За гробом

Детский катехизис

1. Каким вы себе представляете рай?

– Я бы начал с того, каким я себе его не представляю. Итак, рай – это не заоблачный кемпинг, где все сидят по полянкам и где – как это рисовали в атеистических карикатурах – блины, намазанные вареньем или сгущенкой, сами в рот залетают. А все жители сидят в раю и жуют блины непрестанно. Рай – это прежде всего встреча со всеми, с кем в земной жизни мы оказались связанными такими узами, которые могут быть продолжены на небе. Если что-то было в нашей земной жизни такое, что не ограничивалось только Землей, только лозунгом "Ты – мне, я – тебе", только необходимыми попечениями и выгодами от совместного общения, то это будет продолжено на небе.

Рай – это встреча с тем, кого мы, возможно, не видели на Земле, но с кем так хотелось бы встретиться: с преподобными Сергием и Серафимом, с апостолом Павлом и мучеником архидиаконом Стефаном. Чего стоит увидеть Лазаря Четверодневного и услышать от него, что он пережил до того, как Господь воскресил его накануне своего Входа в Иерусалим, повидать древних мучеников и исповедников ХХ века. Вот эта удивительная встреча в вечности и будет в раю. Апостол Павел говорил: "Царство небесное будет тогда, когда Бог будет всяческое во всех". Все мы утратим свои индивидуальности, но будем друг с другом и с Богом объединены теснее и ближе, чем сейчас на Земле. Образом этого единения является то, когда люди идут вместе к причастию. Ты, наверное, знаешь, что любящие друг друга люди хотят вместе причащаться: жених и невеста, брат и сестра, родители и дети. От одной чаши, за одним богослужением. Это – начало того, что будет в Царствии небесном, только начаток, тень даже. А вот в раю это будет по-настоящему и в полноте. Вот что такое рай.

2. Каким ты будешь в раю?

– Апостол Павел так говорит: "Мы не все умрем, но все изменимся". Изменимся настолько, что там друг друга хоть и узнаем, но отсюда и понять не можем, какие свойства будут у человека в раю. Впрочем, отчасти, прикровенно, мы можем об этом рассуждать, исходя из того, как Господь являлся своим ученикам в Своей человеческой природе, но уже прославленной и преображенной, – та, которая будет и у праведников в раю после воскресения. Он мог проходить "дверем затворенным", то есть сквозь стены, когда двери были закрыты. Он мог идти вместе с ними и быть ими какое-то время не узнанным. Он мог быть ими вдруг опознанным во время преосуществления хлеба, стать совсем иным, и в то же время остаться Тем же Самым, Каким был до своего Воскресения. Вот нечто подобное произойдет и с теми, кто сподобится райского блаженства.

3. Почему в аду плохо?

– Потому что там нет видения и ведения Бога, а выбор человека ко злу остается. Человек сам СВОБОДНО выбирает ад. Мы должны понимать: в ад попадают не потому, что кончилась жизнь человека. Взвесили дела человека на весах: сколько добрых, сколько злых, перевесило на полкило недобрых дел больше, он из-за этого в ад попал. Вовсе нет. Нет никакого такого "Уголовного кодекса" при определении загробной участи человека. А есть итог нашей внутренней жизни, с которым сам человек к концу жизни приходит. Это нечто такое, что позволяет ему от света Божия не бежать. Или уже такая черная дырка, что ей нужно так далеко спрятаться, чтобы свет Божий стал для нее попаляющим и уничтожающим. Жить в копошении собственных страстей и дурных побуждений даже на Земле тяжело. Мы все стараемся бежать от этого. Христианин стремится покаяться, а человек мирской стремится "забить" их внешним шумом – музыкой, телевизором, пустым общением. А в аду заполнить пустоту будет нечем. Останутся только "я" и моя собственная пакость. А уж хуже собственной пакости ничего нету.

4. Что происходит с умершими людьми, которые умерли некрещеными, но внесшими пользу в процветание нашей страны?

– Давайте прежде всего поставим вопрос шире. А некрещеные, "не принесшие великую пользу" – что же, о них и говорить не стоит, что же, им только одна дорога остается – в ад? Давайте так: подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего. Вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.

5. У меня сейчас возникают разные сомнения. Я верю, что есть ад и бесы. Но рай и Бог, такие, как о них рассказывают, мне представляются по-другому, как-то не так просто. Как мне утвердиться в вере?

– Рай – это когда Бог будет всячески и во всех, когда будет Христос и вокруг него все, кто Христовы, и когда мы будем в вечности с Богом, и когда будут наши близкие, те, которые сподобятся, и все будут близко и ничто не будет далеко, когда все будут ближние по-настоящему, в какие бы разные века они ни жили и в каких бы разных странах на земле ни пребывали. А что такое ад? Ад – слово греческое, происходит еще от более древнего слова "Avidоs" – место, как пишется в Катехизисе митрополита Филарета, безвидное, то есть такое, где не видеть, не ведать Бога нельзя. Вот в аду уже не увидишь ничего ни доброго, ни светлого, сердцем не узнаешь и не почувствуешь, что можно спастись и измениться, а это очень страшно. Это страшное состояние и есть ад, а вовсе не сковородки и не бесенята, подкидывающие полешки в огонь.

6. Бог все знает в будущем; значит, Он знает, кто будет грешить, а кто не будет в любом случае, так зачем же нам тогда дается шанс?

– Священное Писание говорит, что Господь желает каждому спастись и к познанию Истины прийти и своего Сына Единородного послал, чтобы верующий в Него не погиб, но обрел жизнь вечную. Спасение, как возможность, дается каждому из нас именно как возможность – ведь в каждый миг нашей жизни, в каждой ситуации Господь рядом с нами, чтобы мы, как разбойник на кресте, который даже за одну минуту до смерти смог измениться и сказать: "Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое" – и услышать: "Сегодня же будешь в раю". Нет людей, предопределенных к погибели или предопределенных ко спасению, но если верно первое, то верно и второе; ежели мы не компьютеры, и не холодильники, и не телевизоры, а существа, имеющие в себе образ и подобие Божией свободы, то, значит, мы спасаемся не принудительно, а содействуя спасающему нас Богу. Есть великие слова одного из святых: "Бог спасает нас не без нас". Попытайтесь внимательно обдумать эти слова. Спасает нас Христос, но не без нашего ответа и не без нашего усилия.

7. Почему Господь не прощает грешников в аду?

– Потому что грешники сами этого не хотят. Потому что те, кто в аду, – это добровольно определившиеся во зле, это те, кто прожил жизнь свою, говоря: "Нет, не хочу, Христе Боже, не хочу ни Твоего спасения, ни Твоей жертвы. Мне мой грех, моя страсть дороже и приятнее. Уйди от меня!" Бог никого не насилует – ни в этой жизни, ни в вечной.

8. Будет ли последний царь перед концом света?

– В Писании об этом ничего не говорится. Есть предсказание старцев, что Россия перед концом света возродится – и духовно особенно. А если она возродится, то, конечно, можно предположить, что во главе государя православного. Но сбудется ли это, зависит от нас – русских православных людей. Надо жить так, чтобы эти пророчества могли осуществиться.

9. Когда будет конец света?

– Конец света для любого из нас может наступить очень скоро, потому что никто из нас не знает, сколько продлятся наши земные дни, и мы должны быть готовы предстать пред нашим Господом, поэтому нам говорится: "Бдите и молитесь да не внидете в напасть" – чтобы вам не впасть в напасть. А конец света наступит тогда, когда править будет антихрист и произойдет то, что уже сейчас некоторым образом происходит: окончательное разделение добра и зла, когда все, что от Бога, от света, от любви Христовой, будет в Церкви. Все, что в мире есть доброго, рассеянного, смешанного со злом, как бы отделится и вот туда, в Церковь, и уйдет, а в мире – останется сознательное и бессознательное, но такое крепкое предание себя злу и отцу его – дьяволу. Вот тогда и будет конец этого мира, а после – великий страшный и все же долгожданный суд Христов.

10. Расскажите об антихристе.

– Мы уже немного касались этого вопроса, но можно добавить следующее. Сейчас много чего говорят об этом: вот антихрист придет к нам через компьютерную сеть "Интернет". Или: ни в коем случае не пользуйтесь кредитными карточками – они печать антихриста на нашу руку; или несколько десятилетий назад говорили то же самое про советские паспорта: не берите их, на них печать антихриста. Печать была действительно малоприятная, но все же это не антихристова печать. Так кто ж такой будет антихрист? Антихрист – это будет человек, подчеркиваю, человек, который родится в те времена, когда огромное количество людей, большинство живущих на земле, готовы будут добровольно принять того, кто позовет в сторону от Церкви Божией и от Христа-Спасителя. Помните: добровольно. Он, конечно, будет обманывать, он, конечно, будет говорить: идите за мной, я не так уж противоречу Христу, но разобраться, что это антихрист, можно будет и в последние времена. Он будет запугивать, но не насиловать, он будет обманывать, но не связывать нашу волю, и поэтому те, кто пойдет за ним, пойдут добровольно. А еще – во все времена были и будут люди духа антихристова, они как бы ему дорожку готовят. Помните, например, Кашпировского. Вот он водил руками перед телевизором, и чуть не полстраны готовы были ему верить, сидеть и смотреть на него, и воду пить, и газеты жевать, которые он освящал, – вот он, маленький антихрист, который показывает, как другой настоящий антихрист будет людьми управлять, не будет насильно заставлять, но обольщать, и люди уставятся в телевизор, компьютер или на него самого и будут смотреть и пойдут за ним, как овечки или как крысы за крысоловом с дудочкой...

11.Где могилка Богородицы?

– Церковь наша хранит несколько святынь, связанных с концом Божией Матери: ее пояс и ризы. Есть такой древний храм во Влахерне, под Константинополем, где на протяжении долгих веков эти святыни сохранялись. Церковь знает место погребения Богородицы в Гефсимании, где было ее Успение. Там есть церковь Успения. Но Церковь наша не имеет мощей или останков Пресвятой Богородицы. Она одна из всего человеческого рода до второго страшного пришествия Христова, до всеобщего воскрешения и преображения твари уже была Сыном своим воскрешена и взята на небо не только душой, но и своим прославленным и преображенным телом. И там, пребывая рядом с Сыном своим, молится за весь человеческий род.

12. Почему святые живут очень долго, ведь они постятся и почти ничего не едят?

– Святые живут по-разному, некоторые долго, а иные – недолго. На то воля Божия. И святые разные бывают. Мученики живут до такого возраста, в котором их мучители на мучения повели, князья благоверные и миряне – например, Александр Невский – и вовсе молодыми людьми умирали, им было чуть-чуть за тридцать-сорок лет. По нынешнему счету времени это скорее молодость. Отрока праведного Артемия Веркольского через молнию Господь забрал в 12 лет. Но верно и то, что иные из преподобных, которые в посте пребывали, жили очень долго. Монах преподобный Антоний Великий жил более ста лет. А иные печерские святые подолгу жили в пещерах.

С чем это связано? На самом деле, чтобы долго жить, нужно не вкусно есть, мягко спать и в веселии пребывать. Нужно относиться к своему телу так, как учит нас один из святых, преподобный Максим-исповедник, который говорит, что тело подобно ослу. Если недокормишь, подохнет, а если перекормишь, будет брыкаться. Святые именно так к телу своему и относились. Они не перекармливали его, чтобы не возникали страсти, болезни – гастриты, инсульты, панкреатиты. Если кушать понемногу и полезного, если молитвой и трудом физическим заниматься, воздухом дышать свежим, голову пустым не забивать, сердце свое страстями не волновать, а в покое блаженном пребывать, то телесный состав подольше поработает, чем у того, кто в миру живет.

13. Как получается, что после святых остаются мощи?

– Если пожил человек как следует, то всякого рода пакости в нем меньше накопилось. Человек – существо душевно-телесное. В нем есть дух, душа и тело. И все в нем взаимосвязано. Если дух просветлен и тело на протяжении долгих лет жизни находилось в подчинении этому духу, то и в нем отложений и накоплений, привлекающих гниль да червячков, накопилось поменьше. Поэтому некоторые святые – если есть на то воля Божия – сохраняются и в телесном своем составе по-другому. Господь видит их праведную жизнь, и для укрепления нашей веры дает им пребывать частично или полностью нетленными в останках.

Здесь важна воля Божия. Скажем, на Афонской горе, где много святых, мощи святых нетленные не обретаются. Там всех братий погребают в земле, а через некоторое время откапывают и смотрят на их косточки. Если кости посветлели, то считается, что душа брата с миром отошла. А если они темные и неровные, то начинают за него усиленно молиться, чтоб Господь принял его душу. А после все кости складывают в особых гробницах, где они и лежат. Поэтому необязательно нетление – это признак святости. Иногда только косточки святого сохраняются. Но есть удивительные примеры того, как Господь в полном нетлении хранит своих угодников.

14. Почему умирают только что родившиеся младенцы? Они ведь невинные…

– С только что родившимися младенцами как раз проще всего. Они греха не имеют и отходят сразу в Царствие Небесное, им не за что отвечать. Неожиданно умирают люди в землетрясениях, наводнениях, под случайными обвалами зданий, в сошедшем с колеи поезде или врезавшемся не туда куда нужно самолете (это мы теперь слишком хорошо знаем). Лес рубят – щепки летят. Умирают потому, что представители одной национальности возненавидели людей другой и не склонны просто человека друг в друге видеть. Они знают, что есть враг, которого нужно уничтожать, и им дела нет, кто перед ними – воин, женщина или ребенок. Такой видимой несправедливости в мире очень много. У христианина на этот вопрос есть уже окончательный ответ. Эти случайности нельзя запланировать, но мы, православные, не имеем права говорить, что люди эти греховнее нас, поэтому они так страшно погибают. Мы только можем сказать, что такую же незаслуженную смерть принял за каждого из них Господь Иисус Христос на Кресте. И он незримо присутствует рядом с любым погребаемым под обломками зданий, утопающим в волнах, несправедливо и жестоко убиваемым человеком. Он его никогда не оставит. Нет слезы, которая была бы пролита, и которую Христос потом не отер. Или горя матери, потерявшей ребенка, которого не было бы "засчитано" в Царствии Небесном. Это наш единственный и окончательный ответ.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру