Личность с максимально пассивной жизненной позицией

Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе"

Нана  (Э. Золя. "Нана")

Общая характеристика. В романе Э.Золя изображен жизненный путь падшей женщины, на котором она, воплощение сладострастия, ведет себя все более и более разнузданно и приносит беды тем, кто попадает под ее влияние. Восемнадцатилетняя Нана, плохая актриса со скрипучим голосом, но умело использующая свое тело в воздействии на публику, завоевавшая им светский Париж, представляет женский вариант разнузданной жизни по законам телесных побуждений.

Отношение к жизни. Жизнь Нана – это растительное существование без цели и смысла. Она испытывала пустоту, смертельную скуку, доходящую до тоски, среди роскоши и поклонения, "какой-то пробел в своем существовании, вызывающий зевоту. Часы ее ничем не заполненной жизни повторялись с неизменным однообразием. Завтрашнего дня не существовало. Она жила, как птица небесная, уверенная в хлебе насущном, готовая уснуть на первой попавшейся ветке. И уверенность, что ее накормят, давала ей возможность весь день лежать на боку, ничего не предпринимая". Нана не слишком задумывалась о жизни. В ее воспоминаниях, возникающих время о  времени, реализуется лишь потребность "покопаться в грязи, в которой протекла … юность".

Нана чувствительна к красоте природы, она ощущает себя частью ее.  Так, она "…точно щенок, вдыхала запах листвы". Красота лунной ночи пробуждала воспоминания детства, мечты о честной жизни, но и будоражила инстинкты, под влиянием такой ночи Нана стала любовницей юноши, к которому она ранее испытывала лишь напоминающие материнские чувства.

Поступки. Поступки Нана порывисты, часто неожиданны для окружающих – и для нее самой. Нана – хищница, отличающаяся растущими алчностью и мотовством. Искусно владея тактикой обольщения, она дорого продает себя богатым и известным людям, не чуждаясь мимолетных случайных связей по своей прихоти.  Живя в роскоши, она любила дешевые безделушки и свои минутные капризы, быстро разоряя мужчин. Некоторое время Нана  уединенно жила с актером – предметом своей слепой страсти, добывая деньги на хозяйство в окраинных кабачках и на бульварах. Легко и решительно она становится "шикарной женщиной", "кокоткой высшего полета". "Она поднялась еще выше в область порока и царила над городом, выставляя напоказ вызывающую роскошь и презрение к деньгам, доходившее до того, что целые состояния таяли у всех на глазах. Ее особняк был кузницей, где пылал огонь ее ненасытных желаний, <…> ее страсть к мотовству достигла небывалых размеров. Казалось, особняк был построен над бездной, бесследно поглощавшей мужчин с их состоянием, вплоть до их доброго имени". Однако Нана становится скучно, и она уезжает в Россию, где ее покровителем становится русский князь. Заразившись оспой, она умирает молодой.

Поле жизнедеятельности  характеризуется взаимосвязью бездумного отношения к жизни и импульсивных поступков в соответствии со своими прихотями.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции.

Тип жизненных ориентаций: потребитель. Жизнь малоосмысленна, протекает стихийно, на переднем плане – телесные удовольствия и тяга к роскоши, которая достигается путем продажи своего тела.

Внешний локус контроля выражается в обусловленности течения жизни сексуальными инстинктами и потребностью в роскоши (комфорте). Нана всегда оправдывает себя, перекладывая ответственность за свою распутную жизнь на мужчин – якобы если бы не они, то она пошла бы в монастырь, т.к. всегда была верующей.

Жизненная позиция отличается приспособительной направленностью жизни, подчиненной удовлетворению телесных потребностей.

Жизненная ситуация – ситуация использования своего тела для удовлетворения своих прихотей.

Нравственные характеристики. Нана от природы добродушна, незлобива. Однако со временем она становилась все более разнузданной, "…эта женщина, насквозь пропитанная пороком, смутно представлялась … воплощением дьявола". Нана считает, что совесть чиста, и ей не в чем себя упрекнуть, в чем свое проявление находит внешний локус контроля: "…я ни в чем не виновата! Разве я злая? Я отдаю все, что могу, я и мухи неспособна обидеть… они сами, да, да, сами!.. Мне хотелось всем угодить. Они сами бегали за мной, а теперь вот кончают с собой, просят милостыню и все притворяются несчастными, <…> коли они поплатились своими деньгами и шкурой, пусть на себя пеняют, а я тут ни при чем". Нана приносит несчастья тем, кто увлекается ею. "Прикосновение ее холеных рук не только оставляло отвратительные следы, оно разлагало все, что было ими сломано". Она равнодушна к смерти бывшего любовника, разорившегося и сжегшего себя с конюшней ("Это было так красиво"). Она ломает жизнь братьям – один из них в тюрьме за растрату казенных денег, другой из ревности покончил с собой. Пятно пролитой крови на ковре у порога спальни не стиралось, и каждый мужчина уносил на подошве частицу пятна. Нана сравнивается с чудовищем, а также с ядовитой навозной мухой. "Подобно древним чудовищам, страшные владения которых были усеяны костьми, она ходила по трупам. Причиненные ею бедствия обступали ее со всех сторон, <…>  дело разрушения и смерти свершилось. Муха, слетевшая с навоза предместий, <…> отравила всех этих людей одним мимолетным прикосновением. <…> Окруженная ореолом своего женского обаяния, она властно поднималась над распростертыми  перед нею ниц жертвами, подобно солнцу, восходящему над полем битвы, оставаясь в то же время бессознательным красивым животным, не отдающим себе отчета в содеянном". О ребенке, рожденном ею в шестнадцать лет, она вспоминает эпизодически в приступах материнской любви, однако не всегда даже платит тем, кто его растит; заброшенный ребенок заболевает оспой и умирает.

Направленность (жизненная задача). Нана умело использовала наличие телесных потребностей у людей для удовлетворения собственных потребностей в наслаждении, комфорте и власти. "То был ее собственный размах, ее потребность господствовать и наслаждаться, ее жажда все иметь, чтобы все уничтожить". Деньги для нее – не цель, а средство, к деньгам как таковым она безразлична. Когда на скачках в Булонском лесу ей, поставившей на кобылу с ее именем, достался Большой приз Парижа, "деньги ее трогали меньше, чем неожиданная победа, делавшая ее царицей Парижа".

Постепенно возрастала потребность в роскоши, росла алчность, страсть к безделушкам. Заветной мечтой Нана стала роскошная кровать как чудо из чудес, стоившая огромных денег. "Нана не могла равнодушно видеть ни одной дорогостоящей вещицы, чтобы не воспылать тотчас же желанием ее немедленно приобрести. Вокруг нее постоянно было множество цветов и ценных безделушек, и чем дороже стоил ее минутный каприз, тем больше он доставлял ей удовольствия. Но все в ее руках превращалось в прах, ломалось, блекло, пачкалось от одного только прикосновения ее беленьких пальчиков. Она всегда оставляла за собой кучи мусора, поломанных безделушек, грязного тряпья, <…> вся эта армия мужчин, увивавшихся вокруг нее и бросавших к ее ногам груды золота, не могла заполнить бездонной пропасти, разверстой под ее особняком, ломившимся от роскоши". Однако она полагала, что книги, искусство должно возвышать душу.

В особняке Нана к любви относились как к шутовскому развлечению. С ее точки зрения, любить – глупо, это ни к чему не ведет. Однако Нана "...ни минуту не могла прожить без сердечной привязанности", вступая в бесчисленные мимолетные связи с первыми встречными.

Организация внутреннего мира. Тело, заменяющее "все остальное", может быть выражением сути личности Нана, организованной по принципу удовлетворения низших потребностей. "…Ее мраморное тело, ее женское естество обладало такой силой, что могло уничтожить всех этих людей, не растрачивая себя". Автор часто сравнивает Нана с животным - "доброй зверушкой", гусем на вертеле, кудахчущей курицей, хищным зверем, "бессознательным, как сила природы", обладающим гибкостью змеи, "нервностью породистой кошки" в движениях, с "мухой, золотой, как солнце, мухой, слетевшей с навозной кучи; мухой, которая всасывает смерть с придорожной падали, а потом жужжит, кружится, сверкает, точно драгоценный камень, и отравляет людей одним лишь прикосновением, влетая в их дворцы через раскрытые окна".

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Важный принцип организации внутреннего мира – самообожание Нана. Она страстно любила свое тело и, разглядывая себя, она забывала весь мир. "…Эта самовлюбленность делала ее серьезной, внимательной и сосредоточенной". В качестве посредника между своим миром телесных потребностей и внешним миром выступает искусность поведения "золотой мухи", о котором свидетельствовала ее "хищная улыбка, властвовавшая над мужчинами". Нана поступает так, как ей велят желания, чтобы это было возможным, она умело продает свое тело.

Внешняя реализация внутреннего мира Нана протекает как реализация бессознательных инстинктов. В промежутках она искала, чем заполнить пустоту, поскольку ничего более ее не интересовало. До пяти часов продолжался туалет, затем прогулка, прием мужчин, обед вне дома, "а наутро вставала такой же усталой и снова начинала день, похожий на вчерашний". Нана почти разучилась ходить, т.к. все время ездила в экипажах, убивала время в бессмысленных развлечениях. Единственной заботой было поддержание красоты.

Развитие личности. Детство Нана прошло в безденежье, нищете – об этом мы узнаем из ее воспоминаний. Мать ее была прачкой, отец, "не из благоразумных", умер от запоя. По ее словам, она прошла огонь и воду.

Нана - детище парижской улицы. Ее ожидала "судьба кокотки, слишком скоро брошенной первым солидным содержателем и снова попавшей в объятия ненадежных любовников, трудные для нее шаги на этой стезе, неудачное начало карьеры". Развитие личности Нана происходит на уровне телесных потребностей, которые со временем усиливаются и извращаются параллельно с ростом алчности и наглости, при минимальном осмыслении.

Норма и патология личности. Нана успешно приспосабливается к жизни, несмотря на свою безалаберность, достигая власти над светским обществом Парижа, но при этом, хотя по натуре жизнерадостна, тоскует, ощущая пустоту внутреннего мира. К патологии можно отнести нравственную бесчувственность и импульсивность поведения, подчиненного капризам, случайным прихотям. Случайна и смерть в молодости от оспы, которой она заразилась от пренебрегнутым ею сыном. "Казалось, <…> то растлевающее начало, которым она отравила целое общество, обратилось на нее же и сгноило лицо". Причиной выступает низкий – биологически обусловленный – уровень бытия, бытия человека как животного существа.

Познание и помощь личности. Личность Нана познается через ее жизнь тела. Его она ублажает, и его же использует для получения возможности ублажать. Психологическая помощь, которую она оказывала себе, чтобы избавиться от тяготящего чувства пустоты, – мимолетные увлечения, дорогие безделушки, окружение себя все большей и большей роскошью. По ночам Нана преследовали кошмары, страх смерти. Она утешала себя тем, что никому неизвестно, что будет после жизни. И если нет ничего, то глупо стеснять себя. Она и ведет себя так, как будто нет ничего.

Аркадий Иванович Свидригайлов  (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание")

Общая характеристика. Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, у которого служила в гувернантках сестра Раскольникова, - по его собственному определению, "человек развратный и праздный", живущий по законам телесных побуждений. В его образе можно видеть закономерный итог безоговорочного следования своим страстям – преступника со спокойной совестью, по сути, утратившего человеческий облик, преступившего и по отношению к самому себе, покончив с собой. Это уже не карикатура на человека, а страшное и уродливое его отдаленное подобие, словами Раскольникова, "пустейший и ничтожнейший злодей в мире".

Отношение к жизни. В отношении к жизни Свидригайлова отсутствует даже сознательная установка на получение удовольствия от сластолюбивых похождений, скорее, это апатия, перемежающаяся кратковременными бездумными удовольствиями: "…я особенно-то ничем почти не интересуюсь, <…> ничем-таки не занят, <…> я вам откровенно скажу: очень скучно!" Жизненная перспектива не просто отвергается – Свидригайлов над ней попросту глумится, как и над возможностью смысла жизни: "А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, <…> нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность".

Поступки. Поступки Свидригайлова малоосмысленны, он подчиняется бессознательным инстинктам и живя, и уходя из жизни. Свидригайлов с циничным удовольствием рассказывает Раскольникову о своих похождениях: об искусстве соблазна и лести; о совращении добродетельной барыни; о сладострастном удовольствии пятидесятилетнего жениха от шестнадцатилетней невесты.  Случайно подслушав признание Раскольникова Соне в убийстве, он использует его для реализации хитроумного плана завлечения сестры Раскольникова Дуни в свои сети.

Поле жизнедеятельности  характеризуется взаимосвязью мрачного восприятия жизни, циничного отношения к окружающим и преступного по отношению к обесцененным им другим и себе.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции.

Тип жизненных ориентаций: потребитель. Мало осмысливаются прошлое и будущее, осмысление жизни ограничивается воспоминаниями или предвкушением телесных удовольствий, в получении которых Свидригайлов единственно изобретателен. Поле жизнедеятельности характерно для потребителя: восприятия людей как объектов удовлетворения сексуальных потребностей связано с соответствующим поведением по отношению к людям как к вещам.

Жизненная позиция: максимально выраженная приспособительная направленность жизни в настоящем, мрачное ее восприятие из-за ее бессмысленности для него, глумление над посмертной жизнью. Внешняя детерминация бытия выражается в импульсивности поступков, побуждаемых сексуальными потребностями.

Жизненная ситуация попытки реализации изощренного плана овладения сестрой Раскольникова Дуней. Узнав тайну Раскольникова, он надеялся, что, когда он заманит Дуню к себе, она не посмеет отказать ему, равно как и жаловаться в дальнейшем. В последний момент, видя, что Дуня не питает к нему ни малейших чувств, в минутном порыве отпускает ее. Не осилив груза совершенных им преступлений, он уходит из жизни.

Нравственные характеристики. Поступки Свидригайлова крайне циничны. Понятия о нравственности для него не существует. Совесть для него – вещь неопределенная: "теперь все помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не было". О жене, причиной смерти которой он явился, Свидригайлов говорит: "Моя собственная совесть в высшей степени спокойна на этот счет". На его совести также гибель слуги и обольщенной им сироты - девочки-подростка.

Направленность (жизненная задача). Свидригайлову скучно жить: "Верите ли, хотя бы что-нибудь было: ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом… н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно". Единственное, что Свидригайлова интересует, – это удовлетворение сладострастия. В разговоре с Раскольниковым он откровенно вопрошает: "Скажите, для чего я буду себя сдерживать? Зачем же бросать женщин, коли я до них охотник? По крайней мере, занятие.

– Так вы здесь только на разврат один и надеетесь?
– Ну так что ж, ну и на разврат! <…> В этом разврате, по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии, нечто всегдашним разожженным угольком в крови пребывающе, вечно поджигающее, которое и долго еще, и с летами, может быть, не так скоро зальешь. <…> Я согласен, что это болезнь, как и все, переходящее меру, <…>  но что же делать? Не будь этого, ведь эдак застрелиться, пожалуй, пришлось бы".

Организация внутреннего мира. Мнения разных людей о Свидригайлове совпадают: "Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!" (Лужин); "Это человек очень к тому же был неприятен, очевидно, чрезвычайно развратен, непременно хитер и обманчив, может быть, очень зол" (Раскольников).

Действительно, источник организации внутреннего мира Свидригайлова – его развратные наклонности, принцип организации – их изощренное удовлетворение, в этом Свидригайлов весьма умел и изобретателен.  "Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. <…> Даже весталку можно соблазнить лестью. А уж про обыкновенных людей и говорить нечего. Без смеху не могу себе припомнить, как один раз соблазнял я одну, преданную своему мужу, своим детям и своим добродетелям, барыню. Как это было весело и как мало было работы!"

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Несмотря на внешне благополучную жизнь и страх смерти, Свидригайлов покончил с собой, застрелившись. Это свидетельствует о предельно конфликтном душевном состоянии, наполненном переживанием бессмысленности существования.

Внешняя реализация внутреннего мира. Свидригайлов – ловец сладострастных ощущений.  Все его поведение – реализация бессознательных инстинктов.

Развитие личности. Личностная динамика Свидригайлова, по сути, в романе не представлена. Известен ряд биографических фактов, главным образом, рассказанных самим Свидригайловым собеседникам и в первую очередь своему "двойнику по убийству" Раскольникову "Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне. Вот моя биография!" Был шулером, посажен в тюрьму за долги. Его выкупила влюбившаяся Марфа Петровна, и он женился на ней, при этом все семь лет совместной жизни ведя крайне развратную жизнь. Свидригайлов довольно точно и беспристрастно себя оценивает, но его и прошлое, и настоящее, и будущее связаны с удовлетворением сексуального инстинкта, а динамика личности вся и сводится к нему.

Норма и патология личности. Свидригайлову являются привидения – отравленная им жена Марфа Петровна, умерший от его побоев лакей Федот. Он понимает, что галлюцинации – наказание за его преступления, это "клочки и отрывки других миров". Ему свойственно мрачное состояние души, несмотря на благополучную внешне жизнь, достаток, безнаказанные похотливые удовольствия, отсутствие подозрений относительно совершенных им убийств. Наряду с очевидной нравственной патологией, абсолютным отсутствием совести, Свидригайлова отличает патология саморегуляции, внутренней работы над собой. Мрак души и страх галлюцинаций толкают Свидригайлова на самоубийство, несмотря на то, что он боится смерти.

Познание и помощь личности. В своих беседах с Раскольниковым Свидригайлов достаточно откровенен, не скрывает свои низменные побуждения. Он всегда жил в свое удовольствие, был "везунчиком" по жизни, поэтому не считал нужным в чем-то себя сдерживать. Осознание преступности своих действий могло бы привести Свидригайлова на путь покаяния, но эти импульсы остаются на бессознательном уровне галлюцинаций. Они способствуют внутреннему ощущению пропасти, что, при боязни страданий, при отсутствии навыка внутренней работы души и самоограничений, тем более искупления вины, толкает его на самоубийство.


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру