Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы

Каждый экспонат выставки должен быть оснащен карточкой с указанием его автора и названием работы. Во время проведения выставки необходимо организовать ее посещение всеми учениками школы. По окончании работы выставки проводится рефлексия по классам, а ее материалы могут пополнить фонды кабинета краеведения, школьного краеведческого музея.

Предметные краеведческие недели

Предметная неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех учеников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора учащихся.

Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями   предметниками. Неверно понимать, что во время предметной недели каждый ученик каждого класса, ежедневно принимает участие в какой либо акции. Разумнее строить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия, с мероприятиями для отдельных групп учащихся.

Формы внеклассной работой, проводимые как разово, так и в системе:

Выпуск газет. При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям истории или современности региона.

Над газетой могут работать несколько групп учащихся, каждая из которых выполняет свою часть общей работы: сбор информации, редактирование, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать (и развивать) индивидуальные возможности, потребности и интересы ребенка.

При систематическом подходе, в школе формируется детская редколлегия, обеспечивающая регулярный (12 раза в месяц) выпуск школьной краеведческой газеты. Содержание газеты может отражать современную жизнь региона; рассказывать о прошлом региона; содержать занимательные материалы (кроссворды, ребусы, забавные истории и др.). Задача газеты – формировать интерес к прошлому и настоящему своего края, способствовать расширению краеведческого кругозора. Наряду с газетами, можно организовать оформление тематических стендов, рассказывающих о своем крае, субрегионе, о его жителях, о школе.  Хорошо иметь в школе сменный стенд, отражающий свежую информацию о жизни родного края.

Проектные работы. Назначение: обучение школьников рациональным приемам коллективной (групповой) творческой исследовательской работы;
развитие индивидуальных учебных, организаторских, творческих и др. способностей учащихся;
освоение учащимися содержательной стороны предмета.

Условия реализации:

- наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, наличие источников информации;-

- общественнополезная значимость проекта
- соответствие содержания возрастным возможностям учащихся
- возможность применения результатов проектной работы в рамках конкретных учебных дисциплин. Время реализации:от 2х до 4х академических часов.

Технологическая карта реализации пилотного проекта:

1. Подготовительный этап:

Учитель:
- определяет цели проекта
- определяет способы обеспечения мотивации
- готовит необходимый справочноинформационный, раздаточный, наглядный  материал
- определяет сроки реализации
- определяет количество творческих групп и задачи каждой из них.

Учитель совместно с учащимися:

- формируют проблему, цели проекта и определяют его общественную и личную значимость;
- определяют пути и этапы достижения цели;
- выбирают источники информации;
- формируют творческие группы с учетом интересов, потребностей, возможностей детей;
- формулируют задачи каждой творческой группы, ее роль в выполнении проекта;
- определяют форму представления конечного результата (отчета).

2. Этап выполнения проекта:

Творческие группы:
- распределяют роли по выполнению задачи;
- самостоятельно работают над поставленной проблемой (производят поиск, отбор, систематизацию, оформление информации);
- представляют предварительный результат на рассмотрение класса.

Учитель оказывает консультации, методическую и информационную (обеспечении необходимыми источниками информации) помощь.

3. Этап предварительного контроля:

- Обсуждение материалов и результатов в группах;
- Краткие выступления каждой из творческих групп по результатам самостоятельной работы;
- Коллективное обсуждение результатов, внесение уточнений и дополнений;
- Доработка (коррекция) результатов;
- Подготовка представления конечного результата.

4. Этап представления конечного результата проекта.

5. Этап применения результатов работы.

6. Этап коллективного обсуждения работы.Рефлексия.

Отдельно заметим, что использование проектного метода во внеклассной работе может стать основой работы ученического научного общества.

Экскурсии

Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Экскурсии могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий – дети являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Самодеятельная экскурсия готовится и проводится по нижеприводимому алгоритму:

подготовительный этап –
а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;
б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;
в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);
г) составление маршрута экскурсии;
д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной  точки.  Определение  мер безопасного продвижения конечной  точки.  Определение  мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;
ж) сбор  информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала

Решение организационных вопросов:

- издание приказа по школе о проведении экскурсии (определены сроки, маршрут, состав группы, руководители, на которых возложена ответственность за жизнь и здоровье детей);
- определение точного срока и времени проведения экскурсии;
- проведение инструктажа по технике безопасности с учащимися
материальное оснащение экскурсантов (блокноты, ручки, фотоаппарат, форма одежды, перекус, др.);
- информирование учащихся  о путях подъезда к начальной точке,  протяженности и продолжительности экскурсии, порядке ее проведения, выезде от конечной точки до школы;
- определение готовности учебных групп, экскурсоводов к проведению экскурсии;

Этап проведения экскурсии

а) Сбор у школы. Напомнить меры безопасности, маршрут подъезда к начальной точке. Переезд;
б) напомнить цели и задачи экскурсии; содержание учебных заданий;
в) движение по экскурсионному маршруту,  работа экскурсоводов по своему объекту;  выполнение учебных заданий остальными учащимися;
г) краткое подведение итогов экскурсии;
д) выезд от конечной точки маршрута до школы.

Заключительный этап

а) подробный анализ экскурсии (анализ подготовки каждой учебной группы, достижение целей, работа экскурсоводов, выполнение учебных заданий учащимися);
б) обработка материалов, собранных на экскурсии и их оформление;
г) контроль уровня усвоения материала. Рефлексия.

По итогам работы составляется паспорт экскурсии, оформляемый по схеме:

Титульный лист, на котором указывается: тема (название) экскурсии, автор разработки.

Общая характеристика экскурсии: Назначение, Класс, возраст участников.

Маршрут (основные пункты): протяженность, продолжительность экскурсии.

Цели и задачи данной экскурсии: Способы, маршрут, время  подъезда к начальной точке и выезда с конечной точки экскурсионного маршрута; Схема экскурсионного маршрута с указанием на ней: маршрута экскурсии, мест остановок, экскурсионных объектов, запасных вариантов выезда.


Краткая характеристика экскурсионных объектов, иллюстрации

Рекомендуемая литература

Рекомендации  по обеспечению безопасности на экскурсионном маршруте.

Задания для участников экскурсии.

Театрализованные представления

Данная форма внеклассной работы имеет цель развития личностных качеств учащихся, интереса к предмету. Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие дела, проводимые по методике И.П. Иванова. Суть её сводится к следующему: группам учащихся предлагается за достаточно короткое время (515 минут) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время учащиеся должны выбрать существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого, каждая группа показывает (34 минуты) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение  рефлексия. (Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках).

При наличии в школе педагогатеатрала возможна организация систематической постановки театрализованных представлений по краеведческой тематике.

Общественнополезная деятельность

Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу.

Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.

Системные  формы  работы

Факультативные занятия

Занятия краеведческих факультативов проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету, при этом разрешается посещение отдельных занятий всеми желающими.  Цель факультативных курсов  – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории или современности региона.  Содержание факультативного курса должно выходить за рамки учебной программы по краеведению и представлять собой логически связанную систему краеведческих знаний.  Учитель может проводить факультативные курсы: "Мой край … века", "Экология нашего края",  "Моя малая родина...", "Современные проблемы нашего края", и др.

Краеведческие объединения учащихся

 Данная  форма внеклассной работы осуществляются учителями или педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое (туристскокраеведческое, музейное, экскурсионное) объединение.   Организация деятельности краеведческих объединений разработана нами.

Музейные краеведческие объединения

Если "взрослые" музеи выполняют две функции: средства самообразования и повышения культурного уровня; коллектора культурных ценностей общества, то музеи образовательных учреждений отодвигают эти функции на второй план, ибо имеют специфические, присущие образовательному учреждению цели.

Цели музея образовательного учреждения:

- создание условий для развития личности в процессе коллективной творческой деятельности средствами музейной педагогики (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня),
- создание и развитие краеведческой экспозиции, как средства обеспечения УВП образовательного учреждения.

Задачи музея образовательного учреждения:

- способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения и музейной педагогики;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся, отвечающих их индивидуальным потребностям;
- формировать потребность в исследовательской экспериментальной деятельности в выбранном учащимися направлении;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественнополезной деятельности и общения;
- способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; реального патриотизма;
- способствовать осознанному выбору профессии;
- формировать общеучебные навыки;
- способствовать расширению, углублению и систематизации знаний;
- способствовать укреплению семьи;
- способствовать накоплению и сохранению предметов материальной и духовной культуры своего края;
- способствовать решению образовательных и воспитательных задач образовательного учреждения;
- формировать систему наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания школьных предметов;
- создать полную картину особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края.

Особенностями краеведческого музея образовательного учреждения являются:

- акцентуация на решение воспитательных задач образовательного учреждения,
- вовлечение в общественнополезную коллективную деятельность детей, учителей, родителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей,
- возможность использования фондов музея в преподавании всех учебных предметов,
- комплексность содержания, объединение в себе содержания всех типов музеев.

Краеведческий музей должен отражать особенности природы, истории и культуры родного края, объединяя в себе содержание исторического (военноисторического, археологического, этнографического, истории школы), естественнонаучного, литературного, художественного и др. музеев, объединенных территорией родного края.

Возможен самый широкий спектр направлений и форм организации деятельности:

– сбор, систематизация, хранение и демонстрация краеведческой информации  по разделам: история и культура края, мемориальные события, природа, хозяйство, экология, население, судьбы людей, современность, моя малая родина;
– установление связей с музеями (образовательных учреждений и  муниципальными), общественными, государственными организациями (библиотеками, архивами, институтами), органами власти;
– просветительская (образовательная) деятельность.

Все это создает реальные предпосылки для построения учебновоспитательного процесса всего образовательного учреждения на основе краеведческого музея.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру