Личность с максимально пассивной жизненной позицией

Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе"

Сексуальный маньяк – безответственный и циничный человек с ведущим сексуальным инстинктом.

Федор Павлович Карамазов  (Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы")

Общая характеристика. Федор Павлович Карамазов, по определению Ф.М.Достоевского, данном в самом начале романа, "тип человека не только дрянного и развратного, но вместе с тем и бестолкового, – но из таких, однако, бестолковых, которые отлично умеют обделывать свои имущественные делишки, и только, кажется, эти". Федор Павлович является ярким образцом человека, всецело поглощенного своими страстями, и порабощенного ими, несмотря на умственные способности, позволившие нажить капитал и худо-бедно адаптироваться к жизни. В его образе выпукло и даже карикатурно представлены все последствия жизни по законам телесных побуждений.

Отношение к жизни. Наиболее отчетливо проявляется в разговоре с сыном Алешей: "Мне каждая копейка нужна, и чем дольше буду жить, тем она будет нужнее.. Теперь я пока все-таки мужчина, пятьдесят пять всего, но я хочу и еще лет двадцать на линии мужчины состоять, так ведь состареюсь – поган стану, не пойдут они ко мне тогда доброю волей, ну вот тут-то денежки мне и понадобятся. Так вот я теперь и подкапливаю все побольше да побольше для одного себя-с…потому что я в скверне моей до конца хочу прожить… В скверне-то слаще: все ее ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто… А в рай твой, Алексей Федорович, я не хочу, это было бы тебе известно, да порядочному человеку оно даже в рай-то твой и неприлично, если даже там и есть он. По-моему, заснул и не проснулся, и нет ничего, поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия". Разврат признается как суть жизни, накопление денег – как средство достичь искомой сути. Жизненная перспектива ограничена рамками "состояния на линии мужчины" в течение двадцати лет, а то, что будет далее, не просто отрицается, а даже отвергается по принципу "после меня хоть потоп". Отсутствует даже минимальное осмысление своей жизни.

Поступки. Поступки Федора Павловича отличаются крайним инфантилизмом, незначительностью их осмысления (как и отношения к жизни). Федор Павлович был дважды женат: первый раз с целью получения приданого, второй – "прельстившись невинностью". После того, как от него сбежала первая жена, "мигом завел в доме целый гарем и самое забубенное пьянство", а в "антрактах" разыгрывал перед каждым роль обиженного супруга. Однако горевал по ее смерти. Со второй женой "не церемонился": "В дом тут же, при жене, съезжались дурные женщины, и устраивались оргии". Троих детей своих бросил (ими занимались случайные люди) – не по злобе, а просто по "забывчивости". После смерти второй жены несколько лет жил в Одессе, "развил в себе особое уменье сколачивать и выколачивать деньгу". Основал по своему уезду много новых кабаков, давал в долг деньги под залог. Он "всю жизнь  свою любил представляться, вдруг проиграть перед вами какую-нибудь неожиданную роль, и, главное, безо всякой иногда надобности, даже в прямой ущерб себе". Часто совершает неожиданные поступки, под влиянием порывов чувств и мыслей. Примечательно желание "отомстить за собственные пакости" другим, что выразилось, например, в ненависти к людям за  собственное же позорное поведение – шутовство в келье старца Зосимы, и последующие нелепые обвинения церковнослужителей. "…глупый дьявол, который подхватил и нес Федора Павловича на его собственных нервах куда-то все дальше и дальше в позорную глубину, подсказал ему это бывшее обвинение, в котором сам Федор Павлович не понимал первого слова… И хотя он отлично знал, что с каждым будущим словом все больше и нелепее будет прибавлять к сказанному уже вздору еще такого же, – но уж сдержать себя не мог и полетел как с горы".

Поле жизнедеятельности  характеризуется взаимосвязью неадекватного восприятия окружающих (так, считает естественным рассказывать детям, как издевался над их покойной матерью; вызывающе вести себя в монастырской обители) и неадекватного поведения (шутовского и злобного). Переживание радости связано с воспоминаниями о былых кутежах и мечтами о победе над Грушенькой.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции.

Тип жизненных ориентаций: потребитель. Характерны мало осмысливаемые прошлое и будущее, ориентация на телесные удовольствия, а также крайне инфантильные жизненные стратегии. Поле жизнедеятельности типично для потребителя: неадекватность поведения вытекает прежде всего из неадекватного восприятия людей.

Жизненная позиция: максимально выраженная приспособительная направленность жизни – к объектам своих телесных импульсов – с суженной временной перспективой, отрицанием посмертной жизни и насмешкой над ней. Внешняя детерминация бытия выражается в сосредоточении на импульсах своего организма, прежде всего сексуальных (не прочь Федор Павлович и выпить).

Эмоционально чрезвычайно насыщенная жизненная ситуация тревожного ожидания Грушеньки – объекта своих вожделений, - надежды на успех (поскольку для нее заготовлены три тысячи в заветном пакете, перевязанном розовой ленточкой) и ревности к сыну Дмитрию: "Хлопотливо было Федору Павловичу, но никогда еще сердце его не купалось в более сладкой надежде: почти ведь наверно можно было сказать, что в этот раз она уже непременно придет!"

Нравственные характеристики. Понятия о нравственности для старшего Карамазова, как видно не существует вовсе. Люди для него – вещи, которые можно купить, и других он представляет себе такими же. Его отличает крайний цинизм, безответственность поступков. В удовлетворении своего сладострастия он не знает никаких пределов. Даже Лизавету Смердящую, умом обиженную, совершенно легкомысленно не пощадил, причем не придавая этому ни малейшего значения, однако став причиной ее смерти от родов. Об этом Федор Павлович не вспоминает и не задумывается, как и о других своих поступках (например, "забывчивость" по отношению к рождавшимся сыновьям, выращенным другими). Перед сыновьями с утонченным наслаждением подробно рассказывает, как издевался над их матерью, доводя ее до припадка кликушества. Рассказывая это Алеше,  сознательно доводя его до нервного припадка, "забывает", что это и Ивана мать тоже.

Направленность (жизненная задача). Удовлетворение сладострастия – стремление, не останавливаясь ни перед чем, достичь цели – объекта разврата. Прочие виды поведения импульсивны, нецеленаправлены.

Организация внутреннего мира. Источник организации внутреннего мира – сексуальный инстинкт, принцип организации – его удовлетворение самыми разнообразными способами, что является мощным двигателем его поведения. Ф.М.Достоевский характеризует Федора Павловича как "сладострастнейшего человека во всю свою жизнь, в один миг готового прильнуть к какой угодно юбке, только бы она поманила", злого и сентиментального, циничного по отношению к людям вообще и особенно к женщинам. "Для меня, - оживился он вдруг весь, как будто на мгновение отрезвев, только что попал на любимую тему… даже во всю мою жизнь не было безобразной женщины, вот мое правило!…По моему правилу, во всякой женщине можно найти чрезвычайно, черт возьми, интересное, чего ни у которой другой не найдешь… это талант! Для меня мовешек не существовало… даже вьельфильки, и в тех иногда отыщешь такое, что только диву дашься на прочих дураков, как это ей состариться дали и до сих пор не заметили! Босоножку и мовешку надо сперва-наперво удивить – вот как за нее надо браться… Удивить ее надо до восхищения, до пронзения, до стыда, что в такую чернавку, как она, такой барин влюбился. Истинно славно, что всегда есть и будут хамы да баре на свете, всегда тогда будет и такая поломоечка, и ее господин, а ведь того только и надо для счастья жизни!"

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Дискомфорт, конфликт между своими потребностями и помехами других людей в их удовлетворении.

Все, что препятствует удовлетворению развратных наклонностей, вызывает бурную негативную эмоциональную реакцию, без осмысления ситуации, – Федора Павловича "несет", и часто он совершает неожиданные для самого себя поступки.

Внешняя реализация внутреннего мира.  Это реализация бессознательных инстинктов, часто в демонстративной форме: "… он до того увлекся выделанными слезами своими, что на одно мгновение чуть было себе сам не поверил; даже заплакал было от умиления; но в тот же миг почувствовал, что пора поворачивать оглобли назад" (якобы монастырь много значил в его жизни и много слез он из-за него пролил).  То же можно наблюдать, когда Федор Павлович вызывает на дуэль Дмитрия, не веря ни в дуэль, ни в убийство себя сыном, испытывая сладострастное ощущение края пропасти.

Развитие личности. Во время бурно разворачивающегося в романе действия своеобразие личности Федора Павловича остается довольно стабильным. О становлении личности известно немногое, а сам герой не склонен к размышлениям о прошлом (как, впрочем, и о будущем). В предыстории, еще чуть ли не на первой странице, автор дает нам информацию о развитии не личности Федора Павловича, а … его денежных дел, что, видимо, отнюдь не случайно: "..начал почти что ни с чем, помещик он был самый маленький, бегал обедать по чужим столам, норовил в приживальщики, а между тем в момент кончины его у него оказалось до ста тысяч рублей чистыми деньгами. И в то же время он все-таки всю жизнь свою продолжал быть одним из бестолковейших сумасбродов по всему нашему уезду". "Денежное развитие" подменяет собою личностное. Можно отметить при этом, что большие деньги нажиты, естественно, неправедно, поскольку такие "мелочи" для героя не имеют значения.

Норма и патология личности. Если рассматривать норму и патологию по успешности приспособляемости, – а именно по этому принципу живет Федор Павлович, - то герой довольно успешен. "Бестолковейший сумасброд", тем не менее, сумел накопить большие деньги, при всей нелепости поведения беззаботно, хотя и бурно, дожить до пятидесяти пяти лет. Конец жизни еще более нелеп, чем вся жизнь, и является ее закономерным результатом – Федор Павлович погибает от рук собственного непризнанного сына Смердякова, фактически с молчаливого согласия, чуть ли не по наущению сына Ивана, и чуть не от рук сына Дмитрия, неоднократно ему угрожавшего. Следствия страшной его кончины: Смердяков кончает жизнь самоубийством, Дмитрий идет на двадцатилетнюю каторгу, Иван сходит с ума. Патология личности Федора Павловича состоит не только в отсутствии какого бы то ни было нравственного чувства, но и вообще в отсутствии сознательной регуляции своего поведения и "растительной" жизни.

Познание и помощь личности. Внутренний, не только внешний, облик Федора Павловича становится нам известным по его вызывающему поведению, по шутовских злых поступках, по болтливости, циничной чрезмерной откровенности, часто в пьяном виде. Психологическая помощь, в которой нуждается Федор Павлович, состоит в обуздании телесных влечений посредством развития сознательной саморегуляции, т.к.роль сознания минимальна в его жизни, подчиненной телесным влечениям.


Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру