Личность с максимально пассивной жизненной позицией

Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе"

Данный тип представляет личность "обывателя", чуждого творчества и "вечных вопросов", ориентированного на удовлетворение потребностей организма. При яркой выраженности типа проявляется его внутренняя конфликтность в силу неизбежных противоречий между телесной природой человека и социальной средой, что всесторонне было показано в работах З.Фрейда и его последователей. Чем значительнее выражены характеристики данного типа, тем сильнее страдания.

В рамках ортодоксального психоаналитического подхода варианты личности определяются по фиксации неразрешенных конфликтов на той или иной стадии развития. В ходе же нашего описания литературных образов данный тип личности распался на подтипы в соответствии с преобладающей биологической потребностью, на удовлетворение которой и направлена личность в процессе своего жизненного пути: "жизнелюб-обжора" (Санчо Панса, Петр Петрович Петух) и "сексуальный маньяк" (Федор Павлович Карамазов, Нана, Аркадий Иванович Свидригайлов). Поскольку личность данного типа отличается преобладающей ролью биологического уровня бытия, представляют также интерес фантастические описания "человека-животного" (Грегор Замза, Полиграф Полиграфович Шариков), в которых благодаря силе воображения автора имеется возможность наблюдать за процессом превращения человека в животное (Ф. Кафка) и наоборот (М.А. Булгаков).

Жизнелюб-обжора – беззаботный и потому жизнерадостный человек, более всего в жизни ценящий вкусную пищу. Ведущей является удовлетворение пищевой потребности. Неунывающий жизнелюб Санчо Панса вполне симпатичен читателю, прощающему ему простодушные хитрости. Гоголевский Петух – уже смешная, хотя и беззлобная, пародия на человека в силу его поглощенности заботами о еде.

Сексуальный маньяк – безответственный и циничный человек с ведущим сексуальным инстинктом, в полном соответствии с учением З. Фрейда. Такой человек обычно приносит беды окружающим в силу своего циничного отношения к людям. Федор Павлович Карамазов, наиболее "благообразный" среди троих описанный персонажей, - уже карикатура на человека. Падшая женщина Нана характеризует женский вариант разнузданной жизни. Аркадий Иванович Свидригайлов уже полностью утратил человеческий облик, это преступник со спокойной совестью, отдаленное уродливое подобие человека.

Человек-животное – человек, превращенный в животное, либо наоборот, в силу чего комплекс биологических потребностей становится доминирующим для личности. В Грегоре Замзе, человеке-насекомом и бывшем человеке, можно наблюдать борьбу человеческих потребностей довольно высокого уровня и все более властно проявляющихся потребностей биологического плана. Шариков, превращенный из собаки в человека профессором Преображенским, явно "не дотягивает" до человеческого уровня, продолжая находиться на уровне животного.

Жизнелюб-обжора – беззаботный и потому жизнерадостный человек, более всего в жизни ценящий вкусную пищу.

Санчо Панса  (С.М. де Сервантес "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский")

Общая характеристика. Санчо Панса, олицетворение практичности и здравого смысла, органично дополняющий своего хозяина Дон Кихота, сходен с ним по неравнодушию к бытию. Но если Дон Кихот движим стремлением осчастливить всех, то Санчо Панса предпочитает ограничиться в этом собственной персоной. Бывший хлебопашец, верный оруженосец, сопровождающий Дон Кихота верхом не осле, обладающий живым юмором, непосредственностью, меткостью замечаний, простодушный, доверчивый жизнелюб, Санчо вызывает симпатию у читателя.

Отношение к жизни. Санчо Панса намерен получить от жизни побольше удовольствий, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Живописны картины приема  пищи. Например: "…Санчо со всеми удобствами расположился на осле, вынул из сумки ее содержимое и принялся закусывать; он плелся шажком за своим господином и время от времени с таким смаком потягивал из бурдюка, что ему позавидовали бы даже малагские трактирщики, а ведь у них по части вина раздолье. И пока Санчо отхлебывал понемножку, у него вылетели из головы все обещания, какие ему надавал Дон Кихот, а поиски приключений, пусть даже опасных, казались ему уже не тяжелой повинностью, но сплошным праздником". Получение удовольствий смиряет Санчо с любыми жизненными трудностями. Дон Кихот неоднократно добродушно подмечает эту особенность Санчо: "Кушай, друг Санчо, – сказал Дон Кихот, –поддерживай свои силы, тебе жизнь дороже, чем мне, а мне предоставь рухнуть под бременем моих дум и под гнетом моих злоключений. Моя жизнь, Санчо, - это всечасное умирание, а ты, и умирая, все будешь питать свою утробу". Жизнелюб, Санчо, в отличие от Дон Кихота, хотя и готов "стонать от самой пустячной боли", не теряет оптимизма и юмора, даже когда ему приходится быть битым ("Можно ли назвать случай счастливым и редким, если не пошевелить ногой?").

Санчо отличает реалистичности мировосприятия. Измучившись за два дня на посту губернатора "острова", Санчо приходит к выводу, что каждый должен заниматься тем, для чего рожден, и смиренно признает, что участь хлебопашца куда более по нему. Не чужд Санчо и размышлений о бренности земного бытия.

Поступки. Санчо наивен, простодушен, но и практичен. Поступки вполне импульсивны, но именно сосредоточенность на сиюминутном позволяет отвлечься от забот и наслаждаться жизнью. Едва оказавшись в горах в безопасности, Санчо  заботился лишь, "как бы утолить голод остатками снеди, <…> по сему обстоятельству, навьюченный всем, что надлежало вести его ослику, он, идя следом за своим господином, запускал руку в мешок и набивал себе брюхо; и подобного рода прогулку он не променял бы ни на какое другое приключение".

Но Санчо не только "набивает брюхо". Он вполне успешно справляется с губернаторством, принимает разумные решения, хотя и сопровождается насмешками: "однако Санчо хоть и был простоват, неотесан и толст, а все же спуску не давал никому".

Поле жизнедеятельности  характеризуется взаимосвязью переживания жизненных удовольствий и успешности приспособительного поведения.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции.

Тип жизненных ориентаций: потребитель. Характерны ориентация на телесные удовольствия, инфантилизм жизненные стратегий; прошлое и будущее осмысливаются в затруднительные моменты жизни, при переживании жизненных неудач.

Жизненная позиция: приспособительная направленность жизни – к объектам своих телесных импульсов; Санчо сосредоточен на конечности земного бытия, но временами упоминает и о будущей жизни, возможной при условии достойного поведения.

Внешняя детерминация бытия характеризуется сосредоточенностью на потребностях организма (в основном, в еде, во сне, в безопасности), а также в признании могущества смерти и пассивности человека перед ее лицом: она "жадно выцеживает жизнь изо всех живущих на свете, словно это ковш холодной воды".

Жизненная ситуация определяется надеждами на беспечное существование благодаря службе у Дон Кихота.

Нравственные характеристики. В сонетах, посвященных Санчо Пансе, который "учтивейший и лучший из людей", есть строки:

Никто на свете дерзко и злорадно
В поступке низком вас не упрекнет.

Действительно, Санчо незлобив, добросердечен, хотя и не слишком склонен задумываться о своих поступках. Он гордится тем, что ничем не поживился на губернаторстве, и совесть его чиста. Санчо Панса привязан к Дон Кихоту, по-своему верен, хотя в боевых действиях он ни разу ему не помог, отчасти оттого, что видел их нелепость, отчасти оттого, что "не любитель" и испытывает в таких ситуациях страх, стараясь по возможности их избежать. Решив броситься с Дон Кихотом на поиски приключений, он бросает жену и детей, не предупредив их. Часто Санчо пускается на хитрости, что отмечает и Дон Кихот: "несмотря на свою дородность и представительность, ты не что иное, как мешок, набитый пословицами и плутнями". Так, чтобы не разыскивать настоящую Дульсинею, он, зная о легковерности Дон Кихота, в качестве Дульсинеи представил первую попавшеюся сельчанку и убедил его в том, что Дульсинея заколдована. В другой ситуации он, чтобы задержать рвущегося в бой Дон Кихота до утра, незаметно спутал задние ноги Росинанта. Эти начинания успешно завершаются, однако по своему простодушию Санчо сам попадает в свои сети: так, он сам потом уверовал в то, во что заставил поверить Дон Кихота, и соглашается выдержать три с лишним тысячи ударов, чтобы расколдовать Дульсинею, хотя и в основном на словах.

Санчо принадлежит высказывание "Раз никто нас не видит, то некому и упрекнуть в трусости", но в то же время и "живи по правде – вот самая лучшая проповедь".

Направленность (жизненная задача). "Возмечтав о легкой жизни", Санчо Панса отправляется в приключения, соблазненный обещанием Дон Кихота сделать его губернатором острова. Но, достигнув, хоть и понарошку (а для него всерьез), этого высокого поста, он пришел к выводу, что губернаторство требует платы покоем, сном и пищей, а потому не имеет для него цены.

Жизненные устремления Санчо обычно не выходят за пределы удовлетворения насущных нужд. "Он обожал довольство, и как скоро ему представлялся случай понаслаждаться жизнью, он неукоснительно хватал его за вихор".

Спящему Санчо Панса вещает Дон Кихот: "О ты, счастливейший из всех, в подлунном мире живущих, счастливейший, ибо ты спишь со спокойною душою, не испытывая зависти и ни в ком ее не возбуждая, не преследуемый колдунами и не волнуемый ворожбою! Так спи же, говорю я и готов повторить сто раз, ибо тебя не принуждают вечно бодрствовать муки ревности при мысли о возлюбленной, и от тебя не отгоняют сна думы о том, чем ты будешь платить долги и чем ты будешь завтра питаться сам и кормить свою маленькую горемычную семью. Честолюбие тебя не тревожит, тщета мирская тебя не утомляет, ибо желания твои не выходят за пределы забот о твоем осле, заботу же о твоей особе ты возложил на мои плечи". Вкусная пища выступает для Санчо Панса олицетворением всех жизненных благ. Так, когда Дон Кихот в очередной раз выехал, готовый к бою, со щитом вперед, "Санчо, которого такие нехорошие дела никогда не радовали и не забавляли, укрылся под сенью котлов, с которых он только что снял смачные пенки, ибо он был уверен, что это место свято и должно внушать к себе благоговение". Огромное впечатление произвела на Санчо подаренная ему на богатой свадьбе кастрюля с гусями и курами: "вытащив одну курицу и, с великим наслаждением и охотою начав уплетать ее, молвил:

<…> Сколько имеешь, столько и стоишь, и столько стоишь, сколько имеешь. Моя покойная бабушка говаривала, что все люди делятся на имущих и неимущих, а в наше время, <…> богатеям куда привольнее живется, нежели грамотеям, осел, покрытый золотом, лучше оседланного коня". В самом деле, как замечает и автор, "хоть и простоват был наш молодец, а на деньги падок".

Не прочь Санчо испытать и другие жизненные удовольствия. Он с такими словами обращается с девушкой, якобы страдающей по отвергшему ее Дон Кихоту, верному своей мифической Дульсинее: "Горькая твоя доля, бедная ты моя девушка, – молвил Санчо. – Уж такая горькая – просто страх, потому напоролась ты на каменную душу и на дубовое сердце. Вот если б ты за мной приударила, то, скажу по чести, в накладе бы не осталась".

Организация внутреннего мира. Источник организации внутреннего мира Санчо – телесные потребности, реализация которых характеризует принцип организации внутреннего мира. Он так объясняет свою службу у Дон Кихота: "оттого что меня соблазнил и попутал кошелек с сотней дукатов, которые я нашел однажды в самом сердце Сьерры Морены, а теперь черт то и дело машет у меня перед глазами мешком с дублонами, – то здесь, то там, ан, глядь, не там, а вон где, – и мне все чудится: вот я его хватаю руками, прижимаю к груди, несу домой, приобретаю землю, сдаю ее в аренду и живу себе, что твой принц, и стоит мне об этом подумать, как мне уже кажутся легкими и выносимыми те муки, что мне приходится терпеть из-за моего слабоумного господина, которого я почитаю не столько за рыцаря, сколько за сумасброда". Но Санчо движут и благородные чувства, он искренне привязан к своему хозяину.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Оптимизм, находчивость и остроумие помогают Санчо Пансе, сопровождающему Дон Кихота в приключениях, лавировать в непростых жизненных ситуациях. Так, когда Дон Кихот вознамерился завоевать сердце Дульсинеи "покаянием" с кувырканием в полуголом виде и битьем головы о скалу, Санчо с юмором отмечает: "поберегите вы свою голову, а то еще нападете на такую скалу и на такой выступ, что с первого же раза вся эта возня с покаянием кончится. И коль скоро вы находите, что биться головой необходимо, а без этого, мол, никак, я бы на вашем месте удовольствовался, – благо все это одно притворство, шутка и подделка, – удовольствовался бы, говорю я, битьем головы о воду или же обо что-нибудь мягкое, вроде хлопчатой бумаги, а остальное предоставьте мне: я скажу моей госпоже, что вы бились головой о вершину скалы тверже алмаза".

Санчо разговорчив, что также способствует его жизнеустойчивости. "Ради создателя, Санчо, – взмолился Дон Кихот, – кончай ты свою речь. Я уверен, что если не прерывать рассуждений, в которые ты ежеминутно пускаешься, то у тебя не останется времени ни на еду, ни на сон: все твое время уйдет на болтовню". Но для Санчо молчать – все равно что быть живьем закопанным в землю.

Наконец, связь с миром для Санчо обеспечивают материальные блага. Об этом красноречиво свидетельствует следующий эпизод. "В то время как Дон Кихот просматривал книжку, Санчо подверг осмотру чемодан, и во всем чемодане, равно как и в подушке, не осталось ни единого уголка, который он не обыскал бы, не изучил и не исследовал, ни единого шва, который он не распорол бы, ни единого клочка шерсти, который он не растрепал бы, дабы ничего не пропустить по своему небрежению или оплошности – до того разлакомился он, найдя более ста золотых монет. И хотя сверх найденного ему больше ничего не удалось найти, однако он пришел к мысли, что и полеты на одеяле, и изверженный напиток, и дубинки, коими его вздули, и кулаки погонщика, и исчезновение дорожной сумы, и похищение пыльника, а также голод, жажда и утомление, которые он изведал на службе у доброго своего господина, – все это было не зря, ибо нашему оруженосцу казалось, что его с лихвою вознаграждает милость, какую явил ему Дон Кихот, отказавшись в его пользу от этой находки".

Внешняя реализация внутреннего мира. Приключения, в которых участвует Санчо, для него – только телесные неудобства: "…не так-то легко и не у всякого достанет терпения всю жизнь странствовать в поисках приключений, которые состоят в том, что тебя пинают ногами, подбрасывают на одеяле, побивают камнями, учиняют над тобой кулачную расправу, а у тебя рот на замке, и ты, точно немой, не смеешь заговорить о том, что у тебя на сердце". В приключениях Санчо прежде всего обращает внимание на лишения, на то, что препятствует удовлетворению потребностей организма. "Все остальное время я спал на голой земле, под открытым небом, подвергался всевозможным, как их называют, стихийным бедствиям, питался крохами сыра и корками хлеба и пил воду из ручьев и источников, которые нам попадались в дебрях". Любитель поесть и поспать, на приглашение герцогини ответил, что "хотя летом он, сказать по совести, привык спать после обеда часиков пять кряду", однако чтобы исполнить ее повеление, он постарается не спать вовсе.

Развитие личности Санчо в основном протекает как его действия в ряде приключений, то есть не затрагивает суть внутреннего мира. Будучи подверженным влияниям извне, Санчо тоже начинает верить в небылицы Дон Кихота. Но эти "помрачения" сочетаются и со все более ярко проявляющимся умом.

Норма и патология личности.  Санчо Панса вполне успешно адаптирован к жизни (в приключениях он знает, где спрятаться, а где поживиться), но "мозги у него были сильно набекрень". Он знает, что хозяин сумасшедший, и продолжает состоять у него на службе и верить его обещаниям. Это дает повод другим думать, что он "еще безумнее и глупее своего господина". Но причина на самом деле действительно уважительная: Санчо считает, что должен сопровождать Дон Кихота, т.к. любит его и ценит, "а главное, я человек верный". Причудам Дон Кихота он и верит, и не верит. Обладая реалистичным взглядом на жизнь, он в то же время временами искаженно воспринимает действительность под влиянием Дон Кихота.

Уныние вызывает у жизнелюбивого Санчо прежде всего удаление от материальных благ: "Один лишь Санчо пал духом, убедившись, что ему не бывать на роскошном праздничном пиру у Камаччо, <…> по сему случаю, удрученный и унылый, следовал он за своим господином и за всей компанией Басильо, покидая котлы египетские, коих образ он, однако, уносил в душе, пенки же, увозимые с собою в кастрюле, пенки, с которыми он почти справился и которые почти прикончил, олицетворяли для него все великолепие и изобилие утраченных благ; и так, задумчивый и хмурый, хотя и не голодный, верхом на сером двигался он вослед за Росинантом". Санчо "брало за сердце всякий раз, когда приходилось брать из хозяйских денег; у него было при этом такое чувство, как будто он не с деньгами расстался, а остался без глаз".

Познание и помощь личности. Полные искрометного юмора высказывания Санчо и простодушные хитрости дают представление о его личности. Психологическая помощь, которой пользуется Санчо Панса, состоит в проверенном средстве – еде и сне, которые всегда ему облегчают тягостность переживаний. Эти средства он рекомендует и Дон Кихоту: " – Стало быть, – рассудил Санчо, не переставая быстро-быстро жевать, – ваша милость не одобряет пословицы: "Кто поел всласть, тому и смерть не напасть". Я, по крайности, не собираюсь сам себя убивать, – лучше уж я поступлю как сапожник, который натягивает кожу зубами до тех пор, пока она не дойдет, куда ему надобно. Так и я: буду себя подпитывать и растяну свою жизнь до установленного ей богом предела, и знайте, сеньор, что нет большего сумасбродства, чем нарочно доводить себя до отчаяния, как это делает ваша милость, послушайте вы меня: сначала поешьте, а потом немного сосните на этом зеленом травянистом тюфячке – вот увидите, что когда проснетесь, то вам станет чуточку легче". Санчо приносят немалое утешение также материальные блага. Так, кошелек с двумя сотнями золотых от герцога он носил у сердца "как успокоительный пластырь".


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру