Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека

Трансформация субъект-объектных ориентаций в личности и типология теоретических моделей личности

Поскольку понятие субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях является ключевым для понимания проявлений субъектности в процессе жизни, их типологию возможно использовать для характеристики личности и общего принципа ее бытия. В личности субъект-объектные ориентации трансформируются, как мы полагаем, в психологическое образование более высокого и обобщенного уровня организации - жизненную позицию. Понятие жизненной позиции использовалось в отечественной социальной психологии, обычно в сочетании с прилагательным "активная". Действительно, термин "жизненная позиция" применяется в исследованиях проблемы активности. Так, К.А.Абульханова-Славская (1999) жизненную позицию относит, наряду с жизненной линией и смыслом, к основным единицам изучения жизненного пути. Жизненная позиция определяется К.А.Абульхановой-Славской как обобщенный ценностный способ жизни личности.

С нашей точки зрения, в понимании личности могут быть использованы уже рассмотренные нами оси "субъектная ориентация – объектная ориентация" и две ортогональные оси двухмерной типологии трансситуационного локуса контроля и трансситуационного творчества. Эти основания одномерной и двухмерной типологий в транскрипции по отношению к личности выступают как более обобщенные характеристики направленности "активная жизненная позиция – пассивная жизненная позиция" (соответствует на уровне субъекта его характеристикам "субъектная ориентация – объектная ориентация"), "жизненное творчество – жизненное приспособление" (соответствует на уровне субъекта характеристикам "трансситуационное творчество – трансситуационное присособление"), "высокая жизненная ответственность – низкая жизненная ответственность" (соответствует на уровне субъекта характеристикам высокий трансситуационный локус контроля – низкий трансситуационный локус контроля").

Эти параметры могут быть положены в основу сравнительного анализа существующих концепций личности с последующим построением иерархии теоретических моделей личности, лежащих в их основе, в рамках которых принципиально различно решаются основные проблемы психологии личности. Таким образом, мы получаем возможность подойти к классификации и типологизации концепций личности, используя всесторонние теоретически и эмпирически, обоснованные критерии. Построение иерархии теоретических моделей позволит расположить их от менее к более совершенным, а, значит, определить критерии совершенной модели личности. В свою очередь, это означает уточнение феноменологии личности и ее определения (Коржова Е.Ю., 2003а).

Сравнение теоретических моделей, как индуктивное, на основе знания их содержания, показывает, так и дедуктивное, основывающееся на заранее разработанной схеме,  показывает, что можно выделить следующие основные модели и соответствующие им персонологические концепции:

· "Объектная" модель личности отличает направление, понимающее личность как человека с пассивной жизненной позицией и низкой жизненной ответственностью. Соответствующие направления: а) ортодоксальный психоанализ и близкие к нему психоаналитические подходы: психодинамическая концепция З.Фрейда, межперсональная теория психиатрии Г.Салливана, теория эго и защитных механизмов А.Фрейд, эпигенетическая концепция Э.Эриксона; б) российская наука о поведении (И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов) и американский бихевиоризм (концепция оперантного научения Б.Скиннера), а также типологический подход Г.Айзенка.

· "Субъектная" модель личности характерна для направлений, напротив, рассматривающих личность как человека, обладающего активной жизненной позицией и высокой ответственностью. Соответствующие направления: а) гуманистический неофрейдизм (социокультурная теория К.Хорни, "индивидуальная психология" А.Адлера, гуманистическая концепция Э.Фромма); б) классическая гуманистическая психология (теория самоактуализации А.Маслоу, феноменологическая концепция личности К.Роджерса, диспозиционная концепция Г.Оллпорта).

"Объектная" и "субъектная" модели личности иначе могут быть названы "полюсными", обозначающими крайние позиции исследователей в понимании направленности и, в конечном счете, предназначения личности.

Далее располагаются "экваторные" позиции авторов, которые избегают одностороннего понимания личности и, следовательно, являются более гармоничными и целостными.

Среди таких концепций есть односторонне целостные: в оценке одного из двух основных параметров жизненной позиции авторы склонны к крайней позиции, в оценке другого учитывают обе возможные тенденции.

Как правило, "средняя" оценка относится к жизненной ответственности, а "крайняя" – к жизненному творчеству. При этом выделяются следующие модели личности:

· "Целостная гомеостатическая" модель личности свойственна направлениям, которые стремятся учесть как воздействие извне, так и собственные устремления личности (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности); при этом личность рассматривается как низкокреативная (низкая оценка ее жизненного творчества, признание ее высокой приспособляемости). К таким направлениям относится когнитивная психология личности Дж.Келли и ее когнитивно-аффективный вариант У.Мишела, топологическая теория поля К.Левина, активационный подход Д.Фиске и С.Мадди.

· "Целостная гетеростатическая" модель личности выделяется в направлениях, также учитывающих в объяснении ответственности личности воздействия извне и собственные устремления (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности); личность при этом полагается высококреативной (высоко оценивается ее способность к жизненному творчеству). Соответствующие направления: а) направления, сохранившие "психоаналитический радикал": аналитическая психология К.Юнга, психосинтез Р.Ассаджоли, гештальтподход Ф.Перлза; б) направления, вышедшие из психоанализа и отвергающие его: экзистенциальная психология Л.Бинсвангера, Дж.Бюдженталя, Р.Мэя.

Далее следуют двусторонне-целостные модели личности. Их авторы избегают крайних оценок жизненной позиции по обоим ее основаниям. Однако выделяются два варианта таких моделей:

· "Ситуативно-целостная" модель личности свойственна направлениям, учитывающим внутренние и внешние факторы бытия, в соответствии с которыми распределяется ответственность; личность при этом может быть адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации. Это системные направления отечественной психологии советского периода: понимание личности как системы отношений (концепция эндо- и экзопсихики А.Ф.Лазурского, психология отношений В.Н.Мясищева), деятельностный подход к личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), психология установки (Д.Н.Узнадзе); отечественные структурные концепции советского периода, также тяготеющие к системности (интраиндивидуальная структура личности в концепции человека Б.Г.Ананьева, концепция динамической структуры личности К.К.Платонова, теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина). Кроме того, данную модель характеризуют также психологические концепции авторов, близкие к подходу во французской социологической школе (личность в психологии "образа действия" П.Жане, личность в концепции "духовного человека" Ж.Нюттена).

· "Внутренне–целостная" модель личности выделяется в направлениях, учитывающих внутренние и внешние факторы бытия, в соответствии с которыми распределяется ответственность; личность в конкретной ситуации рассматривается как адаптивная или творческая в соответствии с осознанным нравственным идеалом. Это направления, в которых истинная целостность личности достигается благодаря целостному охвату бытия посредством его осмысления (психология смысла). Существуют четыре варианта направлений, представляющих данную модель личности: а) современные версии психологии отношений и индивидуальности в рамках естественно-научного подхода отечетственной психологии (подход к личности в концепциях общения и акмеологии А.А.Бодалева, личность в интегративной концепции человека В.Н.Панферова, психология настроения личности Л.В.Куликова, концепция профессионально важных качеств личности В.Л.Марищука, концепция цельности личности В.А.Аверина, теория адаптирующейся личности С.Т.Посоховой); б) психология смысла в современных версиях деятельностного подхода (историко-эволюционная теория личности А.Г.Асмолова, психология смысла Д.А.Леонтьева, психология переживания Ф.Е.Василюка); в) "психология бытия" (термин В.В.Знакова, 2001) (субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, концепция стратегии жизни К.А.Абульхановой-Славской, личность в жизненной (нравственной) философии М.М.Бахтина, философско-психологическая теория поступка В.А.Роменца, экзистенциальная концепция логотерапии В.Франкла); г) духовная психология в рамках религиозно-философских догм православной церкви (духовная психология В.А.Снегирева, "наука о человеке" В.И.Несмелова, личность в "науке о духе" М.М.Троицкого, концепция души человека С.Л.Франка, антроподицея П.А.Флоренского, учение о доминанте А.А.Ухтомского, личность в православной педагогике В.В.Зеньковского); д) современные версии православной духовной психологии (нравственно-духовная концепция личности Б.С.Братуся, экзистенциально-онтологическая концепция нравственного функционирования личности Е.К.Веселовой, концепция личности, основанная на святоотеческом подходе к человеку, М.Я.Дворецкой).
 
Критерии совершенства персонологической модели

Анализируя наиболее известные модели как их иерархию от менее к более совершенным, можно подойти к определению критериев совершенства персонологической модели. Эти критерии можно выделить, исходя из различий между моделями. Приведенная выше иерархия теоретических моделей личности, построенная в результате их классификации по заранее определенным и эмпирически обоснованным параметрам, может быть рассмотрена как типология теоретических моделей личности, описанным в концепциях личности, и соответствующая реально существующим типам личности. Этим в определенной мере снимается парадокс между "теоретической" и "реальной" личностью, который, действительно, пока существует и пока является камнем преткновения для персонологов. То есть, каждая персонологическая концепция и разработанная в ее рамках теоретическая модель личности описывает не отдельный аспект личности и не дает ее полной всеобъемлющей характеристики, а объясняет определенный, реально существующий тип личности. Становится очевидным, что есть концепции, в большей или меньшей степени приблизившиеся к полноте описания личности.

Больше это удалось тем авторам, которым, с одной стороны, удалось более широко охватить границы личностного бытия, и, с другой стороны, учесть в характеристике личности как внешние, так и внутренние факторы жизненной ответственности, а также как креативные, так и адаптационные тенденции. Соответствующий критерий совершенства персонологической модели мы назвали целостностью в понимании личности.

Следующий критерий – учет "вектора нравственности". Поскольку мы заявили определяющее значение для личности нравственного самоопределения (а жизненная позиция как интегральная личностная характеристика, будучи ценностным образованием, неизбежно включает в себя нравственный аспект), учет его также представляется необходимым. Сошлемся на недавнюю работу И.Б.Дермановой (1999), в которой мы слышим созвучие нашим мыслям: структура ценностей понимается прежде всего как система нравственных самоидентификаций. Они, в свою очередь, характеризуют нравственную позицию, которая определяет ведущие мотивы и реальное поведение личности.

Далее, критерием может выступать и содержание нравственного идеала. Оно отражает представление личности о том, что такое личностное совершенство и какова конечная цель личностного развития. Идеал – это ядро мировоззренческой системы (Веселова Е.К., 2001). С точки зрения Е.К.Веселовой, с которой мы полностью согласны, важнейшей является потребность человека в онтологической ориентации, самоопределение в вопросе о смысле жизни. В связи с этим, теоретическая модель личности рассматривается нами как совершенная в той мере, в какой она затрагивает этот экзистенциальный вопрос.

Наконец, можно рассматривать и такой обобщенный критерий совершенства персонологической модели как общая ценность личности. Какое место в целом отводится личности в ряду феноменов человека? Является ли она его главным его достоинством или, напротив, для нее фактически нет места в системе теоретических построений? По этому критерию рассмотренные нами концепции также существенно различаются.

Таким образом, обобщая вышесказанное, перечислим кратко предлагаемые критерии совершенства персонологической модели как совершенства описываемой ею личности:

I. Степень целостности личности, представляемой моделью, понимаемая 1) как интегративность поуровневого описания; 1) как широта охвата осмысливаемых границ бытия; 2) как гармоничность жизненной позиции, как единство высокой и низкой жизненной ответственности, с одной стороны, и жизненной адаптации и жизненного приспособления, с другой.

II. Обращение к нравственному идеалу, наличие "вектора нравственности".

III. Содержание нравственного идеала, его объект.

IV. Общая ценность личности.

Феноменология личности: основные личностные образования

Данный вопрос стоит в тесной связи с предыдущим. Если мы выделяем критерии совершенства персонологической модели (как теоретического конструкта) и, соответственно, феномена личности (как реального психологического образования, благодаря наличию которого такой конструкт и создается), то логично особое внимание уделить модели (и описываемой ею реальной личности) наиболее совершенной. Опора на такую модель выводит нас на путь определения феноменологии личности. При этом возможна выработка более точного определения личности и, с другой стороны, определение путей решения основных проблем психологии личности.

Из вышесказанного вытекают следующие основные признаки личности: личность – это человек как

1) субъект своей жизни (сознательно, осмысленно действующий в жизни на разных ее уровнях);

2) имеющий определенную жизненную позицию (ее характеризует ответственность, творчество и нравственный выбор);

3) обладающий определенным складом внутрипсихической организации (индивидуально своеобразной психической организацией, субъективной значимостью явлений (отношением к ним);

4) тем или иным способом реализующий внутрипсихическую организацию вовне (во внешний мир);

5) определенным образом "видимый" для других в поведении (поступках);

6) изменяющийся (развивающийся) в процессе жизни;

7) в разной мере реализовавший свою человеческую сущность;

8) понятый с разных позиций в зависимости от исходного набора гипотез;

9) воспринимающий помощь извне (податливый к помощи);

10) обладающий индивидуально-специфическими особенностями, группирующимися в тип (вариант).

Если быть кратким, то определить личность можно следующим образом: личность – это человек, в процессе жизни сознательно реализующий свою внутрипсихическую организацию во внешнем мире на основе определенной жизненной позиции.

Такое понимание личности согласуется с представленным в современных отечественных психологических концепциях. Так, Д.А.Леонтьев (1999а) выделяет три уровня структурной организации личности: уровень ядерных механизмов личности, образующих психологический "скелет", "каркас"; смысловой уровень (дает содержание: это отношения личности с миром, взятые с содержательной стороны, "внутренний мир человека"); экспрессивно-инструментальный уровень (структуры, характеризующие типичные способы внешнего взаимодействия с миром). А.Г.Асмолов (1984) также разделяет "план содержания" (смысловые образования – мотивы, жизненные цели, направленность) и "план выражения" (способности и черты характера, отвечающие за проявления личности в деятельности). Б.С.Братусем (1999) называются три уровня структуры личности: личностно-смысловой (определение общего смысла и назначения), индивидуально-исполнительский (уровень реализации: черты, особенности, свойства), психофизиологический уровень.  В.Н.Панферовым (2000б) внутренний психический потенциал субъектной активности характеризуется произвольностью в самовыражении, осознаваемой как самость (способность к самостоятельности и независимости) – "Я". Через различные аспекты "Я", характеризующие экстериоризацию как высвобождение внутреннего потенциала в субъектной активности, может быть описана внутриструктурная организация: "Я-хочу", "Я-могу", "Я-должен", "Я-реальное", "Я-интимное". Взаимоотношения между ними характеризуют внутренние и внешние противоречия на пути к целостной личности при гармонизации компонентов психической организации человека как субъекта взаимодействия с внешним миром.

Можно видеть, что авторы стремятся выделить отдельные моменты "вхождения" личности в бытие. Начальный этап может быть соотнесен с направленностью, определением жизненной задачи. Благодаря этому активизируется внутренний потенциал (в нашей терминологии, "внутрипсихическая организация"), и на основе того или иного способа взаимосвязи его с внешним миром происходит реализация потенциала – выполнение жизненой задачи индивидуально присущим образом.

Эти признаки личности и определяют избранный способ изложения материала:

- исторические предпосылки и общая характеристика подхода к личности, краткая биографическая справка об авторах подхода;

- жизненная позиция личности как цель реализации жизненного предназначения;

- источник и принцип внутрипсихической организации личности;

- способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира;

- внешняя реализация внутренней организации: путь, механизм, препятствия;

- развитие личности;

- норма и патология личности;

- методология и методы исследования личности;

- психологическая помощь личности;

- типология личности.

Соответственно, среди всего многообразия характеристик личности можно выделить основные первичные личностные образования: субъектность, жизненная позиция (в том числе: ответственность, творчество, нравственный выбор), отношение, поступок. На основе первичных личностных образований формируются вторичные, более высокого уровня обобщенности: направленность и духовность.

Дадим здесь их краткую характеристику.

Первичные личностные образования:
 
· Субъектность – осмысленность, осознанность своих действий (поступков) и значимости (ценности) явлений внутреннего и внешнего мира (отношения к ним).

· Жизненная позиция – обобщенная ценностная характеристика жизнеосуществления. Включает в себя ответственность, творчество и нравственный выбор.

· Ответственность (жизненная) – сознание личной сопричастности к происходящему в жизни. Высокая и низкая жизненная ответственность личности соотносятся на уровне субъекта с внутренним и внешним трансситуационным локусом контроля.

· Творчество (жизненное) – преобразующая жизненная активность. Жизненное творчество и жизненное приспособление личности соотносятся на уровне субъекта с трансситуационным творчеством и трансситуационным приспособлением.

· Нравственный выбор – самоопределение личности при преодолении границ внутреннего мира в неизбежном выборе добра или зла. Может рассматриваться как регулятор жизненной позиции, своеобразный "ограничитель" жизненного творчества и "расширитель" ответственности.

· Отношение – осознанная избирательная связь личности с предметами и явлениями внутреннего и внешнего мира. На уровне субъекта соответствует внутренней картине жизнедеятельности.

· Поступок – самоосуществление, реализация личностью вовне своего внутреннего мира на основе жизненной позиции. На уровне субъекта соответствует стратегии поведения.

Вторичные личностные образования:

· Направленность – система ведущих мотивов личности, складывающихся в результате следования определенной жизненной позиции в зависимости от ценностей. Ценности – значимые для личности предметы и явления внутреннего и внешнего мира.

· Духовность – выход за пределы себя (своего внутреннего мира) и самосовершенствование в соответствии с избранным нравственным идеалом. Может рассматриваться в качестве мерила личностного совершенства, поскольку объединяет первичные личностные образования. Осмысленное стремление к достижению человеческой сущности в соответствии с жизненной позицией (ответственностью, творчеством и нравственным выбором), проявляющееся и в определении круга ценностей (соответственно, направленности), субъективных значимостей, и во внешних поступках.

 

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру