Киберзависимые

Интервью с игуменом N, автором замечательных книг, которые знает и любит православный народ ("Об одном древнем страхе", "Сокровенный Афон", "Не бойся, малое стадо" и другие), в строгом смысле слова интервью назвать трудно.

Скорее, это серьезная, с глубоким психологическим и духовным анализом лекция, в которую иногда вкрапливаются мои вопросы. И не столько ради того, чтобы задать беседе направление, - игумен N в этом не  очень-то нуждался! – а чтобы читатель мог время от времени сделать вдох.


Батюшка, вопрос, что называется, с места в карьер:  в чем Вы видите корни компьютерной зависимости?

Поскольку такая зависимость, как мне кажется, в основном обусловлена страстью к компьютерным играм, попробуем рассмотреть именно эту проблему. Вероятно, Вы замечали, что практически все дети, за редчайшим исключением, играют в различные игры. Причем, играли они всегда. Играли на всех континентах, у всех народов и во все времена. Это, кстати, подтверждается древнейшими археологическими находками, среди которых немало детских игрушек. Более того, игры характерны не только для человеческих детенышей, но также и для зверюшек. Кто из нас не наблюдал игры котят, щенков, поросят и других домашних животных?! Любые подвижные игры, безусловно, полезны всем детям,  развивают их физически, помогают им освоиться в окружающей действительности. Эти игры повышают выносливость, тренируют глазомер, смекалку,  вестибулярный аппарат, учат быть настойчивыми. Полагаю, что никто не сомневается в их целесообразности, изначально заложенной Творцом в биологическую программу развития любого высокоразвитого существа. Кроме того, подвижные игры помогают детям выработать правильное отношение к соучастникам игры, узнавать их реакцию на тот или другой поступок, т.е. помогают в адаптации к социальной среде. Так, например, подлый, но выгодный в определенный момент игры поступок будет осмеян или даже наказан хорошей затрещиной. Все это закрепляет в сознании ребенка отрицательную значимость такого поступка. Жестокость или не рассчитанное применение товарищем по игре физической силы может привести к болевым ощущениям, зато благодаря испытанной боли он начинает понимать, что аналогичные его действия по отношению к окружающим тоже будут для них неприятны и болезненны.
Ну, а теперь перейдем к сравнению этой реальной, подвижной игры с игрой компьютерной.

Во-первых, сразу же хочу отметить, что стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человека, включающей в себя, как мы убедились, особенно в детском возрасте, стремление к игре и, если хотите, – даже "инстинкт игры".

Во-вторых, нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм.

В-третьих, ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно чувствовать себя  вполне комфортно и защищенно. Жалости и сострадания не возникает, наоборот – они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества, ощущением себя почти сверхчеловеком! Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют,  повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка. К сожалению, большинство людей в своих поступках руководствуются скорее эмоциями, чем умом. А значит,  компьютерная игра, которая сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, т.е. фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. В результате, полностью утрачиваются правильные социальные ориентиры. Оторвавшись от экрана монитора, ребенок невольно переносит свое отношение к "человечкам" из виртуальной реальности компьютерной игры в жизненную реальность своей семьи или своего класса.

В-четвертых, следует отметить, что естественный "инстинкт игры", на котором живет, а точнее, как я уже сказал, паразитирует страсть к компьютерным играм, самими же этими играми уродливо гипертрофируется, превращаясь в зависимость, мало чем отличающуюся от наркотической. Одна из  причин такой сильной игровой страсти мне видится в том, что виртуальная жизнь компьютерной игры намного динамичнее, напряженнее и, в каком-то смысле, интереснее действительной жизни. Там, на мониторе, ты управляешь обстоятельствами, а здесь – обстоятельства управляют тобой. Там  ты управляешь виртуальными людьми, а здесь  реальные люди (родители, учителя) управляют тобой. Там ты – бог, ты – властелин, который не зависит ни от кого, но все зависят от тебя, а здесь ты – ребенок, зависимый от взрослых и вообще от людей. Можно сказать так: фиктивное чувство независимости порождает натуральную зависимость.

Каковы, на Ваш взгляд, последствия "киберзависимости" для самого играющего и для общества?

Анализируя психологические последствия тяги к  компьютерным играм, я прихожу к неизбежному выводу, что в отличие от обычных игр со сверстниками, – неважно, подвижных или интеллектуальных, – компьютерные игры несут деструктивный заряд огромной мощности. Он определяется, на мой взгляд, несколькими параметрами. Попробую перечислить хотя бы  важнейшие:

1. Компьютерные игры, поскольку их отличает жесткая программная заданность, неизбежно сужают и схематизируют жизненные ситуации, упрощают способы их решения, обедняя сложность нравственных задач и тем самым содействя примитивизации мышления.

2. Компьютерные игры провоцируют рост и "набухание" в душе человека страшной раковой опухоли – эгоизма, поскольку весь виртуальный мир этих игр запрограммирован и ориентирован на играющего, на его "эго", на его "я", потакает всем его самым низменным страстям, основанным на гордыне и тщеславии. Последняя же стадия эгоизма -  эгоцентризм, который выражается в ложной установке сознания, будто весь мир должен крутиться исключительно вокруг моего "эго", а все люди – просто пешки в моей игре. Реальный мир уподобляется в сознании киберигрока миру виртуально-игровому, где он царь и господин.

3. Компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых детей и юношества уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора.

4. Компьютерные игры провоцируют раздражительность и злобу. Они вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослые, отрывая от увлекательной игры, просят, к примеру, сесть за уроки или сходить за хлебом. Так постепенно у ребенка вырабатывается неприязнь к тем, кто ему "все время мешает", он отчуждается от самых близких людей - родителей.

5. Компьютерные игры разрушают социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, играя в них, ребенок мнит себя самодостаточным и уже не нуждается в дружеских отношениях.  Отсутствие дружеского общения в детстве обрекает его в недалеком будущем на одиночество, так как он становится не способным к общению, к обсуждению с кем бы то ни было наболевших проблем. Всё вместе это приводит к интравертности и даже аутизации, то есть к патологической неконтактности, самоизоляции.

6. Компьютерные игры провоцируют физическое ослабление и болезненность юного организма, так как возникает острый дефицит мышечной нагрузки. А ведь она совершенно необходима для нормального роста и развития! Вспомним, что еще лет пятнадцать назад, когда персональные компьютеры были весьма редким явлением, все детские площадки были переполнены. Спортивных секций, небольших стадионов и бассейнов не хватало на всех желающих. Дворовые катки были буквально оккупированы детворой. А зимой?! Каждое воскресенье и праздники вагоны метро и пригородных электричек везли толпы людей в спортивных костюмах с зачехленными лыжами в руках. По тропинкам городских парков и скверов, по руслам замерзших рек бежали на лыжах сотни семей, начиная с бабушек и кончая 4-х летними малышами. А что сейчас? Сейчас… детей поглотил его величество КОМПЬЮТЕР. Ну, а взрослых и  тех детей, у которых еще нет компьютера, – телевизор! Часы, проведенные у экрана сгорбившимся на стуле обездвиженным ребенком физически убивают его.

7. Компьютерные игры очень "помогают" бесплодно потратить, бесцельно прожечь драгоценное время и без того чрезвычайно короткой человеческой жизни. Это, конечно же, наносит вред накоплению необходимых  знаний, развитию интеллекта, отнимает время от учебы (или, если речь идет о взрослом игромане, – от работы, нанося ущерб предприятию, где служит этот несчастный).

8. Очень многие компьютерные игры насаждают жестокость, можно даже сказать, – формируют садистские наклонности, притупляя, как я уже отмечал, все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие, которые изначально заложены Богом в каждую человеческую душу. Те из православных людей, кто знает обстановку на духовном фронте, ни на секунду не сомневаются, что подобные игры создаются по заказу и имеют целью сознательную демонизацию личности. По свидетельству психолога из Калуги М.Н. Мироновой к таким играм относятся очень модные ныне Diablo, Postal, Counter-Strike, Doom Ultimate, Qvake, Unreal и другие.

Как Вы считаете, почему молодые люди с самыми разными характерами, происходящие из разных социальных слоев общества, став "киберзависимыми", утрачивают индивидуальность и становятся похожими друг на друга?

Полагаю, что дело тут в общей "няньке". Ведь понятно, что одна и та же нянька одинаково воспитает разных детей, и это воспитание накладывает на каждого из них определенный отпечаток. В нашем случае такой нянькой является компьютер. Так почему же именно он стал нянькой для миллионов детей, и кого он воспитывает? Да, да, именно воспитывает! По моим наблюдениям причина тут очень простая. Многие современные родители просто в восторге, что ребенок тихо сидит у себя в комнате за компьютером. Еще бы! Они могут  не тратить на него время, не заниматься всякими скучными вещами: читать сказки, рисовать, гулять, учить вышивать, выпиливать, делать елочные игрушки или модели корабликов, отвечать на тысячу детских "почему?"… Всю эту обузу теперь можно сбросить с плеч, купив ребенку компьютер с набором игр, и наконец-то заняться своими делами. При этом успокоить себя тем, что игры, как уверяет реклама, – развивающие. И точно: "развивающие"! Они действительно развивают в детях эгоизм, нетерпимость к окружающим, озлобленность и жестокость, они развивают искривление позвоночника, сколиоз, а также атрофию мышечной системы. К тому же, эти "чудеса" современных технологий еще и оглупляют ребенка, обедняют его эмоционально, убивают детскую  доверчивость, доброту, любовь ко всякой живой сущности,  милосердие, отнимают радость взаимопомощи и дружбы.

Итак, кого же воспитывают эти игры? Отвечу: беспринципного эгоцентрика, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать,  иметь семью и быть за нее ответственным, зачем защищать свою страну, свой народ. Такие персонажи становятся сегодня массовым явлением в молодежной среде. Они живут лишь одним днем, который надо прожечь, то есть убить ненужное время веселой "тусовкой", "отвязаться" от гнусной действительности и "улететь" от нее с помощью наркотика, алкоголя или тяжелого рока. Этим нравственно искалеченным людям свойственно отношение к жизни как к досадной необходимости. Но если таково их отношение к собственной жизни, то как же они должны относиться к чужой?

Если вернуться к Вашему вопросу, Ирина Яковлевна, - почему люди с разными характерологическими особенностями под влиянием киберзависимости унифицируются? -ответ напрашивается сам собой: один и тот же тип  душевной поврежденности этих людей обусловливает  и однотипность их поведенческих реакций, да и всего стиля жизни. Аналогичное сходство мы наблюдаем, например, в поведении олигофренов, - людей, страдающих умственной отсталостью, - которые похожи друг на друга не только интеллектуально, но зачастую даже внешне. Но кроме аналогии тут есть и существенное различие: последние (олигофрены) имеют врожденные, генетические повреждения, а первые повредились с помощью компьютера уже в сознательном возрасте.

Существуют ли помимо ранее названных Вами причин еще и другие, духовные причины компьютерной зависимости?

Безусловно! Иначе и быть не может. Для любого мыслящего человека совершенно очевидно, что мы живем во вселенной (по-научному, макрокосм), которая состоит из двух взаимосвязанных и нерастожимых частей или миров: духовного мира и материального, что нашло  отражение и в двухсоставности человека (микрокосм), обладающего душой и телом. По той же причине две составляющие имеют и все процессы в нашей вселенной. Одна из них духовная, а другая – физическая. Только что мы рассмотрели физическую сторону компьютерной зависимости, которая, безусловно, глубоко связана с иной, духовной причиной этого явления. Для понимания этой  причины необходимо вспомнить, что духовный мир (его иногда называют параллельным) вовсе не нейтрален по отношению к людям. Он так же, как и мир человеческий, в нравственном отношение является двуполюсным, поскольку включает в себя разумных носителей самосознания, обладающих понятием добра и зла. И те и другие способны воздействовать на людей и даже вступать с ними в контакт, однако характер их воздействия весьма различен. Так, например, Ангелы Божии, никогда не подвергают человеческую волю насилию, а лишь направляют ее к добру, очень мягко и неназойливо подсказывая через совесть (иногда – через "интуицию") правильный с духовной точки зрения выбор, правильное решение. Зато отпавшие от Бога ангелы, называемые демонами или бесами, в отношении человека настроены весьма агрессивно. Эти существа действуют с наглой бесцеремонностью, навязывая людям мысли, эмоции и желания, прямо противоположные заповедям Божиим. Те из людей, которые поддаются их телепатическому влиянию (это естественная способность всех духовных существ) и совершают греховный поступок, игнорируя голос совести, постепенно теряют способность к сопротивлению. Как показал опыт духовной борьбы с воздействием демонов на сознание и физиологию человека, накопленный христианскими подвижниками за два тысячелетия, демоны могут в некоторых случаях даже воздействовать и насильно, подавляя волю и заставляя делать то, что данному человеку не свойственно. Загадка многих необъяснимых наукой явлений  психики, в том числе и различных "зависимостей": табачной, алкогольной, компьютерной, сексуальной или наркотической, кроется именно в том, что демоны, при некоторых условиях, могут управлять человеком практически как марионеткой.

А могли бы Вы назвать эти условия?

По сути, условие, при котором человек постепенно теряет свободу воли, превращаясь в управляемую куклу, только одно, хотя у него множество обличий, форм и градаций. Называется оно – грех и означает  нарушение духовных законов, предназначенных Богом для сохранения в человеке  гармонии. Гармония с Богом, со своими умом и совестью, с людьми и природой  порождает в душе человека состояние, которое ощущается и воспринимается им как счастье. Это проверено на опыте миллионами христиан, достигших подобного состояния через гармонизацию своей жизни.  Гармонизация же, в свою очередь, была достигнута ими, поскольку они следовали законам Божиим, выраженным в Его заповедях.

Гармония жизни нарушена грехом  - значит неизбежны последствия, губительно отражающиеся не только на дальнейшей судьбе, но и здоровье человека. Одно из самых страшных последствий греха – отступление от человека нетварной божественной энергии, которую принято называть Божией благодатью или, иначе, благодатью Святого Духа. Именно эта божественная энергия является единственной защитой человека, можно сказать – духовным экраном, который реально защищает его от воздействия демонов. Опыт жизни православных подвижников показал, что благодать Святого Духа - еще и та сила, которая укрепляет волю человека к добру. Лишаясь "подпитки" такой духовной силы, воля человека "обесточивается", слабеет и уже не может сопротивляться насилию злой воли духовных существ, т.е. демонов. В дальнейшем происходит следующее: с каждым новым грехом божественная благодать отступает все более, а воздействие демонов пропорционально усиливается. Уровней греховности и, соответственно, уровней безблагодатности, как Вы понимаете, довольно много, а, следовательно, и воздействие демонов на разных людей имеет разную степень силы.

Последовательность событий, приводящих к уменьшению в какой-либо степени свободы человеческой воли примерно такова. Вначале демон телепатически вводит в сознание человека мысль, предлагающую совершить некий поступок. В это время человек чувствует внутреннее противление ему, даже не всегда осознавая, что противится такому поступку его совесть. При этом он, как правило, ошибочно принимает внешнюю, телепатическую суггестию (внушение) демонов за свою собственную мысль. Теперь воле его приходится выбирать между возникшей в сознании мыслью, которая обещает какое-то удовольствие, и своей совестью,  удерживающей его от претворения этой мысли в дело. Далее, если воля человека выбирает греховное удовольствие, то в этот момент благодатная божественная энергия в некоторой (только Богу известной) мере отступает от него, а, следовательно, его собственная воля сразу ослабевает. Поэтому следующий грех он совершает уже намного легче, почти мгновенно подавив внутреннее сопротивление совести. На какой-то ступени такого соскальзывания по лестнице, ведущей вниз, воля человека слабеет настолько, что он становится рабом дьявола, уловившего его сетью той или иной греховной страсти. Об этом, уже безвольном состоянии раба, полностью подчиненного демонам, и писал апостол Петр: "…кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Пет. 2, 19). Подобное же говорил и апостол Павел: "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь: или рабы греха – к смерти, или послушания (Богу) – к праведности?" (Рим. 6, 16). Раб, как известно, уже не служит себе и не свою волю исполняет, а лишь волю хозяина. В данном случае – волю дьявола. Именно такого "действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго" каждый христианин желает избежать, читая пятую молитву святителя Василия Великого из "Последования ко святому причащению". В приведенной мною цитате речь идет, если перевести ее на современный научный язык,  как раз о мысленно-телепатическом, а также сенсор-ном (чувственном) воздействии демонов на определенные участки коры головного мозга. В результате такого воздействия члены тела (по-славянски: уды) могут действовать против воли человека, независимо от него. Подобные состояния были известны не только святым отцам древности, с ними знаком любой современный психиатр. Это называется сумеречное состояние или амбулаторный автоматизм, когда больной совершает действия, находящиеся вне его сознания, не управляемые его волей и даже противоположные его волевому вектору. Хотя никто из наших почтенных эскулапов понятия не имеет об истинной причине этого страшного явления…

Из сказанного Вами, нужно ли сделать вывод, что компьютерная зависимость – тоже следствие демонического воздействия? И почему Вы считаете недостаточными для ее объяснения те психологические причины, о которых так убедительно рассказали?

Все дело именно в том, что речь идет не о какой-либо укоренившейся привычке. Например, пить по утрам кофе, читая при этом газету. И  даже не о каком-то страстном увлечении. Например, дельтапланеризмом или футболом. Мы говорим о явлении, воздействие которого многократно превышает любую (даже дурную) привычку или страстное увлечение. Мы говорим о зависимости. Так, например, ни страстное увлечение, ни сильная привычка так тотально не влияют на личность, приводя ее к нравственной и умственной деградации. Они не разрушают социальных связей, не сказываются столь губительно ни на учебе, ни на работе человека. Кроме того, зависимость, причем любая, - компьютерная, алкогольная, сексуальная или наркотическая, - имеет еще две особенности. Первая: полностью подавлена воля к сопротивлению, даже если человек осознает вред от этой зависимости. Прошу заметить, что даже само слово зависимость означает невозможность человека действовать самостоятельно. Значит, кто-то его направляет, кто-то им руководит. А вот еще один отличительный признак зависимости: ее результат - это не просто деградация, а, я бы сказал, демонизация человеческой личности.

Итак, зададим себе вопрос: кто подавляет волю даже тех игроманов, алкоголиков или наркоманов, которые искренне хотят избавиться от пагубной зависимости? Чья воля понуждает их вновь и вновь делать то, чего они уже не хотят делать и даже считают вредным для себя? Весь огромный опыт Церкви, отраженный в писаниях святых Отцов, говорит нам, что подавить волю человека, заставить его угождать страсти, от которой он сам хотел бы избавиться, могут только разумные существа, духовные возможности которых превышают возможности человека. Именно такими существами и являются падшие ангелы,  чья цель – тотальная демонизация всего человечества, т.е. уподобление нравственных характеристик каждой человеческой личности  демоническим. Это и есть желанный итог борьбы демонов с Богом, борьбы за власть, за обладанием человечеством.

А вот еще один пример массового воздействия темных сил на умственные способности человека. Наблюдения педагогов и детских психологов показали, что у подавляющего большинства современных детей исчезла способность концентрировать внимание на учебном материале. Это страшное явление, появившееся в нашей стране совсем недавно, всего каких-нибудь 15 лет назад, стало ныне повальным, если не сказать – глобальным. Сейчас им охвачено более 80% школьников. Учителя, детские психологи и психиатры столкнулись с неразрешимой проблемой, с непонятно откуда взявшейся "болезнью", этиология которой до сих пор никому не известна и которая проявляется в патологическом дефиците внимания. Дети  не могут сосредоточиться на объяснении учителя, через 5 минут они "устают" и их внимание рассеивается. Остальные 40 минут урока проходят для учащихся впустую. (Любопытный факт: до "перестройки" таких детей насчитывалось не более 10-15%). Последствия этой "болезни" поистине катастрофичны: она приводит к массовой умственной деградации, буквально оглупляет целые народы, так как они теряют способность к восприятию новых знаний. Но вот парадокс! Школьники, которые не в силах более чем на 5 минут напрячь внимание во время урока, часами способны напрягаться и сосредотачиваться на достаточно сложных компьютерных играх. Разве этот факт объясним с помощью психологии или физиологии? Пока, во всяком случае, такого объяснения никто не дал и, думаю, не даст, потому что корни этой болезни сугубо духовные.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру