Жених и невеста

Из книги "Последняя крепость"

1. Какая разница между влюбленностью и любовью, между любовью и страстью?

Как правило, страсть – это то, что для себя, то, что мне, то, что я хочу, без чего я не могу, а любовь – это то, что я готов отдать другому. Еще в дохристианскую эпоху Ари¬стотель дал точное определение любви: это "желание другому блага". А для христианина любовь – это жизнь ради блага другого. И если он скажет: хочу ему (ей) не просто земного счастья, но вечность благую, и больше мне ничего не нужно – вот это и есть любовь. А если он скажет, что хочет того же самого, но только вместе с ним самим и вынь да положь, то это страсть. И еще. Любовь может оказаться трагедией, внутренней драмой для человека в случае неразделенности или в случае страшной болезни любимого, а страсть – это беда, которую человек приносит в жизнь другого, от чего прежде всего страдает тот, а уж он сам постольку-поскольку.

2. Любовь, влюбленность, чему посвящена почти вся художественная литература, ниспосланы человеку от Бога, а страсть как некий сгусток энергии, биохимическая реакция – от лукавого?

По большей части то, о чем пишет художественная литература, все-таки есть страсть. И страсть, которая, абсолютизируясь, становится кощунственным извращением от лукавого, дьявольской пародией на то, чем должна быть любовь. Если главное в подлинной любви – это жертва собою ради другого, и прежде всего ради вечного блага другого, то в страсти – обладание другим и желание иметь его для себя. Об этом очень глубоко и точно пишет в своей блистательной книге "Письма баламута" Клайв Стейплз Льюис, вложивший в уста пособника демона зла Гнусика разного рода рассуждения, которые свидетельствуют о принципиальном непонимании духами злобы того, что называют Христовой любовью. В их понимании любовь – это лишь желание обладать и, уничтожив другого, сделать его своею собственностью, в то время как христианская любовь исходит из принципиально иного начала.

Это вовсе не означает, что то тяготение, эмоциональное, душевное, духовное, телесное, которое испытывают друг к другу юноша и девушка, мужчина и женщина, есть нечто осуждаемое Церковью и неприемлемое для православного христианина. Но это означает, что признание приоритета любовно-страстного устремления над всеми остальными ценностями жизни, в том числе и над непреложными нравственными, несовместимо с подлинным христианством. Многие защитники подобного мировоззрения – от Толстого до Булгакова, от даже Солженицына в "Красном колесе" доныне столь популярного Коэльо – обычно приводят в его оправдание слова Спасителя, сказанные Им блуднице, которой простилось много, ибо "она возлюбила много" (Лк. 7, 47). Но за этим оправданием стоит принципиальное нежелание читать Евангелие так, как оно написано, ведь данные слова однозначно говорят о любви к Богу, которая покрывает множество грехов человека. И когда он действительно изживает свои страсти, они становятся ничем и в глазах Божиих, и в глазах самого человека, который идет по пути духовного возрастания не одним лишь головным пониманием и волевыми усилиями. Так что не о страсти и не о влюбчивости эти слова Священного Писания.

Что касается страсти, то она, безусловно, проявляется в определенного рода биохимических реакциях и в самой биофизике человеческого организма, однако это далеко не все объясняет. Так как человек психофизическое и духовно-телесное существо, то все происходящее с ним в духовном бытии, естественно, находит отражение и в его телесном составе. Но не наоборот. Это не значит, что, проглотив ту или иную таблетку, вызвав у себя те или иные изменения состава крови, лимфы или каких-то органов тела, можно полюбить другого человека. Можно продлить, как теперь хорошо известно поклонникам "голубой таблетки", половой акт, но нельзя полюбить, равно как нельзя преодолеть свою страсть, благодаря только каким-то медицинским процедурам.

В православной же литературе много написано о различении христианского и мирского понимания того, что в русском языке обозначается одним и тем же словом – любовь. Назовем хотя бы "Сотницы о любви" преподобного Максима Исповедника, "Гимны о Божественной Любви" преподобного Симеона Нового Богослова или рассуждения епископа Варнавы (Беляева) в "Основах искусства святости".

3. Обязательна ли взаимная влюбленность жениха и невесты?

Нет. И даже совершенно необязательно желать этого, если под влюбленностью понимать то, что обычно это слово означает в мирском сознании как некое страстное увлечение другим человеком. Такого рода идеализация его душевно-телесных качеств не позволяет видеть своего возлюбленного таким, какой он есть, что чаще всего приводит к достаточно скорым последствиям – скорби в семейной жизни, когда иллюзия или кумиротворение рассеиваются, и нужно жить с реальным человеком, а не с тем, которого ты себе выдумал. Поэтому наиболее благоразумно и добро – это ровное, спокойное приятие другого, радость о другом, своем избраннике, трезвое, но не плоское, не скучное, не мещанское осознание того, что именно он – тот, кого я хочу видеть с собой рядом и кому сам постараюсь не оказаться крестом и обузою на всю его жизнь. Вот это и есть здравая основа для христианской семьи. Не нужно создавать культа из страстной влюбленности, на протяжении веков формирующегося в нецерковном сознании. Куда как сильнее этой влюбленности та настоящая супружеская любовь, когда люди год за годом проходят путь совместного приятия и радостей, и бед, и возрастных немощей и при этом не предают друг друга, до конца остаются вместе. Это и есть любовь, которая неизмеримо выше всякого увлечения, даже если именно оно становится основой для создания семьи. А такого рода любовь может быть обретена и, как правило, скорее обретается, когда чрезмерной страстности в начале семейной жизни нет. Хотя я не говорю, что юношеская, что называется безумная, влюбленность не может потом перерасти в настоящее серьезное чувство. Безусловно, может. Но не нужно видеть ее непременным условием создания семьи. И если ты просто ровно, добро и спокойно относишься к своему избраннику и тебе хорошо быть с ним рядом, но ты не пылаешь страстью к нему, и, когда вы вместе, звезды не расцветают созвездиями над вашими головами, то это не препятствие для создания семьи. И не нужно непременно ждать кого-то другого, с которым ты хотел бы подобное испытать. Повторяю: не надо делать культа из собственной влюбленности.

4. Одни годами ждут большого чувства, а другие выбирают себе супруга из тех, кто рядом. Кто прав?

Разумеется, неразумно было бы "скармливать" своей дочери романтизм "Алых парусов": вот жди прекрасного принца, который приплывет на корабле и заберет тебя "в страну далече", где ты будешь с ним необыкновенно счастлива и окружена всем, о чем только человек мечтает. Это недолжная крайность. Другая – напротив, предельный прагматизм, что вообще-то никакого чувства не должно быть, а есть только рациональный расчет: возраст молодого человека подходит, внешность вроде бы нестрашная, социальный статус близкий и по характеру ничего. Ну что ж, тут надо бы пирог да за свадебку. А потому уж и посмотрим, как семейную жизнь начинать. Это другая крайность.

Наверное, для большинства молодых православных людей путь лежит посередине: с одной стороны, душевное (пусть и не всегда духовное) эмоциональное прилепление к человеку, устремление к нему, с другой – оценка того, что в главном мы едины, что между нами нет принципиальных мировоззренческих разногласий. И вот когда это совпадает, то это и есть самый трезвый, самый мудрый подход к устроению семейной жизни.

5. Как быть, если кажется, что ты вообще не способен на любовь, нужно ли продолжать ждать и надеяться встретить нужного тебе человека?

Смотря что понимать под любовью. Если под любовью понимать описанное в "Евгении Онегине" и тем более в "Ромео и Джульетте" или даже в "Герое нашего времени", то, безусловно, лучше не ждать подобных эмоциональных состояний. Может, и к счастью, что Господь не посещает такими страстями, какие в светской литературе именуются любовью. Не обязательно грубо-плотские, чаще, по крайней мере, до XX века, душевные, но все это страсти. И поэтому ждать и тем более вскармливать в себе их ожидание никоим образом не следует. Но если под отсутствием любви или неспособностью к ней мы понимаем эмоциональное душевное отталкивание от какого-то человека, который по всем логическим доводам вроде бы для нас хорош, но которого душа не принимает и близко с ним быть не хочется, и минуты считаешь, когда он или она наконец уйдет, то тут, конечно, насиловать себя и заставлять связывать с ним свою жизнь крайне нежелательно.

Тот, кто с верой и упованием на Бога может жить, молясь, прося, ожидая встречи, которую пошлет Господь, тот эту встречу обретет. Об этом говорит весь опыт бытия Церкви.

6. Когда мы выбираем спутника жизни, кто этим выбором руководит – Господь или мы сами и что является определяющим – Божественное или человеческое?

На этот вопрос невозможно ответить вне контекста общего христианского мировосприятия, вне связи с общим пониманием соотношения Промысла Божия, воли Божией и свободы каждого конкретного человека. В конечном итоге мы верим, если говорить философским языком, в антиномию, что ничто в этом мире не происходит помимо Промысла Божия, как в Евангелии сказано: "…У вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10, 30). Ничто не детерминирует поведение человека настолько, чтобы считать его свободным от ответственности за то, что он совершает в своей жизни.

В области сотериологии, учения о спасении, этот общий принцип формулируется словами апостола и евангелиста Иоанна: "Бог…отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). На более сухом языке богословия это именуется "условным предопределением всех нас ко спасению", то есть желанием Бога спасти каждого человека и предоставлением ему возможности в любых жизненных обстоятельствах, даже самых, казалось бы, стесненных и труднопреодолимых, сделать тот внутренний выбор, который не лишит спасения, как не лишил разбойника на кресте в последний миг его бытия. А преподобный Петр Афонский говорил, что Бог спасает человека не без самого человека, то есть не без его внутреннего ответа и самоопределения.

Этот общий принцип приложим и к христианскому супружеству. Спутника жизни человек выбирает сам или близкие вместе с ним (что больше было в прежние времена и что все реже случается теперь). И в этом смысле каждый человек свободен, так как выбор, который он осуществляет, всегда соответствует мере его внутренних устремлений, мере его духовной готовности. Благочестивый и твердый в вере юноша, тем более семинарист, не будет подыскивать себе невесту в ночном клубе. Он просто там не окажется. А если в три часа ночи, случайно проходя мимо, увидит девушку, вышедшую в перерыве между дэнсами перекурить, то, хоть бы она и показалась ему крайне привлекательной, он пойдет дальше. И наоборот, большинство современных студентов светских вузов, ведущих церковно неглубокий или вовсе нецерковный образ жизни, не захотят увидеть своей женой воспитанницу регентской или иконописной школы Московской духовной академии и по финансовым, и по мировоззренческим, и по плотским соображениям. Поэтому случайности выбора, как правило, не бывает, и даже если такого рода случайность происходит, то значит, она была предопределена чем-то, что есть в глубине души человека, вопреки внешнему образу его жизни, и на самом деле, оказывается, душа его тянется не к тому, чем он живет. Если этого нет, то искра Божия не возгорится.

Но свобода выбора человека не означает отсутствие Промысла Божия, воли Божией. Иной раз людям, внешне по всему подходящим друг другу, оказывается неполезным быть вместе. Бывает, что Господь через вдруг возникающие препятствия, любя своих чад и желая им спасения, не дает создаться браку, который, казалось бы, по человеческим меркам должен был состояться. В этом смысле я хочу вспомнить одну историю, которая иллюстрирует такого рода ситуацию. Произошла она в середине 80-х годов прошлого века. Одна молодая, веселая, красивая, благочестивая девица, дочка очень глубокого и серьезного ученого, впоследствии ставшего священником, готовила себя к честному о Господе браку и с благословения духовника, с согласия родителей обрела жениха, который тоже был церковен с детства и воспитан в семье русских эмигрантов вне пределов нашего Отечества и который был согласен переехать в Советский Союз и остаться с ней. Брак этот по тем временам должен был стать особенно торжественным. Из Парижа была привезена фата, длиною пяти или шести метров, предполагалось, чтобы ее несли приходские дети. И был уже назначен день, и гости созваны, и пироги испечены. И никто не знает, почему за неделю до Венчания жених исчез, оставив короткую записку, в которой написал, что отказывается от брака. Для девушки это тогда кончилось тяжелой болезнью, чем-то вроде туберкулеза, долгим лечением, так что она лишь года полтора спустя вполне поправилась.

Что это? Несправедливость, незаслуженное жестокое наказание, исходящее от глубокого, искреннего, благочестивого человека? Внешне, вроде бы, так. Но только прошло еще лет пять-шесть, и бывшая невеста приняла монашеский постриг. И ныне она – настоятельница одного из монастырей, готовящих девиц к иному служению и для иного Жениха, ведущих множество людей, вокруг этого монастыря собирающихся, ко спасению. И теперь понятно, что та история с неудавшейся свадьбой произошла по Промыслу Божиему. И когда подобное происходит, то ни советы духовника, ни благословение родителей, ни отсутствие внешних препятствий, чтобы этот брак был заключен, сами по себе еще не могут быть гарантией. И мы всегда такое место для воли Божией в своей жизни не только формально, но и внутренне должны оставлять. Так, в начале литургии произносятся слова: "Время сотворите Господеви" (время действовать Господу). В нашей жизни всегда должны быть время и место Богу действовать, ведь Он знает, когда, к чему, к какой мере глубины служения каждого из нас можно привести. Та девушка была бы очень хорошей женой, но она стала замечательной игуменьей и, даст Бог, еще много лет послужит Церкви Божией. Вот так, бывает, сочетается свобода человеческая и воля Божия.

7. Но если Промысел Божий существует и Господь предопределяет события, Своей рукой направляя жизненный путь человека, то почему попускается Венчание в тех случаях, когда брак заканчивается разводом и Господу это заведомо известно? Почему не посылаются обстоятельства, расстраивающие свадьбу?

Почему не посылаются такого рода изменения климата, которые не допустили бы произойти землетрясениям, цунами, или вразумления заснувшим летчикам, которые помогли бы избежать авиакатастрофы, или многое-многое другое? Потому что Промысел Божий не предполагает компьютерной заданности неких марионеток, наподобие того, как это происходит в виртуальных играх, будь то даже многоуровневая "Цивилизация", которую так любит нынешнее поколение. Господь, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, все предвидит, но не все предопределяет. Он устрояет события нашей жизни так, чтобы за нами всегда сохранялась возможность выбора. Мы сделали сегодня десять дурных выборов, но и на одиннадцатый раз за нами сохраняется шанс сделать шаг ко благому. Это и есть предопределение нашей жизни, что даже если человек все время идет по ниспадающей, и на этом пути Господь не остановит его за руку принудительно, но всякий раз будет давать ему шанс поменяться, и так до самого конца. Происходить это может через внутренние устроения, может – через скорби и болезни, может – через радости, через новые встречи. И это есть то, что предопределяется Господом в жизни человека, так что всякий раз у нас остается возможность спасения. Но, конечно же, не нужно Промысел Божий понимать буквально, что, скажем, именно эти два человека непременно должны сойтись и создать крепкую семью.

8. Известна московская традиция: молодые люди, решившие вступить в брак, идут на Немецкое кладбище, молятся у могилы старца Зосимы. Чем можно объяснить, что после такой молитвы, когда явно ощущалось благословение свыше, вскоре после Венчания брак расстраивается? Непонятно: была ли тогда на брак воля Божия или нет?

Действительно, есть такой добрый обычай молиться праведнику двадцатого столетия схиархимандриту Зосиме, которому, как и многим другим святым, дана благодать помогать желающим вступить в брак разуметь о себе волю Божию: быть им вместе или нет. И если да – то чтобы их союз образовался добро и благочестиво, если нет – то чтобы им не расстаться врагами, с раздражением и внутренней тоской, а чтобы сердца их мирно успокоились. Но благодать есть даруемое вспоможение, не насилующее нашу волю, и это надо хорошо понимать, особенно тем, кто, к примеру, помолившись у гроба старца с верой и получив через те или иные жизненные обстоятельства указание на создание семьи, потом эту семью собственными руками разрушает. Что ж тут кивать на Промысел Божий? Не сами ли эти люди соделали ее осколками разбитого корыта? Это именно та свобода, которую никакое благословение не отнимет и которая была у первых людей на земле. И мы знаем – притом, что они имели всю меру милости Божией, все благословение даров Божиих, – во что они свободу свою обратили. Мы знаем, чем стала эта первая семья, как именует ее Святитель Иоанн Златоуст, первоначальная малая Церковь. И ведь мы сами не в сказке живем, мы понимаем, что с Венчанием история не заканчивается, а только начинается. Иной раз бывает, что молодые, даже преодолев разного рода житейские препятствия и помолившись Господу, Богородице, каким-то святым, наконец-то венчаются, но потом обнаруживают, что у них пропадает желание бороться с собственными грехами. Ведь в девяноста девяти случаях из ста семья распадается только потому, что люди перестают бороться со своими страстями, и только в одном случае – по каким-то другим причинам.

9. Не редкость, что остаются одинокими люди, которых вроде бы не назовешь ни убогими, ни неполноценными. Они сами виноваты, что когда-то отвергли или попросту не заметили тех, кого им Бог посылал, или им была предназначена такая участь?

Бывает, что человек не видит посылаемое ему Богом и не принимает его как таковое. И в особенности тогда, когда душа его охвачена тем, что ему кажется любовью, но на самом деле является недолжным приражением, пристрастием к другому человеку, страстью. Когда он (она) начертает в сердце своем по большей части фиктивный образ своего избранника, чаще всего отвергающего предложенное ему чувство, то, разрешая себе сладкую тоску отвержения, в которой при всех слезах и унынии есть и внутренняя сладость, не видит того, кто рядом с ним и с кем рука об руку он мог бы пойти по жизни. Но если иметь в виду более глобальные смыслы, то, конечно, не все перспективы жизни нам видны отсюда. Не случайно апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…" (1 Кор. 13, 12), и лишь в будущей жизни, когда "да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 28), Его замысел откроется нам явственно, в том числе и по отношению к земному пути и судьбе каждого человека. Сейчас мы удивляемся, почему такая добрая и благочестивая женщина не обрела спутника жизни? Но Бог весть, какие могли бы быть у нее искушения, и как изменился бы ее характер, окажись она матерью семейства. Поэтому христианин – это тот, кто в любой жизненной ситуации доверяет Промыслу Божьему.

10. Иногда кажется, что вот он (она) – единственный(ая) навеки, а потом начинается разочарование. А бывает так, что нравятся сразу несколько молодых людей. Как правильно выбрать жениха (невесту) и понять, кто из них годится тебе в спутники жизни?

Одним из самых надежных способов выяснения серьезности отношений является их проверка временем. Мы часто от излишнего зуда, который называется "уж замуж невтерпеж", сами себе выдумываем нечто. И если это нечто подвергнуть хотя бы полугодовому испытанию, то от него ничего не останется. Поэтому тут можно дать простой совет: не предпринимайте за это время никаких судьбоносных решений, и тогда увидите, что настоящее, а что и месяца не выдержит при сильных эмоциональных переживаниях.

11. Может ли девушка проявлять инициативу в поиске будущего мужа?

Не до безумия, не до того, чтобы вешаться на шею одному, второму, третьему. Как правило, хуже всего даже в мирском смысле действует этот зов, видимый в глазах, этот зуд скорого замужества: скорее, скорее, скорее выйти за кого-нибудь замуж! И если не за этого, то за другого. И право же, этот зуд или этот поиск, как его ни назови, очень ощущается лицами противоположного пола. Наверное, по отношению к благочестивому робкому молодому человеку, который лег на сердце православной девице, она может проявить разумную меру инициативы – подумать о возможной ситуации, где бы они могли первоначально познакомиться, к примеру оказавшись рядом в церковной лавке и рассматривая книги. И в этом нет греха. Но брать все в свои руки и режиссировать собственный брак вряд ли стоит.

12. Некоторые считают, что православной девушке пользоваться косметикой и изменять цвет волос с целью усиления чисто женской привлекательности недопустимо. Это заблуждение или в этом есть какой-то смысл?

Думается, чем меньше косметики, тем лучше. Ведь не внешним плетением волос и не изменением своего облика с помощью румян и помады или, не дай Бог, каких-то оперативных вмешательств, той же пластики лица, следует располагать к себе сердце другого человека. И если он полюбил тебя брюнеткой, то ради чего становиться блондинкой? А если для него только блондинка хороша, то перекрашиваться в надежде, что через лет пять, когда он к тебе уже притерпится, ты будешь ходить с натуральным цветом волос, – это значит уже с самого начала закладывать под фундамент собственных отношений такого рода разочарования и, в общем, как-то не больно глубоко ценить своего избранника. Но право же – или он примет тебя такой, какая ты есть, или вовсе не надо связывать жизнь с таким человеком. В равной мере это касается и других внешних украшательств. Естественная чистота и благообразие одежды – вот наиболее приличествующий вид для православной христианки.

13. Сейчас у нас сексуальность или, вернее, сексапильность, ставшая едва ли не главной темой телевидения, газет и журналов, почитается чуть ли не как главная человеческая ценность, особенно среди молодых, в том числе и некоторой части верующих.

Увы, средства массовой информации воздействуют даже на тех, кто понимает, что они руководствуются совершенно неправославным мировоззрением. Они внушают нам уверенность, что влюбленность – это блуд и секс. И говорят, что это естественно и потому хорошо. И хотя мы как христиане не согласны с тем, что это хорошо, но со знаком равенства соглашаемся. Однако главная неправда такой постановки вопроса не в оценке "хорошо – плохо", а в том, что стоит за этим знаком равенства.

На самом деле взаимные чувства двух молодых людей противоположного пола, при их желании следовать закону Божию, вырастают в принятие и узнавание друг в друге образа Божия, дабы восхититься и полюбить в другом совершеннейшую особливость, которой Господь его наделил. И в этом нет, и не может быть ничего само по себе скверного, недоброго и нечистого.

14. Какими непременными достоинствами должен обладать избранник, чтобы не ошибиться в своем выборе?

Какими достоинствами? Но любят не за достоинства. По счастью, самая глубокая, самая значимая любовь в мире – это любовь Бога к человеку. Как мы знаем, Господь пришел на землю не праведников призвать, а грешников на покаяние и об одной потерявшейся овце печется больше, чем о других девяноста девяти благополучных. И в этом смысле в любви мужчины и женщины есть отблеск любви Божественной. Полюбить можно вопреки немощам и грехам человека, раз в нем есть что-то такое, что отозвалось в вашей душе, и вы вопреки всем замутненностям видите в нем образ и подобие Божие.

Другое дело – как подходить к выбору жениха и невесты? Здесь есть один довольно верный способ проверить себя – посмотреть, как он или она общается со своими родителями и решить: нравится это или нет. Ведь есть очень большая доля вероятности, что лет через пятнадцать-двадцать, а то и раньше, твой нынешний избранник будет точно так же или очень похожим образом общаться с тобой. И если ты видишь, что, несмотря ни на какие-то конфликты, ссоры, обиды, у него есть терпение и любовь к своим родителям, желание не отгораживаться от них, что у него есть снисхождение к их слабостям, то это может быть очень важным доводом при определении спутника жизни.

А кроме того, надо посмотреть и на самих родителей: при выборе невесты – прежде всего на ее мать, при выборе жениха – на его отца. Если мать невесты не вызывает у жениха отторжения и неприятия (что не означает непременно нежную любовь), то это еще один очень большой плюс для определения будущей жены. Пройдет не так много лет, и она, как правило, будет весьма похожа на свою мать. То же можно сказать и про жениха применительно к его отцу. Но, конечно, все это вовсе не обязательно. Жизнь несводима к такого рода жестким правилам. И тем не менее прислушивающийся к этим двум советам, быть может, сумеет избежать многих ошибок и скорбей.

15. Кому нужно молиться, чтобы встретить достойного спутника жизни?

Само по себе стремление вымолить, а не просто найти будущего супруга (супругу) – очень правильное. Действительно, церковный опыт говорит, что добрый спутник жизни именно вымаливается, а не отыскивается в местах досуга, по брачным объявлениям или даже благодаря сдержанному рассматриванию молодых людей, вместе с вами стоящих на богослужении. Нужно молиться, и Господь все устроит. И тут важно понять не столько, кому молиться, сколько, как молиться. Ведь попросить о том, чтобы помощь в этом жизненно важном деле была вам оказана, вы можете и Самого Спасителя, и Божию Матерь, покров Которой простирается над каждой чистой христианской семьей, и того святого, имя которого вы носите, и тех святых, которые явили пример христианского брака. Ну, скажем, преподобных Петра и Февронию Муромских или святых царственных мучеников – царя Николая и царицу Александру. Есть и другие святые, явившие дивный пример чистого христианского супружества. Вы можете помолиться и тем святым, кому наиболее прилежит ваше сердце. Но важно, во-первых, молиться с некоторым усилием, то есть не просто один раз сказать: "Святые преподобные Петре и Феврония, пошлите мне хорошего мужа!" – и забыть об этом, а понести эту молитву как труд на протяжении некоторого времени, сознавая для себя жизненно важным и приоритетным то, что вы серьезно и ответственно просите у Бога или у Его угодников. Во-вторых, нужно молиться с верой, что эту просьбу Господь слышит и что молитва наша не "на всякий случай", так как параллельно мы прилагаем многие организационные усилия, чтобы эту проблему решить. И если мы в системе наших внутренних приоритетов не отодвигаем эту молитву на девятое или десятое место, то тогда, скорее всего, она будет услышана и исполнена. И Бог пошлет хорошего и верующего спутника жизни.

16. В наши дни найти православную девушку вне храма практически невозможно, но как молодому человеку здесь с ней познакомиться, тем более с целью создания христианской семьи?

Неудивительно, что православную девушку вне храма найти нельзя. И не только в наши дни, но и прежде, ведь если девушка в храм не ходит, то она не православная. Поэтому это довольно естественная логика даже для того времени, когда все формальным образом были как бы православными. Как познакомиться в храме? Но разве жизнь церковного прихода ограничивается только богослужениями? Всегда для желающих помочь есть какие-то дела, от совсем простых: уборки, помощи по реставрации, по ремонту – до паломнических поездок, церковной благотворительности, попечения о сирых и убогих. Думается, занимаясь такого рода делами, вы скорее всего найдете повод и возможность для разговора и для общения с той, которую вам бы хотелось видеть будущей спутницей совместной жизни.

 


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру