«Объектная» модель личности в ортодоксальном и близких к нему психоаналитических подходах

Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира

В соответствии с рассмотренной жизненной задачей личности в рамках интересующей нас модели взаимосвязь внутрипсихической организации и внешнего мира интерпретируется в специфических терминах каждой теории, в зависимости от которой избирается соответствующий "посредник". Однако однозначна роль, которую он выполняет, – уменьшение конфликта между человеком и обществом.

В концепции З.Фрейда особая структура личности – эго – предназначена для обеспечения удовлетворения инстинктов во внешнем мире. Вместе с тем, это и центральная характеристика личности. То есть хаотично выраженные желания, представляемые сферой "ид", получают возможность эффективной реализации – при условии сознательного контроля над ними. Это и есть функционирование по принципу удовольствия. Таким образом, эго предназначено разграничивать внутреннее и внешнее, максимально эффективно их соотносить. Эго руководствуется принципом реальности, согласно которому действие принципа удовлетворения может быть приостановлено до обнаружения подходящего объекта. Эго – посредник между запросами организма и среды, с помощью так называемого "вторичного процесса" – реалистичного мышления – составляет план удовлетворения потребностей и подвергает его проверке ("проверка реальностью"). Это "исполнительный" орган личности, поскольку эго решает, какие инстинкты и как могут удовлетворяться.

Г.Салливан видит способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира в процессе усвоения межличностных отношений, которые отождествляются, по сути, с внешней средой.

Личность – всего лишь проекция межличностных отношений. Это становится возможным благодаря трансформациям энергии – преобразованию напряжения в действия, эмоции, мысли и т.д. Г.Салливан использовал аналогично с представлением в классической механике Ньютона о преобразовании энергии из кинетической в потенциальную и наоборот посредством работы. Согласно представлениям Г.Салливана, в человеке также происходит трансформация энергии посредством работы. Работа – сугубо внешняя мускульная (открытая) или ментальная (закрытая - восприятие, запоминание, мышление) активность, направленная на снижение напряжения.

Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира в подходе А.Фрейд представлен, как и у З.Фрейда, конфликтом между эгоистичным человеком и интересами общества. В результате конфликта эго вынуждено защищаться. Защита рассматривается как следствие конфликта: эго защищается от инстинкта в форме сопротивления, активно противодействует ему. Кроме того, эго защищается от аффектов, сопровождающих сексуальные желания (любовь, ревность, печаль, разочарование) или агрессивные инстинкты (ненависть, гнев). Если бы не супер-эго, то эго бы незачем было бояться ид. Враждебность между ид и эго возникает благодаря "интригану" супер-эго, мешающему гармонии между ид и эго и понимаемого А.Фрейд как главный источник "зла", т.е. конфликтного существования человека. Благодаря супер-эго секуальный и агрессивный инстинкты запрещаются, что несовместимо с психическим здоровьем. "Я" становится инструментом для исполнения желаний "сверх-Я" и потому враждебным для инстинктов.

Э.Эриксон также ведет речь о конфликте, однако он имеет в виду более осознанное, чем в классическом психоанализе, решение конфликта ("жизненных проблем") в связи с усиливающейся ролью эго. Это смягченный конфликт. На каждой из описанных 8 стадий он свой, характеризуемый в качестве психосоциального кризиса: в младенчестве это базисное доверие против базисного недоверия, в раннем детстве автономия против стыда и сомнения, в дошкольном возрасте – инициативность против чувства вины, в школьном возрасте - трудолюбие против неполноценности, в отрочестве  - идентичность против спутанности идентичности, в ранней зрелости - интимность против изоляции, в зрелости - генеративность (продуктивность) против стагнации (скуки, застоя), в старости - интеграция эго (целостность) или отчаяние (при несоответствии самооценке). Психосоциальный кризис может быть рассмотрен как социокультурный механизм формирования идентичности. Кризис – это переломный момент развития. В результате успешного прохождения кризиса человек обретает "силы" (способности, добродетели) (от англ. virtue): в младенчестве надежду, в раннем детстве волю, в дошкольном возрасте намерение, в школьном возрасте компетентность, в отрочестве верность, в ранней юности любовь, в зрелости заботу, в старости мудрость.

Внешняя реализация внутрипсихической организации

Авторы каждой из концепций в фокусе внимания содержат моменты реализации бессознательного как наиболее мощной и основной части личности. Особая роль при этом отводится защитным механизмам как препятствиям реализации бессознательного.

З.Фрейд делает вывод о защитности всех форм поведения, поскольку конфликт действует всегда и везде, что означает вечный конфликт между индивидуальными (сугубо инстинктивными) и социальными целями. То есть поведение подвергается контролю изнутри и давлению извне. Согласно З.Фрейду, цели человека эгоистичны, и если он всех их удовлетворит, то подвергнется наказанию со стороны других. Если он их осознает, то будет испытывать чувство вины. Этот основной конфликт жизни может быть облегчен благодаря наличию защитных процессов. Защита бессознательна и отвергает реальность, потому человек не знает правды о себе. Механизм защиты: при усилении инстинктов возникает сигнальная реакция тревоги как состояние дискомфорта. При этом включается защита, обеспечивающая компромиссное решение, облегчающая конфликт между требованиями инстинктов и общества. При нарушении защиты возникает острое чувство вины и тревоги, и, как следствие, душевное расстройство. Среди защитных механизмов З.Фрейд выделил вытеснение (первоначально как главный механизм психического): объект изгоняется из сознания; проекция: приписывание источника тревоги внешнему миру; фиксация и регрессия: фиксация на определенной фазе развития и, в связи с этим, незрелость поведения. Само поведение объясняется катексисом (направлением энергии инстинктов на объект) и антикатексисом (препятствием реализации инстинктов). Динамика поведения рассматривается в концепции смещенной активности, которая представляет собой реализацию энергии инстинктов в замене объекта. Замещение – замена вытесненного влечения другой тенденцией или символом; рационализация – бессознательное стремление к рациональному объяснению своего поведения; реактивное образование – изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; идентификация – бессознательное отождествление себя с другой личностью.

Для обеспечения устойчивых конкретных образцов поведения Г.Салливан избирает понятие динамизмов. Это упорядоченные трансформации энергии (непосредственные действия). Г.Салливан говорит, что динамизм – примерно то же, что и привычка. Очевидно, это понятие близко к стилю поведения. Динамизмы делятся на два класса: 1) связанные со специфическими участками тела, посредством которых осуществляется взаимодействие со средой через механизмы центральной нервной системы (рот, анус, гениталии); 2) связанные с напряжениями: а) рассогласовывающие – все деструктивные образцы поведения, связанные с озлобленностью; б) изолирующие – не относящиеся к межличностным отношениям; например, сексуальное влечение; в) согласовывающие – полезные (близость и Я-система). Таким образом, динамизм Г.Салливан рассматривает не только как поведенческую реакцию, но и как физиологические процессы, т.е. относит его к поведению в очень широком смысле слова.

К паттернам могут добавляться новые черты, не изменяющие паттерн. Динамизмы, в большинстве своем, предназначены для удовлетворения базовых потребностей организма. Однако есть динамизм, возникающий и в результате тревоги. Это Я-динамизм, используемый человеком для ее избегания (снижения), способ контроля за своим поведением, его защиты. Это формы поведения "Я-хороший", одобряемые другими, и "Я-плохой", как запрещаемые (отвергаемые).

Поведение, с точки зрения А.Фрейд, в согласии с позицией З.Фрейда, носит защитный характер. А.Фрейд подробно останавливается на раскрытии защитных механизмов в поведении. Защитные механизмы понимаются как препятствия в проявлении бессознательных инстинктов в поведении. Защитные механизмы (защиты) А.Фрейд рассматривает как бессознательные механизмы поведения, реализующиеся в соответствии с индивидуальной природой "Я". А.Фрейд описывает защиты, возникающие в соответствии с индивидуальными особенностями, провоцирующими тревогу. К описанным З.Фрейдом защитным механизмам А.Фрейд добавляет ряд новых – изоляция (эмоциональное отстранение при осознании опасности угрозы); отрицание – отрицание угрожающих факторов, смещение – замена (изменение негативных тенденций более гармоничными и привлекательными); уничтожение – ликвидация предшествующего действия последующим; формирование – замещение в сознании импульса его противоположностью (Фрейд А., 1977, 1993). Данные защитные механизмы приняты представителями психоанализа в качестве дополнения к перечню защитных механизмов З.Фрейда (Овчаренко В.И., 1994).

Э.Эриксон подробно рассматривает, каким образом происходит разрешение кризиса на каждой стадии развития, уделяя внимание конкретным стилям поведения. Это "методы" конкретных действий, позволяющие достичь "позитива" "базовых сил": в младенчестве это получение и прием вовнутрь того, что дают ("инкорпоративные методы"); в раннем детстве это удержание и отъединение (в соответствии с подходом З.Фрейда, данный метод соотносится с анальной стадией развития); в дошкольном возрасте – "вторжение и включение", связанные с "завоеванием" ребенком окружающего мира посредством игры; в школьном возрасте – работа и ее выполнение. Это последняя стадия развития, по отношению к которой подробно описывается метод действия. Можно видеть, что по мере удаления в своем развитии от момента рождения влияние инстинктов, включающихся во взаимодействие с окружающей средой, на поведение уменьшается. Методы действий, соответствующие более поздним стадиям развития, Э.Эриксоном специально не описываются. В соответствии с общей тенденцией развития нарастает влияние социальных факторов.

Развитие личности

Представления о развитии личности представителей рассматриваемого направления весьма разнообразны, отличаясь сосредоточенностью на каком-то одном аспекте развития, в чем и видится их ограниченность.

З.Фрейд акцентирует внимание на психосексуальном развитии. Такой выбор предмета анализа обусловливается признанием изменений в предметах желаний и способе их удовлетворения как центральных моментов в развитии личности. Соответственно, З.Фрейд рассматривает фазы развития, характеризующиеся разными способами получения сексуального удовольствия. Первые пять лет жизни определяют формирование личности. В течение этих пяти лет выделяются: 1) оральная фаза, длящаяся в течение первого года: еда рассматривается как главный источник удовольствия; 2) анальная фаза, длящаяся в течение второго года: удовольствие связывается с удовлетворением потребностей в выделении во время обучения навыкам пользоваться туалетом; 3) фаллическая фаза, длящаяся с трех до пят лет, характеризуется получением удовольствия, связанного с функционированием гениталий. Это детская эротическая активность, мечты, фантазии, проявляющиеся в эдиповом комплексе, в желании владеть матерью и отстранить отца у мальчиков и владеть отцом и отстранить мать у девочек.

Затем следует латентный период, когда сексуальность не развивается. Заключительная – генитальная – фаза наступает при достижении половой зрелости, когда формируется и реализуется гетеросексуальность.

А.Фрейд рассматривает развитие защитных механизмов от более примитивных к более зрелым в индивидуальном и историческом масштабе, предполагая, что существуют более "древние" защитные механизмы. Однако в связи с неясностью действительных закономерностей развития и формирования защит предпочтение отдается анализу защит в настоящем, в аспекте конкретной ситуации, а не в прошлом. А.Фрейд уделяет внимание закономерностям формирования характера, описывая явление постоянной защиты. Развивая идеи В.Райха, А. Фрейд присущие человеку позы, способы поведения понимает как остатки сильных защитных механизмов, включавшихся в прошлом. Оторвавшись от конкретных ситуаций, они превратились в постоянные черты характера, т.н. "бронь характера".

Ребенок, в сущности, рассматривается как незрелый взрослый, инфантильное существо, с незрелыми влечениями и интеллектом. О качественной специфике внутреннего мира ребенка здесь речь не идет.

Г.Салливан выделил шесть стадий онтогенетического развития, каждый из которых сопровождается существенными изменениями личности, в результате изменения ситуации межличностных отношений. Либидо как фактор развития у Г.Салливана, в отличие от З.Фрейда, не носит всеобъемлющего характера, хотя и влияет на развитие. (Цит. по: Фрейджер Р., Фейдиман Д., 2002).
       
Периодизация развития личности по Г.Салливану:

1. Младенчество (0-2 года):
А) Важные люди: мать
Б) Межличностный процесс: ласка
В) Личностные образования: мать-хорошая, мать-плохая, я-хороший, я-плохой.

2. Детство (2-6 лет)
А) Родители.
Б) Обеспечение безопасности с помощью воображаемых товарищей.
В) Синтаксический язык.

3. Ювенильная эра (имеет особое значение,  6-8,5 лет)
А) Друзья, равные по статусу.
Б) Ориентация к жизни среди равных людей.
В) Соперничество, компромисс, сотрудничество.

4. Предъюношеский период (8,5-13 лет)
А) Один друг.
Б) Близость.
В) Уважение равных по статусу людей и привязанность к ним.

5. Ранняя юность (13-15 лет)
А) Несколько друзей.
Б) Близость и сексуальное влечение, направленные на разных людей.
В) Баланс сексуального влечения, близости действий, обеспечивающих безопасность.

6. Поздняя юность (15 и далее)
А) Любовник.
Б) Сочетание близости и сексуального влечения.
В) Открытие себя  и "реального" мира.

Седьмой период  (зрелость) – результат трансформации из животного в человека благодаря межличностным отношениям. Как и в концепции З.Фрейда, развитие завершается при достижении половой зрелости.

Эпигенетическая модель стадий развития Э.Эриксона наиболее подробно описывает жизненный цикл, охватывающий детство, зрелость и старость. Развитие – процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, в отличие от представлений З.Фрейда. Э.Эриксон рассмотрел восемь стадий развития, во многом аналогичных стадиям психосексуального развития З.Фрейда. Однако Э.Эриксон меньше сосредоточивает внимание на биологических (сексуальных) сторонах развития, предпочитая развернутое описание психосоциального конфликта (первоначально между ребенком и родителями).

Первые четыре стадии соответствуют описанным З.Фрейдом стадиям психосексуальнго развития, во время которого направленность сексуального влечения изменяется от аутоэротизма к внешнему объекту. Однако Э.Эриксон показывает, что наряду с психосексуальным протекает развитие эго, во время которого изменяются взаимоотношения с собой и социальной средой. Каждая стадия развития сопровождается рядом психологических характеристик – "сил", которые могут быть позитивными или негативными в зависимости от результата разрешения кризиса.

Итоги эпигенетической модели развития личности
          
Периодизация развития личности по Э.Эриксону:

I. Орально-сенсорная (от рождения до 1 года) (младенчество):
А) Психосоциальные кризисы: базисное доверие против базисного недоверия
Б) Радиус значимых взаимоотношений: личность матери
С) Базовые "силы": надежда.

II. Мышечно-анальная (1-3 года) (раннее детство):
А) автономия против стыда и сомнения
Б) родители
В) воля

III. Локомоторно-генитальная (3-6 лет) (дошкольный возраст):
А) инициативность против чувства вины
Б) семья
В) намерение

IV. Латентная стадия (6-12 лет) (школьный возраст):
А) трудолюбие против неполноценности
Б) соседи, школа
В) компетентность

V. Подростковый возраст и ранняя юность (12-19 лет):
А) идентичность против спутанности идентичности (ролевого смешения)
Б) группа сверстников
В) верность

VI. Ранняя взрослость (20-25 лет):
А) интимность против изоляции
Б) партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество
В) любовь

VII. Взрослость (26-64 года):
А) генеративность против стагнации
Б) разделение труда и ведение домашнего хозяйства
В) забота

VIII. Зрелость (65 лет –смерть):
А) интеграция против отчаяния
Б) человечество, "свой круг"
В) мудрость


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру