Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи


Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
– супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему “я”;
– почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
– супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:
– фактически полностью разрушена традиционная иерархия семейных взаимоотношений;
– утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
– традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших едва ли не полностью вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
– в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
– кризис интимно-личностных отношений проявляется во взаимной нетерпимости супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
– кризис социокультурных отношений в семье проявляется в отсутствии открытости и взаимопонимания между членами семьи, путанице в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
– кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрате способности “сопричастности” (при этом супругами теряется понимание цели и смысла жизни друг с другом, семейная жизнь становится для человека обузой, тяжким и непосильным бременем);
– вместо того, чтобы быть органичным единым целым, семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний.
 
4. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
– культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
– продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
– растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
– увеличивается количество нежеланных детей, беспризорников, сирот при живых родителях.
 
5. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
– утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного “крестоношения” жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
– не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится “откупиться” от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
– прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
– утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, наоборот, провоцирует ко греху;
– представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством, сердечным участием.
 
6. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
– чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
– нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не  владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде   царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
– духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь криминала, алкоголизма, наркомании, проституции;
– у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
– в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компаниях сверстников.
 
7. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
– тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ;
– в учебном плане школ отсутствуют предметы “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”;
 – до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.
 
8. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
– в социокультурном пространстве, средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенных сведений, пошлости и порока;
– массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти “свободной любви”, половой распущенности, всевозможных извращений.
 
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология “Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это атакует и подчиняет себе неокрепшие души.
 
Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
 
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. В течение последних лет это неоднократно подчеркивали иерархи Русской Православной Церкви. Так, выступая на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечал: “Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства”. Говоря же роли Православной Церкви в содействии преодолению кризиса семьи и семейного воспитания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивает: “Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле…”
 
Каков же выход из кризисной ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере семьи и семейного воспитания, и есть ли он, этот выход? Выход есть, и как ни глубоко описанное нами поражение семьи явлениями кризиса, помочь в его преодолении может всемерное содействие укреплению семьи. А именно:
·восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
·возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
·творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
·формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовная природа семьи –основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь -жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь.Каждый должен забыть свое “я”, посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица Александра Феодоровна Романова

Для того чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение самого понятия “семья” различные источники:

– совокупность близких родственников, живущих вместе;
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Как видим, в определениях, помимо общности быта и кровного родства, указывается и на взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако, основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе. Это подтверждают положения религиозной философии и богословских наук.

В основе семьи  лежит в основе семьи брачный союз. Он является  договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. В христианской традиции брак “есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении”.

Православная Церковь видит в Таинстве Брака духовную “тайну”, которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. На “тайну великую” брачного союза указывает святой апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5; 32). Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится “таинством благодати” – образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как “домашняя церковь” (Кол. 4; 15).

Соединенные брачным союзом супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. “Супружество, – пишет святитель Григорий Богослов, – более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему... Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога”.

В христианском браке муж берет на себя крест семейной жизни, чтобы следовать за Христом; жена становится помощницей и другом мужа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царства Божия”. Этими заботами супруги не позволяют приблизиться к себе раздорам, вражде и ненависти.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан “таинством любви”, в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение полноты этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу. Святитель Иоанн сравнивает брачный союз с гнездом, в котором мать вскармливает птенцов не для того, чтобы они остались в гнезде навсегда, а для того, чтобы они научились летать, когда у них окрепнут крылья и появится сила. “Господь, – читаем у святителя Иоанна Златоуста, – искони влек нас к Небу и указал нам путь, ведущий туда... Показав это, Он оставил нас на долгое время в этом мире и браке, как в гнезде. Когда же у нас в течение долгого времени возросли крылья добродетели, то Он, придя, стал тихо и мало-помалу выводить нас из здешнего жилища, научая парить в Горнем. Таким образом, поистине благородные, любящие свет, с великой легкостью покинув гнездо, взлетают на высоту и достигают Небес, отказавшись от земного”.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, священник и ученый Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что “монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке”. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как “путь ко Спасению”, восхождение по которому связано с несением “креста” повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1 Фес. 5; 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества.

Приведем еще несколько цитат, показывающих, как определяет православное богословие сущность брака и его роль в преображении человека:

– “Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви; двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”.

– “В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности”.

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи – “домашней Церкви” в христианской культуре (Рим. 16; 4. Флм. 1; 2) – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви “чадородие” (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и “приумножать”, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, “что такое хорошо и что такое плохо”.

Русский философ И.А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку “два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

– первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение”. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви.

Святитель Василий Великий:
“Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге”.

Святитель Феофан Затворник:

“Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти”.

Святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь в письме к матери маленькой девочки, пишет:“Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери”.

Священник Александр Ельчанинов:

“Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью”.

“Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь”.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: “Мать праведная – ограда каменная”, “Отец сына не на худо учит” и много других примеров…

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным…

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3) отношения: сердечные чувствования и настроения;
4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том “чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях”.

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где “Дух Божий дышит, зовет и раскрывается”:

· природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
· истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
· неподдельное сочувствие всему страдающему;
· действенная любовь к ближним;
· блаженная сила совестного акта;
· мужество национального героя;
· творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью;
· непосредственное молитвенное обращение к Богу, “Который и слышит, и любит, и помогает”.

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни, он называет следующие средства:

– религиозные воспоминания детства;
– влияние природы;
– влияние художественной литературы;
– встречи с действительно религиозными людьми;
– посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест);
– чтение религиозной литературы.

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

1) становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2) создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму и святому.

Сложностями на пути решения этих задач являются:

1) современное секуляризованное социокультурное окружение;
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей;
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.
В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства;
– осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним;
– учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской  души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.


Понятие педагогического сопровождения семьи


Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна. Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победой любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество.

Святая страстотерпица государыня императрица Александра Феодоровна Романова

Описание конкретных подходов к решению проблем современной семьи посредством ее педагогического сопровождения необходимо предварить пояснением самого термина “педагогическое сопровождение”.

Ключевым в этом словосочетании является слово “сопровождение”. Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие “сопровождение” как “действие по глаголу “сопровождать” – “провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым; следовать”. Соответственно, “сопроводитель” – тот, кто сопровождает, – “проводник, провожатый, попутчик”. Приставка “со” в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Современный “Словарь русского языка” определяет понятие “сопровождение” как “то, что сопровождает какое-либо явление, действие”.

В ситуации реального путешествия сопровождение становится чрезвычайно желательным и даже необходимым в том случае, когда путникам предстоит идти по незнакомому и опасному маршруту. Проводником же традиционно становится некто более опытный, знающий дорогу, знакомый с особенностями и трудностями предстоящего пути; тот, кто может обеспечить в дороге удовлетворение потребностей и безопасность путников. Несмотря на все опасности и возможные неожиданности в пути сопровождающая сторона берет на себя определенные обязательства и несет ответственность за своих подопечных.

Применительно к семье процесс сопровождения предполагает, что семья проходит разные стадии своего развития, будучи сопутствуема компетентными специалистами, государственными и общественными структурами, заинтересованными в содействии выполнению семьей ее функций: репродуктивной (рождение детей); хозяйственно-бытовой (предполагающей умение членов семьи рачительно вести совместное хозяйство и совместно переживать все жизненные события); экономической (реализуемой в процессе ведения членами семьи общего бюджета и осуществления материальной поддержки детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности);  воспитательной (реализуемой в процессе воспитания детей); психологической (предполагающей создание в семье наиболее благоприятной атмосферы, создающей возможность взаимопонимания, психологической разрядки и личностного укрепления в различных жизненных ситуациях); рекреативной (обеспечивающей отдых, восстановление сил и трудоспособности членов семьи).

Процесс педагогического сопровождения  семьи принципиально отличен от процесса управления. Взаимодействие структур, работающих с супругами и родителями в процессе медицинского, психолого-педагогического сопровождения ими семьи, носит характер именно сопровождения, более мягкий и органичный по сравнению с управлением, руководством.  Семья, таким образом, оказывается именно сопровождаема, но не ведома, не управляема. К тому же, допустима ли сама возможность управления извне таким процессом как семейное воспитание? Сопровождение же семьи в вопросах воспитания возможно: тон и содержание ему задают проблемы семьи, находящейся на той или иной стадии развития, либо попавшей в ту или  иную жизненную ситуацию. Необходимо отметить, что взаимодействие в процессе сопровождения предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьи – общее объединение усилий.

Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия с семьей. В частности – на уровне образовательного учреждения. Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи в решении воспитательных задач.

Это положение доказывают сегодня как светские, так и православные педагоги. Известный православный педагог, священник Евгений Шестун, ссылаясь на фундаментальные работы одного из ведущих отечественных специалистов по этнографии М.М. Громыко, подчеркивает, что современный взгляд на образовательный процесс предлагает считать субъектом образования и воспитания не ребенка, а семью. В качестве аргументации приводятся обоснования культурологического и этнокультурного характера, согласно которым, “системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются духовные, в первую очередь – религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья… Именно она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи”.

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать свои детям!

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Кризис современной семьи настолько глубок, что в его преодолении разовые меры помощи не могут оказаться эффективными. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.
Системность педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по решению проблемы. Выделим семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных  различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
– молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
– молодым супругам (до рождения ребенка),
– семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
– родителям детей-дошкольников (посещающих и не посещающих дошкольное учреждение),
– родителям младших школьников,
– родителям подростков,
– родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
– многодетным,
– малоимущим,
– неполным семьям,
– семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к православной культуре),
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V.  Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержке семьи в различные программы федерального, регионального, районного, муниципального уровней В рамках этого направления деятельности в регионах (районах, муниципальных центрах), имеющих определенные ресурсы (кадровые, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному духовно-нравственному воспитанию в рамках Региональных (районных, муниципальных) комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение и непосредственное осуществление объемов и источников финансирования программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, районных, муниципальных средств, благотворительных фондов. Это направление работы включает в себя также и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации деятельности компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Эффективное управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общей задачи возрождения православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и  семьей в целом) в региональных (районных, муниципальных) системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования “Новая Русь” разработан проект программы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе (районе, муниципальном центре). Этот документ является одной из подпрограмм проекта “Комплексной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России”. Доработка, принятие и реализация регионами (районами, муниципальными центрами) подпрограммы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной (районной, муниципальной) программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.

Цель и задачи педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей


Всякие иноземные дорогие затеи должны уступить предлагаемому способу первенство по дешевизне, разумности и благотворности прочного подготовления детей к жизни и служению общественному.

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Целью программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития региональной (районной, муниципальной) системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.

Достижение цели программы педагогического сопровождения семьи (по аналогии с Комплексной региональной (районной, муниципальной) программой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач:

1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития региональной (районной, муниципальной) системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
4. Управление программой.

Главным органом, обеспечивающим решение задач этого блока в регионе (районе, городе), становится Региональный координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Совет координирует действия по решению различных аспектов проблемы духовно-нравственного семейного воспитания органами законодательной и исполнительной власти, учреждениями системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественными объединениями и организациями.

II. Информационно-просветительский блок задач:

1. Ознакомление населения региона с содержанием программы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты региона (района, города).

III. Содержательный блок задач:

1. Научно-методическое обеспечение программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального (районного, муниципального) развития.
3. Разработка содержания и осуществление мер по интеграции духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание на уровне региона, района, муниципального центра.

Система мероприятий по реализации региональной (районной, муниципальной) программы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания


1.Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению в регионе программы (подпрограммы) духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального (районного, муниципального) правительства, документов департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе (районе, муниципальном центре) систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках программы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе (районе, городе) становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию определяются официальным региональным статусом Подпрограммы, опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

Особая роль в организационном и управленческом обеспечении программы принадлежит региональному (районному, муниципальному) Координационному совету по духовно-нравственному воспитанию. При Совете создается рабочая группа, инициирующая активность региональных (районных, муниципальных) органов управления здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты по включению в реализацию программы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление в регионе (районе, муниципальном центре) цикла просветительных мероприятий:
– создание рубрик “Традиции воспитания” в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения  с содержанием Подпрограммы  сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания;
– подготовка видео-сюжетов “Духовно-нравственные традиции воспитания” для показа на местном ТВ;
– выпуск и распространение через детские поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
– издание листка для семейного чтения “Традиции семейного воспитания”;
– открытие сети родительских лекториев, “школ семейного воспитания”, “маминых школ”, “семейных гостиных” с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической просветительской деятельности региональных, районных, муниципальных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей. Молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации программы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями специалистов региона (района, города), программа предусматривает:

– проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона (района, муниципального центра);
– разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
– подготовку и проведение в регионе (районе, городе) семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе), специалистов сферы культуры и здравоохранения.

6. Научно-методическое обеспечение реализации программы

В задачу научного обеспечения программы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального (районного, муниципального) развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне региона (района, города) существующих программ социального, медицинского, психолого-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Отметим, что наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: “К здоровой семье через детский сад”, “Рождение и воспитание здорового ребенка” (2000 год), “Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка” (2002 год), разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы – Коваленко В.С.).

А также комплекс оздоровительных и педагогических программ “Семейный лад” (разработчик – Региональная общественная организация “Семейный клуб родительского опыта “Рождество” (г. Москва).

Для обеспечения научно-методической поддержки программы возможно создание на уровне региона (района, муниципального центра) творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на  базе экспериментальных площадок региона (района, муниципального центра).

7. Разработка содержания и осуществление мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Как уже отмечалось, реализация программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания предполагает три этапа в работе с семьей в регионе (районе, городе):

1. просветительский этап,
2. этап организации совместной деятельности семей,
3. этап совместного воцерковления семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев и других форм родительского всеобуча по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:

– совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;
– введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях курса “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”, “Основы православной культуры” с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей;
– издание и распространение в регионе (районе, городе) серии книг “Семейное духовно-нравственное воспитание”, куда войдут:
·адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей;
·семейные молитвословы и сборники житий святых, небесных покровителей семейной жизни;
·произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения;
·методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, созданию благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта;
·книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей, культурой и религией.

На первом этапе реализации программы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла “Семейное духовно-нравственное воспитание”;

– создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах, при храмах;
– распространение лучшего опыта семейного воспитания в региональных (районных, муниципальных) средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях.

Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных грамотно с точки зрения отечественной духовно-нравственной традиции оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства, трудную жизненную ситуацию.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует региональные (районные, муниципальные) службы на:

– создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства;
– формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;
– подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях;
– проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
– обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Этап совместного воцерковления семей предполагает:

– организацию систематического духовного окормления родителей, воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями;
– создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений;
– содействие стремлению создания семейных церковных общин и развитию приходской жизни на благо служения ближним, обществу, Отечеству.

По мнению протопресвитера Василия Зеньковского (с цитат из его статьи мы начали разговор о взаимосвязи духовно-нравственного воспитания в семье и духовного состояния общества), создание “островков церковной культуры” является предпосылкой системы образования, выстроенной на традициях русской православной культуры. А создание таких “островков” “под силу только семье, вернее – семьям, соединяющимся вместе для этого”.


Страница 1 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру