Люби родной край

Урок закрепления. Имя существительное

Цели:

1. Проверить объем знаний, степень усвоения знаний по имени существительному.
2. Развивать память, речь.
3. Нравственная цель - воспитывать любовь к природе, Родине, родному краю.

Оборудование:

Записи на доске, картина с изображением берёз, сочинения детей, карточки для домашнего задания, стихотворения.

Оформление доски:                  
                                                        
"Родина" 

Б...резка б...лоствольная
Любимица м...я,
Ст...ит, как свечка белая,
Гл...дит она вокру...
Ей рожь кивает спелая,
ЕЙ кланяется лу... 

На доске написаны слова: дорожки, березки, птицы, песни, небеса, поля, друзья, дом, тишина, сторона, воздух, колокольчик, река, край, Россия, сердце, лен, даль, лес.

Ход урока. 

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня у нас урок русского языка необычный. Урок - праздник «Люби родной край!» Тема урока - имя существительное.

III. Закрепление пройденного материала.

Урок я хочу начать такими словами: Родина!... При этом слове возникают города, просторы, лица родных и незнакомых людей. А как говорят поэты? Сейчас прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и представьте себе нашу Родину.

Вижу горы и долины.
Вижу реки и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Каждый, кто услышал эти строки, может представить себе просторы нашего государства. Сколько волнующих чувств и мыслей возникает при слове Родина? Вот послушайте. Летнее утро, березовая роща, обширные поля, задумчивые русские реки, зеленое море лесов, снежные вершины гор и все с детства знакомое и до боли родное объединила в себе Родина. Привольно раскинулась она от берегов Балтики до Тихого океана.

1. Распознавание имен существительных.

А теперь вспомните и назовите имена существительные,. Какими существительными мы можем сказать о Родине?

Теперь запишу я свои слова (Города, поселки, деревни, храмы, церкви.)
Что же за слова мы записали? Какой части речи? (Имя существительное.)
Ребята, мы живем в городе. Наша малая родина - это наш город. Как вы думаете, что привлекает всех приезжающих в наш город? (Монастырь, доброта и т.п.). Когда мы с вами бываем в монастыре, что мы чувствуем? (Благодать, доброту и т.п.).

Мой рабочий день начинается с того, что я каждое утро прохожу у стен Монастыря. И мой пристальный и вдумчивый взгляд позволяет усмотреть в этой красоте символическое значение. Крепость с высокими толстыми стенами, с суровыми и молчаливыми стражами - башнями, зорко охраняющие сады с плодовыми деревьями, устремленные ввысь купола, весь монастырский мир с золотыми крестами и поющими колоколами. При красоте, которую я вижу каждый день, чувствую умиротворение.

У нас в классе проходил конкурс сочинений на тему «Чтобы я рассказал о своем городе?». Во всех сочинениях прослеживается, что вы все знаете историю создания города, достопримечательности и, конечно, пишите об уютном маленьком городке, в котором царит тишина и спокойствие. Некоторые отрывки мы прослушаем сейчас:

Юлдашев Павел

Город, в котором я живу, называется Печоры. А называется он так, потому что в давние времена открылись людям пещеры, в них поселились монахи - отшельники. Они построили в этих пещерах церковь. Так на этом месте появился Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. В пятнадцатом веке он был обнесен крепостной стеной с башнями и служил, защищая западную границу Руси. Вокруг монастыря стали селиться люди, строили дома и другие постройки. Так начинал расти город Печоры.

Лигус Марк

Печоры - маленький старинный город - крепость Псковской земли. Город Печоры окружают леса, озера и реки, и поэтому в нем всегда чистый воздух. Небольшие дома утопают в зелени и прекрасны в любое время года. В городе главной достопримечательностью является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Эта обитель известна всей России. В нем много храмов, в которых красиво и загадочно. Постоянно я слышу торжественные перезвоны колоколов, умилительное церковное пение. Летом обитель утопает в зелени и цветах.

Круглов Павел

Достопримечательностью моего города является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Эта обитель известна во всех городах нашей России, так как сюда каждый день приезжают паломники, чтобы помолиться, очистить свою душу, полюбоваться красотой куполов храмов, послушать торжественный перезвон колоколов и умилительное церковное пение. Я тоже часто прихожу в монастырь вместе с мамой. Особенно многолюдно здесь в праздничные церковные дни.

Мой город Печоры - дивный старинный городок с небольшими улочками, с двумя площадями, с красивыми парками и чистыми прудами. Он весь утопает в зелени, поэтому здесь всегда чистый и свежий воздух.

Есть города малые и большие. Наш город является малым городом Родины. Если сравнивать города Печоры и Псков, то можно сказать, что среди них есть много общего, но есть и отличие. Что можно сказать про город Псков? (Шум, скорость, пыль, страх, асфальт и т.д.).

В городе есть православный монастырь, в котором храмы, но есть и католическая церковь. Они мирно уживаются в нашем городе. Поднимите руку, кто любит свой город?

Лицом города является чистота. Чистые улицы говорят о том, что люди соблюдают порядок. И мы с вами должны заботиться о чистоте нашего города. Каким он будет - это зависит от нас с вами.

Какими мы должны быть, живя в этом городе? (Добрыми. Город наш маленький и почти все знаем друг друга.) Наш город пограничный, с него начинается Россия на Северо-западе.

2. Запись предложений под диктовку

Любить Родину - это быть грамотным человеком. Только грамотный человек может написать правильно. Обратимся к грамоте и проверим себя. Запишем предложения под диктовку и отметим орфограммы. Есть прекрасные города и села в России: Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Кострома - древние города. У каждого города своя история. Обратите внимание, как они написаны на доске и в тетрадях. Наш город так же относится к древнему историческому городу и входит в «золотое кольцо».

Физкультминутка:

Дружно за руки возьмемся.
И по городу пройдемся.
Есть у нас дома большие,
Много есть домов поменьше.
Зелень яркая вокруг
На ветру качается.
Ты мой друг и я твой друг
Пусть дружба не кончается.

3. Писатели и поэты писали и пишут о Родине. Вот и наш Печорский поэт Борис Егоров подарил нам стихотворение о нашем городе. Сейчас вы послушаете и выберете имена существительные.

Родная сторона

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.
Березки. Старый дом и тишина.
Ну, разве что-то может быть дороже,
Чем ты, моя родная сторона?
Здесь воздух синий, колокольчик синий,
И синяя в реке бежит вода.
Печорский край, ты лишь клочок России,
Но в сердце у меня живешь всегда.
Здесь песни птиц задорны, сладкозвучны,
Здесь необычна синева небес.
Живут во мне, со мною неразлучны
Цветущий лён, и ширь полей, и лес.
И первый снег, и верные друзья,
Я краше милой родины не знаю
А людям жить без родины нельзя.

Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворении. На доске заранее записаны существительные из этого стихотворения:

Дорожки    Дом
Березки     Тишина
Птицы        Сторона
Песни         Воздух
Небеса       Колокольчик
Поля          Река
Друзья       Край
Люди         Россия
                 Сердце
                 Лен
                 Даль
                 Лес

Посмотрите на слова, которые записаны в столбики. Что вы можете сказать о них? (1 столбик - им. сущ. в форме мн.ч.; 2 столбик - в форме ед.ч.).
Спишите слова, которые стоят в форме множественного числа. Выделите окончания у этих существительных.

4. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своим родителям, дому, родному городу. Подумайте, когда мы говорим о России, какое дерево представляем? (Березу). Береза является одним из символов нашей Родины.
О любимом дереве русских людей поэтично пишет Сергей Есенин:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром...

А вы прочитайте отрывок из стихотворения Е. Серова о любимом дереве россиян. Обратите внимание, в некоторых словах стоят точки - это опасные места. Вам нужно вспомнить орфограммы и записать верно.

Б. резка б. лоствольная,
Любимица м. я,
Ст..ит, как свечка белая,
Гл. дит она вокру.:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется лу..

Обозначьте части речи, которые вы знаете. Назовите имена существительные. Вспомним, как определить род у существительного. Что нужно сделать?

1. Посмотреть на окончание.
2. Подставить вспомогательные слова он мой, она моя, оно моё.
3. Обозначить род.
4.Определите род у существительных.

IV. Домашнее задание:

Мы сегодня с вами говорили о нашем городе, о Родине. Поэтому вашим домашним заданием будет стихотворение о нашем крае, которое написал наш земляк Борис Егоров.

Печорский край

Пахнет солнцем, медом, липой
Вперемежку на лугу.
В роще смолкли ветра всхлипы -
И молчок, и ни гу-гу.
А вокруг такое чудо,
И такая красота:
В тень укрылись незабудки,
Чуть желтеет череда.
Колокольчик голубеет,
Да ромашки там и тут.
И как будто бы робея,
Соловьи своё поют.
Мята в розово-лиловом,
И фиалки трех цветов.
Здесь все ново и не ново,
И совсем не надо слов.
Нет ни облачка, ни тучки,
Речка дразнит: «Догоняй!» -
Разве где найдете лучше,
Чем Печорский милый край!

Вам нужно списать стихотворение. Обозначить род у существительных. Урок был необычный: урок - праздник. Я благодарю за работу каждого из вас. Урок окончен.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру