Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным…

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3) отношения: сердечные чувствования и настроения;
4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том “чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях”.

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где “Дух Божий дышит, зовет и раскрывается”:

· природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
· истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
· неподдельное сочувствие всему страдающему;
· действенная любовь к ближним;
· блаженная сила совестного акта;
· мужество национального героя;
· творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью;
· непосредственное молитвенное обращение к Богу, “Который и слышит, и любит, и помогает”.

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни, он называет следующие средства:

– религиозные воспоминания детства;
– влияние природы;
– влияние художественной литературы;
– встречи с действительно религиозными людьми;
– посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест);
– чтение религиозной литературы.

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

1) становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2) создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму и святому.

Сложностями на пути решения этих задач являются:

1) современное секуляризованное социокультурное окружение;
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей;
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.
В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства;
– осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним;
– учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской  души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.


Понятие педагогического сопровождения семьи


Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна. Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победой любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество.

Святая страстотерпица государыня императрица Александра Феодоровна Романова

Описание конкретных подходов к решению проблем современной семьи посредством ее педагогического сопровождения необходимо предварить пояснением самого термина “педагогическое сопровождение”.

Ключевым в этом словосочетании является слово “сопровождение”. Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие “сопровождение” как “действие по глаголу “сопровождать” – “провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым; следовать”. Соответственно, “сопроводитель” – тот, кто сопровождает, – “проводник, провожатый, попутчик”. Приставка “со” в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Современный “Словарь русского языка” определяет понятие “сопровождение” как “то, что сопровождает какое-либо явление, действие”.

В ситуации реального путешествия сопровождение становится чрезвычайно желательным и даже необходимым в том случае, когда путникам предстоит идти по незнакомому и опасному маршруту. Проводником же традиционно становится некто более опытный, знающий дорогу, знакомый с особенностями и трудностями предстоящего пути; тот, кто может обеспечить в дороге удовлетворение потребностей и безопасность путников. Несмотря на все опасности и возможные неожиданности в пути сопровождающая сторона берет на себя определенные обязательства и несет ответственность за своих подопечных.

Применительно к семье процесс сопровождения предполагает, что семья проходит разные стадии своего развития, будучи сопутствуема компетентными специалистами, государственными и общественными структурами, заинтересованными в содействии выполнению семьей ее функций: репродуктивной (рождение детей); хозяйственно-бытовой (предполагающей умение членов семьи рачительно вести совместное хозяйство и совместно переживать все жизненные события); экономической (реализуемой в процессе ведения членами семьи общего бюджета и осуществления материальной поддержки детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности);  воспитательной (реализуемой в процессе воспитания детей); психологической (предполагающей создание в семье наиболее благоприятной атмосферы, создающей возможность взаимопонимания, психологической разрядки и личностного укрепления в различных жизненных ситуациях); рекреативной (обеспечивающей отдых, восстановление сил и трудоспособности членов семьи).

Процесс педагогического сопровождения  семьи принципиально отличен от процесса управления. Взаимодействие структур, работающих с супругами и родителями в процессе медицинского, психолого-педагогического сопровождения ими семьи, носит характер именно сопровождения, более мягкий и органичный по сравнению с управлением, руководством.  Семья, таким образом, оказывается именно сопровождаема, но не ведома, не управляема. К тому же, допустима ли сама возможность управления извне таким процессом как семейное воспитание? Сопровождение же семьи в вопросах воспитания возможно: тон и содержание ему задают проблемы семьи, находящейся на той или иной стадии развития, либо попавшей в ту или  иную жизненную ситуацию. Необходимо отметить, что взаимодействие в процессе сопровождения предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьи – общее объединение усилий.

Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия с семьей. В частности – на уровне образовательного учреждения. Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи в решении воспитательных задач.

Это положение доказывают сегодня как светские, так и православные педагоги. Известный православный педагог, священник Евгений Шестун, ссылаясь на фундаментальные работы одного из ведущих отечественных специалистов по этнографии М.М. Громыко, подчеркивает, что современный взгляд на образовательный процесс предлагает считать субъектом образования и воспитания не ребенка, а семью. В качестве аргументации приводятся обоснования культурологического и этнокультурного характера, согласно которым, “системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются духовные, в первую очередь – религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья… Именно она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи”.


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру