«Объектная» модель личности в ортодоксальном и близких к нему психоаналитических подходах

Норма и патология личности

С точки зрения классического психоанализа, личность нормальна настолько, насколько она приспосабливается к окружающей среде. В связи с этим границы между нормой и патологией расплывчаты. "Патологичным" быть "нормально", вопрос заключается лишь в реализации инстинктов "цивилизованным", приемлемым обществом способом (например, в психоаналитическом сеансе или включением более зрелых защит, более гибких стратегий поведения).

Согласно позиции З.Фрейда, страдание, конфликты, психологические проблемы естественны, т.к. кроются в противоречии между природой человека и требованиями социума (1992). Таким образом, проблема нормы и патологии З.Фрейдом практически не ставилась – свойства невротической личности, которые З.Фрейд обнаружил в результате клинических наблюдений, были им перенесены на личностные закономерности в целом (например, определяющая роль сексуального влечения, бессознательность поведения и его защитный характер, жизнедеятельность по принципу разрядки напряжения).

С точки зрения Г.Салливана, норма и патология определяются межличностными отношениями и могут быть поняты только в контексте социальной среды. Фактически Г.Салливан не проводит грани между нормой и патологией, полагая, что психические отношения связаны с теми же межличностным проблемами, которые решают и здоровые люди. Поэтому и все "нормальные" люди в той или иной мере обладают теми же отклонениями, которые выявляются у психически больных.

Исследуя причины шизофрении, Г.Салливан пришел к выводу о существовании двух ее форм, в зависимости от обусловленности органическими причинами или социальными. Появлению второй часто предшествуют диссоциированные реакции (тревога и связанные с ней низкая самооценка, чувство одиночества). С целью защиты от тревоги человек выстраивает тщательно продуманную  Я-систему, которая становится все более устойчивой, способствуя все более глубокому погружению во внутренний мир. Это сопровождается ростом паратаксических форм мышления. В сущности, это универсальный процесс развития патологических отклонений, в том числе у "нормального" человека.

С точки зрения А.Фрейд, защиты естественны, "нормальны" для человека вследствие неизбежности конфликта эго с инстинктами и с санкциями общества. Поскольку эго борется и с ид, и с внешним миром, наличие невротических симптомов означает поражение эго в этой борьбе, его неблагополучие; отсутствие невротических симптомов свидетельствует о достижении равновесия, гармонии между тремя составляющими личности. Как и З.Фрейд, А.Фрейд среди защитных механизмов выделяет в большей или меньшей степени свойственные "нормальному" разрешению конфликта. Например, сублимация более характерна для зрелой личности, регрессия – для менее зрелой. Однако А.Фрейд указывает на необходимость соотношения эффективности защит с теми ситуациями, в которых они формируются, и определения их "нормальности" по способу выхода из конфликта, т.е. по степени гибкости поведения.

Постоянное использование одного и того же способа защиты при столкновении эго с конкретным инстинктом ведет к так называемому формированию симптома, означающему появление компромисса между ид и эго. Тем самым А.Фрейд развивает еще выдвинутую З.Фрейдом идею формирования вторичного симптома (так, истерия соотносится с вытеснением, невроз навязчивых состояний – с изоляцией, уничтожением).

Э.Эриксон, возможно, более подробно описал позитивные достижения, соответствующие каждой стадии развития. Это отмеченные выше "базовые силы", "добродетели", способствующие позитивному росту, развитию при условии успешного разрешения кризиса. "Базовые силы" врожденны, активизируются при прохождении кризиса. В случае неудачного прохождении через кризис в действие приводится негативный полюс сил, противоположность позитивному. В действительности, Э.Эриксон нормой считал не выраженность позитивного полюса "сил", а их "сбалансированную пропорцию", некоторое равновесие между полюсами, представляющими крайности развития.

Методология и методы исследования личности

Психоанализ основывает свои построения на методологических позициях психического детерминизма. Всякое психическое явление, любое поведенческое его проявление имеет значение, для каждого из них есть повод(ы); все явления психического тесно взаимосвязаны. Методы относятся к практике психоанализа или к изучению биографий. Выявленная с помощью этих методов личность во многом предстает как неисправимый сексуальный маньяк, существо агрессивное и нервное, беспомощное перед своей биологической природой и общественными требованиями.

Методы исследования, направленные на выявление бессознательного психического, предложены в тесной связи с клинической практикой психоанализа и носят неэкспериментальный характер.

З.Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, основываясь на катартическом методе ("разговорном лечении"), разработанном Й.Брейером при лечении истерии. Метод свободных ассоциаций представляет собой реконструирование прошлого на основе довольно хаотичных вербализаций в настоящем. Наиболее интересовали З.Фрейда при этом воспоминания о детских переживаниях. Он полагал, что поскольку каждое психическое состояние связано с предшествующим, существует цепь ассоциаций, которую следует выявить. Процедура применения метода свободных ассоциаций состоит в том, что пациент, по просьбе психоаналитика, произносит все, что приходит на ум, сколь нелепыми не казались бы появляющиеся мысли, без попыток поддерживать осмысленную беседу. Психоаналитик пассивно слушает, изредка вставляя вопросы. В отличие от метода катарсиса, поток ассоциаций не останавливается с появлением болезненного симптома (1989).

Метод анализа сновидений вытекает из предыдущего, по процедуре не отличаясь от него. Пересказ сновидений и возникающие в связи с этим ассоциации позволили З.Фрейду выявлять "первичный процесс", снимая напряжения посредством создания образа желаемого. В сновидениях высвобождаются неосуществленные желания, и тем самым сновидения обретают защитную функцию.

Метод анализа "переноса"– интерпретация психического состояния пациента по его переносу на психоаналитика отношения к значимому человеку, вплоть до приписывания качеств характера и даже внешности (1997).

З.Фрейд положил начало патографическим исследованиям биографий (Леонардо да Винчи, Вудро Вильсона, Ф.М.Достоевского, Микеланджело и др.) с позиций психоанализа (1995).

В качестве исследовательского метода Г.Салливан избирает "психиатрическое интервью", представляющее собой метод соучаствующего наблюдения. Все остальные методы он относил к второстепенным, т.к. в процессе работы с больными шизофренией им было обнаружено, что другие методы повышают уровень тревоги, в том числе метод свободных ассоциаций. "Психиатрическое интервью" характеризуется межличностной ситуацией, возникающей между психотерапевтом и пациентом. Интервью имеет четыре стадии: 1) формальное начало - спокойное наблюдение; 2) рекогносцировка – выявление проблем пациента с помощью вопросов о прошлом, настоящем и будущим; постепенное введение в свободное ассоциирование; формирование гипотез; 3) "тщательное расследование" – проверка правомерности гипотез; 4) завершение – выведение заключения.

Интервьюер должен поддерживать свою соучаствующую позицию, в том числе реципрокной (общей) эмоцией, постоянным взаимным отражением чувств. Это важно, если процесс коммуникации ухудшается из-за усиления тревоги пациента.

А.Фрейд, занимаясь детским психоанализом, стремится модернизировать методы классического анализа, критически относясь к разработке принципиально новых приемов (например, к наблюдению за детской игрой, предлагаемому М.Клейн, и упрощенной интерпретации ее как аналогии свободных ассоциаций). Так, М.Клейн перерыв в игре объясняется аналогично сопротивлению в свободном ассоциировании. Особенности игры выявляют специфику симптома. При этом ребенок невольно выдает свои секреты. По тому, какие защиты использует ребенок в поведении, можно понять "оно". Так же анализируются детские фантазии, сны и процесс рисования.

С точки зрения А.Фрейд, метод свободных ассоциаций использовать затруднительно, как и анализ переноса, который не происходит из-за глубокой вовлеченности психоаналитика. Предпочтительны толкование сновидений и детских фантазий, а также любых форм совместного общения, в том числе в рисовании, особенно когда ребенок может рассказать о своих переживаниях.

Э.Эриксон выступил в качестве создателя психоистории – объяснения исторических событий и явлений посредством психоанализа и историко-социологического подхода ("Молодой Лютер", 1958). Э.Эриксон развил также метод психобиографии – психоанализа конкретного человека и соответствующего жизнеописания  (М.Лютера, М.Ганди, М.Горького, Ф.Ассизского и др.) Наконец, к исследовательским методам Э.Эриксона относится анализ клинических случаев в процессе проведения сеансов психоанализа в созданной им версии.

Психологическая помощь личности

Отличительной чертой данных методов помощи служит насильственная стимуляция психической деятельности пациента, "выдавливание" из него ассоциаций, заранее полагая, что они дурно характеризуют человека и должны быть искоренены. При внешнем сходстве с исповедью (раскрывается негативное прошлое человека) психоаналитический сеанс существенно отличается от нее: речь идет о спонтанных неосознанных, "неотработанных" высказываниях, а не о сознательном добровольном раскаянии, которое может послужить исходным моментом духовного возрастания. Это полное подчинение психоаналитику, подчинение его воле, превращение в полного "объекта" его манипуляций.

Психологическая помощь личности, в соответствии с концепцией З.Фрейда, осуществляется в процессе курса психоанализа. Часто он длится годами и представляет собой серию длительных психоаналитических сеансов. Цель практики психоанализа – облегчение психического состояния человека, неизбежно переживающего в течение всей жизни внутри- и межличностные проблемы и конфликты, установка оптимального уровня функционирования эго. Таким образом, "лечение" предполагается только симптоматическое, не устраняющее суть конфликта, что в рамках данного подхода принципиально невозможно.

В ходе психоаналитических сеансов пациент должен осознать бессознательные переживания прошлого, что принесет ему чувство облегчения. Психоаналитик помогает осуществить процесс осознания, побуждая к воспоминаниям. Он занимает отстраненную позицию, не демонстрирует личного отношения к пациенту, что делает возможным перенос личных его проблем на психоаналитическую ситуацию. Помимо стимуляции хаотичных воспоминаний, роль психоаналитика состоит в последующем объяснении искаженных или отрицаемых при воспоминаниях переживаний. Процесс осознания автоматически сопровождается улучшением состояния. Понимание причин невротических симптомов влечет за собой попытки по-новому вести себя.

Метод психологической помощи у Г.Салливана неотъемлем от исследовательского метода в едином психотерапевтическом процессе - соучаствующего наблюдения. Обязательным условием является терпение, понимание, наблюдательность, эмпатия. Построение взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом способствует снижению уровня тревоги и взаимодействию на синтаксическом уровне. Главную задачу психотерапии Г.Салливан видел в улучшении взаимоотношений пациента и с людьми, поскольку именно в этом полагал и причину психического расстройства. Улучшение взаимоотношений влечет за собой установление синтаксических связей с людьми. Внимание следует сосредоточивать на замене рассогласовывающих мотиваций согласовывающими, что позволяет удовлетворять потребности и обрести чувство безопасности. Поэтому пациент должен осознать, что только в обычных взаимоотношениях он может обрести психическое здоровье, для включения в которые необходимо в какой-то мере пожертвовать своей безопасностью. Психотерапевт не должен, несмотря на соучастие, устанавливать дружеские отношения: необходима некоторая отстраненность, чтобы объективно оценить межличностные проблемы пациента.

Метод психологической помощи у А.Фрейддетский психоанализ. Его особенности: отсутствие у ребенка сознания болезни, добровольного решения и воли к выздоровлению. Чтобы преодолеть их, необходим подготовительный период ("дрессировка") до начала анализа (А.Фрейд, 1996). Это установление контакта. О себе ребенок может рассказать немногое, поэтому анамнестические сведения собираются у родителей. Толкование сновидений детей аналогично таковому у взрослых. Кроме того, это анализ детских фантазий, "снов наяву", а также рисования. Однако ребенок не склонен давать словесные ассоциации, поэтому анализ детских воспоминаний невозможен. Психоаналитик, работая с детьми, не может быть отстраненным, поэтому перенос не происходит, и аналитик должен особое внимание уделить "домашнему окружению", "домашней среде" ребенка. Тем не менее, изоляция на время психоанализа от семьи нежелательна, т.к. отчуждает от нее ребенка. Детское "сверх-Я" еще тесно связано с окружающим миром, особенно с родителями. Поэтому авторитет аналитика должен быть выше, чем родительский. Задачи приходится решать противоположные – анализировать и воспитывать, "позволять и запрещать". Поскольку детский психоанализ очень сложен, и многое зависит от дальнейшей позиции родителей, то желательно, чтобы он проводился с детьми психоаналитиков.

Преимущества детского психоанализа перед взрослым в краткости жизни ребенка, краткости обратного пути в воспоминаниях; работа с живыми лицами, важными для ребенка, не искаженными воспоминаниями о них; кроме того, ребенку легче представить благоприятную окружающую среду, к которой он мог бы приспособиться. Безусловно, А.Фрейд обладала незаурядными способностями установления контакта с ребенком, однако, по сути,  качественного отличия от взрослого она не заметила. Ребенок воспринимался лишь как недоразвитый взрослый.

Э.Эриксон модифицировал процедуры психоанализа в соответствии с пересмотром некоторых положений классического психоанализа. Большое внимание уделил позиции психоаналитика, который должен сознательно относиться к явлениям переноса и контрпереноса (перенесения психоаналитиком на пациента отношения к значимым людям) в процессе психоанализа. Э.Эриксон дал новую формулировку "золотого правила" поведения: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". В интерпретации Э.Эриксона оно стало следующим: "Поступай с другими так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе". Таким образом, согласно позиции Э.Эриксона, взаимоотношения психоаналитика и пациента в действительности выходят за рамки отношений "врач-больной", оба они в процессе психоанализа развиваются как личности.

Придавая особое значение идентичности, Э.Эриксон создал новые психотерапевтические методы, направленные на ее развитие.

Типология личности

Типологии личности в работах авторов, описывающих данную модель личности, выглядят как типологии характера как различные совокупности черт в зависимости от представления о фиксации конфликта на определенной стадии онтогенетического развития.

Типология личности З.Фрейда представлена типологией характера в соответствии с идеей фиксации неразрешенных конфликтов в процессе психосексуального развития. Фиксация - это соответствующие стадии психосексуального развития особенности психической организации и поведения, которые сохраняются в качестве главных у взрослого после полового созревания. Типы характера охватывают совокупность черт взрослого. Каждому типу соответствуют определенные защитные механизмы. Оральный характер: типичные черты в континууме доверчивости -подозрительности, восхищенности - завистливости, манипулятивности - пассивности; типичные защиты - проекция, интроекция. Анальный характер: типичные черты - в континууме скупости - щедрости, организованности - рассеянности, упрямства - покорности; типичные защиты - интеллектуализация, формирование реакции, изоляции, запрещение. Фаллический характер: типичные черты в континууме самовлюбленности - ненависти к себе, элегантности - простоты, целомудрия - неразборчивости в сексуальных связях; типичная защита - вытеснение. Генитальный характер: типичные черты свидетельствуют о полной социализации, гармоничной адаптации и успешной деятельности; типичная защита - сублимация. Таким образом, индивидуальные различия определяются особенностями сексуальных инстинктов и связанных с ними конфликтов.

Следуя за З.Фрейдом, Г.Салливан типы личности связывает с фиксациями конфликта на разных стадиях, но некоторые типы не укладываются в общую картину.  Это 10 "синдромов" (черт): самопоглощенная личность (фиксация конфликта в младенчестве), прототаксическое познание (деление людей на хороших и плохих); безнадежная личность (враждебность к другим; истоки кроются в подростковом возрасте, при ощущении враждебности к себе); негативистская личность (негативизм как способ получения одобрения; формируется на основе проблем детства, когда ребенок стремится привлечь внимание); неинтегрированная личность, или   заика (нарушение речи как главная черта); личность, одержимая амбициями (стремление к соперничеству, берущее начало в школьном возрасте); асоциальная личность (убежденность в том, что другие не могут ее оценить); неадекватная личность (отношения с другими строятся на зависимости); гомосексуальная личность (любовь только к представителям своего пола в результате конфликта в подростковом возрасте, когда это является нормой); вечный подросток (погоня за недостижимым идеалом). В типологии четко соотнесены с возрастным развитием первые два типа. Последние пять соотносятся с развитием после подросткового периода, т.к. в большей мере наполнены социальным содержанием.

А.Фрейд непосредственно не занималась вопросами типологии. С одной стороны, выступая, пожалуй, наиболее последовательным продолжателем классического психоанализа, А.Фрейд принимает типологию характера, представленную З.Фрейдом, в соответствии с представлением о фиксации конфликта на той ли стадии развития. С другой стороны, выводя склад, или "бронь",  характера из "остатков" сильных защит прошлого, А.Фрейд классифицирует черты характера, соотнося их с подробно описанными ею защитными механизмами. Отсутствие четкой типологии можно связать с особым вниманием к индивидуальной специфике организации личности в сочетании с конкретной ситуацией жизни как источником опасности и тревоги. Можно в определенном смысле говорить о типологии также в связи с разграничением более или менее адекватных (ситуации) защитных механизмов, более или менее зрелых защитных механизмов.

Э.Эриксон соотносил типы характера как совокупность черт, как и З.Фрейд, со стадиями развития и фиксациями конфликта в своей интерпретации. Подобно А.Фрейд, Э.Эриксон не рассматривает типологию в качестве предмета анализа, однако в разных контекстах к этому вопросу обращается. Развернутая "эпигенетическая карта" позволяет понять типологию характеров в зависимости от особенностей развития личности на протяжении всей жизни, предшествующей той или иной ситуации. Типы личности в подходе Э.Эриксона - не просто отдельные описания наблюдений, а взаимосвязанное единство. Личность, характеризующаяся той или иной "базовой добродетелью", обладает рядом конкретных черт, и отличается определенными особенностями развития, которые привели к фиксации на той или иной стадии. Так своеобразно сочетаются и взаимосвязываются возрастная и личностная типологии.

 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру