Личность с максимально пассивной жизненной позицией

Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе"

Петр Петрович Петух (Н. В. Гоголь "Мертвые души")

Общая характеристика. Петр Петрович Петух, помещик, к которому случайно заехал Чичиков, – весьма колоритная и запоминающаяся фигура, несмотря на то, что ему отводится автором не так много места во втором томе "Мертвых душ". Если жизнелюбие Санчо Пансы распространяется на все жизненные сферы, связанные с биологическим уровнем бытия, то интересы гоголевского героя ограничены исключительно едой – ее добычей, приготовлением и угощением ею.

Отношение к жизни. Петух жизнелюбив, энергичен, несмотря на выдающуюся толщину, и его гостям завидно воодушевление хозяина. Он не понимает, как можно скучать. В качестве "лекарства от скуки" он предлагает еду: "Мало едите, вот и все. Попробуйте-ка хорошенько пообедать. <…>

– Да полно хвастать! Будто уж вы никогда не скучали?
– Никогда! Да и не знаю, даже и времени нет для скучанья. Поутру проснешься – ведь нужно пить чай, и тут ведь приказчик, а тут и на рыбную ловлю, а тут и обед. После обеда не успеешь всхрапнуть, а тут и ужин, а после пришел повар – заказывать нужно на завтра обед. Когда же скучать?". Действительно, эти занятия заполняют всю жизнь Петуха и приносят ему удовольствие. Об этом, например, свидетельствует процедура заказа обеда на завтра: "И как заказывал! У мертвого родился бы аппетит. И губами подсасывал, и причмокивал. Раздавалось только: "Да поджарь, да дай взопреть хорошенько – <…> Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого. <…> Да чтобы с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал ее во рту – как снег бы растаяла <…>

– Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то. Гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли еще там какого коренья?"

И далее: " – Пропал совершенно сон, – сказал Чичиков, переворачиваясь на другую сторону, закутал голову в подушки и закрыл себя всего одеялом, чтобы не слышать ничего. Но сквозь одеяло слышалось беспрестанно: "Да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько". Заснул он уже на каком-то индюке".

Прекрасная деревенская природа, которой также угощает гостей Петух, располагает к благодушию:  "Зато награждены они были удивительным весенним вечером. Хозяин устроил гулянье на реке".

Временная перспектива Петуха ограничена настоящим временем и завтрашним утром. О прошлом он не вспоминает, к будущему относится весьма легкомысленно – заложил имение и без конкретных планов думает пожить в Москве.

Поступки. В своей деревне Петух организовал жизнь по своему вкусу и командовал всеми "скороговоркой и звонко". Поступки Петуха, всецело поглощенного пищеварением, движимы утрированно щедрой заботой о пропитании не только себя, но и всех, попадающих в поле зрения. Случайные гости немедленно приглашаются к обеду и обильно потчуются: "Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: "Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете". На каждое число у него была своя поговорка. "Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: "Ну, теперь ничего не приберет больше хозяин". Не тут то было: хозяин, не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была, с почками, да и какого теленка!

– Два года воспитывал на молоке, – сказал хозяин, – ухаживал, как за сыном!
– Не могу, – сказал Чичиков.
– Да вы попробуйте, да потом скажете: не могу!
– Не взойдет. Нет места.
– Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий – нашлось. А ведь была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок – тот же городничий.

Попробовал Чичиков – действительно, кусок был вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить".

Во время обеда Петух все подливал вина гостям, которые еле поместились после в креслах на балконе. Однако так просто он не отпустил гостей, требуя, чтобы они переночевали, а на следующий день выехали после столь же обильного "раннего обеда".
В поле жизнедеятельности  Петуха взаимосвязаны переживания удовольствия от еды и успешности приспособительного поведения в этой же жизненной сфере.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции.

Тип жизненных ориентаций: потребитель. Ориентация на получение удовольствия от еды, прошлое и будущее мало осмысливаются.

Внешняя детерминация бытия характеризуется сосредоточенностью на потребностях организма в еде. Во всем остальном он ведет себя, ориентируясь на других людей ("все заложили, и я заложил").

Жизненная позиция: приспособление к объектам, направленное на удовлетворение потребности в пище.

Жизненная ситуация определяется беспечной жизнью в свое удовольствие с надеждой на продолжение такой жизни и в будущем.

Нравственные характеристики. Петух добродушен, гостеприимен. Он сразу же зовет случайного человека в гости:
" – Обедали? – закричал барин, подходя с пойманною рыбою на берег, держа одну руку над глазами козырьком в защиту от солнца, другую же пониже – на манер Венеры Медицейской, выходящей из бани.

– Нет, – сказал Чичиков. – Ну, так благодарите Бога.
– А что? – спросил Чичиков любопытно, держа над головою картуз.
-– А вот что! – сказал барин, очутившийся на берегу вместе с коропами и карасями, которые бились у ног его и прыгали на аршин от земли. – Это ничего, на это не глядите; а вот штука, вон где!… А покажите-ка, Фома Большой, осетра".

Знакомого гостя Петух первым делом спрашивает, обедал ли. На утвердительный ответ сердится:

" – Что же вы, смеяться, что ли, надо мной приехали? – сказал, сердясь, Петух. – Что мне в вас после обеда?".

Действительно, и в других людях, как и в себе самом, его интересует потребность в пище. По доброте душевной, правда, он готов закормить каждого до отвала и более того. Вся деревня работает на барина, подъезжая, Чичиков видел, что двадцать человек только невод тянут. Двенадцать гребцов везли гостей кататься после обеда. Со слугами Петух также добродушен, однако не без пренебрежения. Он называет их "ротозей Емельян и вор Антошка", которые на самом деле "были народ хороший и расторопный. Названья эти хозяин давал только потому, что без прозвищ все как-то выходило пресно, а он пресного не любил; сам был добр душой, но словцо любил пряное. Впрочем, и люди за это не сердились". Отъезжающих гостей, включая их слуг, Петух щедро оделил все тою же едой, чем  "всех удовлетворил", как иронически отметил один из гостей Платонов.

Направленность (жизненная задача) Петуха ограничена получением удовольствий, связанных с приемом пищи. Он и жизнерадостен потому, что его ничего более не волнует и не заботит. Об этом красноречиво свидетельствует вложение денег, полученных с беспричинно заложенного имения: "Получивши деньги из ломбарда,  Петр Петрович запасся провизией на десять лет вперед".

Организация внутреннего мира. Источник организации внутреннего мира Петуха – пищевая потребность, внутренний мир организован по принципу ее реализации. Однако же Петух не просто лежит и поглощает пищу. Его внутренняя организация сложнее – он и энергично заботится о ее добыче, и усердно создает изысканное меню, и приглашает других разделить с ним трапезу. Гостеприимный, добродушный, легкомысленный – вот основные качества, которыми обладает Петух. 

" – А что, в каком состоянье имение вашего батюшки? – спросил Чичиков.

– Заложено, – сказал на это сам батюшка, снова очутившийся в гостиной – заложено.

Чичикову осталось сделать то же самое движенье губами, которое делает человек, как дело идет на нуль и оканчивается ничем.

– Зачем же вы заложили? – спросил он.

– Да так. Все пошли закладывать, так зачем же отставать от других? Говорят, выгодно. Притом же все жил здесь, дай-ка еще попробую прожить в Москве.
–  "Дурак, дурак!" – думал Чичиков, – промотает все, да и детей сделает мотишками. Оставался бы себе, кулебяка, в деревне".

Петух считает, что мысли других тоже заняты только едой: 
–  "А ведь я знаю, что вы думаете, - сказал Петух.
– Что? – спросил Чичиков, смутившись.
– Вы думаете: "Дурак, дурак этот Петух! Зазвал обедать, а обеда до сих пор нет".

Слуги барином довольны, называют его "почтенный и угостительным барином": "такого почтительного господина еще и не было". Гости относятся к нему с некоторой иронией. Петух, действительно, сильно напоминает озабоченное пропитанием домашнее животное, хотя и весьма мирное и симпатичное. Лукавый автор в небольшом эскизе, посвященном Петуху, умудрился не раз подчеркнуть эту связь с животным миром (а дважды, называя его "барин-арбуз", и с растительным), сравнивая как бы невзначай с разными его представителями. Так, читателю сообщается следующее: 1) сама фамилия хозяина, как и соответствующее ей имя, характеризует его суть. 2) Он запутался в неводе как рыба: " – Вишь ты, – сказал Селифан Петрушке, –потащили барина, как рыбу". 3) За теленком, усердно предлагаемым гостям в качестве угощения, Петух "ухаживал, как за сыном". 4) Его гости объелись: "- Нет, это уж слишком, – сказал Чичиков, когда выехали со двора. –  Это даже по-свински". 5) После обеда храп Петуха напоминал собачий лай. 6) Косвенное описание воздействия на человека столь обильной пищи выражается характеристикой объевшегося Чичикова: "Глазки стали у него необыкновенно маленькие", что характеризует явное снижение уровень бытия. Один раз устами Чичикова Петух сравнивается с готовым блюдом – кулебякой.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Добродушие и поглощенность мыслями о наилучшей организации процесса потребления пищи, гостеприимное радушие позволяют Петуху благополучно жить в свое удовольствие – до поры до времени, так как имение все-таки заложено.

Внешняя реализация внутреннего мира проявляется, прежде всего, в иронически описываемой внешности: "Человек двадцать, по пояс, по плеча и горло в воде, тянули к супротивному берегу невод. Посреди их плавал проворно, кричал и хлопотал за всех человек, почти такой же меры в вышину, как и в толщину, круглый кругом, точный арбуз. Но по причине толщины, он уже не мог ни в каком случае потонуть и как бы ни кувыркался, желая нырнуть, вода бы его все выносила наверх; и если бы село к нему на спину еще двое человек, он бы, как упрямый пузырь, остался с ними на верхушке воды, слегка только под ними покряхтывал да пускал носом и ртом пузыри". Характерно также красочное описание послеобеденного сна Петуха: "Хозяин, как сел в свое, какое-то четырехместное, так тут же и заснул. Тучная собственность его превратилась в кузнецкий мех. Через открытый рот и носовые ноздри начала она издавать какие-то звуки, какие не бывают и в новой музыке. Тут было все – и барабан, и флейта, и какой-то отрывистый звук, точно собачий лай".

Все поведение устремлено к достижению телесной удовлетворенности. Такими же он воспитывает и сыновей-гимназистов, уже столь же беспечных любителей жизненных благ. Они пьют, не моргнув глазом, жизнерадостно гоняют на лихих жеребцах "как стадо баранов".

Развитие личности. О нем немного информации, но можно предположить, что оно происходило в значительной мере стихийно, в благополучии родовой деревни, и мало затрагивало суть внутреннего мира. Косвенно о развитии Петуха можно судить по результату воспитания сыновей, видимо, сходного с собственным.

Норма и патология личности.  В своей деревенской жизни Петух вполне успешен, доволен жизнью и собой. Жизнь воспринимается сквозь призму еды. Он не склонен к унынию и сердится, только лишь если есть препятствия к удовлетворению потребности в пище – не только своей, но и других.

Познание и помощь личности. О личности Петуха свидетельствует и характерная внешность обжоры, и добродушная ловкость гостеприимства, и изощренность во всем, что касается пищи. В качестве средства оказания помощи Петух имеет надежное и проверенное средство – еду. Это средство он рекомендует и другим. Он их усердно "лечит", и выдает "лекарство" с собой. Дни Петуха заполнены до предела повседневной суетой, прерывающейся на обильную еду и немедленно следующий за ней сон.


Страница 2 - 2 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру