Осторожно: эксперимент!

Продолжаем разговор с зав. отделом Центра психического здоровья доктором мед. наук, проф. КОЗЛОВСКОЙ ГАЛИНОЙ ВЯЧЕСЛАВОВНОЙ.

В последние  десятилетия  эксперименты  широко внедряются в педагогическую науку...

Да, и это считается прогрессивным, положительным. А тех, кто не участвует в экспериментах или относится к ним отрицательно, обвиняют в излишнем консерватизме, зашоренности, отсутствии творческой жилки. Мне кажется, это заблуждение. Педагогическая наука (как, впрочем, и любая другая) в основе своей  консервативна. Эксперименты в "неживой" науке (химии, физике, самолетостроении) делаются в тиши, в научных лабораториях, а не на производстве, поскольку там  эксперимент способен нарушить отработанный технологический процесс, и крах эксперимента может закончиться катастрофой. К сожалению, в педагогике такого реального стопора для нововведений нет. Ребенок – существо подчиненное, и экспериментатор, который, по сути, к нему подходит с грубым скальпелем,  непосредственного  результата зачастую не видит. В большинстве случаев последствия бывают отдаленными, и горе-экспериментатор не относит их на своей счет. Виноват оказывается кто-то другой, или сам экспериментальный материал объявляется негодным.

Какие воспитательные эксперименты наиболее популярны в последние десятилетия?

Широко внедряется раннее плавание, однако логика обоснования этого эксперимента очень слабая. В том, что младенец умеет плавать, ничего удивительного нет. Этой способностью обладают детеныши многих животных: и щенята, и крысята. Однако в природе мы никогда не видим, чтобы детеныши теплокровных животных воспитывались в воде. А уж для человека это тем более непривычная среда обитания. Теории, что "водоплавающий ребенок" якобы возвращается в прежнюю ипостась, в которой человек когда-то был рыбой, не выдерживают никакой критики. Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы? В младенческом возрасте это трата сил на неадекватные жизненные  условия. Перед маленьким ребенком стоит грандиозная задача приобщения к окружающему ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ миру, понимания его. Когда придет время, он научится плавать и будет делать это для своего удовольствия, а не ради выживания. Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду - причем головкой вниз! - в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали  даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка - это КРАЙНЕ СТРЕССОВАЯ ситуация. И он ее зачем-то,  по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов.

Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие "амфибии" опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

Я думаю, тут дело не только в плавании. Вообще, когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа природосообразности и начинают подстегивать развитие ребенка, это истощает запас его сил. Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. Можно обучить его в три года математике или приемам айкидо. Особенно легко поддается он обучению интеллектуальным играм (например, на компьютере). Мозг ребенка очень пластичен и готов воспринять огромное количество информации. Но ведь ребенку и без того нужно воспринять много информации, чтобы вырасти и усвоить тот опыт человечества, который ему могут передать родители. Это и опыт личный, и национально-культурный, и в определенной степени исторический. В течение первых 5-6 лет ребенку приходится как бы галопом проскакать через столетия. До экспериментов ли тут? Дай Бог освоить самое необходимое! Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью. Конечно, его можно загрузить дополнительно, и ребенок будет опережать детишек, которые играют с  обычными игрушками в то время как он уже говорит на двух языках. Но все приходит к своему концу. Ребенок, который в детстве много играл, идет в школу и с удовольствием учится, а этот, физически и интеллектуально перегруженный в раннем  детстве, испытывает к школе отвращение. Ему ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния. Он начинает отставать от сверстников. Так проявляется защитная реакция организма на агрессию окружающей среды с ее излишней интеллектуализацией, однако реакция эта патологическая, и последствия ее весьма плачевны. Голова бывшего вундеркинда слабеет, мозг начинает работать в упрощенном режиме. А ведь ребенок подходит уже к тому возрасту, когда ему необходимо накапливать знания, выбирать профессию, сдавать сложные экзамены. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов в ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны.

А что Вы скажете о бэби-йоге? Мне неоднократно доводилось слышать от матерей, что, попытавшись заниматься по этой методике с малышами, они теперь не могут себе этого простить, поскольку у детей возникли страхи, истеричность,повышенная возбудимость.

На мой взгляд, это  неудивительно, ведь йога - абсолютно нетрадиционная практика для русской культуры. В последние годы все больше говорят о том, что человеку полезнее всего применять в пищу не экзотические плоды, а овощи и фрукты, растущие в той климатической полосе, в которой живет он сам. То же самое относится и к лекарственным травам. Почему же с воспитательными и оздоровительными методиками должно быть иначе? Тем более в таком нежном возрасте! Младенцы вообще  остро реагируют на любую мелочь. Для латиноамериканского ребенка прикорм апельсиновым соком абсолютно нормален. А у наших на него возникает аллергия. Ну, а йога, как говорится, штучка посильнее апельсинового сока. По моим наблюдениям, наши соотечественницы увлекаются ей чаще всего в последнем критическом возрасте - от 30 до 40 лет (его еще называют "кризисом 35 лет"). В более раннем возрасте такие увлечения не то, чтобы ненормальны, но, как свидетельствует моя клиническая практика, среди молодых адептов йоги нередко можно встретить людей психически неполноценных, с особенностями личности. Для них это некая реабилитация, ведь занятия йогой предполагает изоляцию от окружающего мира, сосредоточенность на себе, на своих ощущениях. Это свойственно как раз людям с определенными акцентуациями личности. Здоровые юноши или девушки в массе своей  не тянутся к этому. Они более открыты, жизнерадостны, физически крепки. Им йога совсем ни к чему. Они лучше пойдут на танцы, побегают, атлетикой позанимаются, покатаются на коньках, на лыжах, поиграют в  мяч. Характерные для нас виды спорта принципиально отличны от йоги. Они подвижные, что вполне естественно для нашего сурового климата. Как говорил когда-то знаменитый фантаст Ефремов, у каждого народа свои гимнастические пристрастия, строго обусловленные природной целесообразностью. Например, африканцы - прекрасные бегуны. У них  и строение ног, и вообще вся фигура как бы предназначены для бега. И это неслучайно. Иначе охотники не смогли бы добывать пропитание, и африканские  племена  давно вымерли бы. А у индусов совершенно другая  фигура  и  другой национальный характер,  приспособленный  к  совершенно  иным условиям жизни, к иной культуре. Но мы-то не индусы. Для нас бэби-йога - типичный эксперимент, за который никто потом  не несет ответственности. Пропагандисты скажут, что их  не  так поняли или неправильно применили хороший метод на  практике. Родители  будут  рвать  на  себе  волосы.  А  расплачиваться придется ребенку. Вполне возможно, что бэби-йога  вызовет  у него страхи или  еще  какие-то  дисфункции  психофизического развития.  А  кто  изучал отдаленные  последствия  подобных новшеств? Как это аукнется через двадцать-тридцать лет?

Помню, одно время еще активно пропагандировалась система раннего закаливания.

В данном отношении весьма поучителен пример семьи Никитиных, которые  добровольно  на  своих  детях  поставили эксперимент воспитания детей холодом,  голодом  и  излишней двигательной подвижностью. Да, в какой-то период эти дети  в своем развитии опережали сверстников. Но потом все усреднились и стали обычными  людьми, не отличающимися какими-то  выдающимися  интеллектуальными способностями. И ради чего стоило огород городить?  Зачем  было  искусственно создавать детям такие тяжелые  условия? Ведь некоторые из них, повзрослев, вспоминали, что в детстве ими владели два главных чувства: было очень холодно и хотелось есть. Я не думаю, что это самые приятные детские воспоминания. Но время все расставило по своим местам. Неслучайно сейчас ажиотаж вокруг "системы Никитиных" спал.

А какие нововведения наиболее опасны?

Я бы поставила на  первое  место  так  называемый "секс-просвет", когда детям дошкольного и младшего школьного возраста сообщаются знания о тонких и интимных отношениях полов. Иначе, как растлением, это не назвать. Для  психики подобные эксперименты  чрезвычайно вредны. Когда внимание ребенка привлекается к данным  вопросам, происходит ранняя сексуализация, а если у малыша еще  есть хотя бы малейшая склонность к мозговой недостаточности, происходит расторможение влечений и ранняя сексуализация поведения. Оно приобретает искаженные, гротескные формы. Он начинает не по возрасту интенсивно интересоваться сексуальными проблемами, подглядывать в ванной за голыми  взрослыми, играть своими половыми органами, говорить непристойности, вести себя с мамой, сестрой или подружкой так, что иначе, как "сексуальным домогательством" это не назовешь. Попытки как-то пристыдить, образумить такого малолетнего Казанову обычно не дают результатов. В ответ раздается истерический хохот, в поведении нарастают демонстративность, шутовство. Все это производит  неприятное, отталкивающее впечатление, ребенок быстро становится изгоем. Его это, конечно, травмирует, но сам он не в состоянии справиться с захлестывающими его эмоциями. Через некоторое время наступает задержка развития, поскольку раннее пробуждение сексуальности противно человеческой природе, и нарушение законов природосообразности всегда чревато серьезными последствиями. Расторможение влечений, как правило, сопровождается задержкой психического развития или даже более тяжелыми психическими заболеваниями.

Какими?

Нарушениями развития личности, которые проявляются в том, что ребенок утрачивает способность развиваться гармонично. Его интересы сосредотачиваются на вопросах пола. Он становится жертвой своих  влечений. Не в силах справиться с навязчивыми сексуальными мыслями и желаниями, ребенок начинает предлагать себя в качестве соответствующего уличного объекта и легко может быть использован в порнобизнесе, сделаться добычей насильников и извращенцев. Но и без  столь  страшного исхода результаты секс-просвета все равно ужасают. Не только в дошкольном, но и в школьном возрасте у детей, посещавших подобные уроки, возникали страхи, бессонница, рвота и другие тяжелые невротические расстройства. Это очень грубый стресс. Я бы даже назвала его психическим насилием. Хотя на самом деле половая сторона жизни прекрасна, когда она, во-первых, своевременна, а, во-вторых, освящена любовью. По сути  дела, несчастных детей впоследствии лишают изумительно красивого периода романтизма, периода платонической любви,  стихов, посвященных своей избраннице. Все это обесценивается, вырождается в цинизм. Партнеры по "безопасному сексу" неспособны к созданию крепких браков, не хотят детей. Это ведь очень серьезные расстройства личности, когда люди неспособны к нормальной семейной жизни...

Порой отцы под влиянием современной пропаганды показывают мальчикам  эротические фильмы или не скрывают своих отношений с женой, пытаясь таким образом развить в сыне мужественность. Дескать, он будущий  мужик, ему ведь жить в этом мире... Но я вижу, что у таких детей, наоборот, развивается женская истеричность, усиливается тревожность, возникает какой-то душевный надлом, отнюдь не способствующий формированию сильного мужского характера. Что Вы можете сказать об этом как психиатр?

Мальчики особенно тяжело реагируют на сексуальную пропаганду, у них чаще возникают срывы, стрессы. Именно мальчики чаще становятся предметами порнобизнеса, потому что они особенно уязвимы и растлеваемы.

Корр.: Еще о преждевременной "подготовке к  жизни". Вы говорили, что для нормального психического развития ребенок должен в раннем детстве находиться в неагрессивной, поддерживающей среде. Но сейчас многие родители, наоборот, бывают  чрезмерно зафиксированы на том, чтобы мальчик сызмальства умел давать сдачи, умел отстаивать свои права. Для некоторых детей это не представляет никакой сложности. Но многие малыши пасуют. Или они просто добрые, покладистые, им проще уступить, поделиться. Получается, что родители, давая малышу установку на агрессивность, его невольно уродуют?

Как известно, люди делятся по темпераментам на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Если в природе ребенка не заложена агрессивность, научить ей практически невозможно. Драться он все равно не будет.  А если он сангвиник или холерик, то его в раннем детстве, наоборот, довольно бесполезно уговаривать, чтобы он не давал сдачи. Он все равно будет проявлять свой петушиный нрав. Так что здесь можно лишь облагородить его природу. Когда  же мы принуждаем ребенка вести себя принципиально иным способом, не свойственным его темпераменту, мы, что называется, ломаем его через колено. "Крутыми парнями" флегматик или меланхолик не станут, а нервные срывы у них возникнут.

Какие еще воспитательные новшества?

Игры, игрушки. Всякие монстры, уроды, жуткие роботы - трансформеры.

А что в них плохого? Детям же нравится!

В свое время, когда мне предстояло сдать кандидатский минимум по философии, я ходила на занятия по эстетике. Профессор, который вел у нас эти занятия, был весьма грамотным специалистом в своей области, однако у нас с ним нередко вспыхивали дискуссии. Он стоял на позициях, что красота - чувство человеческое. И отстаивал взгляд, что никакой объективной красоты, правды, истины, морали в природе не существует. Дескать, все это людские домыслы. У одних одна мораль, у других - другая. Такая "множественность истин" лежит в основе безысходного отношения к окружающей действительности, когда человек не видит смысла в своем существовании. Профессор, о котором я говорю, находился в состоянии хронической депрессии, но упорно цеплялся за свои тоскливые взгляды. Особенно он почему-то восставал против красоты, доказывая, что восходы, закаты, снежные горы, цветы, бабочки - все это вовсе не красиво, а лишь целесообразно, требуется для выживания. Но если это всего лишь предмет выживания, то он должен  быть одинаков. Тогда зачем в природе такая множественность? И зачем так изощряться, создавая столь изысканную бабочку, когда вполне можно было ограничиться простенькой, белесой бабочкой-капустницей? Так вот, по моим понятиям, красота, чувство "золотого сечения", эта необыкновенная слаженность и гармония существуют во всем: в космосе, в окружающей нас земной природе, в нашем восприятии красоты. Когда человек видит красоту, он чувствует себя умиротворенным, счастливым. Поэтому игрушки должны быть красивыми. Окружение ребенка должно быть красивым. Многие же современные игрушки сделаны не только без соблюдения правил "золотого сечения", а даже без учета элементарной целесообразности. В жизни нормальный человек не любит пауков, крыс, мух, тараканов, потому что с ними связаны всякие отрицательные эмоции: многие пауки ядовиты, крысы злобны, мухи и тараканы - разносчики  заразы. А современная масскультура предлагают детям героя-паука или чудовище-бронтозавра. Я уж не говорю о всяких там  хоббитах, троллях, гоблинах и прочих, по сути, чертях, которыми сейчас играют дети. О говорящих скелетах, трупах, о ведьмах, которые выступают в роли помощников, друзей ребенка. Стираются грани между отрицательными и положительными персонажами. Соответственно, разрушаются границы нормы и патологии, добра и зла. Дети учатся на примерах: подражают положительным, отталкиваются от отрицательных. Когда  же грани стерты, многие - особенно дети с  не совсем здоровой психикой - оказываются не в состоянии усвоить модели поведения, необходимые для социальной адаптации, и их психика расшатывается еще  сильнее. Ну, а то, что детям нравится... Мало ли что еще им понравится? Бездна многих притягивает, но это не значит, что нужно балансировать на ее краю. Детей надо оберегать от страшного, а им это страшное навязывают, да еще внушают, что оно вовсе не  страшное, а красивое. Хэллуин, день всякой нечисти, объявляется всемирным праздником. Дети наряжаются в костюмы ужасных скелетов, мертвецов, бесов. Для психики такие эксперименты вовсе не безобидны, ведь это внедрение в глубочайший внутренний мир человека и расщепление его личностного ядра.

Этакая искусственная шизофренизация?

Можно сказать и так. Базовые представления ребенка о мире распадаются, не успев толком  сформироваться. Происходит как бы атомный взрыв. После этого у человека нет опоры. Естественно, что ему становится тяжко жить, трудно справиться со своими стрессовыми реакциями. В норме у человека есть механизм, который позволяет пережить стрессы - так называемый "феномен Селье". Но если  стрессоустойчивость организма постоянно колеблется, если он все время должен находиться в ситуации повышенной мобилизации своих стрессорных возможностей, механизм разрушается. Возникает психическая патология: хроническая депрессия, упадничество, апатия, вялость. Ну, и как следствие - алкоголизм и наркомания, позволяющие хоть на короткое время встряхнуться. Это небезобидно - такие устрашающие игрушки.

А "расчленяющиеся" фигуры людей, в которых можно легко отсоединить руку, ногу, голову? Они тоже небезобидны?

Играя с игрушкой, ребенок всегда вступает с ней в тесное взаимодействие. Можно сказать, в личные взаимоотношения. Он относится к ней совсем не так, как мы, взрослые, относимся даже к самой любимой безделушке, вазочке или украшению. Для него игрушка как бы живое существо, его друг, воспитанник, детеныш. Или, наоборот, взрослый идеал для подражания (кукла Барби, солдатик, пограничник и т.п.). Особенно это касается игрушек, изображающих людей. Недаром даже на взрослых неприятно действует вид куклы с оторванной головой. Мы, естественно, понимаем, что это "понарошку", но смотреть все равно не хочется. Неспроста образ  покалеченной куклы так часто используется в антивоенной пропаганде, являясь символом попранного, изуродованного детства. А тут "расчлененка" входит в условия игры, и ребенок перешагивает очень важный барьер. Раньше, если он по неосторожности ломал куклу, его ругали: "Ай-ай-ай, как не стыдно! Кукле же больно!" Да он и сам переживал это как свою оплошность, ошибку. Для девочки поломка любимой куклы порой превращалась в  настоящую  трагедию. А тут хочешь - играй с целым человечком, хочешь - откручивай ему конечности, никто тебе и слова не скажет. В каких-то детях это вполне может пробудить садистские наклонности (особенно вкупе с соответствующими компьютерными играми, мультфильмами и комиксами). Но и у тех, кто не дойдет до таких крайностей, будет подспудно формироваться пренебрежительное отношение людям, атрофироваться от природы присущее ребенку чувство жалости и сострадания. Родителям следует относиться крайне осторожно к выбору предметов, которые окружают ребенка, поскольку игры и игрушки оказывают огромное воспитательное воздействие!

Ну, а есть все же какие-то полезные педагогические новшества?

Есть. Возвращение к традиционным формам воспитания. Например, так называемое "гендерное воспитание", под которым я понимаю, естественно, не секс-просвет, а традиционно раздельное воспитание мальчиков и девочек. Сейчас один из самых насущных вопросов воспитания состоит в повышении родительской компетентности. А им надо заниматься задолго до того, как дети повзрослеют и соберутся стать родителями. В девочке нужно воспитывать материнские чувства еще с детсадовского возраста. Не спешить ее учить буквам и цифрам, а стимулировать игру в "дочки-матери", чтобы для нее самым любимым занятием было нянчить куклу, катать ее в колясочке, кормить и так далее. Ну, и самой маме надо учиться материнским чувствам, поскольку для формирования  их у ребенка нужно, чтобы эти чувства сообщали ему окружающие. А если этого нет, трудно рассчитывать на то, что у ребенка разовьется настоящее, эмоциональное мотивированное  чувство материнства, когда хочется иметь ребенка не из  каких-то логических или материальных соображений, а просто из любви к детям. У нас сейчас больное общество. Разве что у выходцев с мусульманского Востока дела обстоят иначе. Ведь у них в массе по-прежнему высоко развиты материнско-отцовские чувства, гордость за своих детей, многодетность и, конечно, гендерный подход к воспитанию. Восточное общество очень традиционное, консервативное, а значит, более живучее. И мы сейчас видим, как на Западе выходцы с Востока вытесняют европейцев и приобретают все больший общественный вес.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру