Современное общество и нравственность

Следует, однако, подчеркнуть, что к тому времени, когда в Советском Союзе началась перестройка, не все в отечественной науке, технике и производстве было плохо: в ряде существенных направлений мы находились на международном уровне, а во многих - значительно опережали другие страны. Наша страна оставалась великой державой благодаря успешному развитию многих направлений науки и техники, в особенности военной техники, благодаря удивительной стойкости и долготерпению российского народа, лучшая часть которого добросовестно трудилась в силу своей внутренней потребности и любви к своей отчизне.

К сожалению, большая часть производства, науки, образования, которой Советский Союз мог еще по праву гордиться, несмотря на нанесенный ущерб, была разрушена за годы "перестройки". К тому же это сопровождалось массовым выездом высококвалифицированных специалистов из России в зарубежные страны на заработки. В том, что это произошло, вина тех, кто начал перестройку в России, руководил ее осуществлением и принимал в ней активное участие. Эти люди привели страну к тому бедственному и критическому состоянию, в котором она ныне оказалась. Так что им есть в чем покаяться перед народом. Разрушение происходит быстро, а восстановление, если оно произойдет, будет долгим и трудным.

Народу из года в год повторяют одни и те же обещания о скором повышении его жизненного уровня, а этот уровень понижается, народ России голодает и вымирает. Неоднократно говорят о том, что будут приняты срочные меры по коренному изменению к лучшему криминальной обстановки в стране, а эта обстановка существенно не улучшается: по-прежнему процветает коррупция, мафиозные структуры действуют безнаказанно, грабежи и убийства стали обыденным явлением, свободный рынок в стране не получился - вместо него получился рынок, контролируемый криминальными структурами, возникла теневая экономика, составляющая значительную часть экономики страны и не платящая государству налоги и т.д. и т.п.

Недостаточные меры по улучшению материального положения пожилых людей в виде так называемой компенсации доперестроечных вкладов в сберкассу в отношении 1:600 выдаются за значительное достижение, тогда как реально за это время цены возросли в 10000-40000 раз в неденоминированных рублях (по ценам на хлеб в 10 000 раз, а по ценам проезда на городском транспорте в 40 000 раз), зарплата госбюджетных служащих за это время увеличилась приблизительно в 1 000 раз, пенсия — меньше, чем в 3 000 раз.

Попытка оправдания роста цен стремлением сравниться с ценами на товары и транспорт в развитых странах зарубежья, конечно, несостоятельна, так как там, как это уже отмечалось, средняя зарплата рабочих и служащих несравненно выше, чем у нас.

Отсутствие профессионализма в сочетании с недостатком природного такта приводит к тому, что некоторые из новоявленных "демократов" демагогически утверждают, будто люди, которые в настоящее время бедствуют, виноваты в этом сами, так как не сумели приспособиться к новым условиям жизни. По словам таких "демократов", судьба каждого человека и его благосостояние находятся в его собственных руках и ему не следует ждать, что кто-нибудь о нем позаботится. Подобные высказывания звучат обидно для людей с высокой профессиональной квалификацией, добросовестно трудившихся и продолжающих это делать, но систематически не получающих зарплату (длительность задержки ее выплаты составляет иногда более года, а индексация ее по величине и по времени значительно отстает от роста цен на продукты и товары первой необходимости), а также для людей, которые добросовестно работали в государственных учреждениях или на предприятиях и оказались в одночасье уволенными с закрытием их мест работы. Еще ужаснее слышать подобные упреки людям, живущим в ненормальных бытовых условиях (в неотапливаемых помещениях, с длительными перебоями в подаче электричества, а иногда и воды и т.п.) и пенсионерам, честно трудившимся всю свою жизнь, но влачащим теперь жалкое существование на свои скудные пенсии.

Случалось, что представители наших "демократов" без всякого чувства юмора доходили до того, что публично, нисколько не стесняясь, заявляли, что никто не сумеет их остановить на пути реформ, которые они проводили и которые, по их словам, привели к большим успехам в построении демократического общества с рыночными отношениями в экономике благодаря умело проведенной приватизации. Цинизм подобных высказываний состоит в том, что все их реформы усилили развал промышленности и сельского хозяйства в России, привели к превращению великой державы во второстепенную страну, к обнищанию и вымиранию ее населения. Продолжение проводимых реформ означает продолжение "победоносного" шествия реформаторов по трупам безвинно погибших людей от невозможности приобрести жизненно необходимые лекарства, от недоедания, существования в неприемлемых для жизни условиях, отрицательных стрессов, вызываемых как собственной невостребованностью, так и постоянно происходящими негативными явлениями в нашем обществе. К сожалению, реформаторство, сопровождающееся высокой смертностью в стране, случалось в России и раньше: достаточно вспомнить Петра Великого или сталинские времена.

Конечно, надо быть справедливым: возможность открытого обсуждения и критики недостатков современной жизни народа и его недавнего прошлого, действий законодательных и исполнительных властей, судебной системы является большим достижением по сравнению с советским периодом. Однако ясно, что никакие успехи в демократизации не могут быть оправданы произошедшими бедствиями населения: вымиранием, снижением благосостояния большей части людей, нанесением существенного урона системе образования, падением нравственности, трудно поправимым разрушением научных школ, эмиграцией высококвалифицированных специалистов, ростом преступности, взяточничества, коррупции.

Из всего этого видно, что нынешние власти, как и власти советского периода, не сознаются в том, что своими действиями привели страну к социальной, экономической и политической катастрофе. Лишь академик Е.М. Примаков в бытность свою премьер-министром впервые заявил, что проводимые в государстве реформы должны быть, прежде всего, социально направлены: на первом месте должна стоять цель обеспечения благосостояния народа.

Происходящее в России неудивительно, так как все наши руководители законодательных, исполнительных и судебных властей воспитаны в советскую эпоху коммунистической идеологией и поэтому какими бы демократами они себя ни называли, они действуют большевистскими методами, большей частью непрофессиональными приказами сверху, не заботятся о благополучии народа, а руководствуются, как правило, личными интересами (карьеристскими и материальными). Все это имеет своими последствиями продолжающееся разрушение страны.

Вот что думает по поводу экономических реформ в России авторитетнейший всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев (покинувший Россию семьдесят лет назад): "Поразительно - за шесть лет российских реформ в сельском хозяйстве ничего не изменилось в лучшую сторону. Как и вообще в мелком и среднем бизнесе. А это "буки" и "веди", самое очевидное, с чего должны были начинать наши "новые капитаны"...

Давайте просто посмотрим на тех, с кого начинается предпринимательство, - фермеров, купцов, мелких торговцев, хозяев небольших предприятий. Как они существовали эти шесть лет со времени начала российских реформ? Власти не смогли создать для них элементарно цивилизованных условий существования. Как же можно было ожидать, что паруса российской экономики наполнятся ветром?...

Приватизация "сверху" погубила российскую экономику... Назначенные вашим правительством миллиардеры не имеют ничего общего со столпами западного бизнеса. Их не приняли бы в руководство ни одной крупной американской корпорации. Да они и не хотели управлять доставшимися им предприятиями и отраслями по законам экономики. Так - сняли пенки. Нельзя было столь бездумно раздавать остатки пусть отсталой, но все еще мощной советской экономики. Ветер предпринимательства зарождается в самом низу. Если этого нет - ситуация безнадежна...

Два последних года правительство жило в долг, делая колоссальные внутренние и внешние займы ради покрытия бюджетного дефицита. В результате вся ваша банковская система перестала выполнять свойственные ей функции. Вместо того, чтобы собирать свободные деньги у населения и вкладывать их в производство, она вкладывала их в долговые векселя государства. Вы привлекали огромные "летучие" капиталы, которые легко вкладываются в ценные бумаги, но также легко покидают страну при первой опасности для начисляемых дивидендов" ("КП", 1998, 2 декабря).

Несмотря на очевидность ошибок, у виновных нет желания признаться в них и отсутствует потребность покаяния. Это также является прямым следствием идеологии советской эпохи, когда ни о каком раскаянии власть придержащих не могло быть и речи. Все делалось для того, чтобы идея покаяния, свойственная русскому народу, была напрочь забыта. А ведь нравственность русского народа формировалась на основе православной веры, одной из основ которой является раскаяние в совершенных грехах, покаяние в содеянном в нарушение заповедей, исповедь у священника. Увы, вместе с потерей веры в Бога русский народ в своей значительной части утратил потребность в покаянии, но, слава Богу, не весь. На этом зиждется надежда на нравственное и духовное возрождение России.

После неправедных действий только раскаяние и покаяние могут стать творческим началом для новых деяний, направленных на пользу общества, а единственно надежным и верным путем к духовному возрождению нации является возрождение веры народа в Бога.

Вспомним еще раз К.Д. Ушинского: "...родимою грудью является для нас наша народность и наша народная религия,… соединяющая нас с давно отжившими и грядущими поколениями, словом, со всем тем, что одно дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование".

Об этом говорил и А.И. Солженицын в своей темплтоновской лекции: "Вера была объединяющей и крепящей силой нации".

Любовью и согласием спасемся. (Лозунг в центре г. Орла)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в сложившейся ситуации имеется неотложная задача - задача нравственного оздоровления нации. Проведение социально-экономических реформ может быть успешным в России только при одновременном подъеме нравственности и духовности населения. Следовательно, этому подъему необходимо содействовать самым активным образом.

В многонациональном государстве с народами разных религий, как это имеет место в России, нельзя недооценивать опасность возникновения конфликтов на национальных и религиозных почвах в различных регионах. Поэтому надо особенно заботиться о повышении духовности населения, так как в подобных вопросах только достаточно высокий ее уровень сможет обеспечить надежную стабильность общества в отношении взаимопонимания и терпимости отношений людей различных национальностей, различных вероисповеданий. Согласованные действия Государственной власти и Церкви могут существенно помочь этому.

Политическим партиям следовало бы не ограничиваться общими фразами о необходимости повышения нравственного, духовного и культурного уровней народа, а сделать это одним из центральных пунктов своих программ и разработать конкретные пути и методы осуществления этого не в виде периодических компаний, а с помощью постоянно действующих механизмов.

Будущее России зависит от того, сумеем ли мы сохранить наши духовные ценности, нравственные идеалы, народные традиции, которыми так богата Русская земля. Наше поколение ответственно за это перед потомками.

Из этого следует вывод, что надо активно содействовать повышению нравственного уровня и духовного роста нашего народа, содействовать тому, чтобы государственная власть поняла и осознала, что она может только тогда завоевать настоящий авторитет, устойчивую популярность и истинное доверие народа, когда своими действиями не будет нарушать общечеловеческие моральные принципы. Только тогда народ будет верить в честность и порядочность руководителей государства, в справедливость и необходимость неукоснительного исполнения решений правительственных органов. Только на этой основе могут быть успешно решены политические и экономические задачи, стоящие перед нашей многострадальной родиной. Пренебрежение же вопросами нравственности может оказаться гибельным для будущего России.

Поэтому так необходимо воспитание, пробуждающее добрые начала, заложенные в человеке, духовно обогащающее его.

Надо надеяться, что у нас хватит сил и умения решить эту задачу и помочь молодому поколению не только не оскудеть духовно, но и подняться выше нас. Лишь с чистой душой можно добиться успеха на этом поприще, жизненно важном для человечества. Надо быть добрыми друг к другу, надо любить друг друга. Только доброта и любовь могут спасти мир.

Еще раз подчеркнем, что если мы не хотим смириться с вымиранием русской нации, если мы не хотим допустить экологической катастрофы, которая может привести к гибели всего человечества, мы должны неотложно заняться решением нравственных проблем, всеми средствами содействовать повышению духовно-нравственного уровня нашего народа, его нравственному возрождению.

Осуществление этого является длительным и мучительным процессом, который, к сожалению, невозможно существенно ускорить. В частности, потому, что само общество, находясь на низком духовно-нравственном уровне, препятствует его повышению. Говорят, что незадолго до смерти поэт Б. Окуджава сказал:"Сейчас страшное время: кричи, что хочешь, тебя никто не услышит".

А вот что думает об этом А.И. Солженицын: "Только если творчески активные силы человечества направили бы себя к поиску постепенного и действенного ограничения злых сторон человеческой природы, к возвышению нравственного самосознания - надежда дальняя-дальняя есть. Однако начинать этот путь и идти по нему - можно только с самораскаянным чистым сердцем и мудрой готовностью к ограничению также и своей стороны, и даже себя — раньше, чем других. Но именно такой путь вызывает в нынешнем мире лишь иронические улыбки или открытые насмешки" (А.И. Солженицын. "Лицемерие на исходе XX века", "АиФ", 1997, № 40).

Если все, кому дорога судьба человечества, кто заботится о его будущем, кто осознал гибельность падения духовности и нравственности людей, кто сам чист душой, будут решительно способствовать распространению добра и противостоять злу, то, несмотря на все перечисленные трудности, постепенно, шаг за шагом, в конце концов, добро победит зло. Но времени у нас мало, поэтому действовать надо активнее и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Антоний, митрополит Сурожский. О встрече // Новый мир, 1992, № 2.
2. Н.А. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Мыслители Русского зарубежья. С.-Петербург, 1992.
3. М. Борн. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973.
4. Л. Бородин. Невостребованные пророчества // Наш современник, 1992, №8.
5. Г. Брынцева. Почему умирают в России? // Смена, 1997, № 5.
6. Ч. Викрамасингхе.   Размышления   астронома  о биологии // Курьер ЮНЕСКО, 1982. Июнь.

7. Протоиерей Владимир Воробьев. Далеко ли до Содома? // Православные беседы, 1997, № 4.
8. Протоиерей Владимир Воробьев. Проблемы нравственного воспитания молодого поколения и будущее России. Труды международной конференции, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАН, профессора Л.Д. Кудрявцева. "Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы образования". Т. 3. М.: РУДН, 1998.
9. Л.А. Грибов. О доказательности и вере в науке // Химия и жизнь, 1997, №4.
10.Л.А. Грибов. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России, 1997, № 1.
11.В. Домогацкий. Кладовка // Новый мир, 1992, № 3.
12.Н.В. Зволинский. Вот что я хотел бы сказать, если бы мне была предоставлена возможность выступить в Государственной Думе // Наука и технология в России, 1997. № 4 (21).

13.В.В. Зенъковский. "Педагогика". М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996.
14.А. Калмыкова. Не соблазни малых сих // Истина и жизнь, 1996. № 8.
15.А. Кинг, Б. Шнайдер. Первая глобальная революция. М., 1991.
16.В.И. Козлов. Вымирание русских - историко-демографический кризис или катастрофа? // Вестник Российской академии наук, 1995, т. 65, № 9.
17.В.Н. Кудрявцев. Координационный совет по гуманитарным и общественным наукам // Вестник Российской академии наук, 1995, т. 65, М" 9.
18.В.Н. Кудрявцев. Возрождение России: комплексная научная программа // Вестник Российской академии наук, 1994, т. 64, № 2.

19.Л Д. Кудрявцев. Образование и нравственность. М.: ПАИМС, 1994.
20.Л Д. Кудрявцев. О некоторых последствиях падения духовного, нравственного и эмоционального уровня общества. В сб. "Школа и общество". М.-Орел: ОРГАС, 1997.
21.Л.Д. Кудрявцев. Вера, наука, образование. В сб. "IV Питиримовские чтения (14-15 мая 1997 года)". Тамбов: ТГУ, 1998.
22.Л Д. Кудрявцев. Воспитание нравственности российских школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия фундаментальное естественнонаучное образование, 1998, № 3.

23. Л Д. Кудрявцев. Образование и нравственность. В кн. "Профессионализм, образование, нравственность и будущее России". М.: ЮСИА, 1999. С. 19-37.
24.  И. Медведева, Т. Шишкова. Кто и зачем лоббирует программу сексуального воспитания школьников // Новая газета, 1997, 8 сентября.
25. Г.Ф. Морозова. Деградация нации - миф или реальность? // Социологические исследования, 1994, № 4.
26.  А. Осипов. "Разгадка трагического парадокса" ("Труд-7", 21 октября 1999 г.).

27.   Послания святителя Тихона патриарха московского и всея Руси. М.: Московская патриархия, 1990.
28. В.Н. Сойфер. Красная биология. М: "Флинта", 1998.
29.  А.И. Солженицын. Раскаяние и самоограничение // Новый мир, 1991. №5.
30. А.И. Солженицын. Темплтоновская лекция // Новый мир, 1992, № 2.
31. КМ. Ушинский.  О  нравственном  элементе  в  русском воспитании. В кн. "Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского". С.-Петербург, 1875.


Страница 8 - 8 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру