Один разговор по поводу игровой зависимости

Оковы лудомании

Слушая вас, я вспомнила известный лабораторный опыт: крыса, у которой искусственно стимулировали так называемый "центр удовольствия" в головном мозге, в итоге самостоятельно нажимала на рычажок, замыкающий контакты вживленных электродов и получала удовольствие в буквальном смысле слова "до смерти". Здесь происходит что-то подобное, да?

Да. Не стоит забывать и  о том, что по данным некоторых исследований, при удалении пресловутого "центра удовольствий" его функцию перенимали на себя соседние отделы мозга. В нашем случае можно сказать, что описанный процесс - это, в некотором смысле, метод искусственной "организации" центра удовольствий"... Кроме того,  мозг автоматически захватывает все периферические сигналы, относящиеся к игре, и встраивает их в цепь ассоциаций, связанных с реакцией на основной раздражитель. Такие, к примеру, как мигалка  на соседнем автомате или где-то в салоне, ритмическая музыка и смена цифр на бегущей строке, мигание лампочек на пультах  аппарата. Чем более объемен ряд раздражителей, чем более они разнообразны, тем более сложная и устойчивая рефлекторная дуга формируется. Ибо каждый из них является закреплением другого, создавая целую цепь подсознательных ассоциаций. В определенных условиях наиболее глубинные реакции проходят как раз на уровне раздражителей, воспринимаемых не непосредственно, а косвенно. К  примеру, периферийным зрением. В последующем эти сигналы, попадая и вне игры  в поле зрения или иных ощущений, являются своего рода транспортом к непосредственному очагу патологического возбужденного участка мозга, к доминанте, включая и весь "игровой" механизм. Происходит своего рода цепная реакция. Скажем, мигалка машины убирающей улицы, аналогичная стоящей в игровых салонах, может стимулировать подсознательную цепную реакцию. И многое другое. А уж реклама игр  обязательно такую реакцию вызовет! Она на это специально настроена.

Существенную роль играет частотный характер раздражителей, ибо нервная деятельность имеет свой частотный контур. Здесь имеется в виду профессиональный расчет, ориентирующий работу игровой системы на резонансные колебания. Несомненно, что частота сигнализирующих систем аппарата способствует быстрому формированию устойчивой реакции на нее или резонансу отделов нервной системы.

Конечно, можно рассматривать затронутую часть проблемы формирования игровой зависимости и вне учений Павлова и Ухтомского, но нам они ближе, и их работы - базисные для науки о физиологии в целом.

Получается, что современная игровая система - это лаборатория, где в качестве подопытного животного выступает человек?

Да, и результаты впечатляют. Кстати говоря, не мешает  вспомнить и еще одно из определений доминанты Ухтомским: "Это стремление хищника во что бы то не стало достичь своей цели - овладеть жертвой". О ком это?!.. Не о нас ли?.. У человека то же стремление приводит к прямо обратным результатам: он становится жертвой того, чем он желает овладеть "во что бы то ни стало"...

А музыка - неотъемлемая часть всех увеселительных заведений, не исключая и игральные салоны, также играет здесь какую-то особую роль?

"Музыкальный фон", типичный в своей "квадратной" ритмике во всех развлекательных заведениях и, конечно, в игровых салонах, в целом оказывает несомненно деструктивное влияние на нервно-психическую сферу человека. А с другой стороны, настраивает ритмы мозга (как и вообще нервной системы) на одну частоту.

Зачем?

Это способствует более легкому и более глубокому раздражению определенных участков и клеток мозга описанным выше образом. В нормальном состоянии отделы мозга работают каждый в своем ритме, выполняя свои многообразные задачи.  Таким образом создается прочный защитный барьер. Вся же "сценография" игрового салона ориентирована на общий ритм, что способствует лучшему  усвоению нужной информации. Даже просто бегущая строка цифр – и та сильнее запечатлевается в подсознании благодаря  общему ритму. В результате, в выстроенную таким образом частоту удобнее внести диссонансные факторы, которые будут служить сильным раздражителем. Кроме того, звуки - мощная часть зависимости.

Есть ли какие-то особые признаки, по которым можно судить о глубине зависимости?

Да, и их достаточно много. Но сейчас, поскольку речь идет о  специфической перестройке мозга, мне хотелось бы отметить одно уникальное явление, являющееся именно следствием общения человека с автоматом. Для нас же, тех, кто  пытается реабилитировать лудоманов,  это яркая симптоматика. Так вот. Некоторые пациенты проговариваются, что, глядя на автоматы, они видят какие-то "мультики". Я поначалу недоумевал, ведь я там никаких "мультиков" не вижу. И ни один здоровый человек не увидит. А они видят! Но со временем мне стало ясно, что они имеют в виду.

По сути, автоматы представляют собой три крутящихся барабана, на которых нарисованы определенные рисунки и знаки. Если они выпали на одну линию, полагается выигрыш. Соответственно, игрок пристально следит за барабанами, пытаясь предопределить, когда они остановятся. И часами наблюдает одно и то же движение. А сенсорная система человека способна перестраиваться в зависимости от условий окружающей среды. К примеру, есть такие растровые очки из темного, непрозрачного пластика с мелкими дырочками для исправления зрения. Когда человек надевает их впервые, он ничего не видит. Но, присматриваясь, начинает видеть нормально. Так и здесь. Зрительные сенсоры адаптируются, и человек начинает видеть то, чего раньше не видел. Это своеобразный тренинг. То, что мы наблюдаем в виде каких-то непонятных мельканий, для него, в итоге, выстраивается в логический видеоряд. То есть, игрок подстраивается  под игровую систему. Но перестраивается не только его зрительное восприятие, это затрагивает личность в целом. По такому же принципу проходят сегодня тренинги по обучению скорочтению, на базе субсенсорных технологий, связанных с возможностью современной компьютерной техники. Для нас же такого рода приобретенное свойство свидетельствует о мощной нейрофизиологической перестройке определенных структур организма. В   частности, головного мозга.

То есть, зрительное восприятие играет особо существенную роль в формировании зависимости?

Безусловно. Есть еще множество связанных с этим нюансов. Вот, например, очень существенный, его можно назвать "фактором неразрешенной информации". Я имею в виду те информационные задачи, которые воспринимаются на гранях сознания-подсознания. Так сказать, периферией слуховых и зрительных сенсоров, в целом  - периферией сознания. Эта информация становится раздражителем, сигналы которого на гранях субсенсорного поступают в сознание, задействуя и чувствительные механизмы нервной системы. Обработать ее соответствующим образом психика не способна, поскольку информация эта слишком кратковременна и поступает на фоне общей информационной перегрузки, ведь  мигания, моргания, яркие цвета, различные символы звуки и все  прочее, что в изобилии имеется в игровом салоне, сильно  перегружает мозг. Да и внимание человека сосредоточено на другом объекте, который он считает на данный момент более важным: на крутящихся барабанах. Но эта мимолетная информация, попав в подсознание, остается как бы непереваренной, неразрешенной, неосмысленной. И у человека возникает  неосознанная тяга вернуться к игровому автомату. Его подсознание требует завершения работы психического механизма, запущенного  в "пол-оборота". Когда же он возвращается в игральный салон, в его подсознании  накапливается новый неразрешенный материал, что в итоге приводит к "сбоям" системы. Так формируется один из подсознательных механизмов формирования игровой тяги или зависимости. Мы уже говорили, что современная игральная машина представляет собой целый комплекс, этакий космический аппарат. Особенно с учетом использования трехмерных анимаций, которые сегодня формируют уже новое поколение аппаратов (и лудоманов). На уровне сознания совершенно невозможно "объять необъятное". Но подсознание фиксирует в десятки тысяч раз больший объем информации, а рациональный человеческий организм "не покупает книги для интерьера". Там, в его глубинах, идет постоянная творческая работа. Изучая этот механизм, мы поставили такой эксперимент. Я создал на компьютере небольшую анимационную модель, учитывая накопленные специалистами сведения об особенностях зрительного восприятия: о том, как движется взгляд по экрану, и так далее и тому подобное. Затем мы просмотрели эту модель, созданную, повторяю, по тем же канонам, по которым создаются изображения в игровых автоматах. А, проснувшись в один из тех дней, когда шел наш эксперимент, я вдруг обнаружил у себя странное ощущение: некое ничем не оправданное беспокойство, будто я должен что-то сделать. Я никак не мог понять, что именно, и это не давало мне покоя. Но сев за компьютер, через какое-то время понял. Оказалось, я должен был вернуться к созданной несколько дней назад анимационной модели и выработать "законченное отношение" к добавленным к заднему плану быстро сменяющимся в определенной траектории цветовым гаммам, почти не заметным для глаза. Это был один из факторов искомой "неразрешенной информации". Хотя, конечно,  я далек от того, чтобы базировать свои выкладки лишь на своих личных ощущениях, поле поиска намного шире.  Итак, механизмы человеческой психики не терпят "информационного мусора". В нормальном состоянии существуют барьеры, точно сортирующие информацию "на входе". Но  у лудоманов, находящихся под столь сложно организованным информационным прессингом, барьеры рушатся. А  при накоплении такого рода неразрешенной информации развиваются нервно-психические заболевания... Ну, а уж когда игрок начинает видеть "мультики", и даже упоминает о них в беседе, дело зашло уже очень далеко…

Какие еще особенности восприятия эксплуатируются в игральных системах?

Нейрофизиологами установлено, что направление взгляда соответствует определенным сенсорам. Иными словами, по тому, куда направлен взгляд (вверх влево, вправо - вниз и т.п.), можно определить, какая система (зрение, слух, ощущения) в данный момент используется для оценки поступающей информации и наиболее открыта для воздействия. Соответственно, размещая на экране в нужном месте особые стимулы, мы получаем возможность непосредственного  взаимодействия  с определенными отделами мозга. Как бы включая и выключая те или иные каналы восприятия. Говоря обобщенно, внизу находятся эмоции и ощущения, по горизонтали - звуки, вверху - зрительные образы. То есть, фактически ко всем отделам мозга есть прямой или косвенный доступ через организацию движения глаз.

Цвета тоже подобраны не случайно?

Нет, конечно. Всем психологам известен знаменитый тест Люшера, когда испытуемым предлагается выбрать какие-то цвета. По подбору цветовой гаммы делается вывод о психоэмоциональном состоянии испытуемого. Таким же образом открывается возможность обратного влияния на человека: посредством специального подбора цветовых факторов. И при помощи современного компьютера не представляет никакой проблемы управление звуковыми частотами, связанными с естественными частотами различных отделов мозга, организуя их работу по определенной схеме. Все это вместе взятое оказывает комплексное воздействие на человека. Есть даже исследования, показывающие, что каждому виду транса соответствует особое распределение и сочетание частот электрической активности по отделам мозга. Создавая на экране в строго определенных местах различные цветовые, звуковые, графические стимулы, добавляя к этому разные околопороговые вербальные команды, синхронно модулируемый стереозвук, можно сделать так, что человек незаметно для себя погрузится в измененное состояние сознания. А ведь игра и без того является измененным состоянием психики! Такой человек представляет собой совершенно открытую систему.

Это и есть та самая "открытая личность", о которой вы сказали в начале интервью?

Да. Она открыта для воздействий, ничем не защищена. А то, что на человека можно воздействовать на уровне подсознания, влиять на его поведение, образ мыслей, мировоззрение и тому подобное, в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Это реальность наших дней. Вот что пишут в Российском Медицинском журнале (N1 1995 г., стр. 31) весьма авторитетные специалисты И.В. Смирнов и Е.В.Безносюк: "Чрезвычайно важной проблемой в настоящее время стала перенасыщенность информацией психологического пространства человека и общества в целом, достигшая критического уровня, за которым становятся реальным управление и манипулирование самочувствием, настроением, поведением и всей картиной мира человека при распространении информации с использованием технических средств и приемов, позволяющих осуществлять информационное воздействие на неосознаваемом уровне". То есть, органы восприятия не позволяют человеку контролировать неосознаваемые техногенные информационные воздействия. Часть информации при этом может не контролироваться сознанием, но восприниматься мозгом и помимо воли человека влиять на его поведение. Эти же специалисты отмечают, что тенденция к использованию различных психотехнических приемов в последнее время резко усилилась. В первую очередь, в области шоу-бизнеса. Я в своих выступлениях прямо говорю, что не может быть человека, который несколько раз пообщается с современным игровым автоматом и не станет от него фатально зависимым. Такого просто не может быть! В этом смысле люди устроены одинаково. Если говорить более точно, то по нашим наблюдениям патологическая зависимость формируется в течении 8-10 часов, проведенных в игре на игровых аппаратах.

А если человек сам не играет, но стоит рядом с автоматом и наблюдает за игрой, он может втянуться?

Подобную возможность можно утверждать с большой степенью вероятности. Раз он наблюдает, значит, все равно вступает в общение с автоматом. Возможен точно такой же захват личности, как и при игре. Но конечно, непосредственно при игре фактор риска намного выше. Хочу обратить  внимание еще на один важный нюанс, который подтверждает наши выводы по поводу формирования зависимости. Существуют инструкции по применению игровых аппаратов, на основе которых и работают представители шоу-бизнеса. Знаете, сколько денег возвращается обратно игроку?

Сколько?

Сейчас ведутся разговоры о том, что игровые автоматы "обманывают". Дескать, нужно возвращать обратно 85%, а они возвращают 70%. А я, слушая эти дискуссии, думаю о том, что это типичная хитрость лукавого: обратить внимание на проблему, но заставить думать не о том, о чем нужно. В Лас-Вегасе возврат денег достигает 98%. А 2%, получаемые владельцами аппаратов, предполагают сверхприбыль. Парадокс? Но шоу-бизнес - самый доходный бизнес в мире. Значит, он заведомо рассчитан таким образом, что базируется не на каких-то суперприбылях, полученных из рук игрока, а на том, что игрок будет играть ПОСТОЯННО. Вот в чем истинная суть проблемы! Весь этот бизнес основан на формировании постоянного клана игроков. А раз так, то не очень-то и важно, сколько возвращается денег игрокам. Даже наоборот, чем больше возврат денег, тем больше игроков. Если бы возвращалось мало денег, игроков было бы меньше. Но возвращается много денег, и игроков становится больше. Вот еще одно явное доказательство, что система рассчитана на формирование зависимости.

То, что Вы рассказываете, просто ужасно. И возникает вполне естественный вопрос. Почему игровые салоны плодятся повсюду, а власти так спокойно на это смотрят?

Проблема новая, еще мало изученная. Так что, конечно, большинство людей пока не понимает, с чем столкнулись. А с другой стороны, налоги с игрового бизнеса довольно приличные, и они неплохо пополняют казну.

Получается, что государство заинтересовано в распространении игральных салонов?

Несомненно.

Люди какого возраста особенно подвержены риску стать лудоманами?

От зрелости до старости, но подростки реже, у них свой наркотик - компьютерные игры. Для них автоматы слишком примитивны. И нужно отметить еще одну любопытную вещь: наркоманы практически не играют в игральные автоматы, у них своя "виртуалка", автоматы – это для них слишком грубо. А один бывший наркоман очень точно проиллюстрировал своим ответом психологическую сторону отторжения игры потребителями наркотиков: "Разведенного не разведешь". Над выраженной так "градацией зависимостей" кому-то будет интересно поразмыслить...

В свете вышеизложенной теории возрастные градации формирования лудомании находятся в определенной зависимости от состояния нервной системы: лабильной в юности и уже сформированной, менее подвижной в зрелости. Последняя более склонна к "хроническим заболеваниям". А у подростков одна страсть заменяется другой, одна доминанта меняется на другую, так как мир предоставляет им возможность впадения в куда горшее... В общем, сейчас можно говорить об опасности почти тотальной лудомании. Особенно страшно наблюдать за пожилыми людьми. Просто ужас, как быстро они деградируют, пристрастившись к игре на автоматах! А ведь сейчас эти автоматы есть даже в поселках и маленьких городках. За последние полгода их поставили практически во всех маленьких магазинах. Владельцы платят продавщицам за обслуживание автоматов. В результате почти весь персонал магазинов пристрастился к игре! И самое страшное: они не понимают, что у них есть зависимость. Им кажется, что они перейдут работать в другое место, и увлечение автоматами уйдет.

Но чем опасна лудомания в социальном отношении? Ведь нам могут возразить: "Что тут ужасного? Люди так проводят свой досуг. Они же никого не убивают, не грабят. Пусть развлекаются в свое удовольствие".

Так сказать не могут, потому что объективные наблюдения не оставляют сомнения в том, эта проблема не менее тяжелая, чем проблема алкоголизма и наркомании, если не более.

Почему?

Потому что она тяжелее поддается лечению, а все социальные и личностные последствия практически те же самые. При лудомании, как и при алкоголизме с наркоманией, возникает полное социальное отчуждение. Это первое, что бросается в глаза. К нам приходят рыдающие родственники лудоманов. Они в отчаянии от того, что их близкому, подсевшему на иглу игральных автоматов, все стало безразлично. Кроме того, лудомания - это обязательно преступность! Я десятки раз слышал от разных людей фактически одну и ту же историю. Дескать, была студенткой, в жизни никогда ничего не украла, а сейчас краду... И видеть такое саморазрушение бывает крайне тяжело, потому что когда человек совершает какие-то криминальные или неадекватные поступки в состоянии химической зависимости, это вполне объяснимо воздействием наркотика. А когда он все прекрасно понимает, но ничего не может с собой поделать, это более страшное явление. Причем деградация личности происходит намного быстрее, нежели при алкоголизме и наркомании. Несмотря на высокий процент выигрышей, через некоторое время человек все равно оказывается в проигрыше, в долгах. Иначе и быть не может! В противном случае игорный бизнес не процветал бы. Отрешиться от своей страсти он уже не в состоянии, поэтому ему нужны деньги для продолжения игры, и он  не останавливается ни перед чем. Так что социальные последствия вполне очевидны.

Какой же выход из этой проблемы?

Я не сторонник ориентации на западный опыт. Смеху подобно, когда Голландия, абсолютно погрязшая в разврате и наркомании, пытается внедрить у нас свои программы псевдопрофилактики наркотической зависимости. Но с другой стороны, огульно отрицать все западное тоже не стоит. Как раз в области борьбы с лудоманией у Европы есть кое-какой положительный опыт. В некоторых странах владельцы игорного бизнеса по закону обязаны оплачивать реабилитацию лудоманов. Это уже кое-что. Кроме того, некоторые группы граждан ставятся на учет. Заядлые игроки, которые, тем не менее, хотят избавиться от зависимости, пишут заявление, чтобы их не пускали в салоны, и специальные службы следят за этим.

На фоне той жуткой картины, которую Вы нарисовали, это, по-моему, комариные укусы. Ведь автоматы калечат психику тысяч людей. Это настоящий геноцид.

Да, конечно, по хорошему нужно потребовать запретить это "развлечение". Но сперва мы должны как следует обосновать наши требования, собрать статистику, привлечь специалистов. Иначе к нам не прислушаются.

А люди тем временем будут становиться психическими инвалидами...

Да, в либеральном обществе, которое у нас создается в последние двадцать лет, именно так и происходит. Между тем картина поистине ужасающая. Считается, что Москве уже около 300 000 людей (по недавно озвученным в одной телепередаче данным Госдумы - около 600 000), в той или иной форме зависимых от игры. В Санкт-Петербурге лудоманов, может быть, несколько меньше, но тоже немало. А сколько в других городах и весях? Речь идет о тысячах, если не миллионах, наших сограждан. Я, как специалист, могу утверждать, что это люди, вырванные из общества и вступившие на путь нравственной деградации. Так что нужно не просто заявлять протест, а бить во все колокола. Мир еще не представляет себе той страшной опасности, которая на него надвигается. Масштабы игровой эпидемией не предсказуемы. Я рассматриваю это как еще одно оружие массового поражения, средство уничтожения России.

А кто держит автоматы?

Тот, кто держал и все остальное. Эта мерзость оттуда же - из мирового "Лас Вегаса". Но вот еще один парадокс. Подписывает документы, которые предполагают разрешение игральных салонов, Фетисов, глава Госкомспорта. Это у нас, оказывается, спорт. Владельцами же являются несколько крупных корпораций, которые получили лицензию. В основном, корпорации, совместные с иностранцами. Мелкие же держатели салонов находятся под их крылом, пользуются одной генеральной лицензией.

Я так поняла из Вашего рассказа, что избавить лудомана от зависимости - дело практически безнадежное?

Я отношусь к этому как к СПИДу. Веди здоровый, моральный образ жизни и тебе СПИД не грозит. Не хочешь - вот наказание Божие. То же самое и автоматы. Это воздаяние, которое предполагает, что человек должен обернуться, оглядеться, задуматься о своем пути. В обозримом нами пространстве лишь те люди, которые вошли под покров Православной Церкви, кто действительно изменил свою жизнь, пожалуй, единственные ушли от зависимости. Хотя и на этом пути мы порой сталкиваемся со страшными падениями, со страшными трагедиями. Но, по моему глубокому убеждению, иного выхода нет. Может быть, когда-нибудь будут найдены какие-то медицинские или психологические средства избавления от игровой зависимости. Мы и сами их ищем. Раз речь идет  о рефлексах, естественно, возникают мысли о медицинском подходе к проблеме. Это не исключено. Но на сегодняшний момент принципиального решения нет. А вера  всегда была спасительна. Если это, конечно, истинная вера.

Кому, по Вашим наблюдениям, помочь легче: наркоманам или лудоманам?

Безусловно, наркоманам! Мы знаем, как им помочь. Для них у нас разработана определенная схема лечения: с одной стороны, они участвуют в церковных таинствах, а с другой, отправляются к нашим наркологам, психологам, психиатрам, принимают препараты. Лудоманам же мы так комплексно помочь не можем. На сегодняшний момент наша задача сводится лишь к тому, чтобы привлечь их к духовной жизни. Если это происходит, люди заметно меняются, и многим (хотя далеко не всем!) удается избавиться от зависимости. Но многие обращаются к нам, как бы ища таблетку, которой у нас нет. И, не найдя ее, уходят.

Существует и вот какая сложность. Уже появились люди, эксплуатирующие чужое горе: психологи, которые предлагают кардинальное решение проблемы игровой зависимости, целители, шарлатаны. Бедняги, которые обращаются к нам, побывав у таких "лекарей", находятся в еще более поврежденном состоянии, чем "нормальные" лудоманы. О решении проблемы химическими средствами и говорить не приходится.

Значит, на сегодняшний день можно посоветовать только одно: близко не подходить к автоматам?

Да. Это единственное надежное средство безопасности. И еще - встать на путь истинно духовной жизни, ибо только такая жизнь достойна звания Человека. Причем необходимо встать как можно скорее, чтобы не превратиться в общество высокоорганизованных животных, на которых охотников более чем достаточно...

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру