Современное общество и нравственность

Что же касается непосредственно воспитания детей, то его необходимо вести совсем в другом направлении и другими методами, чем это предусматривает "Программа полового воспитания российских школьников". В основе изучения предметов школьной программы лежит повествовательно-ознакомительный метод, при котором основным является сообщение учащемуся сведений, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Известно, что одним из способов интенсификации обучения является инновационный метод: с целью более активного и глубокого усвоения материала преподаватель побуждает учащегося самого анализировать изучаемое.

При нравственном же воспитании активный процесс осознания ребенком общечеловеческих принципов и убежденность в необходимости им следовать является основным. Для успеха такого воспитания недостаточно просто ознакомить школьника с нравственными категориями и их ролью в жизни человека. Надо побудить его к нравственному самоопределению, т.е. к тому, чтобы у него самого возникло органическое желание руководствоваться общечеловеческими нравственными принципами; стремление к милосердию, состраданию, сопереживанию стало внутренней сущностью, внутренней потребностью.

Всякому нравственному человеку ясно, что у девочек и мальчиков надо воспитывать целомудрие, благородство, скромность, стыдливость; они должны знать, что существует любовь, что человек, не испытавший чувства любви, живет неполноценной жизнью (и что, как правило, ждет тех, кто начал секс ради секса), что любви другого человека надо быть достойным. Девочек надо готовить к семейной жизни, к тем заботам, которые неизбежно лягут на их плечи в семье; они должны понимать, что душевная чистота и невинность невесты являются залогом полноценного прочного семейного счастья. Сторонники того, что целомудрие невесты не является существенным для прочности брака, часто приводят примеры семей, где девушка вступила в брак девственной, а брак оказался непрочным. Отдельные примеры в этом случае, как и вообще в жизни, ничего не доказывают, а вот массовый распад семей, в которых супруги имели до брака интимные отношения со многими партнерами, довольно красноречиво свидетельствует в пользу высказанной выше точки зрения.

У мальчиков следует воспитывать чувство уважения к женщине, стремление оберегать и защищать своих любимых, всегда заботиться о них.

Большую помощь при нравственном воспитании оказывают молодежные организации типа бойскаутов. Одной из основных обязанностей бойскаута является совершение каждый день хотя бы одного доброго дела. Это безусловно способствует формированию внутреннего мира подростка в правильном направлении: если в результате воспитания у человека появилась внутренняя потребность совершать добрые дела, то это несомненно успех.

Воспитанию детей способствует соответствующим образом ориентированное физическое воспитание. Для этого должна быть создана широкая сеть спортивных кружков и школ, которые в наших условиях должны быть бесплатными. Весьма полезными для воспитания духа товарищества и взаимопомощи являются коллективные спортивные игры (например, волейбол, футбол, хоккей), занятия туризмом и альпинизмом.

Общество и государство должны создавать условия для появления многодетных семей (особенно в условиях вымирания нации) и осуждать проведение абортов, рассматривая их как крайнюю (по существу аморальную) исключительную меру, которая должна иметь особые основания (медицинские, генетические и т.п.), поскольку аборт является актом насильственного уничтожения зародившейся человеческой жизни, фактически детоубийством. Об этом говорилось еще в Ветхом Завете:"Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" [Иер. 1.5].

К сожалению, Россия стоит на первом месте в мире по количеству производимых в ней абортов. Только по официальным данным в 1995 г. из 4 миллионов беременных женщин более половины (2,5 миллионов) сделали аборты ("КП", 1997, 10 июня), 90% женщин в нашей стране имели 2 и более абортов ("АиФ", 1997, № 45).

Справедливости ради надо отметить, что медицинская статистика принесла приятную новость ("Известия", 1997, 18 октября): в настоящее время по количеству абортов мы уже не находимся в одном ряду с самыми бедными и неразвитыми странами. В 1997 г. число абортов в России сократилось (по-видимому, в основном за счет более массового применения контрацептивов) на 22% по сравнению с 1993 г. Это, безусловно, весьма отрадное явление, вселяющее надежду, что не все потеряно, и сложившуюся опасную ситуацию можно исправить. Однако число производимых в нашей стране абортов все еще остается недопустимо большим, и важно отдавать себе отчет в том, что отношение к ним с нравственных позиций в целом не изменилось.

Думаю, что для каждой нормальной женщины решение сделать аборт, должно быть большой психической травмой и душевной драмой, по крайней мере, когда его приходится применять в первый раз. (Если она этого не испытывает, то это свидетельствует о низком уровне ее нравственности.) Женщина, сделавшая аборт, ищет оправдания своему поступку, убеждая себя в том, что сделанное ею было вызвано объективными причинами. Поэтому такие женщины, как правило, оправдывают необходимость абортов и не видят в них ничего предосудительного. Это и понятно, так как признать обратное было бы для них равносильно признанию совершения убийства собственного ребенка. Нечего и говорить о том, что осознать себя детоубийцей в результате аборта и искренне раскаяться в этом требует большого душевного мужества, которое возможно только тогда, когда человек прислушивается к голосу своей совести и поступает в жизни согласно ее советам.

