Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать свои детям!

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Кризис современной семьи настолько глубок, что в его преодолении разовые меры помощи не могут оказаться эффективными. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.
Системность педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по решению проблемы. Выделим семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных  различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
– молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
– молодым супругам (до рождения ребенка),
– семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
– родителям детей-дошкольников (посещающих и не посещающих дошкольное учреждение),
– родителям младших школьников,
– родителям подростков,
– родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
– многодетным,
– малоимущим,
– неполным семьям,
– семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к православной культуре),
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V.  Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержке семьи в различные программы федерального, регионального, районного, муниципального уровней В рамках этого направления деятельности в регионах (районах, муниципальных центрах), имеющих определенные ресурсы (кадровые, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному духовно-нравственному воспитанию в рамках Региональных (районных, муниципальных) комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение и непосредственное осуществление объемов и источников финансирования программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, районных, муниципальных средств, благотворительных фондов. Это направление работы включает в себя также и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации деятельности компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Эффективное управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общей задачи возрождения православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и  семьей в целом) в региональных (районных, муниципальных) системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования “Новая Русь” разработан проект программы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе (районе, муниципальном центре). Этот документ является одной из подпрограмм проекта “Комплексной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России”. Доработка, принятие и реализация регионами (районами, муниципальными центрами) подпрограммы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной (районной, муниципальной) программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.

Цель и задачи педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей


Всякие иноземные дорогие затеи должны уступить предлагаемому способу первенство по дешевизне, разумности и благотворности прочного подготовления детей к жизни и служению общественному.

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Целью программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития региональной (районной, муниципальной) системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.

Достижение цели программы педагогического сопровождения семьи (по аналогии с Комплексной региональной (районной, муниципальной) программой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач:

1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития региональной (районной, муниципальной) системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
4. Управление программой.

Главным органом, обеспечивающим решение задач этого блока в регионе (районе, городе), становится Региональный координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Совет координирует действия по решению различных аспектов проблемы духовно-нравственного семейного воспитания органами законодательной и исполнительной власти, учреждениями системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественными объединениями и организациями.

II. Информационно-просветительский блок задач:

1. Ознакомление населения региона с содержанием программы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты региона (района, города).

III. Содержательный блок задач:

1. Научно-методическое обеспечение программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального (районного, муниципального) развития.
3. Разработка содержания и осуществление мер по интеграции духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание на уровне региона, района, муниципального центра.


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру