Занятия с застенчивыми детьми

Школа для родителей

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра,почти сразу же начинают говорить гораздо вободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и  за  ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их  случае нечего и мечтать. Поэтому им  стоит  предложить  специальные речевые игры и упражнения.

1. "КТО БОЛЬШЕ?" (для детей 7-12 лет)

Надо произнести какое-либо слово или  фразу  с  разными интонациями. Например, коротенькое "дай" можно сказать  требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно,  возмущенно, обиженно и т.д. А "здравствуй" - радостно или  уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно,  презрительно,  многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры  зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов,  современные  дети,  особенно те, кто воспитывается на комиксах  и  стереотипных  западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И  уж  тем более затрудняются их называть. Так что это  упражнение  будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим.  Детям старше 10 лет ( а в принципе в эту игру можно  играть  и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию,  в которой уместна та или иная интонация.

2. "УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ" (для детей 7-12 лет)

Когда игра "Кто больше?"  будет  как  следует  освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой  игрой.  Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ,  "мычит"  какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что  он  хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть  в  безбрежном  море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру,  договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в  комнате или во дворе дачи. А  можно  заранее  сообщить  игрокам список слов (от 10 до 30, так чтобы детям  было  не  слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то  лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными  по темпоритмическому рисунку: "Хороший  мальчик!",  "Отстань!", "Пожалуйста, не сердись!" "Мама, он меня обижает!",  "Ура!", "Бедненький мой", "Вот это да!" и проч.  Научившись  улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые,  застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.

2. "РАЗНЫЕ ГОЛОСА" (для детей 4-7 лет)

Лучше всего использовать этот  прием  при  игре  в  кукольный театр. Инсценируя  сказки,  поручайте  ребенку  несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки "Терем-Теремок", "Кошкин дом", "Колобок". Дети  преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать  персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и  разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как  однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей  сочувствует;
- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и  жалуются на него друг другу;
- персонажи "Кошкиного дома" возвращаются к себе и  обсуждают прием, который им устроила Кошка;
- Котята мерзнут на улице и стараются  подбодрить  друг друга, рассказывая веселые истории.

3. "РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ" (игра, предложенная В.Леви,подходит для детей 8-12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно "примерить" на себя разные  ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать  какой-нибудь стишок (простенький, чтобы  он  не  напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на  нужной интонации).

Но рассказать стишок нужно не просто, а - шепотом,- с максимальной громкостью,- с пулеметной скоростью,- со скоростью литки,- как робот,- как иностранец.

При желании можете, естественно, включить в  задание и свои варианты.

КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ, СНИМАЮЩИЕ СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

1. "ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА" (для детей 6-10 лет)

Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной.

2. "ЗООПАРК" (для детей 7-12 лет)

Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней еще кого-нибудь из взрослых. Взрослые будут посетителями  в  зоопарке,  ведущий (ребенок) - экскурсоводом, а остальные дети  должны  изображать животных. Надо дать ребятам время на подготовку.  Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся  с  "эксурсоводом", который постарается подготовить какие-то  смешные пояснения. Взрослые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.

3. "ФАНТЫ" (для детей 6-14 лет)

Эта игра, особенно популярная до  революции,  неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это  на  усмотрение  взрослых.  Главное   постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора  и чтобы они были детям по силам.  Стеснительному  ребенку  при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет  для  него  еще одним источником мучительных переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот,  в  записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:

- обезьяну,
- льва,
- ежика или дикообраза  (не  только  пантомимой,  можно придумать себе шуточный костюм),
- павлина,
- ворону,
- дятла,
- Бабку-Ежку,
- пьяницу,
- хулигана,
- дряхлого старичка,
- маленького капризного ребенка,
- сварливую рыночную торговку,
- рассерженную маму,
- грозного папу,
- пирата,
- мага,
- лунатика,
- первобытного человека.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ

На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем  вместе с И.Я.Медведевой, по бывало много застенчивых детей. И  на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету.  Сейчас передо мной лежит две стопки таких анкет: в первой,  довольно объемистой - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во  второй (она гораздо меньше) - "досье" на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню всех этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях... И вырисовывается интересная,  но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки,  я  отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не  пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй  же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость.

Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп.

Конечно, описанные выше игры тоже помогают  застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со  взрослыми,  но лучше заняться этим более целенаправленно.  Увы, "в  рамках отдельно взятой семьи" невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях.  И ничего тут не поделаешь. Вы же не можете собрать у себя  дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться.

Но с другой стороны, вам доступно другое. Вы как  никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для  занятий с ребенком  (когда  он  не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства  (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной  обстановке - это поддерживающая терапия или, если хотите,  гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.

К играм, которые описаны в данной части, особенно  важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся  люди, которые  непрочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского  пола), считающих  игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда  выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру