желанием исполнить Божие призвание. Приступил к проекту и собиранию средств. Затем было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на построение деревянного Храма в честь иконы Божией Матери “Неувядаемый цвет” близ Предтеченского соборного Храма. Это было событие радостным для всех прихожан и местных насельников Подворья.

Надо сказать, что у подростков появляется интерес к духовному наследию родного края. Так, летом 2006 года ребята из гимназии г. Рузы принимали участие в восстановительных работах в Храме и на территории Подворья. Дети были рады тому, что они прикоснулись к возрождению духовных святынь своей земли, на которой они живут.

Наш храм – это наша Святыня. Мы любим приезжать на Подворье, участвовать в церковной жизни, помогать по хозяйству. Чем мы занимаемся на Подворье? Несколько лет подряд к Рождеству строим Вертеп. Делаем это с удовольствием, а потом радуемся своей работе. Он всегда получается таким красивым! По мере возможности принимаем участие в уборке территории, в благоустройстве территории Подворья: сажаем цветы, деревья, чистим канавку. С этого года проводится замечательное мероприятие: совместное с Детским Домом г. Рузы празднование именинника. Ребята, живущие в деревне Сумароково, бывают на Подворье чаще. Они рубят дрова для отопления Храма, помогают в плотницком деле, а в свободное от работы время играют в теннис, беседуют с Батюшкой. Так замечательно, что есть возможность проводить и совместные праздники: святителя Николая Угодника, праздники Матери Божией, Рождество Христово, Пасхальные праздники. Все это мы делаем с большим удовольствием для души!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Рузский уезд по писцовой книге 1567-1569 гг. М. 1997. С. 49

2. РГАДА, ф. 1209, оп. 1.Кн.

3. РГАДА, ф. 1209, оп. 1.Кн. 6011, л. 612 об.

4. МЦВ-12-1884-оф. С. 47.

5. МЦВ-11-1891-оф. С. 30.

6. ЦИАМ, ф.203,оп. 603,д.12.

7. ЦИАМ, ф.203,оп. 604,д.39.л.13

8. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М.2003г.

9. Жемчужины Рузской земли. Храмы Рузы, Новомученники Рузского края

Рецензия

Дорогая Виктория!

Спасибо Вам за участие в конкурсе, но, прежде всего – за осознание значения храма для человека и общества, и его выражение в Вашей работе. Встретить такое осознание очень отрадно, ведь оно – очевидное проявление возрождения духовной жизни в нашей стране, возвращение понимания того, что жизнь в истине – это жизнь в присутствии Бога, в непосредственном переживании его благости и красоты. Вам удалось передать связь внешнего преображения родной земли, вновь украшающейся храмами, и внутреннего преображения людей, созидающих их. А также, и общества, которое, выстраиваясь вокруг храма, превращается в общину.

Ваша работа продумана и выстроена в соответствии с глубокой интуицией того, что путь к восприятию Истины бытия – это путь к истокам национального самосознания, которым со времен князя Владимира и живет наша страна. Именно православное сознание в действительности составляет главный объект Вашего внимания и интереса. «В чистом виде» эта идея в работе, конечно, не высказана, но именно в соответствии с так понятым ее предметом организован весь материал.

Работа начинается с обращения к истории, но история для Вас важна как восстановление памяти о православном мировосприятии, на основе которого устраивалась вся жизнь в России. История села со времени его возникновения переходит у Вас в историю строительства в нем храма (как-то само собой разумеется, что именно в этом его жители выражали смысл своего существования), в историю его дальнейшего устроения и переустройства. Иными словами, в историю жизни храма, которая ощущается как непрерывная, хотя храмов было несколько – деревянные, затем, каменный. Вы повествуете о том, что храмы разрушались – в польско-литовскую интервенцию, во время Отечественной войны 1812 года. Но указываете и на то, что они всегда восстанавливались. Таким образом, Вы подводите к мысли о том, что «внешняя», прерывная история храмов – это проявление жизни внутреннего храма, созидаемого в человеческих душах. Прямо этого вывода не делаете, хотя из вашей работы явствует, что она-то длилась непрерывно, и всегда была главной причиной того, что на разоренном месте вновь вырастал Дом Божий, а рядом с ним и дома людей.

В качестве особого периода, конечно, выделено в работе время советской власти – безусловно, самой трагической странице в истории нашей страны, поскольку тогда была поставлена и решалась задача подрыва оснований национального самосознания. Внешние проявления – разрушение храмов, репрессии священнослужителей и простых верующих - были страшны. Но страшнее было то, что «царство разделилось внутри себя» - инициатива разрушений происходила изнутри Отечества, что многие люди – кто более, кто менее сознательно, - стремились отказаться от православных корней собственной жизни. У Вас об этом периоде «разбрасывания камней» сказано ярко, на контрасте: освобождение села от фашистской оккупации, спасение партизанами жизней жителей, запертых немцами в храме. И – разрушение храма самими жителями уже в послевоенное время. Символично – храм вместе жителями уцелел во время войны и был разрушен, когда внешняя опасность миновала. За этим символом – горькое сознание того, что политика советской власти по разрушению веры все таки принесла намеченные ею плоды. Не сразу – история Вашего храма в советский период достаточно редкая – он действовал до 1941 года и был закрыт не коммунистами, а в связи с оккупацией. Однако после победы над внешним врагом, обнаружилось запустение «внутренних храмов» людей, так что восстановление церковной жизни оказывалось невозможным долгие годы.

Затем работа повествует о новом, современном возрождении храма, о том, что «мерзость запустения» воцарилась в нем хотя и надолго, но не навсегда. Возрождение храма выглядит в ней очередным, в ряду других, уже не раз бывших. И, как и прежде, внешнее возрождение храма выступает как свидетельство жизненности православного сознания, не прекратившейся, выдержавшей самое суровое испытание – отречение от него самих его носителей. Оно стало пробуждаться и крепнуть в душах людей.

Вы сообщаете конкретные примеры сохранившегося сознания связи истинной жизни с храмом. Таков пример московского врача, заходившего в 1991 году в разрушенный храм, где «находились удобрения» и служащего сегодня в нем алтарником. А также – рассказ старой учительницы о неудавшейся попытке восстановления храма, в котором слышится скорбь и сожаление от не исполнившейся тогда надежды. Вы не только выражаете собственные мысли, но констатируете итог, который был подведен жителями Вашего села невиданному «эксперименту» над русским православным сознанием в советские времена, когда пишете: «Храм поругаем не бывает. Надругались люди над красотой, но получилось так, что надругались над своей собственной душой». Результатом такого осознания и покаяния стало новое возвращение в храм, и возвращение самого храма, ставшего Патриаршим подворьем. Повествование этой, завершающей части работы, становится особенно впечатляющим благодаря прекрасной презентации, делающей зримым все то, о чем говорится в рассказе. Ее кадры позволяют почувствовать радостную атмосферу пробуждения храма к жизни: духовную жажду людей, готовых стоять службу в храме без окон, и даже без полов, возведение деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», Рождественский Вертеп, и многое другое. Удивительно созвучна ей песня. Таким образом, можно сказать, что работа вполне состоялась.

Однако, она не лишена существенных недостатков. Первый из них – полное отсутствие того, что называется научным аппаратом исследования. Наш конкурс – учебно-исследовательских работ учащихся, участник должен осознавать научную направленность своей деятельности. Научный аппарат должен помещаться в самом начале, после заглавного листа и содержать такие разделы как цели, задачи и методы исследования, возможно, объект и предмет исследования и др. Кроме того, в конце работы должны быть сформулированы выводы.

Также желательно, чтобы логика работы была не только внутренне ощутима, но и видна внешне – текст должен быть разбит на логические отрезки – главы, которым может быть предпослана особая часть – Введение. В нем прямо выражается главная тема, идея, которая будет затем раскрываться во всей работе. К нему можно было бы отнести Ваш первый абзац. Ваша работа структурно делится на три части, которые могли быть выделены в виде отдельных глав: 1) история созидания храма до революции 2) история храма в советское время (история его разрушения) 3) история возрождения храма и приходская жизнь в постсоветское время. В каждой из этих глав, в свою очередь, можно выделить отдельные подразделы. Так, в первой главе это – история земли Ащерино, первый деревянный храм, второй деревянный храм, третий деревянный храм, каменная церковь, священство. Такое структурирование текста полезно тем, что требует от автора добиваться завершенности каждой отдельной части, и тогда текст в целом приобретает большую логическую стройность. Если Вы с этой точки зрения посмотрите на свой текст, то увидите, что начало и конец у потенциальных глав и их подразделов отсутствуют, и некоторые важные звенья повествования оказались пропущены. Например, начало у третьей главы получилось бы такое: «Алтарник нашего храма…» Между тем главу лучше было бы начать с обобщающей фразы о том, что после долгих лет запустения храма в советский период, в 1990-е годы началось его возрождение. Затем, уже в середине текста, появляется сообщение о том, что «Святейший Патриарх Алексий II назначил иеромонаха Гурия (Федорова) настоятелем Патриаршего Подворья». Но о самом факте получения храмом статуса Подворья – ни слова! Это большое упущение, если подумать о том, какую роль сыграл этот факт в возрождении храма.

Есть и стилистические недочеты. Например, предложение «И снова это удивительное, прекрасное даже в своем заброшенном и полуразрушенном виде творение рук человеческих было прекрасным» создает ощущение, что в нем совместились две мысли при том, что оставить надо было какую-то одну.

В конце работы приводится список литературы, в котором на самом деле представлена не только литература, но и источники. Их и литературу надо разделять, т.к. их роль в исследовании разная: источник дает возможность выявить нечто новое, сделать какие-то выводы, непосредственно связан с проблемой исследования; литература используется для создания историко-культурного фона, обстановки, для сопоставления или справки. Надо осмыслить, какие из привлеченных произведений являются литературой, а какие – опубликованными источниками. На мой взгляд, книга «Рузский уезд по Писцовой книге 1567–1569 гг.» (М., 1997) – это источник информации о раннем периоде существования храма. Не ясно, что такое последний пункт списка литературы: это – издание? укажите место и год издания; это – архивный документ? укажите номер хранения.

Кроме опубликованных источников в работе видны архивные документы (ЦИАМ, РГАДА, что такое МЦВ?) и полевые материалы (итоги бесед с членами прихода); все они должны быть указаны по алфавиту в отдельных списках. Откуда у Вас архивные документы – из музея? от руководителя? вы делали запросы? – отметьте. Информаторы должны быть перечислены в конце работы в отдельном списке по алфавиту по типу: Малышев О.В. (1929 г.р., т.е. ФИО и год рождения информатора), д. Трещаткино, 2010 г. (т.е. место и время беседы). Не забудьте поблагодарить Ваших информаторов.

Соответственно вашими исследовательскими методами будут: анализ литературы, анализ опубликованных источников, анализ архивных документов. Интервью или беседа – это метод этнографической беседы; в ходе ее собираются так называемые полевые материалы авторов (ПМА). Все аббревиатуры (в т.ч. названия архивов) расшифровывается при первом употреблении.

Статьи из сборников, а также газет и журналов указываются по типу: Лашин М.В. Варварство (т.е. автор и название). // Печорская правда. Газета Печорского района. 4.01.1990. (Две косые черты отделяют названия использованной статьи и сборника, газеты, журнала, где статья размещена.) Или: Вознесение Господне. // Журнал «Колокольчик». Псково-Печерский монастырь, 2009. № 78. С. 6–7. По этому типу указываются и статьи из Интернета: обязательны автор и название статьи (по возможности), название и адрес сайта.

Отмеченные недостатки, конечно, снижают качество работы. Однако автора хочется поздравить с первым успешным опытом и пожелать дальнейших успехов! Надеемся, что у Вас большое будущее!

Рецензент: кандидат философских наук,

доцент С.Г. Гладышева.

Оценка: работа хорошая и искренняя. Недостаток – отсутствие научного осмысления и, соответственно, аппарата.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру