Философия науки
Эволюционный миф и современная наука
…Гипотеза о происхождении обезьяны от человека в современных околонаучных мифах есть явление скорее периферийное, которому не следует уделять значительное внимание. Чтобы разобраться в иррациональных истоках околонаучного мифотворчества, следует сконцентрировать внимание на его узловых моментах, проследить зарождение мифологических мотивов из "коллективного бессознательного" европейского общества по другим формам духовной жизни – прежде всего по содержанию художественного творчества. … Еще в самом начале ХХ столетия Бехтерев призывал очень внимательно отнестись к фактору внушения, "иначе целый ряд исторических и социальных явления получает неполное, недостаточное и частью даже несоответствующее освещение" . Такое же несоответствующее освещение получают в сознании ученых, педагогов, а вслед за ними и всего общества, околонаучные мифы. Их широкое распространение, как принято считать, обусловлено их научной обоснованностью. На самом же деле, роль науки здесь косвенная и связана с особенностями действия механизма внушения.
>>
Закат естественнонаучного материализма и христианское мировоззрение
Разделив всю полноту реальности на субстанцию мыслящую и субстанцию протяженную, Декарт фактически постулировал воспринимаемый человеком образ пространственно-протяженного мира как нечто абсолютное, не выводящее нас за свои пределы ни к какой трансцендентно-идеальной глубине. Картезианское разделение реальности неизбежно вело к признанию того, что все движущие и формообразующие силы нашего мира всецело находятся в пределах пространства и времени и их следует искать не иначе, как в глубине самой материи, в составных частях сложного. В XYIII и Х1Х веках этот подход и был взят на вооружение развивающимся классическим естествознанием. Поэтому с самого начала оно было обречено на редукционизм и материализм - на сведение сущности сложных явлений к сущности их составных частей и на поиск первичной реальности нашего мира в наименьших материальных образованиях. Так, связав свою судьбу с картезианскими взглядами на реальность, наука заняла в европейском обществе позицию колоссального по своей силе проводника материализма и бездуховности. …Вернер Гейзенберг по этому поводу писал, что мы в настоящее время уже "не можем уйти от факта, что естествознание создано людьми. Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть "сама по себе". Напротив, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими". Все это, подчеркивал он, и обязывает нас признать, что "если в наше время можно говорить о картине природы, складывающейся в точных науках", то речь, по сути дела, должна идти уже не о картине природы, а о картине наших отношений к природе. …Законы, управляющие жизнью материального мира, и представляют собой, в конечном счете, всего лишь проявление творческого воздействия на мир этих Божественных энергий. А потому абсолютность этих законов и условна - они вполне могут нарушаться Божественным произволением. Эти-то нарушения и проявляют себя в событиях, которые человек воспринимает как чудо.
>>
От неживого к живому
К вопросу о происхождении жизни на Земле
...Непреодолимая пропасть продолжает лежать между упорядоченными неживыми системами (например, случайно возникшей молекулой белка) и простейшим элементом живого - клеткой, представляющей собой сложнейший слаженный механизм, функционирующий на многих структурных уровнях, в том числе и молекулярном. Большинство биологических систем, таких как клетка или отдельные органы, обладают определенной степенью сложности - устранение практически любой части этой системы приводит к расстройству ее функционирования. Такие системы не могут возникнуть в результате эволюции более простых систем. ...В настоящее время нет ни одной серьезной научной публикации по проблеме молекулярной эволюции какой-либо биохимической или клеточной системы. Вывод однозначен - тот, кто задумал эти системы, знал, какими они будут в законченном виде. Жизнь на Земле - результат разумного замысла Творца. Свидетельства замысла видны и в гигантском списке органов, поражающих своей сложностью и совершенством: глаз, ультразвуковой локатор летучей мыши, система регуляции давления у жирафа, строительные инстинкты рыб и птиц, и т.д.
>>
Естественнонаучные представления о происхождении человека
Антропология
…Важность вопроса о происхождении человека для дарвинизма вытекает из его альтернативности - одно из двух: или человек сотворен по образу Бога как совершенное существо, наделенное нравственными и интеллектуальными свойствами, или человек - конечный продукт эволюции, т.е. создан по образу обезьяны. …Главная трудность изучения ископаемого человека - крайне редкие находки подлинных окаменелостей, их фрагментальный характер, обеспечивающий широкое поле для интерпретации. Однако именно на смелой интерпретации, выходящей далеко за рамки научного метода, и строят свои представления ученые-эволюционисты, а затем с помощью системы образования и средств массовой информации создается мнение, что речь идет о научно доказанных истинах. … Борьба за превращение человека в продвинутую обезьяну, носящая временами черты комедии, а порой и фарса, продолжается уже около полутора веков, несмотря на ее полную бесперспективность: во времена Дарвина доказательств происхождения человека от обезьян было ровно столько же, сколько и сегодня.
>>
Эволюция дарвинизма
Из истории становления теории эволюции
…В процессе становления и эволюции самой теории Дарвина (а таковая имела место на протяжении всей своей истории) полемика сосредоточивалась вокруг ограниченного числа ключевых вопросов - доказательствах правильности или неправильности эволюционных представлений. И по сей день, дарвинисты усматривают эмбриологические (биогенетический закон, установленный Э. Геккелем и Ф. Мюллером), сравнительно-анатомические и морфологические (гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы, атавизм), палеонтологические (ископаемые переходные формы, палеонтологические ряды, реликты) и биогеографические доказательства эволюции. Однако при пристальном рассмотрении эти доказательства не представляются такими уж убедительными и могут убедить лишь того, кто верит в эволюцию, при этом контрдоводы обычно отметаются или делается вид, что их не существует. …Эволюционисты всегда тщательно оберегали свою святыню - теорию Дарвина от критики, они склонны были поддерживать любые свидетельства своей правоты, даже заведомо неверные, по крайней мере, до того, как появится какая-то приемлемая замена. (По этой же причине научное сообщество отказывается обсуждать факты, противоречащие эволюционной теории, особенно касающиеся молодого возраста Земли).
>>
О теории биологической эволюции
История становления теории Дарвина
…Можно по разному относится к эволюционной теории, однако, то, что бессмертный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов» является второй по влиянию на умы европейской цивилизации книгой (первая, к счастью, - все еще «Библия») отрицать невозможно. Идеи эволюционизма пришли в мир задолго до Дарвина и их истоки теряются в глубине веков, поэтому, чтобы понять причины быстрого и победоносного шествия дарвинизма и его удивительную живучесть, надо обратиться к истории данной области естествознания. >>
Мировоззрение и нравственность в науке
Еще Сократ осознал, что не меньший мировоззренческий интерес, нежели устройство Вселенной, вызывают вопросы морали и нравственности. И именно в силу важности этих вопросов они не могут быть обойденными в мировоззрении человека. На мораль и нравственность также не существует единой точки зрения, разногласия затрагивают как их происхождение, так и изменения принципов нравственности в процессе исторического развития человечества. >>
Мировоззрение и естественные науки
Мировоззрение и естественнонаучное знание
…Мировоззрение (в информационном смысле) не есть арифметическая сумма знаний, мировоззрение всегда целостно, всё в нём исходит из единого источника, всё тяготеет к единству и гармонии. …Многие концепции мировоззренческого образования, по существу, ограничиваются тем или иным объемом объективных данных из области наук, составляющих современное естествознание (почти всегда это физика, химия и биология), считая их достаточными для формирования мировоззрения. Увы, их далеко не достаточно! Дело даже не в том, что наука не раскрывает даже всех сторон материального мира. Дело в том, что мир науки оценочно пуст, он допускает оценки только внутри него самого, причем, по сути, только количественные (градации по массе, заряду, протяженности). Мир науки стоит по Іту сторону добра и злаІ и не имеет ценностей, замыкаясь на рассмотрении природно-естественного. И в непонимании этого - корень почти всех заблуждений. …Выбор мировоззрения происходит в соответствии с верой человека: верой в Бога или атеистической верой в его отсутствие. При этом христианское мировоззрение ничуть не менее научно, чем атеистическое, а так называемые «научные основы» атеизма представляют собой гипотетические построения. … Противопоставление веры в Бога и атеизма - это противопоставление двух религий: теистической и атеистической, а не противопоставление науки и религии, как нам постоянно внушают и, к сожалению, не безуспешно. Не атеизм является следствием материализма, а материализм вытекает из атеистической веры, а вернее положен в ее основание. … В построении мировоззрения чисто рационалистический подход неверен, необходимо использовать знания о Боге, мире и человеке, в их взаимосвязи, именно в ранге единого, а не простой совокупности систем знаний. >>
Мировоззренческая компонента экологического образования
...Вопросам формирования мировоззрения уделяется внимание во многих естественнонаучных и гуманитарных курсах, однако, сама возможность влияния на мировоззрение студентов сильно преувеличена. В XXI веке к моменту начала обучения в вузе люди имеют сформированное устойчивое мировоззрение, перестроить которое крайне сложно. В лучшем случае можно рассчитывать на уточнение отдельных моментов, в первую очередь на преодоление потребительского подхода – каждый должен осознавать, что в нашем мире духовные ценности преобладают над материальными. ...Вопрос этот не решается в рамках научного знания, и требует привлечения категорий нравственности. ...представляется необходимым изучение основ христианства, христианской нравственности в рамках светского образования, конкретно и в курсе экологии, не как религиозной конфессиональной системы, а в плане философско-познавательной системы, позволяющей иметь однозначный взгляд на все главные для человечества вопросы. ...И. Кант писал: "Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть запрещенный товар, который не может быть допущен в продажу, а должен быть изъят тотчас после обнаруженияІ. Подобные крайности ни к чему, поскольку они тормозят развитие науки. Гипотезы имеют права на существование в рамках науки, более того они приносят и пользу, но надо отличать, где подлинная экспериментально проверенная научная модель, где - гипотетическая, которая лишь в перспективе может стать научной, а где - мифическая, которая навсегда такой и останется. Надо понимать, что есть явления, для которых никакая модель, кроме мифической, построена быть не может и принимать это. ...Не научная обоснованность или ее отсутствие движут концепциями, а принадлежность к господствующей парадигме, т.е., по существу, потребности общества. ...Следует помнить, что современная наука построена не вопреки вере в Бога, а благодаря ей, и подавляющее большинство ее творцов – христиане, для которых вера лежала в основаниях науки и дополняла ее нравственными ценностями. Отказ от теистического мировосприятия был продиктован отнюдь не научными, а идеологическими представлениями, и надо прямо сказать, что атеизм ничего полезного, принципиально своего, в науку не внес, а системе образования нанес непоправимый вред, подтверждая слова Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет то все дозволено». >>
О вере в науку
Через школьного учителя в большой мере происходит формирование мировоззрения ученика. И надо особо отметить, именно учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира. От него во многом зависит, каким выйдет выпускник в жизнь: по настоящему образованным, стремящимся служению Истине и Добру или «завоевателем мира» с инструментами современной химии, физики, техники, который живет одним сегодняшним днем, нимало не заботясь о мире горнем. >>
61 - 70 из 70
Начало
|
Пред.
|
3
4
5
6
7
|
След. | Конец
|