Общественная жизнь в XX в. характеризуется акцентом на свободу личности, на право выбора своих поступков (в пределах, не затрагивающих интересы других людей), иногда и с пренебрежением к морально-правовым ограничениям, которые на самом деле являются основой человеческого общества. Но и в такой ситуации осуждение аборта не означает покушения на право выбора индивидуума, ибо основным правом человека является право на жизнь: "... над всеми правами человека всегда главенствует право на жизнь. А поэтому право зачатого ребенка жить на земле превышает право его матери на репродуктивный выбор" (А. Калмыкова "Не соблазни малых сих").

Право на жизнь является одной из основ нравственности, а права на уничтожение жизни не существует: уничтожение жизни - бесправный, безнравственный поступок. Это хорошо понимали наши предки: в России в XVII веке за плодоизгнание полагалась смертная казнь, которая в последствии была заменена 4-5 годами каторжных работ, лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение.

Одна из главных целей создания семьи - продолжение рода - деторождение. Именно этот вопрос является самым актуальным в период вымирания нации, и основные усилия по планированию семьи должны быть направлены на поощрение деторождения и укрепления семьи. К сожалению, средства, выделенные на осуществление критикуемой программы, расходуются на реализацию механически перенесенных к нам концепций, разработанных для перенаселенных стран третьего мира с низким уровнем развития экономики, которая не обеспечивает их население даже необходимым количеством продуктов питания. В этих странах актуальна совсем другая, чем в России, задача. Таким образом, приходится признать, что программа "Планирование семьи" не может стать конструктивной в нашей стране.

Для планирования и укрепления семьи у государства имеется много гуманных нравственных способов. Например, с увеличением числа детей в семье можно повышать заработную плату их родителей, находящихся на государственной службе, можно выделять существенное материальное пособие на рождающихся детей и т.д. Все это должно делаться организованно и в размерах, действительно позволяющих родителям содержать семью, а не тех издевательски мизерных, которые выплачиваются ныне.

Из всего сказанного ясно следует, что протаскивание программы "Половое воспитание российских школьников" инициируется вовсе не заботой о нравственном и физическом здоровье молодого поколения России, но явно корыстными экономическими причинами, недомыслием, а также политическими интересами, имеющими своей целью развал нашего общества.

К счастью, продолжающиеся протесты здравомыслящих людей против реализации этой программы, поддержанные в Государственной думе Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи, привели к тому, что в настоящее время Министерство общего и профессионального образования приостановило внедрение программы в школах России. Но это вовсе не означает окончательного решения вопроса: сторонники программы, используя имеющиеся у них большие финансовые возможности, продолжают во многих школах обучение подростков по разработанной программе полового воспитания и, вместе с тем, ищут другие обходные пути для осуществления своих идей. Борьба будет продолжаться, поэтому благодушествовать еще рано. В связи с этим очень приятно отметить, что позитивная деятельность, направленная на нравственное воспитание детей и подростков, продолжает успешно развиваться. Большую просветительскую  и воспитательную работу с позиции здоровой нравственности, т.е. нравственности, основанной на общечеловеческих принципах морали, уже проводят с учащимися школ, ПТУ, педагогических и медицинских училищ местные приходы Православной церкви, российские общественные организации "Братство во имя всемилостивого Спаса", "Право на жизнь" и др. Воспитательная работа ведется в воскресных классах, на факультативных занятиях в учебных заведениях, в летних лагерях отдыха для детей и подростков. В Москве при Православном Свято-Тихоновском богословском институте организована первая православная гимназия. Пожелаем успеха этой благородной деятельности.

Особо подчеркнем, что половым воспитанием школьников допустимо заниматься, только основываясь на твердых моральных принципах, на общечеловеческих нравственных нормах. При этом необходимо всемерно содействовать созданию устойчивого общественного мнения, осуждающего безнравственное поведение подростков.

С реализацией программы школьного учебного курса по сексуальным отношениям вполне вероятно случится не "как всегда", а даже значительно хуже.

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Особо следует сказать о воспитании культуры речи, на что, как правило, совсем не обращается необходимого внимания. Однако речь играет большую роль в жизни людей: она не только выполняет функции общения между ними, она влияет на них в нравственном отношении и даже в определенном смысле формирует личность человека. А ведь русский язык стал стремительно обедняться в последние годы! На правильное смысловое использование слов и грамотное построение фраз, на произнесение слов с правильным ударением перестают обращать внимание. Примитивные корявые фразы и казенные выражения все больше засоряют как разговорный язык, так и официальные речи. Засилье иностранных слов и оборотов, иногда неточно и даже неправильно применяемых, наблюдается не только в быту, но и в средствах массовой информации. Вульгарный сленг, заимствованный из блатно¬го и приблатненного жаргона, используется в выступлениях общественных деятелей, зачастую пропагандируется с экрана и с помощью других средств массовой информации. Подростковый жаргон иногда невозможно понять нормальному человеку, даже владеющему иностранными языками, из которых приходят в искаженном виде сленговые выражения. Все это обедняет духовно и нравственно подрастающее поколение, которое, если несколько утрировать, катится к интеллектуальному уровню Эллочки-людоедки из "12 стульев" Ильфа и Петрова, словарный запас которой, как известно, состоял из тридцати слов. Хотя, несомненно, живой русский язык всегда менялся, эволюционировал, вбирал в себя слова других языков, но сохранял при этом свою индивидуальность и национальный характер.

Ныне же можно с уверенностью говорить, что положение с языком в нашей стране представляет угрозу интеллекту нации. Тем более, если и в школе ребенок не услышит наш правильный "великий и могучий русский язык", а за счет сокращения учебных часов на него будут, в частности, проводиться уроки по программе полового воспитания российских школьников. Весьма образно о роли речи выразился русский художник В.В. Домогацкий ("Кладовка)": ".. .оказывается, сумей обесценить человеческую речь - и ты разрушишь мир не хуже, чем при помощи расщепленных атомов, и все надо будет начинать сначала".

Не меньшую опасность для национальной культуры и нравственности представляет сквернословие (как хорошо это слово выражает суть понятия, которое оно означает!), оно обедняет язык общения, делает его грубым и примитивным. Сквернословие не может выразить тонкие оттенки человеческих мыслей и переживаний, особенно когда они касаются возвышенных чувств, и лишь отражают скудость мышления, употребляющего эти слова, его духовную пустоту и животные инстинкты. В основе сквернословия лежат отсутствие уважения к личности человека, стремление унизить и обидеть его. Сквернословие неотделимо от наглости и нахальства говорящего, от его пренебрежения к слушателям. Не случайно нецензурные выражения называются богомерзкими.

Сквернословящий человек может оказаться талантливым ученым, художником, артистом, композитором, врачом, инженером, офицером или представителем какой-либо другой профессии, но такой человек всегда будет духовно беден: природный талант не означает наличия духовности, а без нее жизнь не может быть полноценной и по-настоящему прекрасной.

Большое сожаление вызывает то, что в настоящее время в литературе и средствах массовой информации культивируется и оправдывается сквернословие (которое часто сопутствует изображению секса ради секса). К моему удивлению, недавно пришлось в телевизионной передаче услышать, что использование нецензурных выражений допустимо, так как они имеют художественную ценность.

Психологи отмечают, что матерные ругательства помогают иногда снять эмоциональную напряженность ("Выругался - облегчил душу") - они внезапно прорываются из подсознания человека, когда он совершенно неожиданно для себя попадает в критическое положение и не контролирует себя. Речь выше, конечно, шла не о сквернословии в таких ситуациях, а о сквернословии в быту при общении между людьми, в литературе, в прессе, в кино и на телевидении. Впрочем, следует заметить, что многие благополучно выходят из стрессовых ситуаций без матерных слов, и если у человека в подсознании сидит матерщина, то это нельзя отнести к его достоинствам.

Воспитание культуры языка помогает нравственному воспитанию человека. Интересно отметить, что во времена царя Алексея Михайловича, согласно его указу, по Москве ходили переодетые стрельцы и того, кто публично сквернословил, на месте секли, сняв штаны.

Вообще, публичная порка даже в наше время (а она иногда применяется как наказание в некоторых казачьих станицах) являлась бы совсем неплохим способом борьбы со сквернословием, мелким хулиганством, мошенничеством и воровством. Более того, вполне вероятно, что она была бы гораздо более действенна для пресечения таких проступков, чем приговоры, выносимые по действующим законам нашими судами. Уж во всяком случае, менее вредной с точки зрения последствий пребывания в переполненных тюремных камерах, с их антисанитарией, приводящей в частности к массовым заболеваниям заключенных туберкулезом и педикулезом. К тому же публичная порка явилась бы более гуманным наказанием и гораздо меньшим ущемлением личности осужденного в его общечеловеческих правах, меньшей душевной травмой, чем его "опускание" в камере уголовников, как это часто происходит ныне в наших тюрьмах, и его приобщение к блатному, уголовному миру.

Распространение сквернословия непосредственно связано с ростом пьянства в нашей стране. Как уже отмечалось, алкоголизм является одной из причин нравственной деградации личности человека. К сожалению, страшные угрозы последствия алкоголизма, как и наркомании, остаются для школьников малоизвестными. Школа должна помочь понять подросткам, к каким тяжелым недугам приводит употребление алкоголя и наркотиков. Этого в школе по существу не делается, такой недостаток в образовании, в частности, обусловлен тем, что в стране мало развита вообще антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Более того, практически она вовсе отсутствует, а этим надо серьезно заняться, так как и здесь может оказаться, что будет уже поздно.

От алкоголизма, употребления наркотиков, от сквернословия, к сожалению, в обозримом будущем не избавиться, но это совсем не означает, что с ними не надо бороться. И то, и другое, и третье являются болезнями нашего общества и их надо лечить, стремиться ограничить их настолько, насколько это возможно.


Страница 5 - 5 из 8
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру