Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уде¬ляют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, школы полного дня. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы.

Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности  и  недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при  определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует особого подхода к организации учебнопознавательной деятельности учащихся, методике организации учебновоспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных  учащихся и их объединений.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
•  Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.

Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:

- субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района и САО; Москвы)
- региональные  (краеведческие исследования на территории Подмосковья)
- межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих  курсов,  внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

- уроки основного курса "Краеведение";
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.

Сложность поставленных задач и специфика школьного краеведения требуют от руководства образовательного учреждения вдумчивого подхода к перспективному планированию системы школьного краеведения, основанного на анализе информации о:

- законодательной и нормативноправовой базе; школьного краеведения
- кадровом составе: квалификации, компетентности, готовности использовать оптимальные  педагогические технологии, методы, приемы, формы обучения и воспитания;
- программном, научнометодическом, дидактическом и материальнотехническом обеспечении деятельности;
- состоянии деятельности и уровне потребности в ней учащихся и родителей;
- состоянии системы дополнительного образования;
- вовлеченности семей в краеведческую деятельность;
- ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательной среды;
- специфике и традициях образовательного учреждения,и учете специфики школьного краеведения.

Рассмотрим основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время  преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.

В 1996 г. была опубликована наша программа "Москвоведение 511 классы" , ставшая победителем конкурса проекта "Москве – с любовью" на лучший курс по Москвоведению в 1997 году. Программа носит комплексный интеграционный характер, отражая все аспекты требований к содержанию краеведческой подготовки учащихся. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий по всем курсам, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому курсу, список рекомендуемой литературы.  Программа предполагает, преподавание отдельных курсов разными учителями в разные годы обучения, что снимает проблему выбора серии программ для каждого последующего года обучения.

Конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ.

Более подробно система познавательной краеведческой деятельности описана нами в пособии "Основы методики преподавания краеведения в основной и старшей школе" М., СОУО, 2000.

Воспитательноразвивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, призванных содействовать решению приоритетных – воспитательных задач школьного краеведения. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, решению задач школы полного дня. Цели работы данных подсистем:

- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала)
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников
- способствовать семейному воспитанию.

Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства  региона, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения.

Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

- разовые формы работ  конкурсы, викторины, конференции, олимпиады;
- системные – выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года для различных классов, групп учащихся.

Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни края.

Технология подготовки и проведения конкурсов и подобных им мероприятий строится следующим образом:

1. Подготовительный этап:

- определение учителем целей, группы учащихся (класс, параллель, другая группа), тематики;
- определение совместно с учащимися целей, состава участников, темы, основных вопросов содержания, критериев оценки выступлений, формы, срока, места проведения конкурса; мотивация участников;
- формирование рабочих групп по подготовке конкурса (команда, оформители, жюри, ведущие и др.);
- сбор материалов учащимися;
- консультации учителем рабочих групп, оказание необходимой помощи;
- подготовка помещения;
- подготовка оценочных листов, призов:
- консультация участников по порядку и регламенту проведения конкурса.

2. Этап проведения конкурса:

Конкурс может проводиться по любому сценарию (выступления команд, капитанов, групп); желательно предусмотреть конкурс болельщиков.
- вступительное слово учителя о целях конкурса, порядке его проведения, составе участников
- выступления
- подведение итогов, награждение
- заключительное слово учителя (качественная оценка подготовки и проведения конкурса, возможности использования его результатов)

3. Этап использования результатов:

Рефлексия в рабочих группах. Учитель должен опираться на знания, полученные участниками конкурса; использовать наглядные материалы, созданные как конкурсные работы, на последующих уроках.

Ученические краеведческие конференции

Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, или направлениями исследовательской деятельности учащихся. Методика подготовки и проведения ученической конференции аналогична вышеизложенной.

Краеведческие олимпиады

Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.

Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и должны касаться как основных программных вопросов курса, так и выходить за ее рамки. Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология региона, история и культура  родного края и т.п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в т.ч. – территории своего округа и района. Для каждой педагогической системы (учебного уровня) учитель разрабатывает свой перечень вопросов.

Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и различны для каждой возрастной группы участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини сочинения, ответы на задания вопросника и др. После проведения олимпиады учитель должен познакомить всех участников с правильными ответами на вопросы. Результаты олимпиады должны быть доведены до участников максимально быстро. По итогам олимпиады учитель оформляет грамоты и вручает их призерам в торжественной обстановке.

Краеведческие  вечера

Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:

- встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
- рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения
- тематические беседы ("Кухня нашего края", "Мода нашего края", "Литературный край" и т.п.)
- проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона)
- семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона)
- музыкальные вечера и др.

Во время подготовки вечера, учителю необходимо определить интересную конкретной возрастной группе учащихся тему, провести мотивацию участников, пригласить гостей; подготовить объявление о проведении вечера.

Выставки

Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни  региона. Темами выставки могут быть:

- Мой любимый уголок края
- Моя малая родина –  …  
- Контрасты нашего края
- Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края
- Люди нашего края
- Наш край в будущем  и др.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру